ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
статья на тему

Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом:  кем быть, какую профессию выбрать? Кто-то уже с детства делает свой выбор, кто-то начинает задумываться об этом лишь в старших классах школы. Что определяет выбор человеком той или иной профессии?

Прежде, чем говорить о том, что же влияет на профессиональное самоопределение при выборе профессии, а в особенности - творческой профессии, нужно рассмотреть несколько понятий.

Во-первых, что такое творчество?

...Во-вторых, необходимо понять, что же такое творческая профессия?

...В-третьих,  совершенно необходимо  рассмотреть собственно понятие «профессиональное самоопределение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Жестова Е.В.

Педагог дополнительного образования

МАОУ ДО ДДТ «Созвездие», г.Томск

Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом:  кем быть, какую профессию выбрать? Кто-то уже с детства делает свой выбор, кто-то начинает задумываться об этом лишь в старших классах школы. Что определяет выбор человеком той или иной профессии?

Прежде, чем говорить о том, что же влияет на профессиональное самоопределение при выборе профессии, а в особенности - творческой профессии, нужно рассмотреть несколько понятий.

Во-первых, что такое творчество?  Существует множество интерпретаций этого понятия, но мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые наиболее близки нам в контексте темы статьи.

Психологический словарь трактует творчество как практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [1, с.669].

Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию, как условие развития [2, с. 97].

А, например, Н. А. Бердяев определяет творчество как свободу личности. «Творчество очищает, возвышает человека. Творчество есть всегда положительный опыт, раскрытие самости, глубокое переживание, преодоление себя» [3, с. 43].

Близкими к такому  пониманию творчества оказались и взгляды зарубежных психологов, представителей гуманистических теорий: так А. Маслоу и К. Роджерс считают, что творчество – это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение [4, с. 57].

Таким образом, творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культуры. Творческий процесс невозможен без участия познавательных способностей индивида, его мотивационной и ценностной сфер. [5, С. 106–110.]

Во-вторых, необходимо понять, что же такое творческая профессия? Если разобраться, во многих профессиях есть некий элемент творчества. Но существует целая группа профессий, которые принято относить к творческим. Для таких специальностей очень важен талант, без которого в этой области невозможно развиваться. Задача творческих специалистов - это создание чего-то нового, на основе уже существующих культурных ценностей. Человек, который трудится в этой сфере, должен полагаться больше на своё чутье, интуицию и внутренние ощущения, нежели на рациональные вещи. Стать представителем творческой профессии не просто, для этого нужны определенные задатки,  хотя и бытует мнение, что талант можно приобрести, если упорно заниматься. К творческим профессиям можно отнести такие, как:  музыкант, художник, хореограф, скульптор, режиссер, актер, писатель, фотограф, массовик-затейник, модельер, журналист, ведущий и многие другие. Выбирают данные профессии люди одаренные, которые могут создавать принципиально новые вещи. Творческим профессиям сложно обучать:  чтобы стать представителем творческой профессии человеку приходится долго и кропотливо постигать основы будущей профессии. Таким образом, можно точно сказать, что большинство таких профессий относятся к культуре или искусству, требуют нестандартного подхода к решению проблем, подразумевают наличие творческого мышления и умения выразить свою индивидуальность. Конечно, эти качества присущи не только людям искусства, но именно у них они должны проявляться в максимальной степени.

В-третьих,  совершенно необходимо  рассмотреть собственно понятие «профессиональное самоопределение».

К тому моменту, когда молодой человек выбирает профессию, качества его личности в значительной степени уже сформированы, и от того, насколько они соответствуют специфике определённой деятельности, во многом зависят грядущие успехи в ней. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Необходимо отметить, что с психологической точки зрения, профессиональное самоопределение рассматривается не как единый акт выбора профессии, но как процесс развития личности.  

Проблемой профессионального самоопределения учащихся занимались такие ученые, как И. С. Кон, Е. А. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. С. Пряжников, И. В. Шаповаленко.

Как писал И. С. Кон, профессиональное самоопределение — «это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений» [6, с. 126].

По мнению Н. С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение — это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7, с.10].

Возникновение  профессионального самоопределения можно условно разделить на следующие этапы:  

1. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3. Профессиональное обучение:

- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

4. Профессиональная адаптация:

- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

5.  Самореализация в труде:

- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом. [8, с. 167]

По мнению Е.А. Климова на выбор профессии,  ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов («восемь углов ситуации выбора профессии»), наиболее важные из которых таковы:

  • Позиция старших членов семьи;
  • Позиция товарищей, подруг (сверстников);
  • Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя;
  • Личные профессиональные планы;
  • Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);
  • Уровень притязаний на общественное признание и самооценка;
  • Информированность
  • Склонности (интересы, мотивы труда) [8, с.с. 121 - 128].

Стоит отметить, что люди творческих профессий обладают особым чувством: они имеют личностный подход, видят все происходящее в особом свете и главное они умеют самовыражаться при помощи своей специальности.  Творческие способности способствуют формированию точного самоопределения выпускника и обеспечивают профильность обучения, т.к. являются детерминантом профессионального выбора. [9, с.15] Реализация творческих способностей характеризуется наличием познавательной и мотивационной инициативы, творческие способности являются стимулом к активной  творческой деятельности, основанной на внутренней мотивации. <…> Ценность творчества и творческие способности оказывают воздействие на профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте. Именно творческие способности в сочетании с высоким уровнем
ценностно-смысловой сферы являются источником профессионального становления личности. [9, с.17]

Психологи выделяют ряд специфических психологических проблем подрастающего поколения в профессиональном самоопределении, в выборе своего профессионального будущего. Специфичность этих проблем связана с нестабильной ситуаций в стране, обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании, отсутствии стабильных социальных норм в отношении профессии и самостоятельности индивида, а также ломка определенных установок касающихся престижности профессий.

Искусство и наука уже сами по себе считаются престижными (и в чем-то даже элитными) сферами, поэтому и профессиональная деятельность в этих сферах повышает статус человека в обществе, а также его чувство собственной значимости в своих глазах. Существует немало причин, объясняющих престижность работы в искусстве и науке, но главная - это возможность проявления своей самостоятельности, своего творчества, возможность быть на переднем плане в различных направлениях прогресса, а значит, быть среди лучших.  Правда, появление большого числа ученых и работников искусства несколько снижает престижность их труда. Кроме того, все чаще творчество в этих сферах приобретает коллективный характер, что ведет к возрастанию роли профессиональных "тусовок", которые часто и определяют уровень "элитности" каждого конкретного работника уже не столько по его реальному труду, а по тому, насколько он "вписывается" (или "не вписывается") в такую "тусовку". [10, с.87]

.Проблема многих представителей творческих профессий (включая психологов) заключается в том, на чье мнение им больше ориентироваться: на мнение невзыскательной массы или на мнение избранных и посвященных?.. 91 Проблема такого выбора имеет много граней, например, приходится учитывать свои возможности, особенности ситуации, перспективы развития сознания тех, кого пока относят к невзыскательной массе, и т. п. Но главное в таком выборе — это нравственная составляющая [10, с.90 – 91]

Осуществляя выбор творческой профессии, необходимо знать и помнить одно простое правило - нет высокооплачиваемых или малооплачиваемых специальностей, есть квалифицированные специалисты своего дела, которые имеют большие шансы получения достойной заработной платы и всегда востребованы на рынке труда. 

Таким образом, одна из важнейших предпосылок успеха в профессиональном самоопределении  - это умение находить личный смысл в труде, которым предстоит заниматься. Одна из причин того, что молодых людей тянет заниматься разными видами творческой работы — музыкой, живописью, киноискусством — состоит именно в том, что в подобных областях деятельности отчужденность человека от труда минимальна. В них практически всегда остаётся личностная сопричастность с тем, что создаётся, велик вклад творца, и он имеет возможность сам наслаждаться тем, что получается в итоге. Как правило, происходит опосредованное или прямое общение между тем, кто создал произведение искусства, и тем, для кого оно создано. Успешно выбранная профессия - та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак,2008. – 868 с.
  2. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос.конф., посвящ.памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7 – 8 октября 2010 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
  3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания.–М.: Изд-во «Академический проект», 2015. – 522 с.
  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9.
  6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.
  7. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 400 с.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
  9. Галуза М.Г. Исследование влияния ценности творчества и творческих способностей на профессиональное самоопределение юношей и девушек, выбирающих творческие специальности. - Наука-2008: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я.Купалы ; редкол.: А.И. Борко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 311 с.
  10.  Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 — 512 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"

Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...

Семинар для учеников 9кл. "Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути"

Программа имеет следующие цели:1.     Подготовит подростка к неясному будущему.2.     Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.3....