Главные вкладки

    План-конспект занятия педагога Жидковой Н.А. "Выполнение каргопольской игрушки "Конь".
    план-конспект на тему

    Жидкова Наталья Александровна

    План-конспект  занятия педагога Жидковой Н.А. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия  объединения «Глиняная игрушка»

    педагога Жидковой   Н.А.

    Тема занятия: «Выполнение  каргопольской  игрушки «Конь».

    Дата проведения занятия: 29.04. 2016 г.

    Время проведения: в 13-00 ч.

    Возраст детей: 8 – 11 лет

    Год обучения: 1 год

    Задачи занятия: 

    -обучающая: познакомить детей с историей возникновения каргопольской  игрушки, научить: особенностям технологии лепки каргопольской игрушки «Конь», приемам работы с глиной,  лепке деталей игрушки  из отдельных частей, путем соединения их в определенной последовательности, приемам вытяжки, , примазывания, лепке из пласта глины, расширить  знания учащихся о народных промыслах.

    -воспитательная: воспитывать аккуратность,  художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи, любовь к Родине,  уверенность в себе и своих силах.

    -развивающая: развивать мелкую моторику рук, творческие способности, историческую и культурную память.

    Оборудование: глина, стеки, подложка для лепки, баночки с водой, зубочистки, тряпочки, образец каргопольской игрушки «Конь», иллюстрации каргопольских  игрушек, схема выполнения каргопольской  игрушки «Конь».

    Подготовительная работа: сбор интересных фактов, материалов и подготовка сообщения о каргопольской игрушке обучающимися под руководством педагога.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности детей к занятию).

    2. Сообщение темы занятия.

    Есть игрушки расписные, 
    Складные да ладные. 
    Они повсюду славятся, 
    Да и вам понравятся.

    Велика Россия наша 
    И талантлив наш народ 
    О Руси родной умельцах 
    На весь мир молва идет. 
    Каргопольская игрушка 
    Ей не налюбуешься 
    И в Париже и в Нью-Йорке 
    Наш Полкан красуется. 
    Наша русская игрушка, 
    Не стареет сотни лет 
    В красоте, в таланте русском 
    Весь находится секрет.

    3. Изучение нового материала. - Ребята, сегодня мы с вами  познакомимся со знаменитой каргопольской игрушкой. Давайте внимательно послушаем выступления ребят, которые подготовили интересный материал по каргопольской игрушке.

    Выступление 1-го обучающегося:

        История каргопольской игрушки уходит своими корнями в глубокую древность. Появилась эта игрушка на севере России - в городе Каргополе, в Архангельской области. Затерялся этот город  в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Чужих работ тут не видели, и местным гончарам не у кого было заимствовать приемы лепки и сюжеты. До появления христианства на Руси, наши предки были язычниками. Каждая игрушка у каргопольских мастеров имела свой сакральный смысл и свою уникальную роспись. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.  Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. 
    Среди разных видов народной игрушки каргопольские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Чаще всего фигурки изображаются в действии: женщины что-то несут, возятся с детьми, мужчины пашут, сеют, рыбачат, могут быть кузнецами и т.п. Не забыты и праздничные темы: гуляние, выезд в гости, игра на гармошке или балалайке. Традиционной композицией, именуемой кадрилью, является одна или две пары и стоящий в стороне гармонист. Как правило, игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом. (Демонстрация иллюстраций каргопольских игрушек).

    Выступление 2-го обучающегося:

             В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов, оставшихся от язычества: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера в глубокой древности. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица Ульяна  Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые». (Демонстрация иллюстрации игрушки «Полкан).

          Интересны и фигурки коней. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. (демонстрация иллюстраций игрушек коней).

         Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на            тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню. (Демонстрация иллюстрации игрушки тяни-толкай).
           Каргопольская глиняная игрушка сценична, в ней прослеживается явная обращенность к зрителю. 

      -Ребята, исходя из сообщений наших докладчиков, вы узнали что каргопольская игрушка возникла на севере нашей страны. Каждая игрушка,  будь то: конь, медведь, крестьянин, женщина, олень, собака и т.д. имела свой изначальный сакральный смысл и свою роспись. Глиняные игрушки  лепили во многих уголках России. Например:

    - дымковскую игрушку – в слободе Дымково в Кировской области:

    - ковровскую игрушку – в городе Коврово во Владимирской области.

    Как вы думаете чем отличается каргопольская  игрушка от дымковской и  ковровской, игрушек? (Демонстрация иллюстраций дымковских и  ковровских  игрушек).

    В первую очередь своей уникальной и неповторимой росписью с древними орнаментами: солярными знаками, знаками земли. Дымковская и ковровская игрушки по росписи более нарядные, яркие, со множеством лепных декоративных элементов. Каргопольская игрушка более простая в исполнении.

    При изготовлении каргопольскую, дымковскую и ковровскую  игрушки сначала покрывали белилами, а затем расписывали.

    И вот сегодня мы с вами на некоторое время превратимся в мастеров и познакомимся с процессом лепки каргопольской игрушки « Конь».

     (демонстрация готовой игрушки «Конь»).

     Выполнение   лепки  каргопольской игрушки «Конь»:              

    1. Показ последовательности лепки на схеме лепки каргопольской игрушки «Конь» (объяснение педагога).

    2. Показ лепки из глины на  образце.

     Приемы лепки каргопольской игрушки «Конь» из глины:

    1. Раскатывание. Основной кусок глины раскатывают и придают форму цилиндра.

    2. Вытяжка. Из основного куска глины – цилиндра  создают форму катушки  и  начинают вытягивать части тела — ноги, шею и частично хвост.

    3. Примазывание. Отдельные детали шея, голова, грива и хвост примазываются друг к другу при помощи глины.

    4. Варианты лепки гривы:  из одиночного жгута глины,  примазываемого  к шее коня,  из тонкого маленького  пласта глины, который примазывается к шее лошадки и процарапывается зубочисткой.

    Практическая работа.

    Задание. Слепить каргопольскую игрушку «Конь» (групповая работа).  Педагог предлагает детям разделится на пары и выполнить заданную работу.

    Во время практической работы педагог делает целевые обходы:

    1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполнения работы.

    Физкультминутка:

    Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
    Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
    Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
    И опять лепить начнут. (Хлопаем в ладоши.)

    Итог занятия.

    Проведение выставки работ детей.

    Беседа по вопросам.

    1. Что вы узнали нового сегодня на занятии?
    2. Какие приемы лепки вы изучили сегодня?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

    формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

    План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

    Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

    План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»

    Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...

    План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»

    Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...

    План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

    Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...

    План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Е.А. Клочковой Тема: «АРХИМЕД и ПИФАГОР» (для детей 9-11 лет)

    Данный урок направлен на повышение познавательного интереса к предмету математики, знакомство с открытиями гениальных ученных, развитие математической любознательности и инициативы....

    План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

    Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...