Масстер- класс «Импровизация как средство развития артистизма»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему

Иващенко Ольга Николаевна

 

Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Импровизация как средство развития артистизма»

Объединение: Хореографический ансамбль  «Мираж»

        

Автор – составитель:  Иващенко Ольга Николаевна

                                         педагог дополнительного образования

                                         первой квалификационной категории

Тема:   «Импровизация как средство развития артистизма»

 Тип занятия: Интегрированное, комбинированное                          

с. Помары

2016г.

                                         План конспект занятия

Тема: Интегрированное занятие "Импровизация как средство развития артистизма». Связь с другими образовательными областями (интеграция) Музыка, искусство, изо, физическая культура  

Возрастная группа: дети от 11-13лет (средняя группа)

Музыкальное сопровождение: 7 музыкальных треков на разминку, 2 трека на импровизацию

Цель: выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказка к неожиданным замыслам будущих танцев детям, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Ритм, движение и поиск. Стили, стилизация. Легко ли быть учителем? Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации.

Задачи:

Образовательные:

-расширение знаний в области современного хореографического искусства

- совершенствовать творческие способности

- решать постановочные и художественные задачи средствами выразительности, артистизма

Развивающие:

- развитие гибкости, координации движений

- укрепление физического и психологического здоровья

- совершенствовать технику танца

- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации.

Воспитательные:

- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка

- развития чувства гармонии, артистизма, чувства ритма.

- совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.

- сформировать осознанное отношение к занятиям

Используемое оборудование: музыкальный центр.

Тип урока:  интегрированный комбинированный

Продолжительность урока: 45 минут

                                                План занятия

  1 этап:    Организационный -5 мин.

Выход. Построение по заранее отмеченным точкам. Поклон.

Вступительная беседа с детьми.

 2 этап: Подготовительный   – 10 мин

Упражнения на артистистизм

Ритм – разминка

Растяжка Упражнения на гибкость

 3 этап:   Прослушивание мелодии, зарисовка костюма к танцу.(5 мин)

 4 этап:   Основной этап  «Импровизация как средство развития артистизма» (10 мин)

Упражнение «Нарцисс и ручей».

Импровизация в паре

«Ведущий и ведомые»

 5 этап: Артистизм в исполнении танцевальных номеров( 10 мин)

 Танец «Пеппи»

. Танец «На кухне»

 6  этап: Заключительный этап – 5 мин.

 Упражнения на координацию. «Мы в пространстве»

Подведение итогов: Достижение понимания и стремления                     воспитанников к тому, чтобы на каждом последующем занятии совершенствовалось техническое  исполнение танцев и осознания того, что «я исполнил это движение качественнее, чем вчера».

По окончанию занятия оценка каждого ребенка и  коллектива в целом, обращение внимания на грамотность исполнения и допущенные неточности по всем этапам  занятия.

 Поклон. Уход из хореографического класса

Ожидаемый результат:

Импровизация движений под музыку;

Развитие артистизма и пластики;

Правильное исполнение танцевальных номеров, соответствие стилю и манере исполнения.

Ход занятия

1 этап:    Организационный

 Поклон  

 Вступительная беседа педагога с детьми.

 Педагог: Начать урок хочется с вопроса. Какие виды искусства вы знаете?   Что их объединяет?

Ответы детей

Педагог: Хорошо. Вот и тема нашего занятия.  Она звучит следующим образом: «Импровизация как средство развития артистизма»

Ребята, гости сегодня я приглашаю вас в волшебный «театр» танца.  А какие театры вы знаете? (Оперные- в них актеры поют, Балет- в них актеры танцуют.) а вы хотели бы сами участвовать в нашем театре  как актеры? Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти с вами. Чтобы вы на сцене, с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце, мы должны выявить и развить, все аспекты, влияющие на развитие артистизма. Это музыка, воображение, импровизация, движение.

2 этап: Подготовительный

Упражнения на артистистизм.  Разминка мышц лица

Педагог: Прошу всех встать у зеркала и проделаем несколько упражнений на развитие артистизма. Любая хорошая разминка должна проходить по законам ритма, то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.

  • Нижняя челюсть - одна из самых подвижных частей лица:

- движение из стороны в сторону;

- движение вперед и в себя; оттягивание вниз;

- сжатие зубов;

- зажать челюсти и пошевелить желваками.

  • Губы:

- зажать верхними зубами нижнюю губу;

- зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;

- поджать две губы в ниточку; поцелуй;

- нижней губой постараться дотянуться до носа;

- тоже самое двумя губами;

- в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.

  • Щеки:

- надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;

- втянуть две щеки.

  • Нос:

- сморщить и расслабить;

- приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).

  • 5. Веки:

- нервный тик;

- моргнуть двумя глазами;

- моргаю поочередно.

  • 6. Глаза - одно из выразительных средств лица:

- закатить вверх и опустить вниз;

- движения из стороны в сторону;

- движения по кругу в одном направлении и в другом;

- скосить и развести.

  • Брови:

- поднятие вверх;

- опускание вниз.

Маски

В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.

  • Радостная, улыбчивая:

- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.

  • Удивление:

- нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

  • Испуг:

- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.

  • Плач:

- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.

  • 5. Кокетство:

- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.

  • 6. Ненависть:

- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.

Закончили разминку. Построение в шахматном порядке.

                                             

Разминка.

Педагог: Одним из основных необходимых компонентов занятия является

разминка. В моих руках семь  карточек с заданиями. На них написаны названия части тела, которые необходимо подготовить к выполнению более сложных упражнений. По желанию ко мне подходят 7 человек, они  тянут карточки, выходят на середину зала и показывают остальным ученикам комплекс упражнений на разогрев этих частей тела в порядке их следования сверху вниз

Начало разминки. Разминаем шею, плечевой пояс, локти и руки. Разминаем ноги(плие), Стопы Переходим к разминке на корпус, подъем, растяжка.

Переходим к разминке в колоннах по периметру зала. Маховые упражнения.

Перестраиваются с разминки в шахматном порядке в две колонны.

Продолжаем разминку в двух колоннах, колеса, прыжки с полного приседа вверх.

Растяжка. Упражнения на гибкость

      Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: (туловища, ног, рук)

Упражнения на растяжку

(Движение «Человечек»)

Педагог: Тело мы разогрели с мимикой поработали давайте применим это в танце.               

Танец «Пеппи» ( 5 этап)

3 этап:   Прослушивание мелодии, зарисовка костюма к танцу.

Педагог: Ну теперь немного отдохнем. Предлагаю вам прослушать музыку к танцу и включив воображение придумать костюм к танцу. Для этого я раздам вам листочки.

 Дети рисуют 5 мин

4 этап: Основной этап (Импровизация как средство развития артистизма  )

 Педагог: Ну а теперь давайте немного поимпровизируем

Упражнение «Нарцисс и ручей»

Импровизация в паре

«Ведущий и ведомые»

Педагог рассказывает группе легенду о Нарциссе, которой однажды, увидев свое отражение в ручье, влюбился в него. Участники становятся друг напротив друга и смотрят друг другу в глаза. Один из них – «Нарцисс», другой – его зеркальное отражение. «Нарцисс» начинает спонтанно двигаться, выражая лучшие стороны своей личности, наслаждаясь своими движениями, любуясь своим «отражением» и осознавая возникающие чувства. В роли Ручья участник зеркально отражает движения партнера. Через 1–2 минут Нарцисс и Ручей меняются ролями. По окончании участники делятся чувствами «здесь и теперь» в парах.

Импровизация- форма движения в дуэте. Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая физический диалог без слов. Участникам надо расслабляться, освобождаться от мышечного напряжения, не противоречить естественному ходу вещей, находиться "в потоке", использовать то, что под рукой. Падение, перекатывание и нахождение вверх ногами, прыжки – любые несложные и ясные дуэтные упражнения. Главное, между вами должна быть точка соприкосновения всегда. Контакт не разрывать. Движение следует за смещением точки контакта.

Педагог: Усложним задачу.

Цель: взаимодействие с партнером в пространстве через соприкосновения и выполнение танцевальных элементов.

Задание: соприкосновение с партнером (становясь спиной к спине, партнеры должны совершать движение не отрываясь друг от друга, выполняя при этом танцевальные движения).

 Педагог: А теперь перейдем к следующему упражнению «Ведущий и ведомые»

Задание: Выбирается ведущий встает в центр круга импровизирует (исполняет движения под любую предложенную музыку) остальные участники должны повторять то что он исполняет. При переключении мелодии смена ведущего.

Анализ упражнения «Мы в пространстве»

Что удалось?

Что было самым трудным?

Что особенно понравилось?

                       5 этап: Артистизм в исполнении танцевальных  номеров(8 мин) 

Танец «На кухне»

                        6  этап: Заключительный этап

                       Упражнения на координацию. «Мы в пространстве»

Педагог: Когда мы попадаем в комнату в которой выключен свет, то наиболее чутко начинают работать наши слуховые рецепторы, которые в этот момент заменяют нам зрение. Во время исполнения хореографических композиций мы используем движение, в  которых используются все основные центры нашего тела и их часто трудно скоординировать. Давайте потренируем нашу координацию, но усложним задачу, будем выполнять все

упражнения, закрыв глаза, воспринимая задание на слух.  

- Поднять правую руку в сторону, сделать два шага с правой ноги вперед,

повернуться влево боком, левую руку положить на локоть правой руки.

Присядьте, двумя руками коснитесь пола. Встаньте, сделайте два шага с

левой ноги назад, положите левую руку на голову, правую поставьте на пояс.

Прыгайте на месте, правую руку поднимите вверх и машите ей, левой

хлопайте по левому бедру. Покружитесь вправо, лягте на спину, сделайте

березку, согните правую ногу, встаньте на ноги, прыгните в поперечный

шпагат, руки вперед.

Подведение итогов.

Поклон

Самоанализ интегрированного урока по хореографии

«Импровизация как средство развития артистизма».

Тема занятия:   «Импровизация как средство развития артистизма».

Дата проведения: 27.01.2016

На проведенном занятии были выдержаны все основные этапы:

  1. Организационный этап (подготовка учащихся к занятию)
  2. Подготовительный этап (разминка)
  3. Этап:   Прослушивание мелодии, зарисовка костюма к танцу.
  4. Основной этап  «Импровизация как средство развития  артистизма»  
  5.  Этап: Артистизм в исполнении танцевальных номеров

  6.   Заключительный этап

Все этапы были выдержаны во временных рамках, определенных для каждого раздела.

       Занятие включало в себя подведение итога, обобщение, систематизацию знаний, смену видов деятельности.

        Теме  «Импровизация как средство развития артистизма» в моей программе уделено немалое  внимание, т.к. преимущество интегрированных занятий:

• повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

• способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

•    способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

•    позволяют систематизировать знания;

• способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

      В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

 Цель: выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства; приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказка к неожиданным замыслам будущих танцев детям, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Ритм, движение и поиск. Стили, стилизация. Легко ли быть учителем? Создание художественного образа при помощи артистизма и импровизации.

Задачи:

Образовательные:

-расширение знаний в области современного хореографического искусства

- совершенствовать творческие способности

-решать постановочные и художественные задачи средствами выразительности, артистизма

Развивающие:

- развитие гибкости, координации движений

- укрепление физического и психологического здоровья

- совершенствовать технику танца

- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации.

Воспитательные:

- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка

- развития чувства гармонии, артистизма, чувства ритма.

- совершенствования нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.

- сформировать осознанное отношение к занятиям    

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

      Дети четко поняли, что от них требуется, в их сознании был выстроен план последовательных действий, который привел к результату.     Данное занятие было создано, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе искусству. Занятия способствуют непринуждённому получению навыков, развивают «самость», снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. На занятиях учащиеся прослушивали мелодию, и возникшие ощущения выразили через танцевальные движения, через рисунок, и через художественное слово. Импровизация -- один из главных элементов данного занятия. Учащимся на занятии было предложено придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, и изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, после прослушивания мелодии к танцу а так же предлагается пофантазировать о названии нового танца. С чем учащиеся справились и с удовольствием выполняли задания

Артистизм - это важный элемент в исполнении танцев

Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.

        Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.

        Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.

         На занятии были использованы методы обучения: наглядный (показ), практический, словесный (беседа, рассказ). Все методы обучения плавно переходили из одного в другой, чередуясь друг с другом, что придавало динамику занятию, не позволяло затягивать этапы занятия. Активность воспитанников на занятии была высокой. Все дети изначально проявили интерес к теме занятия, активно отвечали на вопросы, принимали участие в беседе, с удовольствием исполняли танцевальные композиции .

 Проведенное занятие дало детям:

  • закрепление музыкальных и хореографических знаний;
  • увеличили границы самостоятельного творчества;
  • содействовали личностному самоопределению.
  • Дало возможность импровизировать, свободно, непринужденно   двигаться, , как подсказывает музыка.
  • Возможность при исполнении танцевальных композиции применить артистизм и выразить в танце свои танцевальные способности;
  • Возможность попробовать себя в роли педагога

          Занятие прошло в умеренном темпе, что соответствовало темпераменту детей данной группы. Подготовленность воспитанников позволила им на хорошим уровне выполнить работу. Организация деятельности воспитанников позволила осуществить воспитательные, развивающие и обучающие задачи, которые ставились перед занятием.

    В конце занятия желание поделиться своими впечатлениями о занятии было у каждого ребенка. Полученные знания актуальны для детей т.к.  танец   дает возможность выразить себя, свои индивидуальные возможности   – а это в свою очередь необходимо детям в период их взросления.

       Психологическая атмосфера на занятии была творческой и доброжелательной, настраивала на полноценную работу.

       Проанализировав проведенное занятие можно выделить положительные моменты.

  1. Занятие было продуманным.
  2. Каждый этап занятия четко выдержан.
  3. Доброжелательное отношение к воспитанникам.
  4. Заинтересованность в достижении поставленной цели, как педагога, так и детей.

Так же проведя занятия были видны ошибки в технике исполнения номеров, что дает возможность совершенствоваться, работать над чистой исполнения отдельных движений, над актерским исполнением номеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артистизма у подростков на занятиях по вокалу в ДШИ

Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским и механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим....

Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....

Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся».

Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся»....

Мастер-класс "Игра как средство развития личности"

Мастер - класс«Игра как средство развития личности»...

Импровизация,как средство самовыражения в танце.

как правиьно нпучить ребенка импровизировать...

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...

Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.

Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности....