День чернильного орешка
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Карчёва Анастасия Сергеевна

Матиериал предназначен для курса страноведения Великобритании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_chernilnogo_oreshka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

День чернильного орешка

День чернильного орешка (Oak Apple Day) – это исторический праздник Великобритании, отмечаемый ежегодно 29 мая. Он также известен под названием День королевского дуба (Royal Oak Day) и посвящен реставрации монархии в 1660 году.

В результате Английской революции XVII века, также известной под названием Английская гражданская война, к власти пришел Оливер Кромвель. Он стал военным диктатором, объявив себя лордом-протектором.

Однако после его смерти сын Кромвеля отказался унаследовать власть. По просьбам народа, монархия в Англии была восстановлена. Был коронован Карл II Стюарт, старший сын короля Карла I. Он вступил на престол 29 мая 1660 года, в день своего тридцатилетия.

Парламент решил провозгласить день рождения и день вступления на престол короля Карла II государственным праздником. С дубом его связали в память о том, как Карл II прятался от военного патруля в ветвях дуба после поражения в битве при Вустере. Позже этот дуб назвали королевским.

В День королевского дуба было принято носить украшения из дубовых листьев в знак поддержки монархии. Несмотря на то, что праздник был формально отменен в 1859 году, в сельской местности его до сих пор отмечают в качестве народного праздника.

У кельтов дуб - это символ гостеприимства и защиты. Даже сейчас имя дуба можно встретить в названиях многих британских гостиниц и пабов. 
         У друидов Уэльса дуб был символом силы и выносливости, одним из самых почитаемых деревьев. Он служил напоминанием о том покровительстве, которое оказывает своим соплеменникам вождь, а также о безопасности его жилища для странников.
        
Кроме того, дуб - один из трех чудесных деревьев богини судьбы Эрин, которая, как Эриу, дала имя древней Ирландии. В ирландской легенде говорится, что в 1 веке нашей эры, во дворец короля Кенига (Conig) пришел однажды ангел, сотканный из света, он пришел с востока. И принес с собой ветку, на которой одновременно росли желуди, яблоки и лесные орехи. А тогда считалось, что три этих плода способны полностью удовлетворить все запросы человека. Ангел вручил королю по плоду, а двое старейшин - Финтан (Fintan) и Ястреб Ахилла, которые смогли пережить Всемирный Потоп, посадили эти плоды в землю, и тогда из них выросли Три Чудесных Дерева. Одно из них, Могучее Дерево Магна (Maghna), и было дубом, который по очереди приносил плоды желудей, яблок и лесных орехов.
        
Дуб - одно из самых почитаемых на земле деревьев, он является эмблемой древних и современных владык - как земных, так и небесных. В греческой мифологии первым деревом был именно дуб, и он дал начало всему человечеству.

И хотя дуб и стал символом гостеприимства, в то же время, его чаще, чем другие деревья, поражают молнии. Древние считали, что это такой канал, при помощи которого боги сходили к людям.

Дуб считали прямым воплощением богов в природе, а также проводником воли богов людям.

Он служил проводником в мир духа и открывал путь в небеса.

Круглый стол короля Артура был сделан из спила огромного дуба, который, как и сам Артур, считался магическим защитником Англии. Мерлин творил заклинания в дубовой роще, а в качестве магического жезла использовал самую верхнюю ветку дуба. Считали, что с помощью желудей можно установить связь с богами. Кроме того, их применяли в любовной магии. Во время празднования Майского дня персонаж, который назывался по-разному (Майский король, Дубовый человек, Зеленый Джек) искал свою королеву, танцуя на улицах в венке из дубовых веток и омелы.

Друиды использовали дуб во всех своих церемониях в качестве магического дерева, но особенно это касалось праздников солнцестояний и солнцеворотов.
        
21 июня, в день летнего солнцестояния, когда могущество Солнца достигало апогея, - дуб становился воплощением солнечной силы и способности солнца ускорить созревание всех даров природы. Считалось, что в это время заключается священный брак между небом и землей, брак между богом солнца и богиней земли.

Издревле дуб связывали с огнем. В качестве топлива на Иванов день всегда использовали ветки дуба. В этот день приносили в жертву короля Возрастающего года, то есть дуб.

Единственная слабость дуба - недостаток гибкости, поэтому дерево непременно теряет ветки во время урагана.

Одни из самых важных текстов в европейской истории, включая Великую хартию вольностей, теории Ньютона и произведения Моцарта, были написаны с помощью дуба. Точнее чернил, сделанных из галл на дубовых листьях, также называемых чернильными орешками. Лист, покрытый таким веществом, способен выделять черный пигмент, называемый танином.

         Дуб был священным деревом для многих индоевропейских народов и потому, что традиционно ассоциировался с громом и молнией, и потому, что очень часто ютил на себе священную омелу. Ему глубоко поклонялись друиды, равно как и язычники-скандинавы и кельты. Он входил в число "Семи благородных деревьев" ирландского законодательства (шесть других - яблоня, черная ольха, береза, лесной орешник, остролист и ива), за уничтожение которых налагался штраф в размере одной коровы. Также и в законодательстве остроготов - он "хранил мир", и валить его запрещалось.

Представление о том, что нехорошо и даже греховно спилить дуб, особенно такой, на котором растет омела, существовало на протяжении многих веков.

          У Келли есть рассказ о том, как в 1657 году в Норвуде повалили омелоносящий дуб. Человек, срубивший его, сломал ногу, и все имевшие отношение к этому делу повстречались с неудачей, включая лондонских фармацевтов, купивших омелу.

         Близ Осуэтри стоял очень древний дуб, который традиция связывала со святым Освальдом; его считали священным и не наносили ему никакого вреда на протяжение всей его долгой жизни. Шарлотта Берн сообщает, что срезавшего с него ветвь ожидали, по всеобщему убеждению, пожар, болезнь или смерть; когда в 1824 году по приказу хозяина поместья его спилили, местное население в ужасе ожидало, что на головы всего прихода обрушится кошмарное несчастье.

Обри в "The Natural History..." отмечает, что "когда валят дуб, он издает нечто вроде крика или стона, который слышен на милю вокруг, как если бы плакал живой дух дерева. Э. Уайлд, эсквайр, слышал его несколько раз".

         Дуб - дерево громовое, некогда священное древо Тора, и потому считается, что он защищает от молнии и грома. Принято считать, что в него никогда не попадает молния (хотя на самом деле иногда попадает) и под ним безопасно сидеть в грозу. Его ветви или желуди, хранимые в доме, предохраняли от молнии и дом. Когда в моде были опускающиеся жалюзи, шишечки на концах веревок, за которые их опускают, делали в форме желудя - именно по этой причине. Но если в дуб все же ударяла молния, то его древесина приобретала дополнительные защитные свойства. Ш. Берн в "Фольклоре" (том 7, 1896) пишет, что примерно тремя годами ранее такое произошло в Нидвудском лесу близ Хенбери, и тогда "люди со всей округи приходили, чтобы взять кусочек пораженной молнией древесины, которая станет охранять их дома от подобного же несчастья".

Дубы защищали тех, кто сидел под ними или носил на себе их листья, также и от колдовства и злых сил.

         В языческие времена под определенными одиноко стоящими дубами заключались браки - эти деревья так и называли "брачными дубами". Церковь, естественно, запретила этот обычай, но местами его следы еще долго сохранялись. Новобрачные, желая получить "и от наших, и от ваших", прямо по окончании венчальной службы спешили с церковного крыльца под свадебный дуб, чтобы проплясать три раза вокруг него и вырезать на нем крест. В Брэмптоне, графство Камберленд, до середины прошлого века сохранялся брачный дуб. Хотя, разумеется, в столь просвещенные времена никто уже не приходил к нему для совершения брачной церемонии, смутные представления о его счастливом воздействии на новобрачных сохранялись до самого конца, и когда его, наконец, спилили, это вызвало большое разочарование среди местного населения.

         Вдоль границ многих старинных приходов растут одинокие дубы - где-то один, где-то больше. Их обычно называют Евангельскими дубами, и многие местные названия заставляют предполагать, что раньше их было много больше, чем сейчас. Существовал обычай во время молитвенной процессии Всех святых, проводимой трижды на неделе перед Вознесением, останавливаться под каждым из пограничных деревьев для короткой службы, включавшей в себя чтение того или иного отрывка из Евангелия. Возможно, это единственное сохранившееся в чисто христианской церемонии воспоминание о почитании, когда-то воздаваемом грозовому дереву.
        Желуди и чернильные орешки (наросты на листьях дуба) тоже имеют свое место в народных верованиях.
Чернильные орешки стали символом роялистских симпатий после 1660 года, и их следовало нацеплять на себя в день восстановления на троне Карла II 29 мая, который так и называется "днем чернильного орешка" или "днем королевского дуба". Лица, обнаруженные в этот день без них или без дубовых листьев, подлежали порке жгучей крапивой. Червяк или паук, найденные в чернильном орешке, - плохая примета. Первый означает для нашедшего нищету, второй - болезнь. Желуди носили на себе как амулет для сохранения молодости. Молодежь, желая знать, дойдет ли у них с зазнобой дело до свадьбы, поступала так: брали два желудя, называли их именами соответствующей пары и бросали в таз с водой. Если они плавали вместе, свадьба была на мази, а если расплывались в стороны, то зазноба окажется неверна или что-то другое помешает свадьбе.

         В семнадцатом веке желуди использовали и в несколько менее романтических целях. Выгнанную из них жидкость давали невоздержанным в питье, либо чтобы помочь им сдержать неодолимую тягу к чарке, либо чтобы излечить от последствий беспробудного пьянства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Как щёлкать орешки по физике!"

Элективный курс "Как щёлкать орешки по физике!"...

Рисование петуха чернильной ручкой в стиле НеоПопРеализм для уроков в 3, 4, 5, 6 классе

План урока рисования Тема: Рисование петуха чернильной ручкой в стиле НеоПопРеализм Урок изобразительного искусства Данный конспект подходит для уроков в 3, 4, 5, 6...

Открытый урок в 5 классе "Грамматические орешки"

Цель урока: систематизация, повторение и закрепление материала по морфемике и морфологии.Тип урока: обобщающее повторение и систематизация знаний учащихся.Форма урока: традиционный урок с элементами т...

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «TINTENHERZ» («ЧЕРНИЛЬНОЕ СЕРДЦЕ») КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

В наше время трудно переоценить влияние компьютерных технологий на современное общество. Информационное пространство, органично вплетающееся ежедневно во все сферы человеческой деятельности, оказывает...

Интегрированный урок (французский язык и музыка) "Три орешка для Золушки", 3 класс.

Аннотация квнеклассному интегрированному мероприятию«Три орешка для Золушки» (музыка, французский язык). Класс: 3 классТема: «Три орешка для Золушки»Тип мероприятия: обобщающий, театрализова...

Сценарий для праздника «День здоровья!», посвященный праздникам «День воспитателя и всех дошкольных работников» и «День учителя!»

Цель: • Сформировать у коллектива потребность в здоровом образе жизни.• Сплочение коллектива.• Задачи: • Способствовать укреплению здоровья.• Пропагандировать здоров...

Дистанционный социально-патриотический проект «День Памяти! День Мира! День Победы!», посвященный 75-летию Победы

В 6 «А» классе подведены итоги дистанционного социально-патриотического проекта «День Памяти!  День Мира! День Победы!», посвященного 75-летию  Победы советского наро...