Тренинг "Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Осознание мотивов выбора профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivy_i_cennostnye_orientacii.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивы и ценностные ориентации
в профессиональном самоопределении
и выборе карьеры

Цель: осознание мотивов выбора профессии.

О б е с п е ч е н и е: тест «Мотивы выбора профессии», материал к игре «Выбор профиля».

Ход занятия

1. Дискуссия.

Психолог. Прочитайте записанное на доске знаменитое высказывание Иммануила Канта: «Годы юности – самые трудные годы. Ибо это годы выбора». Часть учащихся должна подтвердить, а часть – опровергнуть это высказывание.

2. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии».

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

3. Тест «Мотивы выбора профессии».

Учащиеся сначала выбирают профессию, а затем анализируют свой выбор.

Т е с т  «Матрица выбора профессии»

Д и а г н о с т и ч е с к а я   ц е л ь: определение предполагаемых профессий, соответствующих интересам и склонностям субъекта.

П р о ц е д у р а   т е с т и р о в а н и я. Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответов на два вопроса.

В о п р о с ы:

1. Какой объект деятельности тебя привлекает?

1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).

1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).

1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).

1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).

1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).

1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).

1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).

1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты).

1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).

1.10. Природные ресурсы (земля, лес, горы, водоемы, месторождения).

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью).

2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).

Обработка и анализ результатов производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Матрица выбора профессии

Сферы труда.

Виды
труда

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные

Растения

Продукты

Изделия

Природные

ресурсы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Управление (руководство чьей-то

деятельностью)

Менеджер по персоналу; администратор

Маркетолог; диспетчер; статистик

Экономист; аудитор; аналитик

Технолог; авиадиспетчер; инженер

Режиссер; продюсер; дирижер

Кинолог; зоотехник; генный инженер

Агроном; фермер; селекционер

Товаровед; менеджер по продажам

Менеджер по продажам; логистик; товаровед

Энергетик; инженер по кадастру

Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)

Продавец; парикмахер; официант

Переводчик; экскурсовод; библиотекарь

Бухгалтер; кассир; инкассатор

Водитель; слесарь; теле-радиомастер

Гример; костюмер; парикмахер

Животновод; птицевод; скотовод

Овощевод; полевод; садовод

Экспедитор; упаковщик; продавец

Продавец; упаковщик; экспедитор

Егерь; лесник; мелиоратор

Образование (воспитание и обучение,

формирование личности)

Учитель;

воспитатель; социальный

педагог

Преподаватель; ведущий теле- и

радиопрограмм

Консультант;

преподаватель экономики

Мастер производственного обучения

Хореограф; преподаватель му-зыки, живописи

Дрессировщик; кинолог; жокей

Преподаватель биологии; эколог

Мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения

Преподаватель; эколог

Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)

Врач; медсестра; тренер

Рентгенолог; врач (компьютерная диагно-

стика)

Антикризисный

упраляющий;

страховой агент

Мастер автосервиса; физиотерапевт

Пластический хирург; косметолог; реставратор

Ветеринар; лаборант питомника; зоопсихолог

Фитотерапевт; гомеопат; травник

Диетолог;

косметолог; санитарный

инспектор

Фармацевт;

ортопед;

протезист

Бальнеолог; эпидемиолог; лаборант


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Творчество (создание оригинальных произведений искусства)

Режиссер;

артист;

музыкант

Программист; редактор;

Web–
дизайнер

Менеджер по проектам; продюсер

Конструктор; дизайнер; художник

Художник; писатель; композитор

Дрессировщик; служитель цирка

Фитодизайнер; озеленитель; флорист

Кондитер;

повар; кулинар

Резчик по дереву;

витражист;

скульптор

Архитектор; мастер-цветовод; декоратор

Производство (изготовление продукции)

Мастер производственного

обучения

Корректор; журналист;

полиграфист

Экономист; бухгалтер; кассир

Станочник; аппаратчик; машинист

Ювелир; график; керамист

Животновод; птицевод; рыбовод

Овощевод; цветовод; садовод

Технолог; калькулятор; повар

Швея; кузнец; столяр

Шахтер; нефтяник; техник

Конструирование (проектирование дета-

лей и объектов)

Стилист; пластический хирург

Картограф; программист; Wеb-мастер

Плановик; менеджер по проектам

Инженер- конструктор; телемастер

Архитектор; дизайнер; режиссер

Генный инженер; селекционер

Селекционер; ландшафтист; флорист

Инженер- технолог; кулинар

Модельер;

закройщик; обувщик

Дизайнер ландшафта; инженер

Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Психолог; следователь; лаборант

Социолог; математик; аналитик

Аудитор; экономист; аналитик

Испытатель (техники);

хронометражист

Искусствовед; критик; журналист

Зоопсихолог; орнитолог; ихтиолог

Биолог; ботаник; микробиолог

Лаборант; дегустатор; санитарный

врач

Контролер; лаборант

Биолог; метеоролог; агроном

Защита

(охрана от враждебных действий)

Милиционер;

военный;

адвокат

Ар-
битр; юрист; патентовед

Инкассатор; охранник; страховой агент

Пожарный; сапер; инженер

Постановщик трюков;

каскадер

Егерь; лесничий; инспектор

рыбнадзора

Эколог; микробиолог; миколог

Санитарный врач; лаборант; микробиолог

Сторож; инспектор

Инженер по ТБ

Контроль (проверка и наблюдение)

Таможенник; прокурор; табельщик

Корректор; системный программист

Ревизор; налоговый полицейский

Техник- контролер; обходчик железной дороги

Выпускающий редактор; консультант

Консультант; эксперт по

экстерьеру

Селекционер;

агроном; лаборант

Дегустатор; лаборант; санитарный

врач

Оценщик; контролер ОТК; приемщик

Радиолог; почвовед;

эксперт

Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры.

Т е с т  «Мотивы выбора профессии»

Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

О б р а б о т к а   р е з у л ь т а т о в.

Ш к а л а   о ц е н о к: 5 – очень сильно повлияло, 4 – сильно, 3 – средне, 2 – слабо, 1 – никак не повлияло.

У с л о в н ы е   о б о з н а ч е н и я: «И» – внутренние индивидуально значимые мотивы; «С» – внутренние социально значимые мотивы; «+» – внешние положительные мотивы; «–» – внешние отрицательные мотивы.

Оцените, в какой мере каждое утверждение повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Характеристика профессий по утверждениям

№ п/п

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

1

2

3

4

1

Требует общения с разными людьми

И

2

Нравится родителям

3

Предполагает высокое чувство ответственности

С

4

Требует переезда на новое место жительства

=

5

Соответствует моим способностям

И

6

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

7

Даёт возможность приносить пользу людям

С

8

Способствует умственному и физическому развитию

И

9

Является высокооплачиваемой

+

10

Позволяет работать близко от дома

+

11

Является престижной

12

Даёт возможности для роста профессионального мастерства

С

13

Единственная возможность в сложившихся обстоятельствах

14

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

С

15

Является привлекательной

И

16

Близка к любимому школьному предмету

+

17

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

С

18

Избрана моими друзьями

19

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

+

20

Даёт возможности проявить творчество

И

4. Игра «Выбор профиля».

Напомнить классификацию профессий. Повесить на доске:

ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА

ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Затем учащимся раздать лист с таблицами «Типы профессий», попросить сделать выбор для себя и отметить галочкой (или подчеркнуть).

Типы профессий

Человек–природа

Человек–техника

Человек–

человек

Человек–
знаковая система

Человек–художественный образ

1

2

3

4

5

Микробиолог.

Агроном.

Зоотехник.

Мастер-плодо-
овощевод.

Ветеринар.

Дегустатор чая.

Контролер-приемщик фруктов.

Мастер-животновод.

Аппаратчик

выращивания дрожжей.

Агроном по защите растений.

Зооинженер.

Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства.

Егерь.

Биолог-исследователь.

Флорист.

Садовник.

Геолог.

Пчеловод.

Почвовед

Слесарь-сборщик.

Техник-механик.

Техник-технолог общественного питания.

Электрослесарь.

Инженер-механик.

Инженер-электрик.

Пирометрист. Мастер-диагност техники. Слесарь-ремонтник.

Токарь.

Оператор прокатного стана.

Раскройщик верха обуви.

Раскладчик лекал.

Инженер-конструктор.

Водитель.

Антеннщик-мачтовик.

Парикмахер.

Продавец.

Инженер-
организатор

производства.

Врач.

Учитель.

Судебно-медицинский эксперт.

Врачебно-трудовой эксперт.

Социолог.

Педагог.

Тренер.

Мастер производственного обучения.

Инженер-педагог.

Экскурсовод.

Воспитатель.

Организатор

производства.

Организатор торговли.

Следователь.

Адвокат.

Программист.

Чертежник-картограф.

Математик.

Редактор

издательства.

Языковед.

Финансист.

Оператор

фотонаборного автомата.

Корректор.

Бухгалтер-ревизор.

Контролер

полиграфной продукции.

Стенографистка.

Бухгалтер.

Телеграфист.

Нотариус.

Радиооператор.

Фотограф.

Почтовый работник.

Делопроизводитель.

Логистик.

Художник-декоратор.

Художник-реставратор.

 Настройщик
музыкальных инструментов. Концертный исполнитель. Артист балета.

Актер театра.

Искусствовед. Музыковед.

Театровед.

Цветовод-декоратор.

Живописец по фарфору.

Лепщик архи-тектурных деталей.

Дизайнер интерьера.

Композитор. Имиджмейкер. Брэнд-менеджер.

Специалист по рекламе.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

Водолаз.

Радиотехник. Швея.

Связист

Дознаватель.

Хирург.

Инспектор милиции.

Психолог.

Менеджер

по продажам.

Торговый

представитель.

Няня.

Официант.

Администратор

Маркетолог.

Специалист

по налогообложению.

Аудитор.

Радист.

Плановик

Маляр.

Гравер.

Фотограф.

Стеклодув.

Шлифовальщик камней

Затем педагог вешает на доске таблицу «Принципы выбора»; предлагает учащимся объединить в 5 групп (по числу принципов):

1) Личные интересы ребенка.

2) Семейные традиции.

3) Учебная успешность ребенка.

4) Востребованность профессии обществом.

5) Наличие возможностей для поступления в вуз.

Инструкция. Представьте, что вы делаете выбор, опираясь только на этот принцип. Обсудите. Один человек должен с аргументами защитить этот принцип.

О б с у ж д е н и е.

Затем рассматриваются другие факторы, которые нужно учитывать при выборе профессии. Вспомнить пройденный материал. Также необходимо учитывать востребованность профессии обществом как в нашей стране, так и за рубежом.

Познакомить с таблицами «Рейтинг востребованных профессий», «Рейтинг выездных профессий».

Рейтинг выездных профессий

Место

в рейтинге

Название профессии

1

2

1

Солист оперы, балета, артисты оркестра

2

Радиоинженер-разработчик спутниковой телефонной связи

3

Специалист по аэрокосмической технике

4

Математик, кибернетик

5

Программист


Окончание табл.

1

2

6

Физик-атомщик

7

Аграрий, ветеринар

8

Преподаватель (химии, металлообработки)

9

Эколог

10

Инженер лесного хозяйства

11

Биолог

12

Врач-рентгенолог

13

Инженер по биомедицинской технике

14

Инженер-кораблестроитель

15

Инженер-химик

16

Капитан каботажного плавания

Рейтинг востребованности профессий

Место
в рейтинге

Название профессии

1

Торговый представитель

2

Менеджер по продажам

3

Бухгалтер

4

Финансовый директор

5

Инженер

6

Программист

7

Маркетолог

8

Брэнд-менеджер

9

Специалист по рекламе

10

Системный администратор

11

Специалист по налогообложению

12

Арт-директор

13

Менеджер интернет-проектов

14

Аудитор

15

Логистик

16

Корпоративный юрист

5. Подведение итогов.

Психолог. Теперь еще раз сделайте выбор профиля. Отметьте, какой принцип явился для вас самым важным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

урок- классный час "Профессиональное самоопределение. Ситуация выбора профессии"

Этот материал можно использовать как на уроке технологии при изучении темы "Профессиональное самоопределение", так и для проведения классного часа на эту же тему. В процессе урока учащиеся приходят к ...

Семинар для учеников 9кл. "Профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути"

Программа имеет следующие цели:1.     Подготовит подростка к неясному будущему.2.     Показать необходимость высоких целей и принятия самостоятельных решений.3....

Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры».

Методические указания по организации и проведению интерактивного занятия на тему «Выбор профессионального самоопределения и карьеры»....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом:  кем быть, какую профессию выбрать? Кто-то уже с детства делает свой выбор, кто-то начинает задумываться об этом лишь в старших классах ш...

Статья на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения»

     Очень часто мы сталкиваемся с большим числом случаев, когда учащиеся (выпускники школ) еще не определили свои профессиональные склонности, не выбрали своей будущей профессии...