Конспект занятия "Тула-город мастеров"
план-конспект на тему

Жаворонкова Светлана Владимировна

Конспект занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивное занятия «Тула - город мастеров»

Цель: развивать устойчивый интерес к изучению истории родного края.

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов;

- активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы;

- систематизировать знания детей о родном городе, рассказать, чем славится и гордится Тула;

- углублять и уточнять представления детей о прошлом своего родного края

продолжать знакомить с достопримечательностями родного края;

Развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать

развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь родному краю, уважение к своей Родине, народу, мастерам-умельцам;

- воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты,  гордости за свой край;

- вызвать положительное эмоциональное настроение.

 - воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам Тульского края, бережное отношение к истории родного города.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Оформление: самовары,  филимоновские игрушки, пряники, гармошка,  винтовка Мосина, картинки, аудиозаписи с песнями о Туле.

Ход занятия

(Перед началом мероприятия звучит песня «Тула – земля моя»)

(слайд 1)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь;

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, свой общий дом.

Педагог: Как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Педагог: Наша страна очень большая. В ней много рек, озер, полей, лесов. А как называется город, в котором мы живем?

Дети: Наш город называется Кимовск.

Педагог: Да, ребята, мы живём с вами в городе Кимовске, что  в Тульской губернии находится. В этом году Тула отмечает 870-летие. Год Основания Тулы 1146 г.

Педагог: И сегодня мы с вами проведём необычное занятие, отправимся на волшебную экскурсию по городу – герою Туле. Закройте глаза и представьте, что вы оказались в большом красивом автобусе, который сейчас отправляется в путь по улицам города Тулы. Здесь мы увидим много интересного.  Я водитель автобуса, а вы мой пассажиры. Наша экскурсия сегодня пройдет по следующему маршруту: «Тульский Кремль», «Музей самоваров», «Музей Оружия», «Площадь Победы»,а также мы с вами посетим деревню Филимоново.

(Под музыку «Тула земля моя» исп. Михаил Михайлов, автобус отправляется в путь. Показывается и озвучивается презентация с видами города)

Педагог: Город  Тула находится почти в центре России на юге от Москвы, у слияния рек Упы, Тулицы и Воронки. Много почётных званий он имеет.

- Город-воин, потому что возник как крепость русского государства.

- Город-труженик, потому что живут в нём мастеровые люди, которые умеют делать оружие, самовары и гармошки, выпекать знаменитые тульские пряники.

- Город-герой, потому что во время Великой Отечественной войны туляки с честью обороняли свой город и не отдали его врагу.

- Мы с вами живём в Тульской области, и называют нас - туляками.

-Давайте вместе скажем, кто мы?

Дети: Туляки.        

(слайд  2)

Педагог: Тула в древности укрывала, защищала Москву от врага. Чтобы лучше укрепить Тулу, был построен Кремль, вокруг него высокая стена.

Тульский кремль называют сердцем города. Именно здесь люди начали строить свои дома. Люди селились там, где была вода. А вода нужна была для питья, для приготовления пищи. Воду можно было найти в реке. В лесу много дичи, ягод, грибов .Около рек – Тулицы и Упы шумели богатые леса. И земля здесь была богатой: можно было выращивать пшеницу. Поэтому люди выбрали это место.

- Как же кремль помогал людям?

- Кремль помогал защититься от нападения врагов. Его стены служили надёжной защитой. Людям приходилось защищаться от врагов, и они стали окружать своё селение высокими стенами. Делали эти стены из дерева. И маленькое селение превратилось в крепость.

- Но население росло, места внутри крепости не хватало. Где строили новые дома?

- Люди стали строить свои дома за крепостными стенами.

- Что делали, если нападал враг?

- А когда нападал враг, все жители уходили в крепость и сражались с врагом. Такая крепость  внутри, в центре города, называется Кремль.

- Сначала кремль был деревянный. Но после пожара  его построили из кирпича, чтобы он был прочнее.

- Сколько башен у кремля?

- У кремля 9 башен.

-Кремль помогал людям защищаться от нападения врагов. Зачем нужен кремль сегодня?

- Кремль – прекрасное место отдыха для детей и взрослых. Потому что на территории кремля есть музей оружия, а возле стен кремля есть кремлёвский сад и музей самоваров.

Педагог:

Отгадайте загадку

Стоит бычок

Подбоченивший бочок

Шипит и кипит

Всем чай пить велит

Дети: самовар

Самовар раздула Тула

Тула Родина моя -

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.

(слайд 3,4)

Педагог: А на территории Кремля находится музей самоваров, куда мы с вами сейчас и отправимся. Тулу называют самоварной столицей. Тула прославилась лучшими самоварами. Самовары из Тулы награждались не только на российских, но и на зарубежных выставках золотыми и серебряными медалями. Поэтому появилась поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят».

- Ребята, расскажите, что такое самовар?

- Самовар – это высокий металлический сосуд для кипячения воды с крышкой, краником. По бокам на корпусе две ручки, чтобы можно было взять самовар и перенести его на другое место.

Тульские мастера делали самовары  разных форм: вазой, рюмкой, в форме чайника, шаром, сувенирные, дорожные, шарообразные, грушевидные. И краники были разные – в виде листика, змеи, сказочного дракона, в виде гирлянды цветов.

 Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным.  

- Как вы думаете, чем отличаются современные самовары от старинных?

- Да, современные самовары электрические, воду нагревает спираль внутри самовара. Раньше электричества не было. В самовар была встроена металлическая труба, в которую насыпали деревянные щепки, лучины, шишки, угольки и раздували огонь. Эта труба и нагревала воду.

Дидактическая игра «Собери самовар» - дети собирают из частей целое, правильно складывая элементы.(Звучит музыка «Жил поживал самовар»)

(Слайд 5)

Педагог: Тула прославилась не только самоварами, оружием, гармошками, но и пряниками. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети.

- Что такое пряник?

- Лакомство, подарок, сладость, угощение с начинкой, сувенир.

- Вы знаете почему пряники называют печатными?

- Пряники с рисунками делают с помощью досок. Поэтому их называют печатными.

- Какой формы бывают пряники? (Овальные, прямоугольные, квадратные, к новому году – ёлочкой, в форме животных, сердца, самовара, гармони).

- Что обычно изображают на Тульском прянике?

- На тульском прянике изображают слова поздравления с днём рождения, днём города, с пожеланиями здоровья, счастья.

- Как называют умельцев, которые изготавливают пряники?

- Их  называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству.

(Слайд 6)

 6 июля  2014 года в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику и современного фонтана. Крупная сдоба диаметром два метра с надписью «На счастье» весит 1, 3 тонны.

- Ребята, расскажите, кто видел этот памятник?

- Если бы вы были пряничниками, что бы вы изобразили на прянике? (Ответы детей)

- Вы хотите превратиться в пряничников?

- Дорогие пряничники, предлагаю вам сделать самый необычный пряник.

(Пока дети рисуют пряники звучит песня «Тульский пряник»).

(Слайд 7)

Педагог: Следующая остановка «Музей оружия». Тула славилась своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от врагов, жителям Тулы не хватало оружия. Его привозили из Москвы. Поэтому, указом царя Федора, было решено основать оружейное дело в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор.

(Слайд 8)

 - Скажите, а какой мастер кузнечных дел прославил Тулу?

Да это Левша. Чем он так прославился?

- Руки впрямь золотые, нараспашку душа.

   Жил да был в нашей Туле легендарный Левша.

   Мастерством несказанным он людей удивлял –

   Делал меткие ружья и блоху подковал.

   Потому в каждом доме, на любом этаже –

   В нашей Туле и ныне по такому Левше.

   Каждый мастер умелец, в деле чудо свершит

   Словно неба без солнца, Тулы нет без Левши.

- Николай Лесков написал рассказ «Левша» о тульском мастере. Жизнь оружейника Алексея Сурнина послужила основой для этого произведения, в котором  мастер подковал блоху. Талантливые умельцы живут на Тульской земле. Теперь вы – потомки Левши.

(слайд 9)        

- Ребята, а какие ещё мастера прославили наш город Тулу? Об этом вы узнаете отгадав мою загадку.

- В руки ты её возьмёшь,

  То растянешь, то сожмёшь,

  Звонкая, нарядная,

  Русская, двухрядная. (Гармонь)

- Кто из вас знает, что такое гармонь? (Ответы детей)

- Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных  

   развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние  

   времена у людей были другие развлечения. Гармошка пришла к нам из-за

   границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские

   мастера. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок  

   для правой и левой руки (однорядки). А тульский конструктор Николай

   Иванович Белобородов придумал гармонь двухрядку.        

   Многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было  

   играть не только простые русские песни, но и исполнять сложные

   музыкальные произведения. Вот такую гармонь и придумал наш земляк

   Николай Иванович Белобородов. Изготовил её лучший мастер Леонтий

   Чулков. Назвали такую гармонь баяном, по имени легендарного певца -  

   Сказителя Киевской Руси Баяна.

    Мемориальный музей Н.И. Белобородова - единственный музыкальный         музей в Тульской области! Музей носит имя Николая Ивановича Белобородова и был открыт для посетителей в память о знаменитом туляке.  Тульская гармонь – один из символов Тулы, наравне с тульским пряником и тульским самоваром.

В «музее гармони», как часто дети называют музей Белобородова в Туле, представлены различные гармоники, не только тульская гармонь, но и знаменитая венская, но главным экспонатом является тульская «хромка» или хроматическая гармонь, изготовленная в 1878 г. по заказу Н.И. Белобородова «гармонных дел мастером» Л.А. Чулковым.

(Слайд 10)

Педагог: Следующая остановка «Площадь Победы». В 1968г. сооружен памятник героическим защитникам Тулы в Великой Отечественной войне. Он установлен на большой площадке, к которой ведут широкие лестницы. На которой с автоматами в руках стоят защитники Тулы. А рядом поднимается к небу три трехгранных штыка. Внизу горит вечный огонь – вечная благодарность Тулы своим защитникам. Памятник был построен на средства туляков по проекту скульптора Б.И. Дюжева, архитекторов Н.Н. Миловидова и Г.Е. Исаевича.

(Слайд 11)

Педагог: Следующая остановка деревня «Филимоново». Удивительное чудо - говорят о нём повсюду. Погляди как хороша - игрушка флимоновская. Свое название они эти игрушки получили от деревни Филимоново. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново, а игрушки филимоновскими. Делали их в основном зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

Как вы думаете из чего делают эти игрушки?

Дети: Из глины.

Педагог:  Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.

Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.

У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая?

Может, кто из вас догадался?

Дети: Длинные шеи.

Педагог:   Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки, во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.  Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», « звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Какие цвета  преобладают в росписи данной игрушки?

Дети: Желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета.

Педагог:   Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами деревни Филимоново, эти игрушки известны всему миру.

Заключение.

Педагог: Наша тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тульским краем.

(Слайд 12)

- Наш милый тульский край, он многим знаменит:

  Ружьё, гармонь, а там уж самовар кипит,

  А пряники к нему сам бог велел испечь.

  А мы уж тут как тут, слепил и сразу в печь.

- Ребята, а вы знаете пословицы о Туле, о мастерах умельцах?

(Слайд 13 )

«Туляки тем хороши, что все родом от Левши»,
«Прицелишься ловко – не подведет тульская винтовка»,
«Туляк в гости приглашает - самоваром привечает»;
«В Тулу со своим самоваром не ездят»;
«Для друзей у Тулы - пряник, для врагов у Тулы — меч»,
«Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье»;
«Когда в Тулу приезжают, гостей пряником встречают»;
«Тульский край - пряничный рай».
«Гармонь-отрада гостю рада»;
«Под гармонику поем, да друзей к себе зовем»;
«Гармонь наша хороша, славна, как русская душа»;
«Коль баян, друзья, поет в миг душа у всех замрет».

(Слайд 14)

- Где мы сегодня с вами побывали?  нового. Как же мы можем назвать свою любимую Тулу? Тула самоварная, оружейная, родина филимоновской игрушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тула – город мастеров!

Слайд 2

ТУЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

Слайд 3

МУЗЕЙ САМОВАРОВ

Слайд 5

ТУЛЬСКИЙ ПРЯНИК

Слайд 7

МУЗЕЙ ОРУЖИЯ

Слайд 8

ТУЛЬСКИЙ ЛЕВША

Слайд 9

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОШКА

Слайд 10

ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ

Слайд 11

ФИЛИМОНОВКАЯ ИГРУШКА

Слайд 12

" Наш милый тульский край, он многим знаменит: Ружьё, гармонь, а там уж самовар кипит, А пряники к нему сам Бог велел испечь. А мы уж тут как тут, слепил и сразу в печь»

Слайд 13

«Туляки тем хороши, что все родом от Левши», «Прицелишься ловко – не подведет тульская винтовка», «Туляк в гости приглашает - самоваром привечает»; «В Тулу со своим самоваром не ездят»; «Для друзей у Тулы - пряник, для врагов у Тулы — меч», «Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье»; «Когда в Тулу приезжают, гостей пряником встречают»; «Тульский край - пряничный рай». «Гармонь-отрада гостю рада»; «Под гармонику поем, да друзей к себе зовем»; «Гармонь наша хороша, славна, как русская душа»; «Коль баян, друзья, поет в миг душа у всех замрет».

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Город мастеров." История 6 класс.

В Средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их мастерскими, где создаются лучшие произведения Вселенной.Урок-игра с использованием ЭОР,...

Конспект и презентация мастер-класса по теме "Решение практико-ориентированных задач"

Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение практико-ориентированных задач....

Конспект занятия "Город мастеров"

Конспект занятия "Город мастеров"...

Конспект к презентации: Мастер класс в технике "Айрис Фолдинг"

Конспект к презентации "Айрис Фолдинг".Тема: Знакомство с техникой  бумагопластики  айрис фолдинг   Аппликация «Тюльпан»Цель: выполнение аппликации в технике айрис фолдинг.Задачи.Л...

Конспект занятия кружка «Мастер украшения» по теме «Дымковские игрушки»

: Продолжение знакомства детей с дымковской игрушкой  и показ возможных сфер использования элементов дымковской росписи в современной жизни человека....

Конспект проведения беседы/мастер-класса с воспитанниками семьи Добряковых на тему: "Мечта мечте навстречу"

Учить детей слышать и понимать аргументы других людей. Формировать сочувствие и желание принимать и понимать людей, отличающихся от других. Развивать эмоциональную честность и саморегуляцию поведения....

Конспект занятия "Город мастеров"

Цель занятия: пробуждать любознательность и интерес к технике;проверить и закрепить знания, полученные на занятиях  в объединении....