Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Дизайнерские штучки»
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Колосова Галина Александровна

Рабочая программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству через дизайнерскую деятельность и носит образовательный характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dizaynerskie_shtuchki_kolosovoy_g.a._.docx76.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр  дополнительного образования»

Программа принята                                                                                     Утверждаю:_____________

на педагогическом совете                                                                           Директор Шаманина И.В.                                                                                                      

 Протокол №                                                         

Общеразвивающая программа

 дополнительного образования детей

 «Дизайнерские штучки»

Программа рассчитана на учащихся 11-16лет

Срок реализация программы : 1 год

                                                          Автор: Колосова Галина Александровна

                                                           педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Село Верховажье

 2015 год

                            Структура программы

  1. Пояснительная записка ……………………   стр. 3
  2. Учебно-тематический план………………… стр. 10
  3. Содержание изучаемого курса……………..  стр.11
  4. Методическое обеспечение программы…… стр. 15
  5. Календарный график…………………………стр.20
  6. Список литературы…………………………   стр.21
  7. Приложения………………………………….. стр. 22

1. Пояснительная записка

1.1. Программа «Дизайнерские штучки»  художественной

направленности составлена с учётом нормативно-правовых документов:

⋅ Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008);

⋅ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

⋅ Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года (проект);

⋅ Примерных требований к программам дополнительного образования

детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);

⋅ Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41);

⋅ Устава муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» с.Верховажья.

⋅ Положения муниципального учреждения дополнительного образования«Центр дополнительного образования детей» с.Верховажья о дополнительной общеобразовательной программе.

Программа объединения «Дизайнерские штучки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной; по времени реализации  одногодичной.

1.2. Актуальность образовательной программы заключается в приобщении учащихся к дизайнерской деятельности. В настоящее время практически невозможно найти какую-либо сферу деятельности человека, так или иначе не связанную с дизайном и, следовательно, дизайн необходимо рассматривать как культурную потребность общества. Это не просто культура восприятия, а определенный уровень проектного мышления, который характеризует степень нравственного, духовного и профессионального развития личности.

   Творчество вообще, и техническое в частности, требует богатой фантазии и воображения. Эти качества необходимо развивать у детей с раннего возраста.

   С создания художественно-технического образа начинается жизнь машин, зданий и сооружений, следовательно, рождение новых объектов является не только эстетической, но и экономической задачей, то есть содействует развитию экономического потенциала нашего общества. Все это подтверждает актуальность данной программы.

1.3. Педагогическая целесообразность программы состоит  в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (изготовление работ для выставок), с одной стороны, и проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства при выполнении индивидуальных заданий.

Наблюдая за работой дизайнеров, которые: создают костюмы, оформляют интерьеры жилых и офисных помещений; широко используют при этом природный и искусственный материал, различные техники декоративно-прикладного искусства и новейшие технологии; умело сочетают цвета и фактуры –учащиеся больше узнают об искусстве дизайна и учатся сами создавать оригинальные композиции.

Программа развивает творческое воображение и фантазию, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей.  Кроме того, программа развивает усидчивость, самостоятельность, старательность аккуратность, моторику рук и общую ручную умелость; прививает трудолюбие, ответственность, умение довести начатое дело до конца; придает уверенность в своих силах; совершенствует навыки общения и сотрудничества в коллективе.

1.4. Отличительная особенность программы.

 заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера, и всего, что так или иначе окружает нашу жизнь.

Программа по своим целевым установкам, структуре и содержанию отличается от традиционных программ изобразительного искусства и художественного труда. Эти отличия заключаются в большем, чем в традиционных школьных программах объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой, другими источниками.

В структурировании содержания программы применен новый подход: модульный принцип, который заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей. Отличительной особенностью данной программы является то, что изучаются такие техники декора, как декупаж,   ганутель, картины из шерсти, канзаши).

1.5. Характеристика программы.

Направленность – художественная;

Тип программы – модифицированная, составлена на основе авторской программы Григорьевой Т.А.Образовательная  программа художественно-эстетического направления «Дизайнерские штучки».        

⋅ по целевому обеспечению - общеразвивающая;

⋅ по уровню освоения – базовая;

⋅ по уровню сложности – интегрированная;

⋅ по форме организации образовательного процесса – группового обучения.

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования сформулированные в Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);

 1.6. Цель и задачи программы.

Цель программы: формирование представлений о дизайне предметов быта как специфической художественно-творческой деятельности человека.

Основные задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Изучить основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
  • овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования изделий.
  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда;
  • формирование толерантного мышления.

Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование индивидуального мастерства обучающихся;
  • развивать художественно-эстетический вкус;
  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе.

1.7. Характеристика образовательного процесса.

Срок  реализации образовательной программы – 1 год.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы  11-15 лет. К обучению допускаются все желающие. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. В процессе обучения предусмотрено проведение добора воспитанников. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.

Формы и режим занятий.

 Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа. За год –144 ч. Максимальное количество учащихся – 10-12 человек в группе (обусловлено вместимостью кабинета). Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются различные темы по изучению цветоведения, композиции, осваивается технология различных видов декора. Воспитанники знакомятся с такими видами профессий, как дизайнер и декоратор; учатся работать со специальной литературой, изучают историю народных промыслов, традиции народов разных стран.

Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению и декору изделий.  

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс, викторина, выставки и др. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их интереса к дизайну  организуются экскурсии на выставки прикладного творчества в ЦТНК,  краеведческий музей, картинную галерею; демонстрируются изделия, фотографии изделий дизайна .

   Для одаренных детей возможно построение индивидуального образовательного маршрута по программе, исходя из их желаний, возможностей и доступности материалов.

1.8. Ожидаемые результаты.

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:

Ключевые:

Ценностно-смысловые:

· способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и

предназначение.

Общекультурные:

· умение организовать свободное время;

· наличие внутренних мотивов личности для занятий по изготовлению поделок;

· проявление интереса к собственной деятельности.

Учебно-познавательные:

· готовность к восприятию информации;

· умение отличать реальные события от домыслов.

Информационные:

· умение усваивать нужную информацию из разных источников

· Коммуникативные:

· приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности,

сообразительности;

· умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Личностного самосовершенствования:

· владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;

· развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.

Специальные:

  • знание  истории возникновения и развития народных промыслов;
  • знание правил безопасности труда при работе с инструментами;
  • владение терминологией и технологией выполнения  ручных работ;
  •  знание  законов композиции и цветоведения;
  • овладение основами техник ДПИ: декупаж, ганутель, картины и       игрушки из шерсти,  цветы в технике канзаши;
  • знание  компонентов творческого проекта.

1.9. Контроль уровня обучения.

Оценка результативности выполнения программы осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» с.Верховажья.

В соответствии с Положением выделены три уровня освоения обучающимися

образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.

⋅ «высокий» - работа выполнена в полном объеме, без технологических ошибок,

аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность;

⋅ «средний» - работа выполнена в полном объеме, но есть технологические ошибки;

⋅ «ниже среднего» - работа выполнена не в полном объеме, с ошибками.

Критерии оценивания практических навыков

Уровень Практические навыки %

Ниже среднего Работа по образцу. Обучающийся выполняет творческое задание

по образцу, предложенному педагогом и выполняет работу под

руководством педагога.

50% - 75%

Средний Работа по условию - выполнение практического задания,

требующего творческой активности. Обучающийся

самостоятельно выбирает готовый эскиз или схему изделия,

изучает и анализирует условия выполнения творческой работы

(цвет, композиция и т.д.), самостоятельно выполняет и

оформляет творческую работу.

75- 95%.

Высокий Работа по собственному замыслу - самостоятельная постановка

цели и задач и поиск способов её решения. Обучающийся умеет

самостоятельно придумать и подготовить эскиз творческой

работы, принять цветовое и композиционное решение; выбрать

необходимые приёмы для осуществления замысла;

самостоятельно выполнить и оформить творческую работу.

95% - 100%

Уровень Теоретические знания %

Ниже среднего Большая часть ответов удовлетворяет требованиям

«среднего уровня», но в ответе обнаруживается отдельные

пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению

программного материала. Учащийся овладевает знаниями в

объёме не менее 50%

50% - 75%

6

Средний Соответствие основным требованиям «высокого уровня»,

но допущены неточности в изложении понятий, объяснений,

взаимосвязей; объём правильных ответов составляет 75%

75- 95%.

Высокий Наличие точных знаний по теме. 95% - 100%

Способы организации контроля: индивидуальный,  фронтальный, групповой, коллективный.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

В конце года подводятся итоги обучения в виде итоговой аттестации.

Формы подведения итогов:

  1. Выставочный просмотр
  1. Защита творческих проектов
  1. Игра с выполнением творческих заданий
  1. Выставка-презентация
  1. Комбинированная проверка по курсу (анкета, тест, кроссворд)

Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа с целью:

  • систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
  • формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
  • применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
  • развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности.

Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений данного курса и по сопутствующим предметам.

Учет успеваемости:

Основным показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана. Контроль за успеваемостью осуществляется во время подготовки и проведения отчетных выставок. Оценивать результаты работы воспитанника необходимо по возможности комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание как качеству выполнения учеником изделий на занятиях и отчетных выставках, так и развитию его творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные техники ДПИ.

 

                                   2.  Учебно – тематический план

модуль

№ темы

Название темы

Всего

Теория

Практика

1

1

Введение в тему.

Профессия «Дизайнер»

2

2

2

Основы построения общей композиции. Предметный дизайн

2

1

1

3

Цветоведение

Декорирование объектов дизайна.

2

1

1

4

Мальтийская техника «Ганутель»

31

1

30

2

5

Декупаж.

Простой декупаж

Обратный декупаж

Декупаж в технике «Терра»

Кракелюр

Кракле

36

1

35

3

6

 Фелтинг. Картины из шерсти

Куклы и игрушки из шерсти. Сухое  валяние

36

1

35

4

7

Японская техника изготовления цветов Канзаши

34

2

34

8

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

144

10

134

                                   

3. Содержание программы.

Модуль 1.

Тема 1. Организационное занятие. (2 часа)

Ознакомление с учебным кабинетом, оборудованием, правилами безопасности труда и личной гигиены. Знакомство с содержанием программы, демонстрационными материалами. Организационные вопросы. Знакомство с притчей о двух ремесленниках (возникновении дизайна). Виды дизайна (дизайн интерьера, ландшафтный, промышленный дизайн, фитодизайн, дизайн одежды и т.д.). Основные понятия декора и дизайна. Объекты и предметы дизайна. Просмотр образцов изделий, выполненных в разных техниках декора. 

 Введение в профессию «Дизайнер»  Особенности профессии «Дизайнер», личностные качества дизайнера: творчество, стремление к преображению действительности, устремленность, всесторонняя осведомленность, грамотность, коммуникативность.

Сведения о технических и высших учебных заведениях,  предлагающих обучение по этой профессии.

Тема 2. Основы построения общей композиции. Предметный дизайн.

(2 часа)

Понятие о композиции. Законы композиции. Создание гармоничного единства всех частей композиции – первый закон композиции. Понятие о центре композиции. Понятие о динамике и статике композиции. Закон симметрии и ритма- второй закон композиции. Понятие о раппорте (фр.- «возвращение») как повторяющемся узоре (орнаменте). Согласованность композиции с формой предмета – третий закон композиции. Закон равновесия – четвертый закон композиции. Понятие об уравновешенности композиции.

Практическая работа «Составление композиции. Изготовление трафарета». Задания: 

  • Составить статическую и динамическую композицию из фигур, вырезанных из цветной бумаги.
  • Нарисовать орнамент, используя различные виды симметрии.
  • Изготовить трафарет для отделки интерьера.

Материалы и оборудование: альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, краски и кисточки.

Тема 3. Цветоведение.(2 часа)

Понятие о цвете. Классификации цветов. Ахроматические (белый, черный, оттенки серого) и хроматические цвета. Основные (красный, желтый, синий) и производные цвета. Холодные и теплые цвета. Группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые. Гармоничные сочетания цветов. Однотоновые гармонии. Гармонии родственных цветов. Гармонии родственно-контрастных цветов. Гармонии контрастных цветов.

Практическая работа «Цветной орнамент».

Задания: Нарисовать орнамент, используя различные виды симметрии. Раскрасить один вариант орнамента, используя гамму холодных цветов, другой – гамму теплых цветов.

Примерные объекты дизайна: орнамент, трафарет.

Оборудование: альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, краски и кисточки.

Тема 4. Декорирование объектов дизайна. Мальтийская техника «Ганутель» (31 час)

Ганутель (англ. Ganutell) – это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и жемчужинок. Оно пришло к нам из монастырей острова Мальты, который находится в Средиземном море, недалеко от Италии.

Материалы и инструменты:

Медная проволока сечением примерно 0,5 мм, ножницы, спица , нитки – шелковые, ирис или мулине металлик (можно выбрать любые из них, главное – нитки должны быть блестящие, с отливом), тейплента, тычинки.

Практическая работа: «Изготовление цветов прямым плетением и «снежинкой». Задание:  сделать пружинки, лепестки оплести нитками, составить цветок, используя тычинки.

Примерные объекты дизайна: ромашки, лилии, маки, тюльпаны и т.д. в вазе, на панно, на фоторамке.

Материалы и оборудование: проволока, тонкая спица, нитки «Ирис», тычинки, тейп-лента, ваза, картон, фоторамка.

 Модуль 2.

Тема 5. Декупаж. (36 часов)

Понятие декупажа (от фр. «вырезать») в широком (способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности) и узком (использование рисунков на салфетках или специальных картах для декорирования изделий) смыслах.  История возникновения техники декупаж.  Общие сведения о технике декупаж, способы выполнения, работа с различными материалами. Материалы и инструменты, приспособления, краски, клеи, лаки.

Практическая работа. Задания:

  • Освоить декупаж – технику декорирования изделий.
  • Научиться применять различные приемы декупажа на изделиях из различных материалов.
  • Оформить в данной технике предметы по своему выбору.

Примерные объекты дизайна:  шкатулка, коробка, рамка, зеркало, тарелка, старая посуда, кирпичи, камни.

Материалы и оборудование. Салфетки или специальные карты для декупажа. Одноразовая посуда (тарелки) для декорирования. Рамки, зеркальца для декорирования. Клей ПВА, акриловый лак, кисточки, ножницы. Картон, крупы (рис, пшено, манка), бобовые (фасоль, чечевица, горох), яичная скорлупа, клей ПВА, акриловые краски.

Использование техник: простой декупаж, обратный декупаж, терра, кракелюр.

Модуль 3.

Тема 6. Картины из шерсти. Куклы и игрушки из шерсти (36 часов)

Картины из шерсти- «шерстяная акварель» имеет корни, уходящие в глубину веков. Еще в незапамятные времена люди научились использовать шерсть себе во благо. Из нее валяли обувь, одежду, головные уборы. Но тяга к прекрасному и фантазия побуждает человека экспериментировать во всем, чем он пользуется. Создавать картины из шерсти  очень увлекательно, ошибки при «рисовании» шерстью легко исправить, а готовая картина может стать украшением вашего дома или уникальным подарком.

Основные приемы работы: техника послойного выкладывания, вытягивание, щипание, нарезание, скручивание шерсти. Техника сухого валяния.

 Материалы и инструменты:  шерсть разных цветов, флис, подложка, клеевой карандаш, деревянные рамки для картин со стеклом.

Практическая работа. Примерные темы:

  • Выполнить картину «Цветы», «Пейзаж», «Животное».

Игрушки из шерсти – брелки, магниты, сувениры, брошки привлекают детей и взрослых своей теплотой, необычностью, красочностью. Игрушки выполняются в технике сухого валяния.

Материалы и инструменты:  шерсть разных цветов , иглы для фильцевания, подложка, основа для броши, магнит, бусинки, глазки.

Практическая работа. Примерные темы:

  • Брелок «Сердечко», брошь «Спящий котенок», брошь «Божья коровка»,

магнит на холодильник «Лисенок»

  • Игрушки «Панда», «Мышонок», «Слоненок», «Щенок».

Куклы из шерсти. Инструменты и техники. Виды шерсти. Строение тела и одежда. Стойки из дерева и картона. Изготовление внутреннего тельца. Изготовление одежды. Выполнение прически. Оформление куклы.

Материалы и инструменты:  шерсть разных цветов , иглы для фильцевания, проволока для рук, деревянные подставки, картон для конуса, аксессуары: пайетки, стразы, цветочки.

Практическая работа. Примерные темы:

  • Весенняя фея
  • Королева пчел
  • Русалка
  • Снежная королева

Модуль 4.

Тема 7. Японская техника « Канзаши» (34 часа)

История канзаши (или «канзаси» в другой транскрипции) уходит корнями в 18 век, когда в Японии стало модным украшать прически гребнями и большим количеством шпилек. В это время цветы из лент канзаши становятся незаменимым аксессуаром в костюме женщины, который был не просто произведением искусства, но и указывал на социальный статус, семейное положение и характер владелицы. Очень часто стоимость канзаши в разы превышала стоимость кимоно. За несколько веков появились разные виды канзаши, но среди рукодельниц нашей страны популярен только один – хана-канзаши (Hana kanzashi). Это украшения, которые сделаны в виде цветов.

Материалы и инструменты:        

  • атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
  • линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
  • ножницы;
  • зажигалка и свечка;
  • пинцет;
  • клей «Момент-кристалл» или  клеевой (горячий) пистолет.
  • длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7;
  • прочная нитка;
  • бусины и стразы

Примерные объекты дизайна:  Броши, заколки, обручи на голову, резинки на голову, украшение шкатулок.

Тема 8. Подведение итогов работы за год.

Проводится итоговая аттестация учащихся, анкетирование выпускников. Обсуждаются итоги обучения в объединении.

4. Обеспечение Программы.

4.1. Методическое обеспечение программы

Наименование раздела

(темы)

Формы занятия

Приемы и методы организации

УВП

ТСО,

дидактическо

е оснащение

Формы

подведения

итогов

Модуль 1.

Введение в профессию «Дизайнер».Основы построения общей композиции. Предметный дизайн. Понятие о цвете. Классификации цветов.Декорирование объектов дизайна. Мальтийская техника «Ганутель» .

 

Практиче

ские и

учебно-

практичес

кие

занятия

Наглядный метод

Объяснительно-

иллюстративный

Педагогический показ

Наблюдение

Творческие задания

Словесный метод

Метод самостоятельной

работы

Метод проблемного

обучения.

Частично поисковый

Презентация

«Введение в

образователь

ную

программу»

Презентация «Мальтийская техника Ганутель», литература по теме.

Тесты, мини-выставки, конкурсы.

Модуль 2.

История возникновения техники декупаж.

 Общие сведения о технике декупаж, способы выполнения, работа с различными материалами. Материалы и инструменты, приспособления, краски, клеи, лаки.

Практиче

ские и

учебно-

практичес

кие

занятия

Наглядный метод

Объяснительно-

иллюстративный

Педагогический показ

Наблюдение

Творческие задания

Словесный метод

Метод

Самостоятельной рботы.

Презентация «Декупаж»,

Литература по теме, образцы.

Тесты, мини-выставки, конкурсы учережденческие, районные, областные.

Модуль 3.

Картины из шерсти. Куклы и игрушки из шерсти. Основные приемы работы: техника послойного выкладывания, вытягивание, щипание, нарезание, скручивание шерсти. Техника сухого валяния.

Практиче

ские и

учебно-

практичес

кие

занятия

Наглядный метод

Объяснительно-

иллюстративный

Педагогический показ

Наблюдение

Творческие задания

Словесный метод

Метод самостоятельной

работы

Метод проблемного

обучения.

Частично поисковый

Презентации «Картины из шерсти»,

«Игрушки . Сухое валяние», литература по теме, образцы.

Тесты, мини-выставки, конкурсы учережденческие, районные, областные.

Модуль 4.

История возникновения техники изготовления цветов « Канзаши»в Японии. Изготовление лепестков разных видов. Изготовление цветов из лент: броши, заколки, резинки, обручи и д.р.

Практиче

ские и

учебно-

практичес

кие

занятия

Наглядный метод

Объяснительно-

иллюстративный

Педагогический показ

Наблюдение

Творческие задания

Словесный метод

Метод самостоятельной

работы

Метод проблемного

обучения.

Частично поисковый

Презентация «Японская техника изготовления цветов», литература по теме.

Тесты, мини-выставки, конкурсы учережденческие, районные, областные.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными.

Методическое обеспечение осуществляется по основным, традиционным для системы образования методикам, а также опирается на новые  образовательные технологии (метод проблемного изложения).

Занятия  состоят из теоретической части и практических заданий. Теоретическая часть состоит из вводной  беседы, предваряющей  выполнение каждого задания, в ходе которой  преподаватель разъясняет обучающимся содержание задания и указывает методы его выполнения.

Беседы сопровождаются показом наглядного материала. Практическая часть состоит из самостоятельной работы обучающихся.

   Информационным средством обучения является использование на занятиях

компьютерных технологий с показом мастер-классов дизайнеров, творческих и учебных работ обучающихся УДОД, экскурсий по музеям мира и др.

   Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.  

   Групповые занятия позволяют педагогу подавать самый разнообразный материал, и являются традиционными для ребенка.  

Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого и т.п.), а с другой стороны, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.

   Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников.

   Программа предусматривает в основном групповые и парные занятия, цель которых помочь уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности. Целью проведения индивидуальных занятий является развитие уникального сочетания способностей, умений и навыков, и даже начальных профессиональных предпочтений.

   Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

   Большое внимание уделяется правильной организации рабочего места учащихся и технике безопасности 

Возникающая в коллективе атмосфера психологического комфорта, общения и свободной самореализации наиболее благоприятствует развитию творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания и появлению дружеских связей.

Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ. Это способствует развитию у них инициативы, формирует чувство ответственности, создает коллектив единомышленников.

Для диагностики результатов процесса обучения, воспитания и развития детей используются такие методы, как анкетирование, наблюдение, анализ степени активности обучающихся в учебной группе, анализ итогов выполнения творческих заданий различной сложности, выступлений в течение всего периода обучения и участие в подготовке просмотров, самоанализ творческого роста. (Приложение 1)

В комплекс диагностики включены методики, традиционно применяемые для изучения психологических особенностей детей. Мной выбраны портативные методики, не требующие сложного методического обеспечения и специальной обработки данных. В ряде случаев исследования проводятся по методам и методикам, разработанным известными учёными – педагогами и психологами. (Приложение 2,3)

4.2. Материально-технические обеспечение Программы.

Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

⋅ кабинет рабочими местами для проведения занятий (в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»);

⋅ стулья ученические;

⋅ столы;

⋅ шкафы для документов;

⋅ полки демонстрационные для наглядного материала и выставочных работ

Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, образцы рисунков и фотографий.

 Расходные материалы: краски  акриловые,  лак акриловый, контуры,  клей ПВА, салфетки для декупажа, картон, бумага, клей ПВА, бечевка, нитки, шнур, деревянные, пластиковые, стеклянные заготовки плоской и объемной формы, вышедшие из употребления предметы быта и т.д.

Инструменты: беличьи и колонковые кисти (плоские и круглые) №1-3, 5-8, 9-12;пинцеты, кусачки, карандаши, резинки, клеевой пистолет, фен, иглы швейные, иглы для фильцевания, линейки, ножницы.

5.Календарный график занятий

месяц

модуль

№ темы

Название темы

Всего часов

сентябрь

1

1

Введение в тему

2

2

Основы построения общей композиции. Предметный дизайн

2

3

Цветоведение

Декорирование объектов дизайна.

2

4

Мальтийская техника «Ганутель»

2

октябрь

4

Мальтийская техника «Ганутель»

20

ноябрь

4

Мальтийская техника «Ганутель»

8

ноябрь

2

5

Декупаж

Простой декупаж

8

декабрь

2

5

Обратный декупаж

16

январь

2

5

Кракелюр. Терра.

12

февраль

3

6

Фелтинг. Картины из шерсти

20

март

3

6

Куклы и игрушки из шерсти. Сухое  валяние

16

апрель

4

7

Японская техника изготовления цветов Канзаши

20

май

4

7

Японская техника изготовления цветов Канзаши

14

май

8

Итоговое занятие

2

  1. Список литературы.

 Список литературы для родителей и обучающихся

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты – М.;1989

2 Логунова Т. Первые уроки дизайна – М.; Мозаика- Синтез, 2009

3.Мичеева Н.В. Игрушки из войлока.-М.: Робинс, 2011. Суфлер; Ростов н/Д: Феникс, 2014.

4. Мишанова О.А. Картины из шерсти.- М.:

5. Соколова О. Ю.Секреты композиции: для начинающих художников –

М.; 2003.

 6. Шэфер К. Волшебные фигурки из шерсти: Сказочные персонажи в технике фелтинг.-М.:Издательская группа «Конттэн», 2013.

Список литературы для педагога

1. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге – М.;1990

2. Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.; 1984

3. Григорьева Т.А.Образовательная  программа художественно-эстетического направления «Дизайнерские штучки».

4. Занятия в школе дизайна.5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2011.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения – М.; 1981

 6.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.; 2008

 7. Чернова С.Е. «Дизайн-студия» (Программа дод); 2011

8. Журнал «Деко» №1-3 /2009

9. Журнал  «Рукоделие» №7, 8/2012, №12/2010

10. Журнал «Подарки своими руками» № 6/2012

11. Журнал «Красота и уют» №3/2012

12. Жадько Е.Г. Вазы, кашпо, декоративные бутылки.- Ростов – н/Д: Феникс,     2006

13. Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. – М.: Эксмо, 2006.

Приложение 1

Мотивация выбора кружка в ...году (% к опрошенным)

1

Пример друзей

2

Стремление проявить свои способности

3

Желание узнать что-то новое

4

Желание приобрести друзей

5

Совет педагога

6

Решение родителей

7

Необходимость занять свободное время

Приложение 2.

Шкала оценок для измерения креативности ученика

Для построения шкалы оценок использовалась разработанная Л.А. Регуш схема наблюдения. Шкала, применяемая М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной системе, была подвергнута дальнейшей модификации и сведена к 10 различным типам поведения в различных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза креативности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе.

Поэтому обучающийся может получить максимум 50 баллов, минимум – 10. При этом уровень креативности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной креативности, число 10 – о максимальной.  

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения обучающегося. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаемые движения ученика совсем лишены энергичности.

Цифра 5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных затрат времени, суммируйте полученные результаты.

1. Способен ли заниматься длительное время без перерывов?

Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки.

1 2 3 4 5

Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.

2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания?

Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий.

1 2 3 4 5

Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.

3. Обладает ли стойкостью перед неудачами?

При неудачах перестает заниматься, плачет, порицание его демобилизует.

1 2 3 4 5

При  неудачах еще более мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности.

4. Охотно ли выполняет ответственную работу?

Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется.

1 2 3 4 5

Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия.

5. Способен ли работать в благоприятной обстановке?

Шум, разговоры и прочее мешают ему в работе, лучше работает в полной изоляции от окружения.

1 2 3 4 5

Шум или разговоры не мешают ему выполнять работу. В любых условиях работает успешно.

6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий?

Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы.

1 2 3 4 5

Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.

7. Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии посторонних, начальства?

В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит посещений.

1 2 3 4 5

Присутствие посетителей (завуча, директора) на занятии не смущает, воспринимается как естественное событие.

8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием?

Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой выполняет контрольные задания. Больше беспокоится о возможной неудаче, чем о выполняемом задании.

1 2 3 4 5

Контрольные задания воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает.

9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий?

Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания.

1 2 3 4 5

Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительных усилий и выносливости.

10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию?

Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие.

1 2 3 4 5

Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких людей, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя».

                                     

                                                                                                     

Приложение 2

Методика «Мишень»

Цель заключается в возможности узнать, как обучающиеся сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видать.

Детям предлагается нарисовать две мишени в пять кругов. Эти круги условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру «мишени») – дети всегда активны, от них исходит инициатива, предложения; второй – дети активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы и не проявляют; третий круг – активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих  ребят трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого потребует педагог; четвертый – в делах коллектива участвуют редко и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг – предпочитают избегать общих дел, отказываются участвовать в них.

 После того, как педагог объяснит своим воспитанникам назначение этих кругов, необходимо попросить их отметить в первой «мишени» знаком +, как далеко от центра круга находится каждый; во второй – где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Затем необходимо перенести полученные ответы на две итоговые мишени разместив номера детей по списку группы. Таким образом, возникает картина самооценки обучающимися их реальной позиции в группе и желаемого

Приложение 3

АНКЕТА

на выявление состояния мотивационного компонента готовности обучающихся к развитию творческого потенциала

  1. Интереснее ли будет тебе учиться, если на занятии будет больше отведено времени для самостоятельной работы при изучении нового материала? (да, нет, иногда)
  2. Полезно ли заниматься самопознанием? (да, нет, иногда)
  3. Тебе нравится выполнять творческие задания? (да, нет, иногда)
  4. Интереснее ли выполнять творческую работу совместно с кем-нибудь из обучающихся? (да, нет, иногда)
  5. Необходимо ли заниматься самовоспитанием? (да, нет, иногда)
  6. Стремишься ли ты к успеху в творческой деятельности?  (да, нет, иногда)

Обработка анкетных данных проводится суммированием полученных баллов: да – 3; иногда – 2, нет – 1.

1-4 – низкий уровень;

5-9 – средний уровень;

10-14 – высокий уровень;

15-18 – высший уровень.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей

В сентябре 2014 года, мною была разработана программа дополнительного образования "Эстрадно-цирковое искусство"..Курс обучения по данной программе даёт возможность воспитанникам проявить себя как личн...

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»

Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчи...

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей

программа по краеведению охватывает местность г. Ак-Довурак, апробирована и дополнена, реализуется в МАОУ МУК г. Ак-Довурак...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...