Конспект занятия на тему: Звёздный час этикета, или Путешествие в Искроград
план-конспект на тему

Хохленко Наталья Рафаиловна

Конспект занятия для обучающихся младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvyozdnyy_chas_etiketa.docx72.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования  детей

«Детско-юношеский центр»

Конспект  занятия в объединении «Искорки»

на тему:

                                                 

Педагог дополнительного образования:

                                                                Хохленко Наталья Рафаиловна,

1 квалификационная категория

2016

Звёздный час этикета, или

Путешествие в Искроград.

Цель: закрепить представления детей о правилах этикета.

Задачи:

1. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

2. Развивать коммуникативные умения для взаимодействия со сверстниками и взрослыми, организовать взаимодействие обучающихся между собой, включив каждого в совместную творческую деятельность

3. Воспитывать уважение и доброжелательность к окружающим.

Оборудование: маршрутная карта, стенгазеты на тему «Этикет», презентация, мяч, плакат с солнцем, раздаточный материал: круги зеленого и красного цвета, карточки с пословицами, карточки с изображением цветов, технологические карты.

Эпиграф к занятию: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В.Сухомлинский).

Ход занятия

I. Организационный этап. (Читаю собственное стихотворение)

Приглашаем в гости Вас

В славный город Искроград!

Вы воскликните в ответ:

- Нет! На карте его нет!

- Как же нет? Вы оглянитесь,

Да получше приглядитесь.

В этом городе закон: Уважай другого!

Процветает вежливость, этикет приветствуют

Убедитесь лучше сами –

Жители ведь перед Вами.

Звёздный час для них настал!

        Сегодня я приглашаю всех присутствующих совершить прогулку по вполне реальному городу, городу объединения «Искорки», городу, который создали ребята своими ежедневными поступками, знаниями и старанием. Но прежде, давайте познакомимся с жителями этого городка. Я приглашаю вас, ребята, встать в круг. Давайте поприветствуем друг друга так, чтобы наши гости узнали о нас чуть-чуть побольше. Пусть каждый поздоровается, назвав своё имя вместе с эпитетом – прилагательным, передавая по кругу мяч.  Начинаю с себя: я – любознательная Наталья Рафаиловна…

II. Подготовительный этап.

1. Аналитическая беседа (слайд №2)

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, чем дикорастущие деревья отличаются от культурных? Например, дикая груша от культурной?

- Ребята, а можно сказать, что люди тоже бывают «дикие» и культурные? В чем их отличие?

- Как вы считаете, ребята, с кем приятнее общаться с диким или культурным человеком?

- Ребята, а может ли вдруг груша из дикой превратиться в культурную, такой, чтобы её плоды стали пригодными для употребления в пищу?

- Груше можно сделать прививку (привить черенки от культурной), и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Можно ли дикого человека превратить в культурного, воспитанного и как? Что ему можно привить? (Человеку можно привить правила культуры, красивые манеры, хорошие привычки).

- Что по-вашему означает быть культурным человеком? Вы себя такими можете назвать?

- Посмотрите на доску, какие буквы надо вписать, чтобы получилось понятие, означающее «правила приличия, правила поведения»? Кто может дать определение этикета в стихотворной форме?

Что такое этикет -
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

                              (С. Усачёв)

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Вот и настал, ребята, для вас «Звездный час» этикета, во время которого вам предстоит путешествие по городу, в котором приветствуют вежливых, воспитанных, культурных ребят. Но путешествие это будет необычным. На доске маршрутная карта с остановками, во время которых вам предстоит выполнить различные задания и проверить, насколько уверенно вы владеете этикетом, показать свои хорошие манеры, привычки. Помните о том, что в любом испытании необходимо поддерживать и помогать друг другу.

-В добрый путь!

III. Контрольный этап.

Остановка «Вежливая»

- Ребята, значение французского слова «этикет» мы выяснили, а вот в русском языке есть замечательное слово «вежливость».  Кто помнит, от какого слова произошло слово «вежливость» и что оно означает?

- Какое важное русское слово заложено в понятии «вежливость». (Доброта) Всё верно, ребята, ведь в основе всех правил этикета, вежливости лежит доброжелательность, доброе отношение к людям.

- Как мы называем грубого, невоспитанного человека (слайд № 3 – невежа). В старину такого человека называли «неотёсанный» (слайд № 4).

        Давайте, проверим, какие вы «вежи».

1.Блиц-опрос «Да-нет»

Я буду читать вам предложения, если вы с ними согласны, поднимаете зеленый шарик, а если нет – красный (шары прикреплены к стулу каждого ребёнка).

1. Если я поздоровался с утра с человеком, то при встрече с ним днем и вечером можно больше не здороваться (нет)

2.Вы с другом (подружкой)  вошли в кинозал, когда сеанс уже начался. Вы станете пробраться  в темноте к своим местам, указанным в билетах (нет)

3. Как вы считаете, очутившись в незнакомом доме, следует заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит? (нет)

4.Входя в здание или в комнату, надо сначала пропустить выходящих? (да)

5. Я считаю, что во время спектакля  разговаривать, есть конфеты и мороженое можно (нет)

6. Отправляться в гардероб после концерта, если занавес еще не опустился, не принято (да)

7. Я считаю, что трогать руками музейные экспонаты  можно (нет)

8. Входя в помещение, мужчины снимают головные уборы (да)

9. В театре надо проходить к своему месту, повернувшись спиной к людям, которые уже сидят? (нет)

10. Согласен ли ты с тем, что здороваться надо везде, куда бы вы ни пришли, даже в лифте и в магазине?  (да)

11. Войдя в дом, мальчики сначала снимают куртку, а потом уже и шапку? (нет).

12. На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти к магазину «Спорттовары». Ты очень торопишься и поэтому, молча пожав плечами, проходишь мимо? (нет)

13. Я считаю, что нет ничего дурного в том, что человек держит палец в носу или во рту, ковыряет в ушах в присутствии других людей: «Пускай, если ему так хочется»? (нет).

2. Работа по подгруппам

Ребята, сейчас я предлагаю разделиться на две команды.  Каждая команда получает по два зашифрованных задания, ваша задача объяснить, что скрывается за той или иной датой, фразой, символом.

21 ноября (отмечается Всемирный День приветствий)

  (символ Всемирного  Дня улыбки)День улыбки открыткаhttps://3.bp.blogspot.com/-7Z_u1H6R_9s/VGL_0j8NTDI/AAAAAAAAHaU/q6VhXzhP5YI/s1600/tolerantnostj.jpg

11 января (Международный День «спасибо»)

(16 ноября – Международный День толерантности)

        Все эти  праздники очень важны для нашего общества, потому что лишний раз напоминают нам о том, что приветливость, доброжелательность, благодарность, уважение друг к другу – это то, без чего мирное сосуществование невозможно.

Остановка «Мудрая»

На столе разложены карточки с пословицами, ребята по очереди, после того как отгадают имя отвечающего, выходят и выполняют задание.        

                           Имена зашифрованы (ребусы и загадки):

        Этот подарок предназначается тому, у кого самое драгоценное имя (Алмас)

        А теперь для девочки, которую больше всех на свете любит солнышко (Катя)

        У следующей девочки имя, как у известной певицы, или той, кто любит долго нежиться в кровати (Соня)

        Полное имя следующей девочки созвучно с нашей любимой ягодой. (Виктория)

          Имя следующей девочки напоминает название танца (Полина)

        Отгадав ребус, узнаете, кому предназначается этот приз?

____ А ___  

     стасия    

        Подберите рифму к имени Михаил и получите имя мальчика, занимающегося в нашем объединении, или в имени этого мальчика есть удвоенная Л (Кирилл).

Имя следующей девочки звучит как цветок (Лилия).

Что-то в этом имени напоминает о подарке (Дарья).

Самый энергичный мальчик нашего объединения (Гоша).

Самый вежливый и добрый мальчик в «Искорках» (Аман).

Этого мальчика зовут так же, как и автора стихотворения «Белая берёза».

Задание: назвать  правило этикета, к которому относится пословица.         Привести по 1 примеру, связанному с этим правилом.  

1. Посади свинью за стол – она и ноги на стол.

2. Где слова привета – там улыбка для ответа.

3. Дарёному коню в зубы не смотрят.

4. От вежливых  слов язык не отсохнет.

5. По одежде встречают – провожают по уму.

6. С поклону голова не заболит.

7. Дорог не подарок – дорого внимание.

8. Чёрствое сердце не знает благодарности.

9. Семеро одного не ждут.

Остановка «Культурная» (обсуждение ситуаций)

              Человека, не знающего правил поведения, можно сравнить с шофёром, который в час «пик» выехал на оживлённый городской перекрёсток, не зная правил дорожного движения. Представляете, к каким несчастьям это может привести?! Незнание правил культурного поведения столь же серьёзно и опасно!

        Я  предлагаю вам ситуации, в которых нужно найти и исправить этикетные ошибки (слайд № 5-19). После работы с презентацией задаю вопрос: Ребята, правил этикета очень много, но все они сводятся к одному главному принципу, назовите его. («Уважай окружающих людей», «Относись к другому так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе»).  Всё верно, если вы будете исходить из этого принципа, никогда не ошибетесь!

        Есть еще одно замечательное высказывание В.Сухомлинского: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек».

Остановка «Цветочная»

Игра «Собери букет»

        Представьте: наступило лето, вокруг много цветов… Возьмите 3 любые понравившиеся вам карточки с изображением цветов. Представьте, что эти листки бумаги превратились в живые цветы. Желающий собрать букет может «сорвать» три (количество называет педагог в зависимости от количества детей, присутствующих на занятии) цветка, которые ему особо нравятся (взять соответствующие карточки), но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у которого взят цветок. Ребята по желанию выходят и собирают цветы. Последний букет собирает педагог, чтобы никто не обиделся.

Остановка «Красноречивая»

        Ребята, я сейчас прочитаю вам фрагмент рассказа  И.Пивоваровой про Катю с Манечкой, действие которого происходит в трамвае, после этого вы распределитесь на две команды, вам предстоит выполнить задания: ответить на вопросы. У каждой команды будет своё задание (слайд № 20)

        Кате с Манечкой дядька не понравился. У него были маленькие глазки, большие резиновые сапоги, мятая фетровая шляпа на голове, и он грубо толкнул папу рюкзаком,  да еще и обругал.

        Катя с Манечкой очень рассердились на этого дядьку, и… Маня сказала:

        - Хорошо бы злая собака его укусила!

        - И на клочки бы разорвала! – сказала Катя.

        Но папа сердито покачал головой и сказал:

        - Это очень плохо! Нельзя так говорить о людях!.. Что было бы хорошего, если бы все друг друга толкали и ругали?..

        Послушайте вопросы, на которые вам предстоит ответить:

1. Как вы считаете, кто прав, папа или девочки? Аргументируйте свой ответ.

2. Чем всё могло бы закончиться, если бы папа в ответ на грубость пассажира ответил грубостью?

3.«…  В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и мысли, и поступки…  » - говорил великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Кого из героев рассказа можно назвать красивым человеком, в чем его красота?

4. Что можно  было сделать в данной ситуации, чтобы ни у кого не испортилось настроение после поездки?

        Проверьте, у каждой команды есть технологические карты? Посовещайтесь и подготовьте полные красноречивые ответы. Даю несколько минут для обсуждения.

Остановка «Покажи, как…»

        Ребята расходятся по парам и получают задания, ответы на которые нужно продемонстрировать.

- Подарить и принять подарок.

- Выработать красивую осанку.

- Поздороваться левше.

- Выбрать подарок, который подойдет любому.

- Познакомить родителей со своими друзьями.

- Выйти из автобуса с девочкой.

- Пройти к своему месту в кинозале.

- Как мальчику помочь надеть куртку девочке.

Остановка «Правила Искрограда»

        На этой остановке нам следует выбрать из предложенного свода законов (а точнее, норм и правил поведения, довольно разнообразных и противоречивых) именно те, которым должны следовать граждане нашего города. Разделимся на две подгруппы, каждой будет предложено по 6 высказываний. Посовещавшись в команде, нужно будет выбрать те высказывания, которым, как вы считаете необходимо следовать, и прикрепить эти заповеди на доску возле солнца.

- Работа – не волк, в лес не убежит.

- Добро всегда добром возвращается, а зло наказанием.

- Своя рубашка ближе к телу.

- Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово.

- Спасибо в карман не положишь.

- Встал утром, привёл себя в порядок – приведи в порядок свою планету.

- Человек человеку волк.

- На добрый привет – добрый ответ.

- Выбирай друга по толщине кошелка.

- Моя хата с краю.

- Сперва подумай, потом скажи.

- Относись к другому так,  как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

        Все вместе, сообща, мы выбрали некоторые правила, которых должен придерживаться каждый культурный гражданин. И засияло над нами солнце.

IV. Итоговый этап.

        Ребята, наше путешествие подошло к концу. А давайте посмотрим, сделало ли оно нас в чем-то похожими друг на друга?! Давайте встанем в круг.

Игра «Чем мы похожи?»

        Я буду говорить фразы-утверждения, те, к кому они подходят, выходят в круг, а кому нет – остаются на месте.

- Мне сегодня было интересно;

- Я сегодня был активным на занятии;

- Мне нравится быть вежливым;

- Мне сегодня было комфортно общаться в объединении;

- Я нашел в объединении «Искорки» новых друзей;

- Я считаю, что правила этикета помогают мне в жизни;

- Мне сегодня было приятно чувствовать себя вежливым человеком!

        Ребята, нам сегодня было легко и радостно  общаться, а это значит, что для каждого из нас состоялся звёздный час общения, звездный час этикета. Я желаю, чтобы  этикет был вашим ежедневным помощником, вашим другом, а общение – комфортным и доброжелательным! На память о нашем занятии я хочу вручить вам буклеты «Притчи на все случаи жизни».