Программа объединения дополнительного образования «Бумажное царство»
рабочая программа по теме

Медянцева Виолетта Георгиевна

Программа объединения дополнительного образования  «Бумажное царство» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение ВАО

Средняя общеобразовательная школа № 634

Программа объединения дополнительного образования

«Бумажное царство»

Педагог дополнительного образования Медянцева В.Г.

Программа утверждена методсоветом школы  № 634

Председатель методсовета    _______________________Соловьева Л.П.

 

г.Москва

2013-2014 уч.год

БУМАЖНОЕ ЦАРСТВО

Пояснительная записка

   Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Образовательная программа— есть итог планомерной, последовательной и целенаправленной работы над созданием и внедрением в практику полезного во всех отношениях занятия ручным трудом с включением в данную деятельность таких познавательных процессов, как интеллектуальное творчество и изобретательское мышление.                                                                  Апробация образовательной программы велась в течение нескольких  лет во многих детских коллективах в системе дополнительного образования детей – в учреждениях культуры и образования, в детских оздоровительных лагерях. Методика отрабатывалась тщательно, всесторонне, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей данным видом творчества. Программа успешно адаптирована в систему дополнительного образования детей и имеет все основания для своего дальнейшего развития и перспективного роста.

Предлагаемая  программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами,конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг).

На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

«Бумажное царство» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Сроки реализации программы: 1 год (72 ч).

Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 2 часа

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы с 9 лет.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой,воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное ианалитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ. А также различные методы обучения:

- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств,принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Мир из бумаги», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Средства обучения:

- методические пособия и книги по оригами;

- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;

- инструменты, материалы и принадлежности

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Предполагаемые результаты работы

Уметь организовывать свое рабочее место.

Овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги.

Знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

Уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

Работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности

Знать историю возникновения техники оригами.

Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Уметь четко работать с инструментами.

Уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, мозаики.

Овладеть навыками культуры труда.

Улучшать  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.

Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие. Организационный день

2

2

2

Основы технологического процесса оформления работ по видам бумажного творчества. Элементы заготовки гофрополос, бумажных полос, модулей.

4

1

3

3

Модульное оригами:                                              Модуль «Трилистник»                                             Модуль «Супершар»                                                Модуль «Треугольник» 

44                          4                        8

32

3                                       1                                            1                                        1

41                                     3                                       7                                          31

4

Знакомство техникой и видами квиллинга

 Простые элементы и модели квиллинга

 Трехмерные модели

 Двухмерные модели

 

 Оригами и квиллинг. Объединенные модели

20

4

2

2

12

3

1

1

1

17

3

1

1

12

5

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

10

62

 Содержание программы

 Введение (2 час). История  бумаги. Виды бумаги. Знакомство с инструментами и материалами.

безопасности (1 час). Инструктаж по охране труда. Правила пользования инструментами и приспособлениями. Правила поведения на занятии.

1.Тема: Вводное занятие. Знакомство с детьми, с содержанием работы мастерской, техникой безопасности. 2час

Задачи:

  1. Познакомить детей с содержанием предстоящей деятельности.
  2. Научить работать с инструментами, познакомить с техникой безопасности.
  3. Создать оптимальные условия для адаптации детей в мастерской.

Краткое содержание: организационные моменты (запись в журнал: фамилия, имя, территория, отряд, возраст). Слова приветствия педагога, озвучивание темы занятия. Игра на знакомство. Беседа о мотивации записи детей в мастерскую, преследуя цель снятия комплекса индивидуальности, обособленности. Рассказ об особенностях мастерской, частоте занятий, результатах. Знакомство через беседу с компонентами сырьевой базы, оборудованием, инструментами. При помощи тематических стендов обращаю внимание на виды деятельности в мастерской. Знакомство с техникой безопасности. Проведение инструктажа по т/б, знакомство с приемами пользования. Работа с инструментами. Физ. минутка. Заполнение журнала по т/б. Анкетирование (входящая анкета № 1).

Итог занятия: Рассказ о правильности и порядке уборки рабочих мест, уточнение о предназначенных местах для хранения инструментов, деталей. Анализ выполненных элементов.

Формы работы: занятие-беседа с детьми в диалоговой форме с демонстрацией образцов, работ, инструментов, технологических карт и наглядных пособий, знакомство-демонстрация базы данных медиаресурсов. Индивидуально-практическая деятельность. Фронтальная работа – рассказ, объяснение, демонстрация материала, фактуры. Акцентирую на простоте, доступности, здоровьесберегающем компоненте материала о его безвредности для состояния здоровья. Индивидуальная работа – наглядное самостоятельное знакомство с картой правил по т/б. Практическая работа: прием складывания базового элемента - модуля; прием подготовки гофрополос из цветного гофрокартона, из бумаги;

Методические рекомендации: используя игру на знакомство можно применять эмоционально насыщенные формы знакомства, например, через предмет, через лист бумаги, через ассоциацию себя с кем-то. Инструктаж по т/б рекомендуется проводить в игровой форме: используя цвет: красный – запрещается, зеленый – воспользуйтесь, желтый – подумайте для чего вам это надо. Для создания интереса к данному виду творчества и вовлечения подростков в деятельность в начале занятия необходимо показать готовые образцы работ, раскрыть план занятий в мастерской. С первого занятия дать возможность выбора детьми эскиза, шаблона, обратить внимание на скорость усвоения материала детьми. Первое занятие следует проводить эмоционально, это позволит подростку поверить в себя и создаст благоприятный климат в коллективе.

Наглядные пособия: образцы работ педагога, детей, компьютерная база медиаресурсов по бумажным тенологиям.

Дидактический материал: виды картона, бумаги, карта “правила пользования резаком”.

Оборудование: инструменты, клей, дощечки для резки картона, журнал по т/б, стеллаж для работ, рабочий стол с инструментами.

Ученик будет знать:                                                                                                                                              - содержание деятельности, специфику мастерской;                                                                                                        - т/б, п/б;                                                                                                                                                                         - сырьевую базу.

Ученик будет уметь:                                                                                                                                                 - правильно и безопасно работать инструментами;                                                                                                - вырезать детали из картона, бумаги;                                                                                                                                        - складывать бумажный модуль;                                                                                                                                - различать картон по фактуре;                                                                                                                                                 - склеивать гофрополоски по технологии;                                                                                                                                       - выполнять прием скручивания бумажной полосы в элемент, форму.

Занятие 2

Тема: Основы технологического процесса оформления работ по видам бумажного творчества.

Задачи.

  1. Заинтересовать детей работой с картоном, бумагой включая в активную творческую деятельность.
  2. Помочь освоить основы труда в технологическом процессе.
  3. Закрепление техники безопасности.
  4. Дать знания по осваиваемому виду творчества.

Краткое содержание: Объяснение технологии по видам бумажных техник. Конкретно: работа с картоном, гофрокартона, бумагой (рисовой, цветной). Обращение внимание на виды картона (трехслойный, пятислойный), отличия по фактуре и цвету. Возможные варианты оформления. Прием заготовки гофрополотна из упаковочного гофрокартона. Фиксирование внимания детей на основных терминах: шаблон, основа, гофра. Раскрываю этапы технологического процесса с обращением внимания детей на дидактические стенды (фотоэкспозиция). Физ. минутка. Рассказываю о выполнении работ и использовании всех необходимых инструментов в данной технологии: а) работы из упаковочного картона – панно, картины; б) работы из цветного гофрокартона – орнаментальные композиции, объемные работы; в) работы с двусторонним цветным гофрокартоном; г) подарочные объемные сувениры – валентинки, кулоны; д) работа с рисовой бумагой на стекле, картоне; е) бумагокручение (квилинг) – варианты и примеры работ. Практическая работа - прием закручивания бумажной ленты в элемент, оформление на открытке. Работа детей в микрогруппах с базой данных по выбору примера работы по любой области бумажного творчества.

Итог занятия: Повторение с детьми этапов технологии в разных видах деятельности, устный выбор техники бумажного творчества, уборка рабочих мест.

Формы работы, методы: Лекция с беседой и демонстрацией видов бумажных техник. Ознакомление с технологическими картами, схемами и их пользованием - самостоятельная работа.

Методические рекомендации: При раскрытии этапов технологии хорошо использовать наглядно оформленные планшеты, медиаресурсы. При закреплении этапов хорошо, если дети по группам составят устный технологический процесс. Следует отметить на возможность изготовления разных вариантов работ по форме, оформлению.

Наглядные пособия: раздаточный материал, фотоэкспозиции на стенде, медиаресурсы.

Дидактический материал: файлы с видами гофрополотна, картона, элементов из бумаги, декупажные карты на рисовой основе.

Ученик будет знать:

- этапы, приемы выполнения работ;

- необходимый материал для работ;

- технику безопасности.

Ученик будет уметь:

- научиться приемам и технологиям изготовления изделия (как по образцу, так и по собственному эскизу)

- пользоваться технологической картой, схемой.

3.Модульное оригами (44 часа). Изготовление модулей 3 видов. Технология соединения модулей. Сборка изделий и составление композиций. Комбинирование модулей.  

Модуль «Трилистник» (4 часа).

Модуль «Супершар» (8 часов).

Модуль «Треугольник» (32 часа).

Итоговое занятие (2 часа). Беседа на тему «Оригами в нашей жизни», оформление выставки работ обучающихся, составление альбома лучших работ, защита творческих проектов.

4.Знакомство с техникой и видами квиллинга (20ч)

Теория (3ч). История возникновения искусства квиллинга. Утилитарное и художественное назначение квиллинга. Необходимые материалы и инструменты для работы. Правила работы с инструментами. Общее и отличие техники квиллинга и техники «кирикоми». Понятие «шаблон»,. построение шаблона

Практика (17ч). Выполнение простейших модулей, двухмерных и трехмерных моделей. Создание поделки из модулей – плотная спираль. Выполнение комплексных моделей объединяющих оригами с квиллингом.

Формы занятий: занятие-практикум, занятие-игра.

Список ли тературы:

  1. Афонькин С., Афонькина Е. “Уроки оригами в школе и дома”, - М.: Рольф Аким, 1999.
  2. Долженко Г.И. “100 поделок из бумаги”, – Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Джейн Дженкинс “Узоры и мотивы из бумажных лент – интересные идеи”. Перевод и издание на русском языке: Издательская группа “Контэнт”, 2010
  4. Корнеева Г.М. “Бумага. Играем, вырезаем, клеим”, – СПб. Кристалл, 2001.
  5. Проснякова Т.Н. “Забавные фигурки. Модульное оригами”, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"

Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Образовательная программа дополнительного образования "Бумажные фантазии"

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развив...