Образовательная программа творческого объединения "Волшебная игла"
рабочая программа (5 класс) на тему

Мухаметзянова Фания Шакуровна

Пояснительная записка к образовательной программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx62.64 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Не золотом, не серебром прославлен человек.

Своим талантом, мастерством прославлен человек.
(А. Джами
)

Целью дополнительного  образования школьников является создание условий для развития природных способностей детей через постижение мастерства традиционного народного рукоделия; приобщению детей к  возрождению, сохранению и развитию русских народных традиций через  изучение народного костюма; подготовка учащихся  к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, а также профессионального самоопределения.

          Народное искусство было преимущественно бытовым, и изучать его приемы и традиции, своеобразие художественной структуры надо непременно создавая нужные для современников изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма. Такое обучение делает занятия серьезными, практически значимыми, необходимыми. Данная программа возвращает нас к истокам национальной духовности. В последнее время утрачиваются такие понятия, как общественно – полезный труд, труд для людей. Принимая модную философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. Почву под ногами теряют не только дети, но и взрослые.

Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.

Программа разработана с учётом  местных условий, допускаются изменения и дополнения программы в процессе её реализации.

  1. Направленность дополнительной образовательной программы «Волшебная игла»

Программа объединения «Волшебная игла» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования, а также на основе личного опыта, с учётом опыта педагогов, работающих в данной области

            Образовательная направленность, в рамках которой реализуется  программа: художественно- эстетическая;

            - возраст обучающихся – 10-18 лет;

            - срок реализации – 4 года.

Данная программа позволяет  создать необходимые условия для овладения и дальнейшего развития навыков работы с различными материалами  ( ткань, лоскут, бисер и т.д.). Очень важно научить ребёнка свободно самовыражаться. Развивать его художественный и эстетический вкус, развивать творческое воображение и вариативность мышления. У учащихся в процессе обучения воспитывается интерес и любовь к творчеству. Они учатся ценить свой труд

и труд  других людей, объективно оценивать свои результаты; стремятся к развитию собственных творческих художественных навыков.

Программа нацелена не только на поддержку детей в усвоении определённых знаний и умений, но и на выявления тех, кто в полной мере может раскрыть свой талант, свои способности.

1.2.Актуальность программы

Образование ХХI века должно дать выпускнику основу культурно-духовного становления, социальный опыт, начальную профессиональную ориентацию с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей.  В новой экономической и политической обстановке в России происходит обнищание духовности нашего общества, отчуждение от достояния этноса. В условиях глобализации, отдаваясь чуждой нам культуре, порой самой низкой пробы, теряются наши, российские, традиции и обычаи, рвутся те нити, которые связывают поколение с поколением.  На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Искусство изготовлений украшений из мелких бус, бисера, стекляруса, вышивка гладью, крестиком, бисером, лоскутная пластика, вязание на спицах и крючком – являются традиционными видами народного творчества, которые и по сей день находят применение в современном костюме, в интерьере современного жилища, офиса. Обучение  по предлагаемой программе способствует формированию эстетического вкуса у  обучающихся, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Новизна, актуальность, отличительные особенности данной программы определяется следующими факторами:

- формируются ключевые компетентности:

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

- в программу введена проектная и учебно-исследовательская деятельность.

Главное отличие программы "Волшебная игла" от других программ художественно-эстетической направленности  в том, что она направлена на социальную адаптацию обучающихся – полученные знания пригодятся им во взрослой жизни, так как умение шить, вязать,  мастерить предметы быта, улучшать окружающую реальность существенно повышает качество жизни.  

1.3. Уровень реализации программы

Программа "Волшебная игла"  – дополнительная образовательная программа среднего (полного) общего образования.

1.4. Срок и степень реализации программы, целевая аудитория

Дополнительная образовательная программа "Волшебная игла" рассчитана на 4 года обучения и ориентирована на подростков в возрасте от 10 до 18 лет, у которых проявляется интерес к декоративно-прикладному искусству и шитью. Состав группы постоянный в течение года, набор в группы – свободный, принимаются все желающие. Количество обучающихся: 15 человек в группе первого года обучения, 12 человек в группе второго года обучения, 10 человек в группах третьего и четвёртого годов обучения.  

1.5. Целевое назначение программы

Целью реализации дополнительной образовательной программы творческого объединения «Волшебная игла» является: раскрытие творческого личностного потенциала каждого ребёнка, художественно- эстетического вкуса; воспитания интереса к художественному творчеству и желание трудиться; приобщение детей к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды, что способствует формированию художественного вкуса  и социальной адаптации подростка.

Программа способствует развитию самостоятельности и инициативы, повышению интереса к исследованиям, воспитанию у обучающихся культуры труда.

1.6. Задачи образовательной деятельности

Обучающие:

  • Обучить знаниям в области культуры одежды,  технологической культуры и  технологического  образования,
  • - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • - раскрыть истоки народного творчества;
  • - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • обучить детей  решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными и коллективными проектами;
  • обучать освоению творческой деятельности в пространстве моды;
  • формировать  навыки  коммуникативной культуры;
  • познакомить с миром профессий, связанным с тематикой Программы.

  • Воспитывающие:
  • - воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
  • воспитать  в детях художественный вкус, умение гармонически сочетать свой облик и стиль с костюмом;
  • воспитывать стремление к творческой самореализации и самосовершенствованию;
  • воспитать чувство ответственности за выполненную работу;
  • воспитывать чувство коллективизма

  • Развивающие:
  • - пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
  • - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • - формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способности к совместной творческой деятельности;
  • развивать у  обучающихся потребность трудиться;
  • развивать проектное мышление и способность действовать в проектной группе;
  • развивать способности анализировать свою деятельность.

1.7. Организационно-педагогические основы программы и содержание направлений образовательного процесса

Дополнительная образовательная программа "Волшебная игла" базируется на следующих педагогических принципах:

  • Принцип  гармонизации и гуманизации образовательного процесса, который повернут лицом к ребенку, его интересам, а личность ребенка уникальна и неповторима.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося.
  • Принцип толерантности, терпимости к другому образу мыслей, поведению, культуре, вероисповеданию. Требования этого принципа – относиться к другому человеку, другой культуре, национальности, к другому цвету кожи, волос, к инакомыслию как к равному тебе, твоей культуре, национальности и т.д.
  • Принцип научности раскрывает место научных знаний в учебной деятельности;
  • Принципом последовательности позволяет переход  от простого к сложному, от известного - к неизвестному, от менее трудного - к трудному, в результате чего, переходя от простого к сложному, закрепляются полученные знания, лучше усваиваются умения и навыки. Поэтому каждое последующее занятие - это небольшой шаг вперед;
  • Принцип  систематичности (системности), предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.
  • Принцип  соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности обучающихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения; если материал, которым обучающиеся овладевают, слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями. Другими словами программа вариативна и может быть выстроена педагогом под индивидуальные особенности обучающегося.
  • Принцип  доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Общими основами определения содержания образовательной деятельности при реализации данной программы являются: дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Образовательный процесс по программе "Волшебная игла" учитывает возрастные и психологические особенности личности каждого ребенка.

Объем учебной нагрузки в соответствии с годами обучения составляет:

  • 1-й год  обучения – 144 часа (4 часа в неделю);
  • 2-й год  обучения – 144 часов (4 часов в неделю);
  • 3-й  год обучения – 144 часов (4 часов в неделю);
  • 4-й  год обучения – 144 часов (4 часов в неделю).

Содержание образовательной программы объединяет несколько курсов: «Бисероплетение», «Дизайн мягкой игрушки», «Дизайн одежды», «Лепка из полимерной глины», «Швейное конструирование и моделирование», «Сценическая мастерская».

Содержание образовательной программы представлено в учебно-тематических планах на каждый год обучения и делится примерно на три равные части: изучение теоретического материала, практическая  работа, оформление и презентация исследовательской работы. Тематическое планирование составлено с учётом графика районных и областных конкурсов.

В планах отражены часы, отведенные на воспитательную, диагностическую и контрольно-оценочную деятельности.

Содержание учебно-тематического плана программы "Волшебная игла" из года в год частично корректируется. В план вносятся изменения, отражающие особенности обучающихся и детского коллектива.

В самом начале обучения даются вводные занятия, на которых обучающиеся получают знания об инструментах и безопасном их использовании, о культуре и организации рабочего места, правилах и традициях коллектива.

Требования к знаниям и умениям по предмету «Бисероплетение»:

Обучающиеся должны знать:

  • некоторые сведения из истории бисероплетения
  • правила техники безопасности при работе с бисером
  • правила организации рабочего места
  • основы композиции и цветоведения;
  •  классификацию и свойства бисера;
  •  основные приемы бисероплетения;
  •  условия обозначения;
  •  последовательность изготовления изделий из бисера;
  •  правила ухода и хранения изделий из бисера.

Обучающиеся должны уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • составлять композиции согласно правилам;
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
  • четко выполнять основные приемы  бисероплетения;
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению,  инструкционно-техническими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;
  • изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  • прикреплять застежки к украшениям;
  • хранить изделия из бисера согласно правилам.

Требования к знаниям и умениям по предмету «Дизайн мягкой игрушки»:

Обучающиеся должны знать:

  • основы построения выкройки и раскроя ткани и меха;
  • порядок выполнения технологических операций по созданию игрушки;
  • разновидности игрушек;
  • виды швов;
  • быть компетентным в выборе материала и цветового решения игрушки.

Обучающиеся должны уметь:

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам описанию;

- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;

Требования к знаниям и умениям по предмету «Дизайн одежды»:

Обучающиеся должны знать:

      -    терминологию и технологию выполнения  ручных работ;

  • виды ручной вышивки и аппликации;
  • Историю костюма, стили одежды;
  • Изучит каталог форм и  деталей,  используемых в одежде;
  • Будет знать правила выбора ткани для одежды;

Обучающиеся должны уметь:

  •  выполнять простые эскизы изделий
  • Уметь пользоваться готовыми выкройками
  • Будет знать технологию изготовления  изделия  и правила отделки.
  • Испытает опыт творческого отношения к трудовой деятельности
  • Проявит желание совершенствоваться в данном  направлении
  • декоративно-прикладного искусства.

Требования к знаниям и умениям по предмету «Лепка из полимерной глины»:

Обучающиеся должны знать:

  • виды и назначение изделий из полимерной глины;
  • необходимые инструменты и материалы;

     -    основные этапы изготовления изделий из полимерной глины

     -    основные приемы лепки, технологию выполнения;

  • законы сочетания цветов;
  • основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота)
  • правила безопасной работы во время изготовления изделий из полимерной

          глины.

          Обучающиеся должны уметь:

  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех еѐ этапах;
  • использовать инструменты и приспособления для работы;
  • изготовлять отдельные детали
  • эстетично и аккуратно выполнять сборку изделий и их отделку;
  • выполнять правила безопасной работы.

Требования к знаниям и умениям по предмету «Швейное конструирование и моделирование»:

Обучающиеся должны знать:

  • Будет знать исторические и современные стили одежды;
  • технологические свойства современных текстильных материалов;
  • законы композиции костюма;
  • единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
  • моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
  • построение чертежа плечевого изделия с модельными особенностями;
  • построение чертежа втачного рукава и техническое моделирование;
  • правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
  • способы отделки и влажно-тепловой обработки;
  • технологическую последовательность и поузловую обработку плечевого  изделия
  • проявит самостоятельность и индивидуальность в составлении дизайн проекта

Обучающиеся должны уметь:

  • снимать измерения фигуры;
  •  читать и строить чертёж юбки;
  • выполнять техническое моделирование юбки;
  • подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
  • выполнять раскрой изделия;
  • проводить примерку;
  • обрабатывать детали кроя;
  • выполнять окончательную отделку изделия;
  • оформлять дизайн-папку.

Требования к знаниям и умениям по предмету «Сценическая мастерская»:

Обучающиеся должны знать:

  • комплекс упражнений по сценическому движению, культуре и технике дефиле;
  • технику проведения психофизического тренинга;
  • комплекс дыхательной гимнастики;
  • выразительные средства движения;
  • историю возникновения искусства дефиле;
  • понимает необходимость применения полученных знаний.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять полученные знания и умения на практике (этюд, инсценировка, спектакль).
  • контролировать  мышечные  зажимы, согласовывать  действия  и  физическое движение;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;
  • определять и передавать характерность персонажа,
  • использовать  практические  навыки  при  работе  над  внешним  обликом  героя:  грим,
  • прическа, головной убор, костюм.
  • проявлять  индивидуальные  возможности  в  работе  над  общим  делом:  оформление сцены, декорации, запись фонограмм, использование компьютерных технологий.

Обучающиеся, занимающиеся по программе "Волшебная игла" в процессе обучения могут участвовать в выставках, смотрах-конкурсах, в соревнованиях на различном уровне как индивидуально, так и в составе команды. Обучение по дополнительной образовательной программе "Волшебная игла" дает возможность обучающимся реализоваться на трех уровнях:

     1-й – в детском объединении (защита проектов и исследований, обсуждение);

     2-й – внутри учреждения (научно-практические конференции, конкурсы);

     3-й – за пределами учреждения (конкурсные мероприятия различного уровня (от окружного до международного)).

1.7.1. Учебная деятельность

В зависимости от приоритета обозначенных целей и задач в учебной деятельности педагог использует следующие виды занятий:

  • теоретические занятия по формированию знаний;
  • практические занятия, направленные на формирование умений применять знания на практике.

1.7.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся выражается в создании ими индивидуальных и коллективных исследовательских и практико-ориентированных проектов и их защите. 

Под проектом подразумевается "специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Под методом проектов понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, а также технологию сопровождения педагогом самостоятельной деятельности учащегося. Данный раздел программы может быть запланирован педагогом на VI четверть каждого года обучения и направлен на развитие самообразования, на поддержание стремления подростков к возможно более полному выявлению и развитию своих личных творческих возможностей.

Систематическая и целенаправленная учебно-исследовательская деятельность обучающихся расширяет их знания в области экологии и биологии и формирует практические навыки. Учебно-исследовательская работа обучающихся призвана научить детей не только  думать  и  мыслить,  но  и  действовать  в  рамках  деятельностного обучения.

Основными принципами деятельностного обучения являются:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

3) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора (возможность выбора каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории).

4) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Этот путь получения знаний делает их стабильными и устойчивыми.

Смысл проектной и учебно-исследовательской деятельности заключается не столько в получении  результатов  исследования, сколько в привлечении обучающихся к постоянной   экологической   деятельности   и, в конечном   итоге,  к воспитанию экологической культуры личности обучающегося.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся выражается в индивидуальном или коллективном проведении опытов, оформлении учебно-исследовательской работы и её публичной защите. 

Проектная и учебно-исследовательская деятельность позволяет:

  • на практике реализовать деятельностный подход  в обучении обучающихся (я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю);
  • интегрировать знания и умения, полученные ими на всех этапах обучения;
  • сформировать ключевые образовательные компетентности (информационную, коммуникативную, решения проблем).

Этот этап обучения включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), технологическому планированию. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ, и их возможная реализация.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, схем, технологических карт, а также рекомендаций по методике возделывания и предпочтению того или иного сорта культур.

Использование метода проектов позволяет не только создать естественную среду для формирования компетентностей, но и обеспечить:

  • освоение и присвоение новых способов деятельности на интегрированном содержании, появление опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
  • формирование максимального набора компетентностей;
  • использование образовательного потенциала "необразовательных" ресурсов.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку стимулирует практическую деятельность обучающихся и позволяет формировать весь набор компетенций.

При оценке проектной и учебно-исследовательской деятельности можно выделить три ключевые образовательные компетентности: самоуправление (решение проблем), информационную (или технологическую), коммуникативную и в их рамках обозначить те способы деятельности, которые должен освоить обучающийся  на том или ином этапе обучения.

1.7.3.        Воспитательная деятельность

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением, так как приоритет в образовании отдается воспитанию.

Реализация образовательной программы "Волшебная игла" призвана способствовать решению целого ряда важнейших воспитательных задач. В рамках данной дополнительной образовательной программы педагог решает указанные выше воспитательные задачи, которые способствуют формированию и развитию нравственных качеств личности обучающихся.

Усиление воспитывающей функции образовательных дисциплин в дополнительном образовании согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. Воспитание является частью процесса социализации, развития личности. Воспитательный процесс реализуется в ходе обучения и через систему воспитывающих мероприятий с обучающимися по данной программе.

Воспитание - непрерывный процесс и идет он на каждом занятии как в рамках блока воспитательной работы в группе, так и на учебных занятиях по программе "Азбука Земли". Применяемые формы и методы воспитательной работы различны. Это и исследовательская деятельность, и тренинги, и беседы, и экскурсии, и социально-значимая деятельность, и др. Но все они проходят в рамках занятия, среди которых интересны такие как:

  • занятие–диспут;
  • занятие–викторина;
  • занятия по формированию этических норм, приобщению обучающихся к нравственным и культурным ценностям (беседы, ситуативные тренинги, ролевые игры, экскурсии в лес и др.).

Эти занятия отличаются тем, что они не носят специально организованного характера и не всегда связаны с учебным курсом предмета.

В течение года педагогом должна осуществляться и внеурочная деятельность. Это:

  • экскурсии, творческие встречи с интересными людьми;
  • проведение праздников, дней «именинников», «вечеров встреч».

Воспитательный блок должен служить ориентиром для педагогов, реализующих данную программу, при отборе воспитательных мероприятий, специального воспитывающего материала, определении его тематики, глубины, объема, последовательности реализации в процессе образовательной деятельности.

Результатом анализа воспитательной работы должна быть оценка социальной зрелости обучающихся, готовность их к продолжению образования, к самостоятельной жизни и труду, сформированности навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития.

По окончанию обучения обучающийся должен иметь ясное и конкретное представление о значимых личностных качествах современного человека, нравственных нормах и активно-положительно относиться к ним.

1.7.4. Контроль образовательных результатов

В целях контроля и обобщения результатов образовательного процесса, а также анализа деятельности и отслеживания конечного результата предусмотрено:

  • проведение тестирования или анкетирования в начале и конце учебного года обучающихся  и их родителей;
  • проведение конкурсов, презентаций внутри коллектива;
  • зачётные работы в конце учебного года;
  • участие в конкурсных мероприятиях  различного уровня (от районного до международного);
  • анализ учебно-исследовательских работ в процессе подведения итогов конкурсных мероприятий;
  • ведение альбома-летописи, в который помещаются дипломы, грамоты, полученные на конкурсах разного уровня, списки и фотографии групп, сценарии любимых праздников, отзывы  и пожелания выпускников, отзывы родителей и т.д.

Все виды контроля освоения необходимы для совершенствования преподавания. Программой "Волшебная игла" предусматриваются следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, оперативный.

Предварительный контроль, который проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направления и формы индивидуальной работы (анкеты в начале учебного года).

Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Этот контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала. Он позволяет своевременно выявить отстающих, а также опережающих обучения с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение.

Оперативный контроль осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. Такой контроль необходим с целью выявления  трудных для понимания фактов и суждений, для оперативного изменения хода занятия.

На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль.

1.7.5.  Психолого-педагогическая диагностика  

Для совершенствования образовательного процесса и наиболее полного определения результатов работы по программе "Волшебная игла" необходимо провести педагогическое диагностирование по принципу объективности, систематичности и наглядности.

Для совершенствования образовательного процесса в целом и его воспитательной составляющей в частности, для наиболее полного определения результатов обучения систематически (два раза в год) проводится педагогическое диагностирование: личности обучающихся (определения их творческого потенциала и уровня нравственной воспитанности),  изучается коллектив обучающихся (состав группы, актив группы, ее организованность, сплоченность, общественное мнение в группе, составляя как общую, так и социально-психологическую характеристику группы). Диагностирование включает в себя контроль, проверку и оценивание статистических данных, анализ, прогнозирование дальнейшего развития деятельности.

           

Большую роль в диагностике результатов  играет целенаправленное наблюдение за поведением обучающегося на экскурсиях, при проведении акций, во время проведения и подготовке к мероприятиям; как он общается со сверстниками, его обращение с растениями, реагирование на проблемные ситуации и трудности: наличие агрессии, доброжелательности, пассивности, активности и пр.

Эта работа способствует интеллектуальному, творческому развитию обучающихся, оказывает эффективную помощь в овладении, культурой общения, приобретению необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков.

С обучающимися и их родителями проводится анкетирование, которое позволяет педагогу узнать личность обучающегося, его семью, социум, помогает строить оптимальные отношения с ними. Педагог изучает воспитательные возможности семьи, социального окружения обучающихся, коллектива для дальнейшего построения взаимодействия и сотрудничества, изучает психологическую комфортность условий образовательного процесса для оптимального достижения образовательных результатов.

По результатам диагностического исследования группы обучающихся составляется аналитическая справка. Результаты диагностики фиксируются в личном портфолио педагога.

Полученные данные обрабатываются, проводится анализ, при необходимости осуществляется коррекция образовательного процесса в целом или индивидуального маршрута обучения  конкретного обучающегося.

Таким образом, диагностическая деятельность педагога способствует интеллектуальному и творческому развитию обучающегося, оказывает ему эффективную помощь в освоении социокультурных ценностей современного общества  и культуры общения.

Педагогическая диагностика интересов и психического развития обучающихся подразумевает использование результатов диагностирования в целях корректировки процессов обучения и воспитания. Педагог изучает направленность личности обучающегося, познавательные, профессиональные интересы и склонности, уровень развития воспитанности, типологические свойства, психическое развитие, эмоционально-волевую сферу и т.п.

При изучении обучающихся педагогам необходимо руководствоваться рядом принципов:

  • принципом целостного изучения обучающегося;
  • сравнение успехов и недостатков с его личным опытом;
  • принцип учёта возрастных, половых особенностей, влияния специфики заболевания.

Методы, применяемые при изучении обучающихся, (анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы…) должны отвечать критериям объективности, надёжности и достоверности.

Использование диагностических методик для анализа учебной и воспитательной деятельности:  

Предмет исследования

Форма

Использованная методика

Срок проведения

Место проведения

ЗУНы

Тестирование

Методика сравнительных характеристик

Сентябрь, декабрь, апрель

Кабинет для теоретических занятий

Наблюдения

-

Во время практических работ в мастерской

Мастерская

Трудолюбие

Наблюдения

-

Во время практических работ в мастерской

Мастерская

 Интерес детей к различным областям деятельности

Анкетирование

«Я предпочту» (Климов Е.А.)

Ноябрь

Кабинет для теоретических занятий

Креативность (творчество)

Тестирование

Опросник креативности

Д. Джонсона

Сентябрь-октябрь

Кабинет для теоретических занятий

Целеустремлённость

Анкетирование

«Потребность в достижениях» (Орлов Ю.М., Шкуркин В.М., Орлова Л.П.)

Сентябрь-октябрь

Кабинет для теоретических занятий

Интерес  

Анкетирование

«Степень удовлетворённости обучающихся занятиями в ДО» (Андреев А.А.)

Апрель-май

Кабинет для теоретических занятий

Коллективизм

Тестирование

 «Какой у нас коллектив»

(Лутошкин А.Н.-по 5 ступеням)

Апрель-май

Кабинет для теоретических занятий

Комфортность образовательной среды

Тестирование

Методика Ч.Спилберга, Ю.Х. Ханина

Ноябрь

Кабинет для теоретических занятий

Сотрудничество с другими людьми

Тестирование

 «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»

Январь

Кабинет для теоретических занятий

Результатом психолого-педагогического диагностирования обучающегося и детского коллектива являются характеристики обучающихся и детского коллектива. На их основе осуществляется прогнозирование развития детского коллектива, личности обучающегося, определение зоны его ближайшего развития, строится дальнейшая деятельность педагога.

Изучение психологических особенностей развития личности должно осуществляться под непосредственным наблюдением педагога-психолога.

1.8. Педагогические технологии, формы и методы, обеспечивающие реализацию образовательной программы

Для реализации программы "Волшебная игла" используются:

1) Технологии развивающего, дифференцированного, компетентностно-ориентированного обучения. Данные методики учитывают интересы каждого обучающегося, его психологические возрастные особенности, приобретённые знания, умения и навыки.

Приоритетной формой работы является субъект-субъектные  отношения: обучающийся - субъект самостоятельного познания, самостоятельно организованной деятельности, а педагог - консультант, организатор процесса обучения.

2) Формы занятий:

  • беседы, диалог, дискуссия, обсуждение поставленного опыта, конференция помогают развить способности говорить, доказывать свою точку зрения, логически мыслить;
  • конкурсы, выставки, смотры достижений помогают доводить работы до конечного результата, фиксировать успехи, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижение других людей и т.д., побуждают к творческой активности, поддерживают интерес к работе;
  •  «вечера встреч», совместные игры, экскурсии на природу, обмен впечатлениями - помогают приобретать опыт взаимодействия, доброжелательного общения, созданию психологического климата в коллективе.

     -  выполнение самостоятельных исследований дают возможность - целенаправленно познавать и решать противоречия, приобретать научный опыт.

Ведущая форма – практическое занятие, но вместе с тем используются и такие формы, как экскурсии, самостоятельная практическая работа, занятия по контролю знаний и умений, занятия по развитию творческих способностей, занятия по  формированию эстетических и нравственных качеств, комбинированные занятия,  индивидуальные и в группах.

В целях лучшего использования учебного времени, лучшего восприятия и усвоения учебного материала, используются методические и дидактические средства: учебные пособия, образцы изделий, раздаточный дидактический материал, книги. Всё это позволяет усваивать учебный материал с различной скоростью, в зависимости от индивидуальных качеств, приобретаемых знаний, навыков, возраста.

3) Методы обучения:

      1. Теоретические (информационные):

  а) устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж.

Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием. Рассказ имеет принципы построения. Индуктивный принцип построения рассказа – педагог знакомит обучающихся с конкретными образцами изделий и переходит к обобщению, то есть от частного к общему. Дедуктивный принцип предполагает знакомство с общими понятиями, а затем иллюстрирование их конкретными примерами. Принцип от общего к частному. Генетический принцип – показать историю возникновения вопроса.

       Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями между педагогом и обучающимся. Таким образом, рассказ – односторонний, а беседа – двусторонний метод обучения. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Вводная беседа помогает обучающимся устанавливать связи с предыдущими занятиями, узнавать, чем конкретно они будут заниматься, и определять необходимые материалы, инструменты и приспособления, представлять себе последовательность трудового процесса. Беседа и рассказ более убедительны, если сопровождаются показом выполнения работы, их изображениями в виде схем и показом образцов. Текущая беседа может идти во время практической работы. Итоговая (заключительная, обобщающая) беседа проводится как в конце занятия (в сжатой форме), так и в конце серии занятий по изучению одной темы. Здесь значительная роль отводится выступлениям обучающихся. Итоговая беседа может иметь форму блиц-опроса.

Все проводимые педагогом беседы должны иметь общий стержень и плавно переходить одна в другую. Тогда образуется, своеобразная цепочка из знаний, которые  как бы нанизываются на этот стержень.

       Инструктаж – словесный метод обучения, основанный на изложении инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем четче педагог формулирует инструкцию, тем быстрее обучающиеся осваивают содержащуюся информацию.

Теоретические методы обучения  нацелены на создание условий для развития способностей личности: слушать и слышать, концентрировать своё внимание, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать свою точку зрения, творчески решать поставленные задачи.

б) Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на показ таблиц-коллекций, использование видеофильмов и картин, таблиц по культурам, технологических карт, пособий.

2. Практические методы:

а) репродуктивные методы – они способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы. Они строятся на передаче информации с помощью трех главных факторов (слово, демонстрация образцов и способы работы) в сочетании с графическими изображениями.

б) методы проектного  обучения – предполагают построение и наличие логической цепочки: замысел – подбор материалов и инструментов – осуществление замысла – решение дополнительно возникающих задач. У обучающихся развиваются психические функции: понимание – применение знаний – анализ (умение выделять главное и видеть второстепенное) – синтез (приход к решению) – оценка и самооценка. Проектная деятельность может быть выполнена коллективно и индивидуально.

    в) эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи. Обучающиеся с помощью полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу, то есть после объяснения самостоятельно находят рациональную последовательность практических действий и оценивают конкретные явления с точки зрения известных критериев. 

Практические методы способствуют формированию умений и навыков.

Метод «ступенчатого роста» - оценка знаний и умений обучающихся, предусматривает развитие творческих способностей и совершенствование творческого мастерства и личностного развития.

         Организация эффективного обучения зависит и в умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса и методов обучения,  позволяет добиваться наибольшего результата в достижении поставленных задач.

1.9. Ожидаемые результаты образовательного процесса

В результате обучения по программе "Волшебная игла" обучающийся:

ЗНАЕТ:

       

  • основы организации труда;
  • правила техники безопасности и гигиены труда;
  • основы бисероплетения;
  • основы дизайна одежды;
  • основы швейного конструирования и моделирования;
  • основы лепки из полимерных материалов;
  • основы сценического мастерства;
  • сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;
  • иметь представление о пропорции;
  • сведения о цветовом сочетании;
  • композиционное построение узоров;
  • виды самоклеящихся декоративных материалов;
  • традиционная художественная вышивка;
  • гармоничное сочетание аксессуаров с гардеробом;
  • современное направление моды;
  • моделирование одежды с использованием народного костюма как источника творчества;
  • особенности работы со сложными тканями (шифон, бархат, органзой и др.);
  • требования к качеству готового изделия;
  • компоненты творческого проекта.
  • алгоритм оформления учебно-исследовательской работы;

 УМЕЕТ:

  • осуществлять поиск необходимой информации в области дизайна и моделирования, работать с журналами мод и предметному дизайну;
  • пользоваться различными инструментами;
  • пользоваться схематическим описанием рисунка;
  • изготавливать сувенирные изделия;
  • работать  по рисунку;
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
  • выполнять декорирование с использованием современных материалов;
  • выполнять декорирование с использованием техники вышивки;
  • выполнять эскизы моделей с учётом современного направления моды;
  • вносить в чертёж конструкции модельные особенности и фасонные линии;
  • выполнять раскрой изделия (поделка, игрушка, кукла, одежда для кукол);
  • самостоятельно устранять дефекты после проведения примерки;
  • использовать современные способы технологической обработки изделия;
  • определять качество готового изделия;
  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и    доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
  • оформлять учебно-исследовательскую работу;

ВЛАДЕЕТ:

  • информационной компетентностью:
  • знать и работать с источниками информации (печатные, электронные, видео, картины);
  • получать информацию от другого субъекта;
  • работать по инструкции;
  • переводить информацию из одной формы в другую (текст-график, текст-картинка, текст-таблица);
  • анализировать, писать план, конспектировать;
  • создавать продукт (проект, исследовательская работа);
  • передавать информацию на разных носителях;
  • выступать публично;
  • пользоваться правовыми знаниями в плане защиты авторского права на информацию;
  • коммуникативной компетентностью:
  • культура речевого действия (грамотно строить фразы, простота и ясность изложения мысли, образная выразительность, четкая аргументация, адекватный ситуации тон общения, динамика звучания голоса, темп, интонация, хорошая дикция);
  • культура эмоции, жестов и пластика движения;
  • выстраивает взаимодействие с людьми;
  •  компетентностью решения проблем:
  • анализировать;
  • определять приоритеты;
  • ставить цели;
  • планировать результат;
  • разрабатывать алгоритм достижения результата;
  • оценивать результаты своей деятельности.

 ЯВЛЯЕТСЯ:

  • человеком нравственным, толерантным, уважающим права и свободы других людей;
  • человеком творческим, обладающим позитивной социальной активностью;
  • человеком, сознательно и ответственно относящимся к своей жизни и здоровью;
  • человеком, образованным для достижения личного и семейного благополучия;
  • человеком, способным к сотрудничеству с другими людьми;
  • человеком с широким кругом культурных потребностей;
  • человеком, воспринимающим природу, как жизненную ценность;
  • человеком, стремящимся к самосовершенствованию (самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие);
  • человеком, чтящим и сохраняющим традиции и культурные ценности своего народа.

1.10. Условия эффективности реализации дополнительной образовательной программы "Волшебная игла"

Для успешной реализации программы необходимо особое внимание акцентировать на следующих условиях:

  • эмоциональная окрашенность материала, как одно из условий активизации познания;
  • технология  развивающего обучения;
  • исследовательская деятельность;
  • создание особой творческой образовательной среды;
  • создание каждому обучающемуся ситуации успеха;
  • при оценке деятельности обучающихся делать упор на позитив;
  • толерантная обстановка в коллективе - коллектив единомышленников.

Педагогические правила для достижения эффективной реализации программы:

  • поддерживать доброжелательные отношения к обучающемуся в течение его деятельности:
  • авансировать, т.е. предварительно огласить достоинства обучающегося, которые позволяет ему достигнуть успеха;
  • подчеркнуть исключительно персональные качества личности обучающегося;
  • задавать высокий уровень мотивации, снять страх перед предстоящей работой;
  • предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги, предстоящих усилий;
  • выразить свою уверенность, что успех обязательным исходом задуманного;
  • по окончании деятельности положительно оцените отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность.

Условие результативности обучения:

  • творческий, доброжелательный климат;
  • обстановка уважения и сотрудничества обучающегося и педагога;
  • внимание к каждому обучающемуся;
  • поощрения даже малейшего успеха.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ВОЛШЕБНАЯ ИГЛА"

Программа ставит перед собой задачу приобщения детей к истокам народных ремесел, формирование интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации и предполагает следующие условия реализации.

Обучение изготовлению одежды, приемам рукоделия  требует специально оборудованного кабинета. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Кадровое обеспечение программы:

Педагог дополнительного образования, имеющий базовое образование по специальности «Технология», владеющий технологией исследовательской деятельности.

Материально-техническое  обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие материалы и оборудование:

  • просторное светлое помещение для занятий;
  • комплект мебели, стеллажи, стенды для работ и экспонатов;

. Оборудование для занятий:

·         швейных машин;

·         утюг;

·         гладильный стол;

·         стол для раскроя;

·        манекен

·        электрическая плитка;

·        1 набор инструмента для изготовления искусственных цветов;

·         наборов крючков для вязания;

·        10 пар пялец.

  • линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
  • лекало закройщика, для раскроя изделий;
  • сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
  • булавки портновские;
  • ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
  • напёрсток  для предохранения пальца от укола;
  • пяльцы для выполнения вышивок;
  • колышек металлический, для образования отверстий в ткани;
  • игла швейная для выполнения швейных работ;
  • канва – это специальная ткань для вышивки крестом
  • игла для вышивки с удлиненным ушком;
  • калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
  • миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе
  • тетради для записей

 Материалы: кусочки кожи,  ткань, бисер, проволока, леска, нитки,  иглы, пряжа, клей.

Технические средства: фотоаппарат, магнитофон, компьютер, видеодвойка

Методическое  обеспечение:

  • тематические альбомы, поузловая обработка
  • наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
  • образцы готовых изделий;
  • раздаточный материал: технологические карточки;
  • специальная и методическая литература по моделированию  и конструированию одежды с различными иллюстрациями.
  • электронные презентации по разделам программы
  •  «Воспитание нравственности на основе устного народного творчества  (легенды, стихи, загадки)»;
  • Рекомендации «Посещение выставочных залов, музеев»;
  • Сценарии праздников, дружеских встреч, капустников, чаепитий;
  • Методические рекомендации по подготовке и проведению конкурсов, смотров результативности, выставок;
  • Пособие по использованию компьютерных программ для выполнения творческих проектов;
  •    Авторские методические рекомендации и разработки программе.

Образовательные уровни программы

творческого объединения «Волшебная игла»

Уровень

Образовательные курсы

Количество часов

теория

практика

1

1 год – 4 часа. Ознакомительный уровень

1.Дизайн мягкой игрушки – 1 час.

2.Бисероплетение – 1 час.

3Дизайн  одежды – 2 часа

Итого – 144 часа

9

11

15

35

27

25

57

109

2

2 год – 4 часа

1.Бисероплетение  -  1 час.

2.Народная кукла – 1 час.

3.Дизайн одежды – 2 часа.

Итого 144 - часа

9

9

14

32

27

27

58

112

3

3 год – 4 часа

1.Швейное конструирование и моделирование -  2 часа.

2. Сценическая  мастерская – 1 час.

3. Дизайн кукол – 1 час.

Итого – 144 часа.

22

8

7

37

50

28

29

107

4

 4 год – 4 часа

1. 1.Швейное конструирование и моделирование -  3 часа.

2. Сценическая  мастерская – 1 час.

Итого – 144 часа.

17

8

25

91

28

119

Итого- 576 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Образовательная программа творческого объединения "Занимательная лингвистика"

Занятия позволяют показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятел...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...