Общеразвивающая программа дополнительного образования детей
рабочая программа по краеведению на тему

Хертек Артур Дмитриевич

программа по краеведению охватывает местность г. Ак-Довурак, апробирована и дополнена, реализуется в МАОУ МУК г. Ак-Довурак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie5-8_kl.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Тыва                                                                                                                             Муниципальное автономное образовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат

« УТВЕРЖДЕНО»        

Педагогическим (методическим) советом      МАОУ МУК

Протокол № ___ от ___________ 20___г.

« УТВЕРЖДАЮ»

 Директор МАОУ МУК /________________________/

        (подпись, печать)

Общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

 «Краеведение»

Программа ориентирована на учащихся от 11 до 14 лет

Автор программы: Хертек Артур Дмитриевич,

педагог дополнительного образования

I (первой) квалификационной категории,

руководитель клуба «Краеведение»

Срок реализации: 2 года

Год разработки: 2013 г.

Переработана: 2014 г.

        

Ак-Довурак-2014

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ

СОГЛАСОВАНО:___________                      УТВЕРЖДАЮ:______________

Начальник УО г. Ак-Довурак                       Директор МАОУ МУК г. Ак-Довурак

Судер-оол В. А.                                               Опул-оол Л. М.

«____»________20___г.                              «____»_________20___г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КЛУБА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

Цель обучения: дополнительное образование

Срок обучения: 2 года

Категория слушателей: учащиеся

Режим занятий: 1-й год обучения - 6 часов в неделю;                                                                                      2-й год обучения – 6 часов в неделю.

Наименование блоков

1-й год обучения

2-й год обучения

Всего:

теория

практика

теория

практика

1

«Моя семья. Родословная. Родина»

30

42

72

2

«Мой город. Мой район»

     31

       41

72

3

Истоки экологического воспитания

40

      32

72

4

«История Тувы»

27

45

72

5

«География Тувы»

44

28

72

6

«Топонимика Тувы»

46

26

72

всего:

432

Разработал: педагог дополнительного образования, руководитель клуба «Краеведение» Хертек А.Д.                                              

Ак-Довурак-2014

Пояснительная записка.

Настоящая программа обеспечивает реализацию общеразвивающего курса «Краеведение» для учащихся 5-8 классов основной школы. Особенность программы в том, что ее составные части (модули, блоки) представляют собой единую линию  преподавания в  5-8 классах.

 Курс «Краеведение» рассчитан на 2 года.  Всего отведено 432 часов.  Содержание курса развивается и углубляется от класса к классу с учетом возраста учащихся. Каждый крупный блок сопровождается перечнем требований к знаниям и умениям учащихся.

Цели программы:

Формирование знаний о родной земле.

Развитие умений и навыков исследовательской и экспериментальной работы.

Воспитание патриотизма, здорового образа жизни, гуманизма.

Квалификационные требования:

  1. В результате изучения курса «Краеведение» учащиеся 5-8 классов должны получить знания об источниках комплексного изучения родного края. Выяснить суть понятия «краеведение», его направлениях. Узнать о том, что такое «генеалогическое древо», родословная; об истории и традициях, о современной жизни; об основании и истории родного города; о знаменитых земляках, об историко-культурных достопримечательностях города и района; экологических проблемах, о площади и территории своего края, об основных этапах заселения района и региона,  выдающихся людях республики, особенностях быта, традициях и легендах, о памятниках истории и культуры в Туве.
  2. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, методам работы с историческими источниками, выявлению причин и следствий, умению строить гипотезы и приводить доказательства, объяснению фактов, составлению различных суждений, использованию внешкольных источников информации (книги, музеи, памятники и достопримечательности, кинотеатры, видео, библиотеки, средства массовой информации, ресурсы Интернета и т.д.)
  3. Учащиеся приобретают интерес к истории родного края, его загадкам и легендам, учатся понимать проблемы современности, вырабатывают собственное отношение к традициям различных культур.
  4. Данный курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, что приводит к формированию качеств, которые хотело бы видеть общество у выпускника и которые помогли бы ему жить в современном мире, уметь видеть и решать проблемы, анализировать конкретные ситуации, уметь выбирать линию поведения.

В процессе изучения курса «Краеведение» учащиеся должны овладеть умениями:

- находить место своего района, своей местности на карте республики и России;

- вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов своей местности;

- использовать  элементы исследовательской деятельности по изучению родного края;

- определять географическое положение города, района, республики, давать оценку географическому положению, находить их на карте;

- описывать функции города, быт, традиции, культуру, жилище жителей;

- анализировать проблемы города и района;

- выявлять связи между природой, историей освоения, заселения и развитием хозяйства своего района;

- выявлять и описывать памятники природы своей местности и района;

- работать с различными источниками  по истории родного края;

- работать с контурной картой, отмечать на ней основные населенные пункты и природные объекты;

- находить на карте памятники природы и истории;

- составлять сообщения о выдающихся людях Тувинской земли.        

Гуманизация при изучении курса:

Она прослеживается:

- в отборе учебного материла (внимание к этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, личностям, их значимости и социально-психологическим портретам, к истории малой Родины);

- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной самостоятельной деятельности учеников), обращения к диалогу, в привлечении учащихся к различным видам деятельности;

- в создании на уроках атмосферы сотрудничества, заботы о культуре общения;

- в формировании нравственных принципов и духовных ценностей подростков.

Актуальность и новизна: Блок краеведческих знаний 5-7 класса «Моя семья. Родословная. Родина» предполагает, что учащиеся должны знать суть понятия «краеведение», его основные направления, источники комплексного изучения края и родословную своей семьи. Должны уметь находить свою местность на карте республики и  России, вести наблюдение, поиск и описание объектов своей местности, используя элементы исследовательской деятельности.

         Материал 5-8 классов посвящен изучению республики. Блок включает  в себя знания по истории, географии. Большая часть уроков посвящена истории края: этапы заселения, особенности быта, традиции и обряды. Вырабатываются умения работы с картой (географический и этнографический атласы), самостоятельной работы с историческими источниками по истории края, художественной и иной литературой. В 8 классе предполагается самостоятельная деятельность по выбранной учащимися теме и оформление зачетного материала.

        Распределение материала по курсам, формы учебных занятий, методы и приемы работы применяются с учетом возможностей школы и самого педагога. Программа предоставляет возможность вести преподавание в классах с разным уровнем обученности, с разным потенциалом в обучении. Для одаренных детей задания можно видоизменять с учетом их возможностей и способностей.

Блок 1: «Моя семья. Родословная. Родина»

1-й год обучения ( 72 часа)

Тематический план блока «Моя семья. Родословная. Родина»

Наименование тем

всего

теория

практика

1

Введение. Родной край – частица Мира.

2

2

2

Краеведение – что это?

1

1

3

Я рисую.

2

2

4

Осенний лес. Гербарий.

4

1

3

5

Мой старый, новый лес.

4

1

3

6

Обобщение.

2

2

7

Моя родословная.

8

4

4

8

Я и мое имя.

2

1

1

9

Я и мои родители.

2

1

1

10

Жизнь бабушек и дедушек.

2

1

1

11

Рассказ-воспоминание.

3

1

2

12

Старая фотография рассказывает…

3

1

2

13

Поколение прабабушек.

3

1

2

14

Поколение прадедушек.

3

1

2

15

Семейная реликвия.

3

1

2

16

Легенды и предания о семье…

3

1

2

17

Наш быт и быт наших предков.

8

2

6

18

В краеведческом музее.

4

1

3

19

Народное творчество

8

2

6

20

Источники комплексного изучения родного края

2

2

21

Зачет. Работа над ошибками

2

2

22

Заключение. Обобщение

1

1

Всего:

72

30

42

Литература по блоку «Истоки экологического воспитания»

для педагога и воспитанника

  1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 544 с.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 560 с.
  3. Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы.2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552 с.
  4. Целебные аржааны и озера Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. – 32 с. Составитель: Казанцева А.С.
  5.         Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие
  6. Таблицы: «Природные зоны РФ», «Основные понятия и термины»
  7. Шактаржик К. О., Кылгыдай А. Ч., Дамдын О. С. География республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
  8. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.

Блок 2: «Мой город. Мой район»

5-7 классы. 1-й год обучения (72 часа)

Тематический план блока «Мой город. Мой район»

Наименование тем

всего

теория

практика

1

Введение. Изучение родного города.

1

1

2

История возникновения города

1

1

3

Географическое положение и природные условия

3

1

2

4

Геологическое строение

3

1

2

5

Рельеф

3

1

2

6

Полезные ископаемые

3

1

2

7

ГОК «Тываасбест»: прошлое, настоящее, будущее

4

1

3

8

Климат

3

1

2

9

Поверхностные и подземные воды

3

1

2

10

Почвенно-растительный покров

3

1

2

11

Животный мир

3

1

2

12

Природные достопримечательности в окрестностях города

4

1

3

13

Охрана и рациональное использование природных ресурсов

3

1

2

14

Планировка и ориентация города по сторонам Света

4

1

3

15

Мой район

3

1

2

16

Улицы, площади и парки в моем городе

3

1

2

17

Население

1

1

18

Экономика

2

1

1

19

Завод по производству асфальта: прошлое, настоящее, будущее

4

1

3

20

Аграрный сектор

2

1

1

21

Промышленность

2

1

1

22

Транспорт

2

1

1

23

Культура

2

1

1

24

Памятники культуры в городе и окрестностях

3

1

2

25

Здоровье

2

2

26

Спорт

2

2

27

Зачет. Работа над ошибками

2

2

28

Заключение. Обобщение

1

1

Часы:

72

31

41

Литература по блоку «Истоки экологического воспитания»

для педагога и воспитанника

  1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 544 с.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 560 с.
  3. Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы.2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552 с.
  4. Целебные аржааны и озера Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. – 32 с. Составитель: Казанцева А.С.
  5.         Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие
  6. Таблицы: «Природные зоны РФ», «Основные понятия и термины»
  7. Шактаржик К. О., Кылгыдай А. Ч., Дамдын О. С. География республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
  8. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.

Тематический план блока «Истоки экологического воспитания»

Наименование тем

всего

теория

Практика

1

Введение. Понятие «экологическая нравственность»

1

1

-

2

Истоки экологического воспитания

2

2

-

3

Мир кочевников – мир гармонии с природой

6

4

2

4

Традиции этноса по отношению к природной среде

15

10

5

5

Экологическая роль археологических памятников

15

8

7

6

Памятники старины в обычаях и традициях

15

8

7

7

Эколого-эстетическое воспитание

15

10

5

8

Зачет. Работа над ошибками

2

2

9

Заключение. Обобщение.

1

1

Всего часов

72

46

26

Литература по блоку «Истоки экологического воспитания»

для педагога и воспитанника

  1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 544 с.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 560 с.
  3. Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы.2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552 с.
  4. Целебные аржааны и озера Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. – 32 с. Составитель: Казанцева А.С.
  5.         Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие
  6. Таблицы: «Природные зоны РФ», «Основные понятия и термины»
  7. Шактаржик К. О., Кылгыдай А. Ч., Дамдын О. С. География республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
  8. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.

Блок 3: «История Тувы»

8 класс. 2-й год обучения (72 часа)

Тематический план блока «История Тувы»

Наименование тем

всего

теория

практика

1

Вводное занятие в историю Тувы

1

1

-

2

История изучения Тувы

2

2

-

3

Хронология. Летопись

2

2

4

Наш край в древности

4

2

2

5

Тува в период разложения первобытнообщинного строя

4

2

2

6

Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-XV вв.)

6

3

3

7

Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.)

4

2

2

8

Наш край в XVII-1 половине XVIII веков

6

3

3

9

Тува под игом Маньчжурской династии

6

3

3

10

Тува в период освобождения от маньчжурского ига

4

2

2

11

Особенности развития Тувы в начале XX века

6

3

3

12

Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве

4

2

2

13

Создание и развитие ТНР

8

4

4

14

Тува в годы Великой Отечественной войны

4

2

2

15

Тува в составе СССР. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 годы

8

4

4

16

Зачет. Работа над ошибками

2

2

17

Заключение. Обобщение

1

1

-

Часы:

72

40

32

Литература по блоку «История Тувы» для педагога и обучающегося

  1. Валишин Ю.И.,Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – Москва: Просвещение,1979 г.: пособие для учителей.
  2. Гребнева В.А. Краеведение и туризм во внеклассной работе – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966 г.
  3. Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
  4. Кызласов Л.Р. Древняя Тува –
  5. Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
  6. Март-оол В.Д. Моолдун чажыт тоогузу – Новосибирск: Наука,2003 г.
  7. Сундуй-оол М.С. Городок у подножия Кара-Даша – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
  8. Таблицы: «Хронология», «Основные понятия и термины», «Летопись основных событий в Туве», «Численность населения Тувы», «Отраслевая структура промышленности Тувы», «Характеристика основных рек Тувы» и т.д.
  9. Универсальная карта РТ.

Блок 2: «География Тувы»

8 класс. 2-й год обучения (72 часа)

Тематический план дисциплины «География республики Тыва»

Наименование тем

всего

теория

практика

1

Вводное занятие в «географию республики Тыва»

1

1

-

2

Исследователи Тувы

2

2

3

Географическое положение и природные условия РТ, ее особенности

4

1

3

4

Геологическое строение

4

1

3

5

Рельеф

4

1

3

6

Полезные ископаемые

5

2

3

7

Климат

5

2

3

8

Поверхностные и подземные воды

5

2

3

9

Почвенно-растительный покров

5

2

3

10

Животный мир

4

1

3

11

Охрана и рациональное использование природных ресурсов

4

1

3

12

Население и трудовые ресурсы

4

1

3

13

Экономика

4

1

3

14

Аграрный комплекс

4

1

3

15

Промышленность

4

1

3

16

Транспорт

4

1

3

17

Экономические районы и населенные пункты

6

3

3

18

Контроль знаний. Тестирование. Работа над ошибками

2

2

19

Заключение. Обобщение

1

1

Часы:

72

27

45

Литература по дисциплине «География РТ» для педагога и воспитанника

  1. Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие.
  2. Большой атлас Мира под редакцией Лизы Томас и др. Издание «Ридерз Дайджест», Сингапур, 2007 г.
  3.  Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – М: Просвещение, 1979 г.: Пособие для учителей
  4. Красноборов И. М., Шауло Д. И., Ханминчун В. М. и другие. Красная книга РТ – Новосибирск: Издательство СО РАН, научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1999 г.
  5. Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2007г.
  6. Таблицы: «Природные зоны РФ», «Основные понятия и термины»
  7. Шактаржик К. О., Кылгыдай А. Ч., Дамдын О. С. География республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.

Тематический план блока «Топонимика Тувы»

Наименование тем

всего

теория

Практика

1

Вводное занятие в «Топонимику Тувы»

1

1

-

2

Апеллятив – универсальный ключ (слово нарицательного характера), открывающий этимологию топонимов

2

2

-

3

Геоморфологические апеллятивы

4

2

-

4

Гидронимические апеллятивы

4

2

-

5

Почвоведческие апеллятивы

4

2

-

6

Топонимы на букву «А».

5

2

3

7

Топонимы на букву «Б».

5

2

3

8

Топонимы на букву «Е, И».

4

2

2

9

Топонимы на букву «К».

4

2

2

10

Топонимы на букву «Л,М».

4

2

2

11

Топонимы на букву «Н, О».

4

2

2

12

Топонимы на букву «П, С».

4

2

2

13

Топонимы на букву «Т».

4

2

2

14

Топонимы на букву «У».

4

2

2

15

Топонимы на букву «Х».

4

2

2

16

Топонимы на букву «Ц, Ч».

4

2

2

17

Топонимы на букву «Ш, Ы».

4

2

2

18

Топонимы на букву «Э, Я».

4

2

2

19

Зачет. Работа над ошибками.

2

2

-

20

Заключение. Обобщение.

1

1

Всего часов:

72

44

28

Литература по блоку «Топонимика Тувы»

для педагога и воспитанника

  1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 544 с.
  2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 560 с.
  3. Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы.2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552 с.
  4. Целебные аржааны и озера Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. – 32 с. Составитель: Казанцева А.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"

Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»

Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчи...

Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Дизайнерские штучки»

Рабочая программа ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству через дизайнерскую деятельность и носит образовательный характер....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...

Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей художественной направленности «Квиллинг»

Занятия по разделу "Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг" способстуют самовыражению  в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игро...