Все обо всем
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Грабовская Вера Александровна

Конспект экологического  тренинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekotrening.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический тренинг на тему: «Все обо всем»

Форма проведения: экологический тренинг

Цели:

  • проверить правила поведения в природе;
  • проверить умения сопоставлять, сравнивать и отгадывать загадки;
  • развивать кругозор и познавательную активность уч-ся;
  • развивать экологическую культуру.

Подготовительная работа: подготовить небольшие сообщения о животных.

Оборудование: ПК, презентация, карточки с заданиями, житоны-листочки.

Ход занятия

  1. Актуализация знаний

                       Есть одна планета - сад .

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц  скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь  другой  на свете нету!

 - О какой планете идёт речь?

- Давайте определим ключевое слово нашего занятия.

  1. Назовите лекарственное комнатное растение, сок которого используется при простудных заболеваниях.(алоэ)
  2. Если к слову вол прибавить ещё одну букву, то получим название хищника.(волк)
  3. Не вода, не суша, на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь. (болото)
  4. Какая птица изображена на гербе России? (орёл)
  5. Что строится без топора? (гнездо)
  6. Он есть у носорога (рог)
  7. При помощи них растения питаются, держатся за землю.(корни)
  8. Яд этих животных используют для приготовления мазей.(змея)

(отрезать последние буквы и составить слово)

Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далекие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов.

Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких — на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, а также сосны с поперечным сечением у основания более 12 вершков... Так начиналась российская экология.

Экология – это наука … (закончить правило)

 - Я предлагаю вам проверить свои знания  и  вместе с Лесовичком побывать на экологических тропинках.

II. Экологический тренинг

  1. Тропинка «Правила вежливости»

Цель: проверить правила поведения в природе.

(если смысл предложения верный, дети встают, если не верен, то  дети сидят)

  1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты цветов нарвать.
  3. Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет!
  4. Не ловите бабочек, они так нужны цветущим растениям.
  5. Хорошо летом разжечь в лесу костёр и поджарить корочку хлеба с салом.
  6. Диких животных нельзя приносить домой, ведь они не могу жить в неволе.
  7. Пришли в лес: не пугайте птиц и зверей, не разоряйте муравейники.
  8. Звери всякие нужны: у каждого из них своя роль в природе… (что произойдёт, если исчезает один вид)

  1. Тропинка «Угадал – найди ответ» (встать к карточке с нужным ответом)

Цель: проверить умения сопоставлять, сравнивать и отгадывать загадки.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (берёза)

      Тёмной он покрыт корой,

      Лист красивый, вырезной.

      А на кончиках ветвей

      Много-много желудей.(дуб)

Весной растёт, Летом цветёт,

Осенью обсыпается,  зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)

      В красном платьице девица

      Вышла с осенью проститься,

      Осень проводила,

      Платье снять забыла. (рябина)

Стоит зелёный кустик

В красный горошек.

А тронешь – укусит.(шиповник)

      Стоят дома высокие, этажи несчётные,

      Шпили колючие под тучами летучими.(ель и сосна)

  1. Тропинка «В мире животных»

Цель: развивать кругозор и познавательную активность уч-ся.

Сообщения уч-ся о животных.

  1. Тропинка «Знатоки природы» (исправить ошибки в тексте)

Цель: развивать любознательность, умение увидеть новое в знакомом мире.

Наступила осень. Животные не готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг – ласточки, грачи, воробьи, журавли, сороки. Лесные жители – заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более тёплые, яркие и густые. Деревья тоже готовятся к зиме – берёзы, осины, ели, и дубы сбрасывают листву, чтобы не замёрзнуть.

  1. Тропинка «Птичий подиум»

Цель: развивать творческую активность уч-ся.

(изобразить птицу по походке: утка, воробей, цапля)

VI..  Тропинка «Знаешь ли ты?»

Цель: формировать умение ориентироваться и по описанию называть животного.

(Вкладка к журналу «Начальная школа» №8, 2010 г. Стр.29)

  1. Тропинка «Экологические ситуации»

Цель: развивать экологическую культуру. Презентация. Стихотворение

III. Рефлексия «Признайся природе в любви».

(на каплях написать свои пожелания)

Клип «На свете все нужны»

 «Важней всего погода в доме».

  На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту – 1 балл, за правильность – 2 балла

   В сентябре белые кучевые облака быстро увеличиваются  и темнеют – к дождю.

   В июне вечером усиливаются звуки и запахи – к дождю.

   В январе к вечеру усилился мороз – к ясной погоде.

   В феврале усилился ветер к вечеру – к осадкам.

«Прокомментируй пословицы».

 Пока капитаны готовятся, проводится очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде, или приз.

          На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.

          Лес без птицы и птица без леса не живут.

Разминка.

1. Какую часть обуви  найдем у холма? (Подошву.)

2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. ( Вода.)

3. Дерево – чемпион Сибири по скорости и роста. ( Тополь.)

4. Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? ( Картофеля.)

5. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)

6. Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет.)

7. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

8. У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау.)

9. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)

10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.

А Л О Э В О Л К

О Р Ё Л Г Н Е З Д О

Р О Г З М Е Я  

Б О Л О Т о

К О Р Н и

«Правила вежливости»

«Угадал – найди ответ»

«В мире животных»

«Знатоки природы»

«Птичий подиум»

«Знаешь ли ты?»

«Экологические ситуации»

1-й конкурс. Разминка.

1. Какую часть обуви  найдем у холма? (Подошву.)

2. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. ( Вода.)

3. Дерево – чемпион Сибири по скорости и роста. ( Тополь.)

4. Цветки какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в прическе? ( Картофеля.)

5. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)

6. Вьют ли наши птицы гнезда на юге? (Нет.)

7. У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (У пингвинов.)

8. У собаки какой породы язык синего цвета? (Чау-чау.)

9. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)

10. Кругом вода, а с питьем беда. (Море.)

2-й конкурс. «Важней всего погода в доме».

  На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За быстроту – 1 балл, за правильность – 2 балла

   В сентябре белые кучевые облака быстро увеличиваются  и темнеют – к дождю.

   В июне вечером усиливаются звуки и запахи – к дождю.

   В январе к вечеру усилился мороз – к ясной погоде.

   В феврале усилился ветер к вечеру – к осадкам.

3-й конкурс. « Экологический букварь».

  Участникам читаются формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н / э, к, о, л, о, г. и, я / э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых они должны составить слова по теме «Экология»

4-й конкурс. «Музыкальный калейдоскоп».

    Вспомните слова песни, где встречаются слова погода, снег, дождь, солнце, радуга. Спойте строчку песни. («Главней  всего погода в доме», «У природы нет плохой погоды»; «Что мне снег, что мне зной»; «Снег кружится,  летает, летает»; «От улыбки в небе радуга проснется».)

5-й конкурс. Проект «Город  моей мечты».

   Участникам команд предлагается выполнить рисунок «Город моей мечты». На задание дается 5 минут. Рисунок должен быть выполнен с точки зрения эколога.

Игры  со зрителями.

Загадки. За правильный ответ зрители получают 1 балл, который они могут перевести на счет понравившейся команды.

Утреннее серебро на траве. (Роса.)

Что в пустыне дороже алмаза? (Вода.)

В роднике вода всегда, а откуда в нем она? (Из земли.)

Животное, гуляющее само по себе.( Кошка.)

Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)  

«Правильно  -не правильно».

Зрителям предлагаются утверждения, с которыми они могут согласиться или нет. Для поднятия настроения и снятия усталости можно использовать различные условные знаки. Например: «Да» – встать или поднять руки, «нет « - сесть или похлопать в ладоши.

Слон – хищное млекопитающее. (Нет.)

Гусь – самая дисциплинированная на свете птица. Она никогда не попадет под колеса автомобиля. (Да.)

Флора – имя древнеримской богини цветов, весны и юности. (Да.)

Экологическая цепочка – пищевые связи в живой природе, при которых растения создают свои клетки в результате фотосинтеза. (Да.)

6-й конкурс. Конкурс «Анаграммы».

   Задание записано на листочках, которые вытаскивают капитаны команд; выполняется на время (10 – 15 секунд). После обсуждения в команде капитан называет ответ.

 Анаграмма – загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

 Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

                                     (Липа – пила.)

Я дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду.

                                  (Сосна – насос.)

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвой.

А буквы переставь,

Я окажусь рекой.

                                 (Слива – Висла.)

7 – й конкурс. «Закончи рассказ

                                                        ( конкурс капитанов).

   На листочках написано начало рассказа, а капитанам предлагается его закончить. Задание дано с целью развить речь учащихся и закрепить экологические понятия.

           На краю красивой маленькой речки стоял удивительный городок, с очень красивым названием Цветочный. И жили в нем коротышки. Но однажды на этот город налетела страшная туча, и пошел кислотный дождь.

Игра со зрителями «Прокомментируй пословицы».

 Пока капитаны готовятся, проводится очередной конкурс со зрителями. Выслушиваются несколько вариантов ответов. За более полный и понятный ответ дается жетон, который можно передать команде, или приз.

          На молодняк в лесу не поднимай руку, будет он служить тебе и внуку.

          Лес без птицы и птица без леса не живут.

8 – й конкурс. «Закончи чистоговорку на экологическую тему».

   Команде предлагаются последние звуки чистоговорки, а затем предлагается продолжить ее в рифму. После обсуждения команды читают ответы.

Ять- ять – ять ---------- Природу нужно охранять.

Ля – ля – ля ------------ Мы спасем тебя, Земля.

Упражнение "Природа в моей жизни"

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня:" ("Природа в моей жизни:"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:

"Природа в моей жизни - это:

  • источник вдохновения;
  • способ наслаждения;
  • погружение в гармонию;
  • проведение досуга;
  • способ самореализации;
  • сфера моего познавательного интереса;
  • стимул для расширения моего кругозора;
  • возможность восстановления душевного равновесия;
  • предмет моей заботы;
  • осознание моей ответственности перед ней".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Технология полного усвоения знаний "Всех учить всему" (Я.А. Каменский)

Презентация по  "Технологии полного усвоения знаний"...

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

Внеклассное мероприятие "Всему начало - любовь"

Внеклассное мероприятие "Всему начало - любовь" интересно и с точки зрения воспитания ,и с точки зрения творческого развития детей одной или нескольких возрастных групп. Оно раскрывает многогранность ...

Собрание- практикум «Использование возможностей NetSchool для стимулирования новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса»

Это родительское собрание проводится с целью помощи родителям в овладении навыками работы с комплексной информационной системой NetSchool. Так же обозначен круг проблем, связанных с использованием ком...

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...