Образовательная программа Объединения: «Контур» (Выжигание по дереву)
рабочая программа на тему

 Настоящая программа  предусматривает   развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста в области декоративно-прикладного искусства.              

  Выжигание по дереву – один из самых  распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы, позволяют заниматься выжиганием с 1по 11 классы. Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся, рационально использовать свободное  время.                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vyzhiganie_po_derevu.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных техников»

Программа утверждена

с изменениями и дополнениями

на педагогическом совете

       протокол № ____ от

             «___»______________2009г.

Директор МОУ ДОД СЮТ

 __________        /А.С.Харченко/

 

Образовательная программа

Объединения: «Контур»

(Выжигание по дереву)

Возраст обучающихся: 9-14 лет

Срок реализации программы 3 года

Автор-составитель программы:

 ШивяковаТ.Е.- педагог

дополнительного образования

с. Дивное

Год разработки программы 2004 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Настоящая программа  предусматривает   развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста в области декоративно-прикладного искусства.              

  Выжигание по дереву – один из самых  распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы, позволяют заниматься выжиганием с 1по 11 классы. Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся, рационально использовать свободное  время.                                                                                        Декоративно-прикладное искусство важно в духовном развитии детей, в их эстетическом и творческом воспитании,  способствует гармоничному развитию, воспитанию у них трудолюбия, высоких нравственных качеств. Занятия выжиганием отвечают запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Взяв в руки выжигательный аппарат, сделав первые штрихи, воспитанник испытывает радость первого своего достижения. Он становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Изучая этот процесс, дети соединяют знание технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Изделия, изготовленные своими руками, могут служить сувенирами, подарками, украшением домашнего или школьного интерьера. Они обладают определенной эстетической ценностью, гордостью ребенка.                                                                                      

Актуальность данной программы заключается в том, что в центре круга поставлен ребенок с его нераскрытыми способностями. Педагог должен выявить и раскрыть, а также развить эти способности и направить их в нужное русло. Человек совершенствуется всю жизнь, пребывая   в вечно   диалектическом процессе. Но, пожалуй, никогда  этот процесс не идет с такой интенсивностью, как в школьные годы – это не просто развитие, а становление человека и все что, заложено в школьные годы остается на всю жизнь. Поэтому велика и ответственна роль педагога в воспитании и развитии  духовных и нравственных качеств детей.

Новизна программы  состоит, прежде всего, в том, что это комплексная программа, дающая возможность связать воедино изобразительное и декоративно-прикладное искусства, что программа из досуговой перешла в разряд образовательных программ. Ее преимущество в том, что в течение трех лет реализации этой программы, ребенок уже не выжигает по шаблону, а осваивает технику рисования, изучает  различные виды искусства и реализует свои знания и умения, приобретенные на занятиях объединения, в своих работах.

 Данная программа является широкопрофильной, предусматривающей изготовление различных изделий, рисунков, поделок. Она дает возможность педагогу поддерживать активный интерес к художественному творчеству в течение всего учебного года.

 При составлении программы учитывался комплекс современных требований технологии и искусства; специфики культуры и народных художественных  промыслов, а также преемственности развития знаний, умений и  навыков.

 В программу включены различные виды творческой деятельности – декоративно-прикладное и изобразительное искусства.

Знакомясь с ними, воспитанник получает дополнительные знания и успешно применяет их в своих изделиях. Работы воспитанников становятся более самостоятельными, тематика разнообразней, а техника выполнения работ, становится сложнее.

Основной принцип занятий - индивидуальный подход и  стимулирование интереса. Это вызывает высокую мотивацию творческой деятельности и позволяет создать «ситуацию успеха» и самореализацию в любом деле.

Занимаясь любимым делом, дети приобретают такие качества, как усидчивость, аккуратность, целеустремленность, любознательность, что, безусловно, способствует лучшему усвоению поставленных задач объединения, а также  школьных предметов. Занятия проводятся как в традиционной форме, так в форме бесед, викторин, соревнований. Именно на занятиях по выжиганию органично сочетаются решение творческих задач с необходимостью овладения специфическими трудовыми навыками, вырабатывается точность и координация движений. Эта точность координации контролируется двигательными ощущениями рук. Работа над изделиями ДПИ, несмотря на свою интенсивность, не утомляет воспитанников, так как периодически чередуются операции, а, следовательно, и рабочие позы. Поэтому статическая работа мышц в одном положении продолжается недолго. Это способствует укреплению здоровья, повышению выносливости, выработке у ребят множества двигательных умений и навыков, содействует приспособлению организма к интенсивной работе.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об Образовании», Конвенции правах ребенка, Типовому положению об

учреждении дополнительного образования детей.

    Цель программы — развивать общие способности и творческие дарования обучающихся в объединении «Контур». Научить детей элементарным трудовым навыкам. Заинтересовать их процессом выжигания, вселить уверенность, что они смогут выполнить задуманное. В ходе занятий по выжиганию, изобразительному и декоративно-прикладному искусствам, формировать у воспитанников способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве.

 Основные задачи:

 Обучающие:

-познакомить с различными видами выжигания;

-овладеть техникой и приемами выжигания;

-совершенствовать навыки работы с наиболее распространенными
инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке       различных      материалов;

-прививать интерес к творческой деятельности;    

Воспитывающие:

-воспитывать умение видеть прекрасное в обыденном;

-воспитывать уважение и любовь к труду человека, национальной гордости и   патриотизма;

-совместная трудовая деятельность детей во внеурочное время
     воспитывает дружбу и товарищество, взаимопомощь и
     взаимоуважение;

Развивающие:

 - развивать самосознание учащихся, побуждая к творчеству и
самостоятельности;

 -развивать художественный вкус учащихся;

 -развивать творческие способности в процессе обучения;

 -развивать способности формировать умения в творческой деятельности
(выбор материала, способа обработки, умение применять полученные
знания умения и приобретенный опыт в изготовлении других объектов
и т. д.);

-сочетать коллективные и индивидуальные формы работы.

Программа «Выжигание по дереву» рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей 9-14 лет. Первый год обучения  рассчитан на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.  Занятия по выжиганию чередуются с занятиями  по работе с природным материалом и изобразительного искусства. Обучающиеся знакомятся  с технологией выжигания, видами изобразительного искусства, природными материалами. Используется групповая (фронтальная) форма организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание.

 Второй год обучения рассчитан на 216 часов в год. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. На занятиях продолжается изучение и закрепление  технологии  выжигания, совершенствование рисунка и изучение работ русских художников и народных промыслов. Обучающиеся учатся самостоятельности в работе, готовят творческие работы для выставок.                                                                                                      Третий год обучения рассчитан на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу по изготовлению конкурсных работ для персональных выставок. В своих работах обучающиеся должны воплотить свои замыслы и фантазию, показать творческое мастерство, уметь выполнить любую придуманную ими работу.

При планировании работы на учебный год, упор делается на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут освоить только «через руки».  Все практические работы строятся от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по образцу, творческая - по собственному замыслу. С первых дней занятий, воспитанников надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала, следует также формировать навыки бережного отношения к инструменту.

  Отличительной особенностью данной программы является не просто передача знаний, умений, навыков в области декоративно-прикладного искусства, а организация креативного подхода к усвоению этих знаний, привитию навыков. Все занятия в объединении проводятся в атмосфере творческого созидания. Большинство работ на первом году обучения рассчитано на одно - два занятия.

Работу над изделиями, которые  не могут быть выполнены за занятии, обучающиеся могут закончить самостоятельно дома.

   На втором году обучения сложность заданий возрастает а, следовательно, увеличивается и срок выполнения работ с двух до пяти занятий. Особое внимание уделяется качеству и художественному выполнению работы. Также второй год обучения предусматривает выполнение комплексных и коллективных работ.

    На третьем году обучения воспитанники работают по индивидуальному плану. Тематика работ не ограничивается, временных рамок для выполнения работ нет. Единственное требование, которое остается - это качество работ и художественная ценность. 

В процессе реализации программы, обучающиеся первого года обучения                 должны знать:

- что такое выжигание;

- ведущие элементы изобразительной грамоты (линия, штрих, тон в рисунке) и применение в выжигании;

- средства выражения изобразительного искусства;

- разновидности природных материалов;

- что такое аппликация;

- как готовится поверхность заготовки для выжигания;

- способы нанесения рисунка на основу;

- какие требования надо выполнять, находясь на рабочем месте;

- устройство электровыжигателя;

- способы декоративной отделки изделия;

- правила санитарии, гигиены и безопасности труда и  соблюдать их;

  должны уметь:

 - организовывать рабочее место;

 - соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда;

 - бережно относиться к инструменту и оборудованию;

 - выполнять операции зачистки и шлифовки;

 - переносить  рисунок на основу;

 - правильно пользоваться устройством для выжигания;

 - выполнять аппликацию;

 - иметь навыки контурного выжигания;

 - делать простейшие приемы штриховки.

Обучающиеся второго года обучения должны знать:

- графическую грамоту

- что такое масштаб;

- виды древесных материалов;

- приемы выжигания;

- понятие светотени и тона.

- правила санитарии, гигиены и безопасности труда и  соблюдать их;

  должны уметь:

- составить композицию и объединить ее в единое целое;

- иметь навыки в самостоятельном планировании работы;

- уметь эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными  элементами;

 - выполнять операции зачистки и шлифовки;

 - иметь навыки силуэтного выжигания;

 - делать обработку лакокрасочными материалами.

По окончании третьего года обучения, обучающиеся должны знать:

- виды декоративно-прикладного искусства;

- средства выражения изобразительного искусства;

- разновидности природных материалов;

- графическую грамоту;

- что такое орнамент и уметь составлять его;

-  виды, технику и приемы выжигания;

- понятие светотени и тона;

- технологию обработки лакокрасочными материалами;

- способы декоративной отделки изделий;

 - правила санитарии, гигиены и безопасности труда и  соблюдать их;

  должны уметь:

- самостоятельно планировать  трудовой процесс, распределять труд по операциям;

- иметь  стремление к художественной ценности изделия;

- эстетически  изготовить изделие;

- гармонично составить композицию и объединить ее в единое целое;

- выполнять операции зачистки и шлифовки;

 -выжигать художественным способом;

- делать обработку лакокрасочными материалами.

В программу могут вноситься  изменения: сокращение  или увеличение  объема материала по отдельным темам, включение дополнительных теоретических сведений и практических работ.

Приведенный в программе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории. Если воспитаннику легко дается выполнение учебной программы, он может дополнительно заниматься по программе индивидуального обучения. Данная программа рассчитана  на 18 часов или на 36 часов с более усложненным материалом. По данным программам воспитанники обучаются 2 часа или 4 часа в месяц. Приложение 1 

Диагностика обученности  воспитанников проводится в течение  учебного года согласно  Приложению 2 «Об  аттестации воспитанников».

Данный вид прикладного искусства может способствовать профессиональному самоопределению или остаться просто хобби, любимым занятием в свободное время.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Средства выражения изобразительного искусства

10

2

8

3

Работа с природным материалом

10

2

8

4

Выжигание. Выполнение заданий по образцу

56

8

48

5

Комплексная работа по выжиганию

22

4

18

6

Изготовление работ на свободную тему

26

4

22

7

Досуговые мероприятия, конкурсы, выставки, акции милосердия

10

-

10

8

Экскурсии

6

6

-

9

Заключительное занятие

2

2

-

Всего:

144

29

115

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

Информация о декоративно-прикладном искусстве и видах народного творчества. Показ лучших работ воспитанников объединения

Практическая работа. Рисунок на  свободную тему. Правила переноса рисунка на основу для выжигания. Выжигание рисунка. Подведение итогов занятия. Оценка работ.

 2.Средства  выражения  изобразительного   искусства. 

Понятие о средствах   ИЗО. Связь изобразительного искусства и выжигания. Теория. Этапы выполнения работ. Рисунок - основа художественной  выразительности  на плоскости. Инструменты и материалы для рисунка. Цвет - один из важнейших факторов,   при   создании   изделий   изобразительного,   декоративно-прикладного    искусства.    Инструменты    и    материалы    для  основ цветоведения.   Композиция  - соединение   отдельных   элементов   в
гармонически целое. Композиционные средства выражения.
Практическая работа. Работа     с     карандашом.     Рисование     по воображению. Композиция по представлению.

Форма занятий - беседа / практическая работа, экскурсия. Подведение итогов - выставка рисунков. Техническое оснащение - карандаш, бумага, резинка, кнопки.

3. Работа   с   природным   материалом. 

Теория Знакомство   с природными материалами.   Природные   материалы   -   растительного,   животного, минерального    происхождения.    Эскиз    и    изготовление    изделия. Инструменты, применяемые для аппликации. Техника безопасности при работе.

Практическая работа. Изготовление аппликаций из бумаги, соломки, из чешуек шишек, срезов веток, песка.

Форма занятий — беседа / практическая работа, экскурсия. Подведение итогов - выставка. Техническое оснащение - соломка, растительный материал, клей, кисти, фанера, ДВП

4. Выжигание. Выполнение  заданий  по образцу. 

Теория. Выжигание – как элемент декоративно-прикладного искусства. Устройство для выжигания. Технология выжигания. Общие приемы выжигания. Точечное выжигание. Выбор древесных материалов с учетом рисунка. Зачистка. Перенос рисунков для выжигания на основу. Лакокрасочные изделия, используемые в работе. Техника безопасности при работе.

Практическая работа. Подготовка  основы   для   выжигания.   Нанесение рисунка   на   основу.   Выжигание   рисунка   по   образцу.  

Форма занятий - беседа / практическая работа, экскурсия. Подведение

итогов  -   выставка.  

Техническое  оснащение  - фанера,  наждачная  бумага,  копирка, кнопки

карандаш, выжигательный аппарат, кисти, лак.

5. Комплексная   работа   по  выжиганию.

Теория. Соединение  в работах  выжигания и аппликации. Подготовка основы. Подбор фона. Породы древесины и ее свойства. Последовательность выполнения выжигания   с   элементами   аппликации. Отделка изделий декоративными рамками из природного материала.  Техника   безопасности   при работе.

Практическая работа. Изготовление декоративных поделок.   Выжигание. Форма    занятий - беседа / практическая работа. Подведение итогов - выставка. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, основа, клей, лак, копирка, карандаш, кнопки.

6. Изготовление предметов на свободную тему.

Этот раздел подводит итог работы  педагога с учащимися в течение учебного года.  При выборе   объекта   работы   у   детей   развивается   мышление   и   вкус,  проявляется оригинальность.    

Практическая работа. Создание    панно    на    выбранную    тему    по собственному замыслу.

7.  Досуговые мероприятия, конкурсы, выставки, акции милосердия.

Подготовка и проведение праздников (оформление зала, подготовка атрибутов к проведению праздников, конкурсов и т.д.).
    Милосердие – что это значит? Сувениры и подарки, знаки внимания. Правила хорошего тона в обращении с друзьями и знакомыми.

8. Экскурсии.

  Знакомство с инструментами ручного труда для взрослых по обработке    древесины.    Посещение    художественной    школы  с целью расширения кругозора в мире искусства. Экскурсия в парк с целью сбора материала для аппликации.

Форма занятий - экскурсия. Подведение итогов - дискуссия.

9. Заключительное   занятие.   

Анализ   проделанной   работы   за   год. Коллективное обсуждение качества выполненных работ, отбор лучших поделок на итоговую выставку. Перспективы работы творческого объединения в будущем году

Форма занятий - беседа. Подведение итогов - выставка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Изучение работ русских художников

12

3

9

3

Работа с природным материалом

21

3

18

4

Выжигание. Техника и приемы работ по выжиганию

30

3

27

5

Графическая подготовка

15

3

12

6

Комплексная коллективная  работа по выжиганию

30

3

27

7

Выполнение работ на заданную тему

30

3

27

8

Выжигание на свободную тему

42

3

39

9

Досугоые мероприятия, конкурсы, выставки

18

-

18

10

Экскурсии

12

12

-

11

Заключительное занятие

3

3

-

Всего:

216

39

177

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

 Анализ работ выполненных ранее. Режим работы кружка. Ознакомление с планом работы. Организационные вопросы.

 Форма занятий - беседа. Подведение итогов - беседа.

2.        Изучение работ русских художников - пейзажистов, баталистов,

портретистов. 

Теория. Демонстрация репродукций произведений художников с целью раскрытия правил рисования, техники выполнения рисунка простым карандашом и акварельными красками.

Практическая работа. Наброски и зарисовки на свободную тему.

Форма занятий - беседа / практическая работа. Подведение итогов -

выставка рисунков.

Техническое оснащение - карандаши, ластик, бумага, краски, кисти.

3. Работа с природным материалом.

Теория. Аппликации из шпона, шишек, песка, шпона, соломки с элементами выжигания. Подготовка материала к работе. Выбор темы работы. Техника изготовления панно.

Практическая работа. Изготовление панно.

Форма занятий - беседа / практическая работа, экскурсия. Техническое оснащение - ДВП, клей, выжигательный аппарат, природный материал, краски, кисти, карандаш.

4. Выжигание. Техника и приемы работ по выжиганию.

Теория. Технология выжигания. Виды выжигания – контурное, силуэтное, живописное, или художественное. Последовательность выполнения работ.
Практическая работа. Вьгжигание на основе. Техника безопасности при работе.

Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, основа, лакокрасочный материал, кисти.

5. Графическая подготовка.

Теория. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике и т.д. Их назначение и правила пользования.  Техника безопасности при работе с колющим инструментом – циркулем. Элементарное понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними. Масштаб увеличения или уменьшения рисунка.                                        

Практическая работа. Построение рисунка, чертежа, эскиза. Увеличение или уменьшение масштаба рисунка с помощью клеток.                                                                                             Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - циркуль, карандаши, линейка, угольник, бумага, фанера,

6. Комплексная коллективная работа по выжиганию. 

Теория. Приемы и способы выполнения комплексной коллективной работы. Способы, приемы отделочных работ.

Практическая работа. Шлифование. Выжигание.

Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение -выжигательный аппарат, фанера, лак, кисти, наждачная бумага.

7. Выполнение работ на заданную тему. 

Изготовление работ на тему: Новый год, 8 Марта, 23 февраля, День Победы.

Практическая работа. Выжигание. Шлифование. Обработка лаком.

Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, лак, краски, кисти, основа.

8. Выжигание на свободную тему.

Теория. Для выжигания предлагается несколько тем. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, формируется трудолюбие, творческое отношение к труду.

Практическая работа. Изготовление работ на выбранную тему по собственному замыслу.

Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение -  выжигательный аппарат, основа, лак, кисти, краски.

9. Досуговые мероприятия, конкурсы, выставки.        

Организация праздника "Всегда найдется дело для умелых рук". Уважение и этикет. Акции милосердия. Конкурс на время по выжиганию.

10.Экскурсии. 

Посещение художественной школы с целью расширения кругозора в мире искусства. Экскурсия в парк с целью сбора природного материала.

Форма занятий - экскурсия. Подведение итогов - дискуссия.

11.Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества работ, отбор лучших работ на итоговую выставку.

Форма занятий - беседа. Подведение итогов  -  выставка.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Инкрустация. Знакомство с резьбой по дереву

6

6

-

3

Работа с природным материалом с элементами выжигания

15

3

12

4

Совершенствование техники выжигания

21

3

18

5

Выжигание. Индивидуальная работа по заданию

51

6

45

6

Выжигание. Коллективная творческая работа

30

3

27

7

Выжигание на свободную тему

51

3

48

8

Досуговые мероприятия, конкурсы, праздники, викторины, выставки

18

-

18

9

Подготовка к итоговой  персональной выставке. Выставка

9

-

9

10

Экскурсии.

9

9

-

11

Заключительное занятие.

3

3

-

Всего:

216

36

180

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

 План и задачи кружка. Знакомство с программой обучения на текущий год.  Режим работы кружка. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности.                                                                                                               Форма занятий – беседа. Подведение итогов – беседа.

2.Инкрустация. Знакомство с резьбой по дереву. 

Теория. Резьба по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства. Краткое знакомство с резьбой по дереву. Виды резьбы:  плоская, рельефная.                                                                                                    Форма занятий – беседа. Подведение итогов – беседа.

3.Работа с природным материалом с элементами выжигания. 

Теория. Аппликации из соломки.  Горячий способ обработки соломки. Холодный способ обработки. Выбор сюжета для работы Подготовка материала к работе. Техника изготовления панно.

Практическая работа. Выжигание. Изготовление панно.

Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера, соломка, клей, выжигательный аппарат, лак, кисти.

4. Совершенствование техники выжигания.

Теория. Эскизный рисунок в цвете. Узор в круге, квадрате, полосе. Орнаменты симметричные и несимметричные, выполненные по народным мотивам. Отделка работ деревянными   декоративными  рамками                                                                                          

Практическая работа. Изготовление декоративных поделок.  

Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера,  выжигательный аппарат, лак, кисти.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

5. Выжигание. Индивидуальная работа по заданию. 

Теория. Разработка творческих индивидуальных изделий с различными уровнями сложности по направлениям тематики: пейзажи, животные, человек, техника

Практическая работа. Изготовление декоративных поделок.  

Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера,  выжигательный аппарат, лак, кисти.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

6. Выжигание. Коллективная творческая работа. 

Теория. Разработка коллективных творческих  изделий с разными приемами  выжигания. Выжигание. Отделка работ рамками. Роспись изделия. Отделка лаком.

Практическая работа. Изготовление декоративных масштабных поделок.

Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера,  карандаш, копирка, кнопки, скотч, выжигательный аппарат, лак, кисти.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Выжигание на свободную тему.

Для выжигания предлагается несколько тем. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, формируется трудолюбие, творческое отношение к труду.

Практическая работа.  Изготовление работ по собственному замыслу.

Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение -выжигательный аппарат, основа, лак, кисти, краски.

8. Досуговые мероприятия, конкурсы, праздники, викторины, выставки. Организация и проведение праздников: Посвящение в юные техники, «Золотая Осень», «Русская зима», викторин: «Что? Где? Когда?»,  Поле чудес» по теме искусство, тематических выставок: «У природы нет плохой погоды», «Техника в жизни людей», «В мире фантастики» и т.д.

9. Подготовка к итоговой персональной выставке.

Выставка.  Подготовка и оформление работ. Поощрение лучших воспитанников происходит на выставке. Приглашаются родители воспитанников, учителя школ, специалисты.

10. Экскурсии. 

Посещение художественной школы с целью расширения кругозора в мире искусства. Экскурсия в другие объединения декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом и знаниями.

Форма занятий - беседа. Подведение итогов – дискуссия
11. Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за период обучения, анкетирование. Подведение итогов, награждение и поощрение лучших воспитанников. Защита творческих работ.

Форма занятий – беседа.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1. Методы работы.

1.1. Практические методы: использование различных материалов (фанера, ДВП, спилы различной древесины, обрезная доска, использование природного материала, а также акварели, краски, гуаши, лака, ватмана, картона), выполнение рисунков, аппликаций плоской и объемной формы, мозаики, выжигания, с применением различных приемов выжигания: (плоское, глубокое, штрихами, точечное).

1.2. Наглядные методы: использование эскизов, плакатов, рисунков, репродукций, картин, макетов, подлинных вещей, дидактический материал.

1.3. Словесные методы  применяются тогда, когда главным  источником усвоения знания обучающимися является слово (без опоры на наглядные пособия и практическую работу). К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение, лекции.

2. Формы работы.

     При организации занятия органически сочетаются все формы работы с        обучающимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы с обучающимися, поскольку в учебном процессе превалирует интенсивное обучение  простейшим приемам  рисования, выжигания, формирование умений и навыков обработки материалов. На втором и третьем годах обучения отдается предпочтение самостоятельным, индивидуальным формам обучения.

При проведении занятий, по программе, всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим т.к. немыслимо творчество без знаний и умений.

3. Материально-техническое обеспечение.

Материалы: фанера, ДВП, доски, бруски, природный материал, лак, красители,  копировальная бумага, скрепки, кнопки, карандаши, кисти, калька, клей,  наждачная бумага, краски, скотч

Оборудование: столы, стулья, шкаф для инструментов,  выжигательный аппарат, тиски.

Инструменты: круглогубцы, пила, лобзик, ножницы, нож, напильник, линейка, циркуль, угольник. Перед началом работы с инструментами каждый обучающийся проходит специальный инструктаж по технике безопасности.  


                   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

     Для детей:

  1. Вышинская Т.Н. Уроки рисования.- Донецк: БАО, 1998.
  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- Москва Просвещение, 1991.
  3. Гусарчук Д.А. 300 советов любителю художественных работ.- Москва, 1985.
  4. Нагибина М.И. Популярное пособие для родителей и педагогов “Природные дары для поделок и игры”.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Норма Грегори. Выжигание по дереву.- Москва, 2007.
  6. Панченко В.В. Искусство выжигания.- Москва, Изд. Феникс 2006.
  7. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций.- Москва, Просвещение, 1973.
  8. Сокольникова И.М. Основы композиции.- Москва, Дрофа, 2000.
  9. Сью Уолтерс. Пирография или искусство выжигания по дереву. Ростов на Дону, 2006.
  10. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры.- Москва, Новая школа, 1994.

      Для педагога:

  1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению.- Москва, Просвещение, 1999.
  2. Журнал  “Внешкольник”.- Москва, ГОУ Центр развития системы образования детей за 2002-2005.
  3. Журнал “Дополнительное образование”.- ЗАО Витязь, за 2000-2005.
  4. Закон Российской Федерации “Об образовании”.- Москва.
  5. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.- Москва, Институт практической психологии, 1998.
  6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- Москва, Просвещение, 1983.
  7. Махмутова Х.И. Роспись по дереву.- Москва, Просвещение, 1987.
  8. Пособие для учителей. Внеклассная работа по труду.- Москва, Просвещение, 1981.
  9. Романина В.И. дидактический материал по трудовому обучению.- Москва, Просвещение, 1988.
  10. Сборник лучших методических разработок “Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство”.- Ставрополь, 2005.
  11. Скребцова Г.Г., Лобейко Л.В. Экспериментальная программа по художественному труду и изодеятельности I-IV классы.- Ставрополь, 1993.
  12. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- Москва, 1985.

13.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – Москва, Новая школа, 1994.

14.Щербаков В.С. Изобразительное искусство.- Москва, Просвещение, 1991

Приложение 1

                         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для индивидуальной работы с воспитанниками объединения

«Выжигание по дереву»

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Совершенствование техники выжигания.

6

1

5

3

Выжигание. Индивидуальная работа по заданию.

7

1

6

4

Выжигание на свободную тему.

2

-

3

5

Заключительное занятие.

1

1

-

Всего:

18

4

14

                                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие.

 План и задачи работы. Знакомство с программой обучения на текущий год.  Режим работы. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности.                                                                                                               Форма занятий – беседа. Подведение итогов – беседа.

2. Совершенствование техники выжигания.

Теория. Изучение  художественного выжигания. Тон и текстура. Четкая ретушь и форма. Техника градации тонов. Использование лезвия при выжигании.

Практическая работа. Выжигание. Изготовление пробных панно.

Форма занятий – беседа/ практическая работа. Техническое оснащение – фанера, наждачная бумага, выжигательный аппарат, лак, кисти, лезвие или нож для вырезания трафаретов. Техника безопасности при работе.

3. Выжигание. Индивидуальная работа по заданию.

Теория. Создание работы с помощью тона и текстуры. Четкая ретушь и форма. Техника градации тонов. Использование лезвия при выжигании.

Практическая работа. Выжигание. Изготовление панно.

Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера, наждачная бумага, выжигательный аппарат, лак, кисти, лезвие или нож для вырезания трафаретов. Техника безопасности при работе.

4. Выжигание на свободную тему.

Теория. Создание условий для свободы выбора и творчества, приобретенного в  данном виде творчества, развитие мотивации к избранному виду деятельности. Для выжигания предлагается несколько тем. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, творческое отношение к труду.

Практическая работа.  Выжигание. Изготовление работы на выбранную тему по собственному замыслу.

Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера, наждачная бумага, выжигательный аппарат, лак, кисти, лезвие или нож для вырезания трафаретов. Техника безопасности при работе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

5.  Подготовка к итоговой персональной выставке.

Выставка.  Подготовка и оформление работ. Приглашаются родители воспитанников, учителя школ, специалисты.

11. Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за период обучения. Выставка  творческих работ. Приглашаются родители воспитанников, учителя школ, специалисты.

Форма занятий – беседа.

Формы и методы оценки результатов.

Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут  проводиться в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Хорошим средством подведения является реализация коллективно-творческих проектов, в которых каждый воспитанник занят конкретно своим заданием.

Итоговые работы выполняются обучающимися к концу каждого полугодия Итоговые занятия проводятся в конце учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"

Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...

Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».

Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....

Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года....

Образовательная программа объединения "Театр мод"

Дополнительная интегрированная образовательная программа «Театр Мод» направлена на изучение истории  развития одежды, видов современного дизайна; изготовление сценических костюмов и аксессуаров к...