Методическая разработка -сценарий "У камелька"
методическая разработка (5 класс) на тему

Сценарий новогоднего праздника-концерта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий "У камелька"68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Дом детского творчества

«Левобережный»

Невского района Санкт-Петербурга

                           

СЦЕНАРИЙ

 МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА

«У КАМЕЛЬКА»

для родителей и учащихся

классов сольфеджио, фортепиано и сольного пения

Автор: Засорина Ольга Викторовна, 

                              педагог дополнительного образования

         

               

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Актуальность. Музыкально-литературный вечер «У камелька» является формой проведения промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам «Наш друг – фортепиано», «Общий курс фортепиано», «Звонкие голоса». Именно форма концерта создает комфортную атмосферу для творческого самовыражения и раскрепощения учащихся, тем самым позволяет придать промежуточной аттестации особую привлекательность. Сценарий мероприятия разрабатывается на основе индивидуальных репертуарных планов учащихся. Название «У Камелька» перекликается с названием одной из фортепианных пьес цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Музыкально-литературный вечер «У камелька» позволяет создать новогоднее настроение  и подарить творческий подарок для самых близких людей.

Цель: подведение промежуточных итогов обучения вокалу и игре на фортепиано посредством участия в  музыкально-литературном вечере.  

Задачи:

  1. Внедрение современных педагогических технологий;
  2. Формировать стремление активно участвовать в концертной деятельности.
  3. Формирование межпредметных умений учащихся, включающих в себя развитие регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных  качеств учащихся;
  4. Содействие развитию творческих способностей детей;
  5. Создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Условия и особенности реализации

Музыкально-литературный вечер «У камелька» адресован детям от 7 до 16 лет, их педагогам и родителям для подведения промежуточных итогов обучения вокалу и игре на фортепиано в творческой форме.  

Предварительные организационные мероприятия

  1. Подготовка и изучение репертуара;
  2. Подготовка аудиозаписей для сопровождения мероприятия;
  3. Разработка сценария;
  4. Создание компьютерной презентации;
  5. Репетиционная работа;
  6. Подготовка кабинета;
  7. Подготовка подарков и сувениров.

Литературный сценарий

Сценарий праздника «У камелька»

Звучит запись произведения П.И. Чайковского

«У камелька» из цикла «Времена года».

Ведущий 1:

Вот вновь на пороге самый желанный и всеми любимый праздник Новый год. Этот праздник один из самых весёлых и волшебных. Его принято считать семейным праздником. И, конечно, прекрасно, если в этот день за праздничным столом соберутся и стар и мал.

Удачи, счастья, благости,

Да праздничных хлопот,

Чтоб много-много радости,

Принёс всем Новый год!

Чтоб всем сопутствовал успех,

Улыбки без забот,

Чтоб мирным был для нас для всех,

Счастливый Новый год!

Ведущий 2:

Зима. По небу плывут серые снеговые тучи. Пушистыми хлопьями падают снежинки на землю, устилают ее белоснежным покрывалом. Сосны и ели тоже набросили тяжелые меховые шубы. В лесах и на полях торжественно, светло и тихо. Только кое-где снег рассыпан узорами звериных и птичьих следов.        

Музыкальную пьесу «У камелька» П. Чайковский посвятил январю месяцу. Камелек! Что-то очень уютное, домашнее. Так и видишь перед собой огонек в камине или печке. Глядя на него хочется мечтать о чём-то прекрасном, ощущая его тепло,  погружаться в сладкий сон.

Ведущий 1:

Музыка «У камелька» спокойная, неторопливая.  Похоже, что о чём-то рассказывает нам  негромкий голос. Может быть, собеседник делится своими воспоминаниями о чём-то дорогом.  А, может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка.

«Ведут ко мне коня…»

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит – то яркий свет льет,

То тлеет медленно – а я пред ним читаю.

Иль думы долгие в душе моей питаю.

                                                         (А.С.Пушкин)

Ведущий 2:

Начинаем наш концерт и по традиции открывают программу

Самые маленькие исполнители.

  1. Даниил Степанов Украинская народная песня.

  Ведущий 1:

Новый год – это сказка, это чудеса. Сразу вспоминается детство, а если уж говорить о любимых фильмах – то на память приходит фильм с необычайными чудесами, необыкновенно справедливый, с героиней удивительной чистоты и обаяния, и очень счастливым будущим. Догадались? Конечно – это Золушка. Сейчас прозвучит не менее известная песня из этого фильма – «Добрый жук».

  1. Софья Понамаренко – «Добрый жук» из к/ф «Золушка»  Спадаваееиа А.Э.    

 

Ведущий 2:

 На улице зима: красивая, белоснежная. А ведь совсем недавно от нас ушла осень со своим ярким оранжевым нарядом. Пьеса, которую мы сейчас услышим, напомнит нам о ней. Исполнит её Андреева Софья. Настроение музыки Сонечка передала и в своих рисунках (показ рисунков).

     3. Софья Андреева – «Дождик» И. Кореневская

 

Ведущий 1: Дети становятся старше – с каждым годом познают музыкальный мир. Изучают творчество композиторов, исполняют более сложные произведения.  

Эдвард Григ – один из ярких представителей эпохи романтизма. Большинству слушателей он известен, как автор, пожалуй, самого значительного и популярного произведения - музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт», например, «Утро» или необычайной по красоте «Песни Сольвейг». Григ прославил своим творчеством  Родину – Норвегию – воспевал ее необыкновенную природу, и множество произведений служит тому доказательством. Из всех жанров, в которых он творил все же любимыми и главными остаются песни и романсы.  

 4. Дана Иванова – «Лесная песнь» Э. Григ

Ведущий 2:

Рейнгольд Мирицевич Глиэр является продолжателем  традиций русской музыкальной классики, главным образом П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, композиторов "Могучей кучки". Для его произведений характерна широкая и выразительная мелодическая распевность.

Рондо

  1. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там рондами (от слов rondeau -- круг и ronde -- хоровод) назывались хороводные песни. Исполнялась ронда так: солисты-запевалы пели свою мелодию на разные строфы текста, а хор повторял припев, в котором не менялись ни слова, ни музыка. Вот от этих хороводов и ведет свое начало рондо -- особая форма построения музыкального произведения.

Начинается рондо с главной темы, которую называют рефреном (ее можно сравнить с припевом песни). На протяжении рондо этот припев возвращается не менее трех раз, чередуясь с другими музыкальными эпизодами.

5. Алиса Михайлова – «Рондо» Р. Глиэр

Ведущий 1:

Имя латышского композитора Раймонда Паулса хорошо известно в России. Раймонд Паулс - народный артист СССР, общественный  деятель – удивительный композитор, который написал много красивых, любимых песен в содружестве с лучшими поэтами-песенниками в 80 годы двадцатого века. С неменьшим успехом удавались композитору и детские песни, которые мы услышали в исполнении  ансамбля «Кукушечка». Песню из репертуара  этого детского коллектива  сейчас исполнит дуэт:

6.  Илья Саценко, Мария Харичева – «Колыбельная» Р. Паулс из к/ф «Долгая дорога в дюнах»

Ведущий 1:

Родиной романса является Испания, там в 12-14 веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов. Он соединил в себе приемы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном испанском языке. Отсюда и родилось название –  «романс».

В 18 веке жанр романса появился и  в русской музыке. В настоящее время под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно – вокальной музыки, включающие такие разновидности, как баллада, элегия, баркарола, серенада, песня – романс и т.д. Сейчас прозвучит необычное по содержанию произведение этого жанра на стихи А.Толстого.

7. Мария Харичева – «Острою секирой» А. Гречанинов

Ведущий 2:

Роберт Шуман

Роберт Шуман – был наиболее заметным представителем романтического искусства XIX века.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец,  а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста  импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман, больше чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу Романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм.

Произведения Шумана созданные для фортепиано представляли собой небольшие отрывки из маленьких пьес самых различных направлений, начиная от лирико-драматического, и заканчивая изобразительным и портретным стилем. Они были изнутри сцеплены друг с другом и составляли таким образом цельную сюжетную линию с психологическим подтекстом.

8. Анастасия Богатина – «Маленький романс» Р. Шуман

Ведущий 2:

Варламов Александр Егорович

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций.

Романсы и песни А. Варламова - яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен "Красный сарафан", "Вдоль по улице метелица метет" или романсов "Белеет парус одинокий",

Ведущий 1: Надо сказать, что романс «На заре ты ее не буди» занимает  достойное место в учебном репертуаре и на концертных площадках.

9.Дарина Богуцкая «На заре ты ее не буди» А. Варламов (вокал)

Ведущий 1: Вы убедились, дорогие друзья, насколько проникновенна музыка романса, что ее хочется и петь, и…играть, уносясь в атмосферу салонных вечеров, где можно просто непринужденно музицировать на радость себе и всем присутствующим. Итак, романс исполняет фортепианный дуэт.  

10. Дуэт Софья Андреева и педагог Засорина О. В.

     «На заре ты ее не буди» А. Варламов (фортепиано)

Ведущий 2:

Этюд - Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.

11. Филипп Фураев – Этюд К.Черни

Ведущий 1:

Исаак Осипович Дунаевский… Это имя знакомо старшему поколению прежде всего по старым фильмам – 30-40-х годов прошлого столетия: таких, как «Волга-Волга», «Веселые ребята». Ребята, вы наверняка встречались с музыкой композитора из к/ф «Дети капитана Гранта» - «Капитан, капитан…(детям предлагается допеть). Молодцы, ребята! Мелодии, которые тогда звучали с экранов,  незабываемы и любимы до сих пор, и потому что это  классика эстрадного жанра. Газета «Кино», написав о премьере фильма «Волга-Волга», утверждала: «Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма. «Но, - заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, - без этого фильма не было бы и музыки!» Вот такая тесная взаимосвязь. Действительно фильмы пронизаны песнями, симфоническими картинами, куплетами, музыкальными эпизодами, танцевальными ритмами.  Например, к фильму «Цирк» Дунаевским было создано более двадцати музыкальных произведений и сегодня прозвучит одно из них в исполнении дуэта.  

12. Даниил Вехов, Мария Харичева – «Сон приходит на порог» из к/ф «Цирк» И. Дунаевский (вокал)

Ведущий 2:

Ча́рдаш (венг. csárdás) — традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda — постоялый двор, трактир.

Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.

О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. Werbung — вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.

Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лассу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа: csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.

К тематике чардаша обращались в своём творчестве такие классические композиторы как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский и другие.

13. Денис Зуткис – «Чардаш» В. Коровицын

Вторая часть мероприятия предполагает развлекательную программу с новогодними сюрпризами для учащихся (в виде сувениров) и чаепитие учащихся, родителей и педагогов.

Методические рекомендации

Тематика данной формы проведения мероприятия может варьироваться в течение учебного года в зависимости от изучаемого программного материала.  Содержание музыкально-литературного вечера подбирается в зависимости от уровня подготовленности и возрастных особенностей детей.

Используемый реквизит

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Слайды с портретами композиторов;
  4. Магнитофон;
  5. Рояль;
  6. Аудиозаписи;
  7. Иллюстрации;
  8. Нотная литература.

Приложения (дидактические материалы)

Загадки для детей:

Проверяют звук и тон

Инструментом … (камертон)

Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Всё потому, что изучал

Искусство, что зовут ….(вокал)

Перед хором я стою,

Все молчат, а я пою

Кто же я? Что за артист?

Ну, конечно же…    (солист)

В нём четыре музыканта

Виртуоза и таланта,

Пропоют любой мотив.

Как зовётся коллектив?

                                        (квартет)

Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

                                        (ария)

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент,

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

                                            (гитара)

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет  

                                      (орган)

Викторина для родителей:

В руках талисман Нового года. Он достанется тому, кто правильно ответит на мой новогодний вопрос. В каком году были написаны строки всей известной песни «В лесу родилась ёлочка»?

(правильный ответ: 1903 год). (Автор Раиса Кудашева)

Назовите страну, где в качестве новогоднего подарка приносят кусочек угля.

(Англия)

Под каким знаком зодиака проходит встреча Нового года? (козерог)

В какой стране Новый год можно назвать праздником красных фонарей? (Китай)

Что объединяет горную дорогу и Праздник новый год? (серпантин)

Назовите имя русского драматурга, благодаря творчеству которого внучкой Деда Мороза стала Снегурочка. (Александр Островский)

Программа концерта:

  1. П.И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года».
  2. Украинская народная песня.
  3. Спадаваккиа А.Э. «Добрый жук» из к/ф «Золушка».
  4. Э.Глиэр Рондо.
  5. Р.Паулс «Колыбельная».
  6. А.Гречанинов «Острою секирой».
  7. Р.Шуман «Маленький романс».
  8. А.Варламов «На заре ты её не буди».
  9. К.Черни Этюд.

10.И.Дунаевский «Сон приходит на порог».

11.В.Коровицын «Чардаш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...