Портфолио на одаренного учащегося
методическая разработка

Кондратьева Екатерина Васильевна

Портфолио

Портфолио является прекрасным способом для идентификации одаренных детей. Оно представляет собой целенаправленную коллекцию продуктов деятельности ребенка, которая демонстрирует его успех в определенной области, а также наблюдения педагога за одаренным ребенком. Портфолио дает полную оценку поведения ребенка. Преимущество применения портфолио в идентификации ребенка заключено в следующем: оно сосредоточено на положительном опыте ребенка; включает в себя лучшие образцы; оно отражает работу ребенка в определенном отрезке времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио на одаренного учащегося100.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

 «Центр Детского Творчества» Центрального района

ПОРТФОЛИО

Место для фотографии

Фамилия ____________________________________________________

Имя ________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________

Число, месяц, год рождения ____________________________________

Класс

Год начала работы над портфолио ________

Телефон ______________

Подпись учащегося___________________________________________

Творческое объединение, которое посещает ребенок_______________

ФИО руководителя творческого  объединения______________________

РАЗДЕЛ 1. Общая информация на учащегося

1. ФИО: 

2. Место рождения: __________________________________________

3. Дата рождения:____________________________________________

4. Место обучения: ___________________________________________

5. Состав семьи:______________________________________________

6. № телефона классный руководителя:___________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. № телефона родителей:

Мама___________________

Папа___________________

8. Характеристика учебной деятельности:

9. Исполняемые обязанности, общественные поручения:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

10. Медицинские сведения:

- уровень зрения___________________________________________

 - состоит ли на диспансерном учете___________________________

 - если состоит, то указать диагноз_____________________________

 - если есть инвалидность - какое заболевание, вид заболевания, срок - с какого времени (копия справки)_____________________________________

- физкультурная группа (основная, подготовительная, спецгруппа и освобожденные)___________________________________________________

____________________________________________________________

11. Развитие в подростковом  возрасте: информация об увлечениях, Психологические особенности одаренного ребенка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Тип одарённости:

Указать тип одаренности, охарактеризовать ребенка, отвечая на вопросы анкеты № 1 «да», «нет» (Приложение№1).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: На основе данной карты (Приложение1) выявите вид одаренности ребенка:

1. Если на каждый признак ответов «да» больше, чем ответов «нет», значит проявляется одаренность ребенка по данному виду;

2. Одаренность у одного и того же ребенка может проявиться по нескольким видам (большинство ответов «да» по нескольким видам одаренности). Данная диагностическая карта одаренности ребенка послужит критерием для выявления одаренных детей.

            3. Ранжирование сертифицированных документов, помещенных в раздел «Официальные документы», осуществляется следующим образом.

4. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах,  соревнованиях, конференциях:

федеральный уровень:  победитель – 10 баллов; призер – 8 баллов; участник – 3 балла;

региональный уровень: победитель – 6 баллов; призер – 5 балла; участник – 2 балла;

муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла; участник – 1 балл;

школьный уровень: победитель, призер  – 2 балла.  

5. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:

сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций, т.д. – 2 балла за каждый сертификат.

13. Характеристика

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Результаты полученных диагностик для педагогов и родителей (Приложение 6)________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Самоанализ (Приложение 2, 3, 4, 5)

Раздел 2. Портфолио документов

Участие в конкурсах

Название

конкурса

Уровень (международная, всероссийская, областная, районная, городская, школьная)

Название документа

Дата получения документа

Результат участия

ФИО педагога

балл

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

В Приложении 6 прилагаются копии дипломов, грамот, сертификатов.

Участие в олимпиадах

 

Название

олимпиады

Уровень (международная, всероссийская, областная, районная, городская, школьная)

Название документа

Дата получения документа

Результат участия

ФИО педагога

балл

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

В Приложении 6 прилагаются копии дипломов, грамот, сертификатов.

Участие в соревнованиях

 

Название

Уровень (международные, всероссийские, областные, районные, городские, школьные)

Название документа

Дата получения документа

Результат участия

ФИО педагога

балл

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

В Приложении 6 прилагаются копии дипломов, грамот, сертификатов.

Участие в конференциях

Название

Уровень (международные, всероссийские, областные, районные, городские, школьные)

Название документа

Дата получения документа

Результат участия

ФИО педагога

балл

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

Участие в массовых мероприятиях (праздниках, акциях, концертах, мастер- классах и д.р.)

 

Название

(праздника, акции, концерта, мастер-класса)

Уровень (международные, всероссийские, областные, районные, городские, школьные)

Название документа

Дата получения документа

Результат участия

ФИО педагога

балл

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

В Приложении 6 прилагаются копии дипломов, грамот, сертификатов.

Раздел 3. Портфолио работ

Проектные работы

 (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном виде)

Исследовательские работы и рефераты

Тема исследования

Название реферата

Количество страниц

Руководитель

Баллы

(в соответствии с ранжированием

 

 

 

 

Всего баллов

Техническое творчество

модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы)

модели, макеты, приборы

Краткое описание работы

Руководитель

объединения

Баллы

(в соответствии с ранжированием

 

 

 

 

Всего баллов

Работы по искусству

Название работы

Техника исполнения

Руководитель

объединения

Баллы

(в соответствии с ранжированием

 

 

 

 

Всего баллов

 Концертные мероприятии

Название мероприятия

Дата проведения

Организатор

Баллы

(в соответствии с ранжированием

 

 

 

 

Всего баллов

Научные конференции, семинары

Тема мероприятия

Организатор

Формы проведения

 

 

 

 

 

 

 Всего баллов

 

 

Раздел 4. Портфолио отзывов

Отзывы, рецензии, рекомендательные письма, заключение о качестве выполненной работы

Название работы

Дата

Название документа

ФИО руководителя объединения

Баллы в соответствии с ранжированием

Всего баллов

Раздел 5. Сводная итоговая ведомость портфолио

   

Кол-во баллов

Портфолио документов

Участие в конкурсах

Участие в олимпиадах

Участие в соревнованиях

Участие в конференциях

Участие в массовых мероприятиях (праздниках, акциях, концертах, мастер- классах и д.р.)

Портфолио работ

Проектные работы

Исследовательские работы и рефераты

Техническое творчество

Работы по искусству

Концертные мероприятии

Научные конференции, семинары

Портфолио отзывов

Отзывы, рецензии, рекомендательные письма, заключение о качестве выполненной работы

Всего баллов

Приложение 1

Анкета для родителей №1

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

 - в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

 - становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке; - охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение; - любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

 - может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению; - чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- хорошо поет; - вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец; - любит музыкальные записи;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку; - хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

 - в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

 - может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

 - придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

 - выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; - умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других; - интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт; - склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

 - стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания; - любит игры–драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

 - интересуется механизмами и машинами;

- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

 - любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

 - проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

- быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

- Инициативен в общении со сверстниками;

 - сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

 - легко общается с детьми и взрослыми;

- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное;

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

 - энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений; - любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

 - часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

 - бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

 - любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

 - предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

- физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А. Хаану и Г. Кафу):

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

 - любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

 - обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Результаты анкетирования

ФИО ребенка:__________________________________

Сфера одаренности

Кол-во ответов

«да»

Кол-во ответов

 «нет»

В сфере изобразительно-художественной одаренности

В сфере музыкальной одаренности:

В сфере литературной одаренности

В сфере артистической одаренности

В сфере технической одаренности

В сфере лидерской одаренности

В сфере спортивной одаренности

В сфере интеллектуальной одаренности (по А. Хаану и Г. Кафу)

Приложение 2

Анкета «Немного о себе»

Инструкция. Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Фамилия_____________________________________________________

2.Имя, отчество__________________________________________________

3. Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?__________________________________________________________

4. Ты сейчас в _____ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? ________________________________________________________________

5. Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.) ______________________________________________________________

6. Что тебе нравится делать в свободное время?__________________________

 7. Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть?__________________________________________________________

8. Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравятся?_________

9. Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему?______________

10. Твои увлечения (хобби)?__________________________________________

11. Какие учебные предметы тебе нравятся?____________________________

 12. Какие учебные предметы не нравятся?_____________________________

 13. Какая область знаний более всего привлекает (подчеркни предметы):

• Естественнонаучная: математика, физика, химия, биология, география.

 • Общественно-научная: история, философия, обществознание, экономика.

 • Гуманитарная: литература, русский язык, иностранные языки.

14. Кем бы ты хотел быть? Почему?_________________________________

15. Какие еще профессии тебя привлекают?___________________________

16. Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни): высшее (вуз), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).

Приложение 3

Анкета «Моя родословная»

Инструкция. Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

  1. Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):
  2. Мама Папа(Фамилия Имя Отчество)________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Профессия________________________________________________________

Какие они? _______________________________________________________

2. Кто еще живет в вашей семье?_____________________________________

3. Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ________________________________________________________

4. Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения?___________________________________________________________________________________________________________________________

5. А сейчас ответь на вопрос: "Что такое счастье семьи?"______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Обработка результатов проводится путем анализа ответов.

Приложение 4

ТЭСТ «Кто я? Какой я?»

Инструкция.Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы "Кто я?" или "Какой я?" Получится ли это у тебя? Кто Я? Какой (какая) Я? Я ЯЯЯ … …

Кто я?

Какой я?

Спасибо!

Обработка результатов проводится путем анализа ответов.

Приложение 5

ТЭСТ «К чему я стремлюсь в жизни?»

Инструкция. Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей – в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т. д. Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь напротив цифру "1". Далее проставь цифры "2", "3"… (до "21") в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей. Посмотри, что у тебя получилось.

Жизненные ценности

шкала

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава  и деньги

Богатство

Дружба

Наличие хороших и верных друзей

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда

Ювелирные украшения

Власть и положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Активная деятельность людей

Любовь Свобода как независимость в поступках и действиях

Спасибо!

Обработка результатов проводится путем анализа ответов.

Методика диагностики одаренности

Приложение 6

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

  1. Методика «карта одаренности»
    Общая характеристика

     Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. 
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. 
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. 
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. 
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. 
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер. 
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
• музыкальная (5-й столбец листа ответов);
• литературная (6-й столбец листа ответов);
• артистическая (7-й столбец листа ответов);
• техническая (8-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

лист ответов

II. Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

III Характеристика учащегося

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение учащегося, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики
1. Имеет необычно большой запас слов .
2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы .
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей .
4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе .
6. Показал быстрое понимание арифметики .
Мотивационные характеристики
1. Настойчив в поисках решения задания .
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела .
3. Обычно прерывает других .
4. Прилагает усилия для завершения действия .
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей .
6. Упорный в отстаивании своего мнения .
7. Чувствителен к мнениям других .
8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи .
9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером

Творческие характеристики
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы) .
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...) .
3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению .
4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден) .
5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова) .
6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства .
7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок .

Лидерские характеристики
1. Берет на себя ответственность .
2. Его любят одноклассники .
3. Лидер в нескольких видах деятельности .

Обработка результатов
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. 
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим педагогам, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

Приложение 7

Реестр грамот, дипломов, сертификатов, удостоверений и т.д.

Вид документа

Дата получения

Руководитель объединения

Приложение 8

Реестр документов

Название проектной, исследовательской деятельности, работ по искусству, моделей, макетов, приборов.

Дата написания

Руководитель объединения

проектные работы

исследовательские работы и рефераты;

- техническое творчество: модели, макеты, приборы

работа по искусству

-проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы в печатном виде);

- исследовательские работы и рефераты;

- техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);

- работа по искусству (краткое описание конкретной работы);

Приложение 9

Реестр отзывов , рецензий, рекомендательных писем, заключений о качестве выполненной работы

Дата написания

Руководитель объединения

Отзывы

Рецензии

Рекомендательные письма

Заключение о качестве выполненных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с творчески одаренными учащимися

В данной статье даются методические советы по работе с творчески одаренными детьми...

Работа с одаренными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфер...

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...