Школьный театр как средство воспитания
статья на тему

Тумаркина Марина Леонидовна

Значимая роль театральной деятельности в воспитательном процессе неоспорима. Участие в театральной деятельности позволяет решать ряд воспитательных задач и развивать познавательные психические процессы ребенка. Воспитательным потенциалом обладает, конечно, и постановочный репертуар. Именно эти вопросы освещаются в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный театр как средство воспитания

Театр, как и другие виды искусства, предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, себя самого как личность. О роли театральной деятельности в воспитательном процессе написано немало. И неудивительно: театр представляет собой синтез искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и позволяет одновременно воздействовать на разные стороны личности ребенка.

Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский классифицируя методы воспитания, основным критерием избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание ситуацией.

3. Воспитание делом.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

Без сомнения, в воспитании ребенка через театральную деятельность все эти методы являются актуальными и позволяют решать многие воспитательные задачи и развивать познавательные психические процессы:

• художественное образование и воспитание детей;

• формирование эстетического вкуса;

• формирование духовно-нравственных ориентиров;

• развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

• развитие познавательных психических процессов - ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи;

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 В процессе подготовки к спектаклю ребенок выступает в разных ролях: слушателя (знакомство с текстом), декламатора, актера,  высказывает предложения по постановке спектакля, по подбору музыкального оформления и декорациям, а также принимает участие в изготовлении костюмов и декораций. В творческом процессе происходит укрепление дружеских связей, формирование коллектива.  

Анализируя характеры персонажей, мизансцены, которые приходится разыгрывать, воспитанники усваивают моральные нормы общества, укрепляются в понятиях добра и зла, поэтому подбору репертуара необходимо уделять особое внимание.

Школьный театр «Геликон» существует с 2008 года. За это время мы участвовали в 24 концертных программах, поставили 16 спектаклей, которые можно разделить не только по темам, но и по воспитательным задачам. Например, формированию семейных ценностей, уважению к родителям учат спектакли «Волк и семеро козлят на новый лад», «Мужчина и женщина», «Звездный мальчик», «Мама - первое слово в каждой судьбе».

О народных традициях и христианских ценностях рассказывают зрителям постановки «Ночь перед Рождеством», «Мальчик у Христа на ёлке», «Волшебная сказка», «Волшебные башмаки», «Сказание о Петре и Февронии Муромских», «Здравствуй, Масленица!».

Дружбе, взаимовыручке ребята учатся на примерах сказок «Репка», «Теремок», «Новогодние приключения Красной Шапочки и Кота в сапогах».

О том, что такое истинная красота, о милосердии и сострадании размышляют ребята при постановке спектаклей «Звездный мальчик», «Сказка о Красоте», «Волшебные башмаки».  

Литературно-музыкальные композиции «Блокадная тетрадь»,  «Дети блокадного города», концерты на День победы знакомят воспитанников с историей Отечества, формируют чувство патриотизма, непримиримости с агрессией, воспитывают уважение к старшему поколению, пережившему все тяготы войны.

Кроме школы, воспитанники школьной театральной студии – геликоновцы -  участвовали в конкурсе агитбригад с театральной зарисовкой по БДД «Инспектор Никитин и Змей Горыныч», участвовали в районных, городских и всероссийских конкурсах.  С удовольствием выступают перед младшей аудиторией (детский сад и начальная школа) со спектаклями, пропагандирующими здоровый образ жизни: «В гостях у принцессы Гигиены», «Привет от доктора Пилюлькина», с концертами перед ветеранами и инвалидами реабилитационного центра «Ортолюкс», участвуют в Рождественских  спектаклях воскресной школы при Князь-Владимирском храме пос. Лисий Нос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театр,как средство воспитания и развития творческих навыков у детей".

Методическая разработкао роли предметов художественно-эстетического циклана творческое развитие и становление личности ребёнка....

«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»

«Школьный музей  как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»...

Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников

Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников...

«Школьный музей, как средство воспитания любви к малой Родине»

На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образован...

«Школьный театр, как средство формирования ключевых компетенций учащихся школы».

В данной статье описан механизм развития ключевых компетенций в процессе приобщения детей к театральной деятельности в школьном театре, таких какценностно-смысловые;общекультурные;саморазвитие;креатив...