Методическая разработка Урока мужества
методическая разработка на тему

Щербакова Ирина Павловна

Автор Щербакова Ирина Павловна

Методическая разработка урока мужества " День полного освобождения Ленинграда от блокады"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Станция юных техников г.Туапсе

Методическая разработка

Урока мужества

«День полного освобождения Ленинграда от блокады»

      Педагог дополнительного образования

                                                                                         Щербакова Иоина Павловна

                                                                                         Объединение «Фотодело»,

                                                                                         ул.Звездная, 28,

                                                                                         Время проведения: 27.01.2017

                                                                                         14:00 — 14:45 ;15:00 -   15:45                      

                                                                            16-00 — 16-45; 17-00 — 17-45

                                                                                          Возраст детей:  8 — 13 лет

                                                                                          гр. №1 и  2  второго года обучения         

Туапсе

2017 г.

Цель: расширить знания о Великой Отечественной войне, о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к ветеранам войны, труженикам тыла.

Задачи:

-обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны (о Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.);

-формировать активную гражданскую позицию учеников;

-воспитывать чувство патриотизма, гордости у подрастающего поколения за своё Отечество;

-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.

Тип занятия/форма проведения:презентация проекта

Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.


Оборудование и материалы:ноутбук,  сценарий, презентация, видеофильм, музыкальное сопровождение.

Планируемые результаты:учащиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о жизни и роли детей во время Великой Отечественной войны.

                                       Ход мероприятия

Учащиеся рассаживаются по своим местам.

Педагог:

Это было более полвека тому назад. И город был тот же, и так же несла свои воды красавица Нева. А над ней - Петропавловка и весь наш любимый, знакомый до боли город.

И жили тогда в нем дети, такие же как вы, но это были ваши бабушки и дедушки. И была блокада! Что такое блокада?

Страшное слово. Это значит отрезанность от всего мира, как тогда говорили от» большой земли»,это значит вокруг города - кольцо вражеских полчищ, очень близко и крепко охватывающее город.

И в городе уже нет ни электричества, ни водопровода, а главное, нет хлеба, и вообще никакой еды. Над городом веет смерть, время от времени завывающая страшным голосом воздушной тревоги, и сыплются бомбы ,рушатся дома, и сотни людей погибают под развалинами и на улицах.

Но этого мало. Близко подошедший враг стреляет по городу из орудий прямой наводкой. Вражеская бомба попала в главную продуктовую кладовую Ленинграда – Бадаевские склады, и весь запас продуктов для огромного города погиб в огне.

Но люди, люди не хотели сдаваться, Они жили и боролись вопреки всему. И это не красивые слова.Все давалось с трудом. Трудно было и встать на опухшие от гопода ноги и идти за водой на Неву, то и  дело натыкаясь на тела погибших от голода людей, и мерзнуть в ледяных квартирах, теряя родных и близких.

И идти через весь город, и стоять у станка, работая негнущимися от холода руками, создавая боеприпасы для фронта. А трудоспособных людей становилось все меньше, и вот уже у станков появляются подростки и дети , им не дотянуться до станка - под ноги подставляют ящики из-под снарядов.На город сыплются бомбы, и дети, наравне со взрослыми гасят их на крышах.

 Блокадные дети! Как многим мы все вам обязаны! Вы продолжали дело отцов, подхватывая из ослабевших рук взрослых молоток, лопату или винтовку, вы несли радость и надежду в ряды бойцов ленинградского фронта, выступая в танцевальном ансамбле Обранта.

Низкий поклон вам , выжившим и победившим смерть.

На ноутбуке включается презентация:

Слайд 1 - Ленинград…  Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, музеи, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.

Но не красоте этого города я хочу сегодня с вами поговорить, а о тех страшных событиях, которые происходили в Ленинграде 70 лет назад. В этом году 27 января исполняется 70 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда. Слайд 2

22 июня 1941 года фашистские войска напали на нашу страну, а уже осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).

 Жители города вышли на строительство оборонительных укреплений. (3) Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады. Слайд -4

- Как вы понимаете слово «блокада»? Слайд 5

Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске).

Фашистские бомбардировщики Слайд 6 днем и ночью сбрасывали на город бомбы, бомбили фабрики и заводы,(6-1) школы и больницы.(6-2) Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». Слайд 7

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. На 12 сентября 1941 года запасов продуктов было не более чем на 30 дней.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом – страдания и гибель детей. Многие дети блокадного Ленинграда вели дневники, в которых записывали события, происходящие в городе. Вот строки из некоторых:

Учащийся  1 : «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей,  20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр. (отрезать в столовой)

Учащийся 2: «Нам выдали карточки на хлеб, талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот потом мужчины, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».

Учащийся 3: Из меню столовой лета 1942 года:

 Щи из подорожника

 Пюре из крапивы и щавеля

 Котлеты из свекольной ботвы

 Оладьи из клея казеина

 Суп из дрожжей

 Соевое молоко

Учащийся 4: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить.

Учащийся 5: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
Учащийся 6: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
Учащийся 7: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
Учащийся 8: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

 Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище Слайд 8) в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.). Слайд - 9)

           Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Все семейство Савичевых встало
Перед нею вновь наперечет.
И она, буквально, по два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы умерли. И снова:
Умерли, и добавляет - все.
За окном - весеннее дыханье,
А она сиротски занесла
В свой дневник:
"Осталась одна Таня",
Даже не поставила числа.

           При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Учащийся: Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Ученик 3 класса Павел Филиппов

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать.Слайд 10)Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование.

С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Слайд 11 Целые семьи гибли от холода и голода.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде, какое оно?

 «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

           Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек.. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия Слайд .13 (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

           А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

           Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.

           И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу.Слайд 14 От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

           Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была прорвана только в январе 1944 года. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».Слайд 15

            14 января 1944 года войска Советской армии начали операцию по ликвидации вражеской армии. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

           В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Слайд 16

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди...

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:

"Их имена благородных мы здесь перечислить не можем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

никто не забыт и ничто не забыто".

           Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Слайд 17

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

           Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. Слайд 18

           Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям!

( минута молчания. Метроном.) 

Не забывайте блокаду! Пусть она всегда стучит в ваши сердца! 

Просмотр документального фильма « Великая Война 3 Блокада Ленинграда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы

Методическая разработка урока мужества: К 70-летию окончания Сталинградской битвы...

Методическая разработка "Урок мужества"

МБОУ «Абазинская общеобразовательная школа № 49»     Проект:«Киновикторина посвященная 70-летию Победы вВеликой Отечественной войне»(номинация «Великие битвы Великой Отечестве...

Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"

Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...

Методическая разработка «Урока мужества, совмещенного с Уроком письма» на тему: «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом...

Методическая разработка «Урока мужества» в 9 классе по теме «Оборона Сталинграда»

Цель. Расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою  страну на примере героическ...