Главные вкладки

    Образовательный процесс экообъединения "Ритмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ
    методическая разработка (8 класс) по теме

    Грабовская Вера Александровна

    Применение пед технологий в образовательном процессе экообъединения "Ритмы природы" МБУ ДО ЗЦДЮТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_tehnoloogii.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

    И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования, 2017 год – годом экологии в России. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем развития человечества. Новое содержание образования ориентировано на «погружение» ребенка в реальное социо-природное окружение, в активный личностный поиск, отвечающий достижению гармонии с природой.

    Актуальность темы проекта состоит в том, что в современных социально-экономических условиях предпрофильная подготовка школьников Заиграевского района приобретает новое значение. Модернизация образования ставит перед МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа» (далее – Шпалозаводская школа) задачу воспитания творчески мыслящего выпускника. Процесс профессионального самоопределения на основе творческой и природоохранной деятельности обусловлен расширением образовательно-воспитательного пространства. Практико-ориентированная основа проекта направлена на формирование профессиональных компетенций за счет выполнения реальных практических природоохранных задач в рамках школьного лесничества «Березка». 

    Проблематика проекта состоит в том, что в общеобразовательных организациях Заиграевского района в целом и в Шпалозаводской школе нет учебного предмета «Экология». Восполнить недостаток экологических знаний и приобрести умения в реальных жизненных ситуациях обучающимся помогает система дополнительного образования – работа экологического объединения «Ритмы природы» МБУ ДО «Заиграевский центр детско-юношеского творчества» (далее – Заиграевский центр). 

    Концептуальную основу обучения составляют практико-ориентированные технологии, которые носят творческий, исследовательский и социально-ориентированный характер. Одним из обязательных компонентов профориентации школьников Шпалозаводской школы является обучение по дополнительной образовательной программе «Экология+» (автор – В.А. Грабовская).

    Обоснование выбора проекта программы. Программа «Экология+» предназначена для переориентации мышления школьников от «ознакомления с природой» на воспитание экологической культуры за счет применения практико-ориентированных технологий в рамках ФГОС. В результате применения метода проектов, технологии проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающих технологий школьники овладевают системой проектировочных умений, приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Применение технологий творческого характера, связанных с решением реальных экологических проблем в социуме села Новоильинск позволяет сформировать надпредметные знания, умения и навыки, развивать социальные практики со специалистами лесной отрасли и методического аппарата Республиканского эколого-биологического центра учащихся с учетом психофизиологических особенностей детей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную и групповую, которую они выполняют в течение определенного промежутка времени.

    Новизна проектов в условиях ФГОС основана на системно-деятельностном подходе. Технология проекта помогает продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными, что является целью программы модернизации образования.

    Поэтапность проекта, четкая формулировка проблем, диагностируемость компетенций позволяет достичь основной цели проекта – создание условий для достижения подростками определенного уровня образованности через решение основных задач: формирование познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих качеств личности школьников, опираясь на социально-деятельностный опыт в социуме села Новоильинск.

    Практическая значимость проекта состоит в социально-трудовом становлении школьников. Природоохранные, просветительские, проектные и исследовательские формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных, метапредметных результатов в обучении. Проект направлен на распространение позитивных моделей поведения выпускников на рынке труда. Конечным продуктом обучения является личный интерес школьников к содержанию профессии работников лесной промышленности. За время существования экологического объединения «Ритмы природы» Заиграевского центра изменился подход в обучении, возросло количество обучающихся, но неизменными остаются основные принципы и методы работы объединения на базе школьного лесничества «Березка».  

    Благодаря деятельности экологического объединения «Ритмы природы» Заиграевского центра дети учатся любить природу во всех ее проявлениях, выражать свои ощущения через исследовательскую и природоохранную  деятельность. В рамках просветительской кампании подростки распространяют листовки с призывом «Сохраним леса Бурятии!». Информационные щиты, объединенные общей идеей «8 из 10 пожаров возникают по вине человека» появились в местах массового отдыха жителей.

    Юные экологи отлично трудятся, подавая пример активной жизненной позиции жителям села Новоильинск. Радует, что здесь живут представители молодого поколения, неравнодушные к проблемам экологии своей малой родины. На все экологические мероприятия ученики вместе с классными руководителями готовят плакаты с призывами беречь природу, сохранять чистоту и порядок. Дети 2-4 классов изготавливают различные поделки «Альтернативная елка», «Вторая жизнь ненужных вещей», на территории школы и Парка отдыха размещают скворечники. Мобильный экологический отряд помогает Хандагатайскому лесхозу, местной администрации в уборке мусора и благоустройстве улиц села.

    Организуя экологические акции, дети напоминают, что каждый может принести пользу природе и сохранить собственное здоровье, соблюдая элементарные правила экологической ответственности. А начинать нужно с малого – позаботиться о чистоте на берегу водного объекта, где ты отдыхаешь. Для этого иногда достаточно просто убрать за собой мусор.

    Ожидаемый педагогический результат: профориентационная направленность проекта является логическим завершением обучения в экологическом объединении «Ритмы природы» в рамках работы школьного лесничества «Березка». Школьники получают возможность сотрудничества в различных ситуациях, через алгоритмы практических действий при участии в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах Республиканского, Всероссийского и Международного уровня.

    С каждым годом состав экологического объединения «Ритмы природы» пополняется, приходят новые школьники, с новыми силами, интересными идеями и неиссякаемой энергией. Воспитанники – талантливые, отзывчивые ребята, готовые находить правильные решения, они достойно защищают честь района на Республиканских слетах, Всероссийских конкурсах и Международных фестивалях экологического направления и никогда не остаются без награды. Это происходит не только благодаря их личным качествам, но и благодаря людям, которые оказывают финансовую поддержку, дают ценные советы и всегда радуются достижениям. Благодаря слаженной поддержке со стороны руководства села и района воспитанники трижды побывали в Москве, Красноярске, представляли команду Республики Бурятия на Областном слете школьных лесничеств в Амурской области в г. Благовещенск. В 2016 г. принимали активное участие в Международном проекте «Школа за экологию» и вошли в тройку призеров.

    Таким образом, проект «Практико-ориентированные технологии в системе дополнительного образования» способствует продвижению опыта в организации результативной деятельности школьного лесничества «Березка» социальному и профессиональному самоопределению школьников за счет внеурочной деятельности.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему "«О календарно-тематическом принципе построения образовательного процесса в ДОУ»

    Сущность календарно-тематического планирования  в образовательном процессе ДОУ...

    Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

    Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

    Особенности мониторинга результатов воспитательно-образовательного процесса в МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово» (проект)

    Мониторинг образовательных результатов осуществляется в дополнительном образовании детей для отслеживания личностного роста каждого воспитанника. Форма мониторинговой деятельности,  принятая в на...

    методическая разработка "Применение интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ"

    В статье обобщён опыт по применению интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ....

    ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ ДО «ДШИ»

    Статья об опыте методического сопровождения преподавателей детской школы искусств в условиях перехода на предпрофессиональное образование....