Методическая разработка Урока мужества
методическая разработка на тему

Щербакова Ирина Павловна

Автор Щербакова Ирина Павловна

Методическая разработка урока мужества "Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Станция юных техников г.Туапсе

Методическая разработка

Урока мужества

«Разгром советскими войсками немецко-фашистских

    войск в Сталинградской битве»

      Педагог дополнительного образования

                                                                                         Щербакова Ирина Павловна

                                                                                         Объединение «Фотодело»,

                                                                                         ул.Судоремонтников ,58

                                                                                         Время проведения: 02.02.2017

                                                                                         15:00 -   15:45                      

                                                                            17-00 — 17-45

                                                                                          Возраст детей:  8 — 13 лет

                                                                                          гр. №4 и  5  второго года обучения         

Туапсе

2017 г.

Цель: расширить знания о Великой Отечественной войне, .Познакомить учащихся с отдельными эпизодами истории России; Воспитывать гражданственность,

Задачи:

-обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны (о Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.);

-формировать активную гражданскую позицию учеников;

-воспитывать чувство патриотизма, гордости у подрастающего поколения за своё Отечество;

-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.

Тип занятия/форма проведения:презентация проекта

Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.


Оборудование и материалы:ноутбук,  сценарий, презентация.

Планируемые результаты:учащиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о жизни и роли детей во время Великой Отечественной войны.

                                       Ход мероприятия

  1. Приветствие.
  2. Проверка на наличие отсутствующих в классе.
  3. Сообщение темы и целей урока мужества.

Педагог:

Сегодня мы поговорим с вами о важном событии, которое явилось начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Это Сталинградская  битва.

2 февраля — необычный день календаря. Каждый год в этот день тысячи людей приходят к Мамаеву кургану, чтобы почтить память тех, кого уже нет с нами сегодня

Я все хочу себе представить

                Из нынешнего далека,

                Как шли вы родину прославить,

                Нас заслоняя от врага

Более двухсот дней и ночей, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года шли, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих в них людей и боевой техники эта битва превзошла все предшествовавшие ей сражения. Так как Сталинград был важнейшим стратегическим пунктом и крупным промышленным районом-  это заставило врага любыми средствами захватить город для дальнейшего развития стратегической инициативы.

Стратегическая инициатива принадлежала вермахту. На его стороне было преимущество в авиации и танках, автотранспорте и общей численности войск. Советская сторона несла тяжелые потери.

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь 200 дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Одним из многих примеров железной стойкости и массового героизма защитников Сталинграда явился бессмертный подвиг 33 бойцов 1379-го стрелкового полка 87-стрелковой дивизии. Они были вооружены автоматами и винтовками, у них были гранаты и бутылки с горючей смесью, у них было всего одно противотанковое ружьё и 20 патронов к нему. А против них наступало около батальона пехоты и 70 танков.

Великий подвиг защитников Сталинграда достойно оценён. В декабре 1942 года была специально учреждена медаль «За оборону Сталинграда».

Сталинградская битва — одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувство страха.

Ложатся строчки ровные в тетрадь...

Пусть сотни раз

снега сойдут со склонов.

Все так же сердце будет замирать

При этой цифре - 20 миллионов

Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счет перевалит за 1000». Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года.

10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Нанайский охотник, снайпер Максим Пассар, во время Сталинградской битвы уничтожил 272 фашиста. Снайпер Николай Ильин застрелил 500 вражеских солдат.

4 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повел своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний сатакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал кидать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

 Алексей Соколов — житель Сталинграда, до войны работал токарем на заводе «Баррикады». Участвовал в боях за Псков, Ленинград, Сталинград. Во время боя из 13 танкистов практически никто не уцелел, Алексей был ранен в ногу, сумел выбраться из горящего танка и, чтобы продолжать бой, переполз в уцелевший танк. В нем оказался Виктор Чернышенко. Два танкиста 10 суток отбивали атаки врага. Оба были тяжело ранены, у них кончилась еда, вода, боеприпасы. Их спасла подошедшая к месту боя часть. Врачи боролись за жизнь отважных танкистов, но выжил только Чернышенко. 

Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладонь.

Но восстав из земли

Негасимый огонь—

Скорбный огонь,

Гордый огонь,

Светлый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

Выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: покурить, обсушиться, привести в порядок форму, пообедать, написать письмо домой, просто поговорить с товарищами.

Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди, 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди, 
Жди, когда снега метут, 
Жди, когда жара, 
Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет, 
Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет

Военные действия уничтожили практически весь жилой фонд города - около 42 тысяч зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград, искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.

В ходе битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, то есть четвёртую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте.                                                

Сталинградская  битва длилась 200 дней и ночей.  Разгром врага в Сталинградской битве - это крупнейшее военно-политическое событие Великой Отечественной и Второй Мировой войны, где Красная Армия продемонстрировала свою силу и мощь, превосходство над военной машиной фашистской Германии    

           О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют

площади и улицы, названные именем Сталинграда...

 Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.

 За каждый дом… но не было домов –
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр – но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры дот воды и Волга холодела от беды.Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.

Кто ты? С Днепра или с Дона?
Где твоя Родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.

Тучи клубятся над Волгой
Бой от зари до зари
Все мы теперь Сталинградцы,
Все мы теперь волгари.

«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –
Такой был девиз у наших солдат
И жизни своей не жалели они
Врага изгоняя с родимой земли.

Ложатся строчки ровные в тетрадь...

Пусть сотни раз

снега сойдут со склонов.

Все так же сердце будет замирать

При этой цифре - 20 миллионов.

Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым.

Поклонимся всем мертвым и живым

Всем тем, кого нам забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Видео-«Сталинград»

Помните!

Через века, через года

Помните!

0 тех, кто уже не придет никогда,—

Помните! _        

Не плачьте!

В горле сдержите стоны...

Памяти павших будьте достойны. (Р. Рождественский)

   Ребята, будьте достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы вы сейчас жили в мире, учились, играли.  Всегда помните, на какой героической Земле вы родились

     

  - А сейчас подведём итог  и проведём викторину.

Класс делится на две команды

.

    1.Назовите дату начала Сталинградской битвы?

    (17 июля 1942 г.).

  1. Когда закончилась Сталинградская битва?

  (2 февраля 1943 г.).

  1. Назовите самый страшный для города ?

 (23 августа 1942 г.;  фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолётовылетов).

  1. Сколько дней длилась Сталинградская битва?    

  (200 дней).

  1. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом?  (За 2 недели).
  2. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?

  (19 ноября 1942 г.).

  1. Кто был главнокомандующим немецкой армии? (Генерал-полковник Паулюс; 31 января 1943 г. - массовая сдача в плен).
  2. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы. Для чего это сделано?

 (Мельница).

  1. Значение Сталинградской битвы.

 (Коренной перелом в войне).

10.Чем награждён город за эту битву?

  (Орден Ленина и Золотая; Звезда Героя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы...

Методическая разработка "Урок мужества"

МБОУ «Абазинская общеобразовательная школа № 49»     Проект:«Киновикторина посвященная 70-летию Победы вВеликой Отечественной войне»(номинация «Великие битвы Великой Отечестве...

Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"

Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...

Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...

Методическая разработка «Урока мужества» в 9 классе по теме «Оборона Сталинграда»

Цель. Расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою  страну на примере героическ...