Конспект открытого занятия Энциклопедия, с которой я дружу. 6 класс
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Минушкина Татьяна Владимировна

Конспект открытого занятия по УМК "Успешное чтение" Энциклопедия, с которой я дружу. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Энциклопедия, с которой я дружу»

Класс: 6 «А»

Цели: знакомство с различными типами энциклопедий;

формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

привитие проектной культуры;

развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом;

расширение кругозора, обогащение личного опыта детей;

воспитание чувства коллективизма и внимательного отношения друг к другу.

Оборудование: выставка книг, энциклопедии учащихся, высказывания великих людей, странички с собственными словарными статьями.

Этап

Функции этапа

Содержание

Вызов

Вызов

Актуализация – мотивация – интерес.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите вокруг. Что вы заметили в классе? (Выставку книг, плакаты с высказываниями).

- Да, у нас в классе везде развешаны высказывания. Прочитайте их про себя и выберите одно, которое вам больше понравилось.

Нет таких отдаленных явлений, познания которых нельзя было бы достичь, и нет таких таинственных явлений, которые нельзя было бы понять.

Рене Декарт

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.

Эсхил

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.

Менандр

Тот, кто задаёт вопрос, глупец в течение пяти минут, тот, кто его не задаёт, глупец всю свою жизнь.

Китайская поговорка

Выдержки, извлечения и прочая подобны зажигательным стеклам — они собирают лучи ума и знания, рассеянные в произведениях писателей, и силою и живостью сосредоточивают эти лучи в сознании читателей.

Джонатан Свифт

Знание есть сила, сила есть знание.

Френсис Бэкон

Деятельность - единственный путь к знанию.

Бернард Шоу

- Прочитайте вслух понравившееся высказывание.

- Как вы его понимаете? Почему вы выбрали именно эти слова? Чем они близки вам?

- Посмотрите на выставку. Какие книги на ней представлены?

- Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшней нашей встречи (Энциклопедия знаний. Что мы знаем об/из энциклопедии. Энциклопедия – источник знания.)

- Молодцы! Правда, я назвала сегодняшнее занятие несколько поэтичнее – Энциклопедия, с которой я дружу. Чем отличается моя формулировка от предложенных вами? (Из неё ясно, что речь пойдёт об энциклопедиях, с которыми мы уже знакомы, которые, как друзья, помогают нам в учёбе).

- Правильно, мы поговорим с вашими друзьями – энциклопедиями и познакомимся с теми энциклопедиями, которым только предстоит стать вашими друзьями.

- Попробуйте сформулировать цели занятия. (Рассказать о своей любимой энциклопедии, познакомиться с новыми энциклопедиями, учиться работать с ними, получить новые знания и т.п.)

- Правильно. А ещё мы пополним свою Большую энциклопедию шестиклассника, т.е. приобретём новые знания о различных явлениях или понятиях.

- Хочу вернуть вас к высказыванию Бернарда Шоу «Деятельность - единственный путь к знанию», поэтому предлагаю приступить к нашей деятельности по добыванию знаний. В путь – к новым открытиям!

Осмысление

Реализация

Встреча с новой информацией.

Ее систематизация.

1. Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на нашу выставку энциклопедий. Какая первая мысль пришла вам в голову? (Яркие, тяжёлые, разнообразные, много, «можно посмотреть вот эту?»)

- Вот видите, какие разные у вас возникли мысли! А если вы окунётесь в эти книги, я уверена, у вас возникнет гораздо больше мыслей!

- Я хотела бы представить вам некоторые из этих изданий.

2. Знакомство с новыми энциклопедиями.

- Я держу в руках энциклопедию из области истории Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

- Уже по обложке мы с вами можем определить, какой материал собран в этой энциклопедии. А открыв её, мы погрузимся в увлекательный мир истории нашей страны – здесь история нашего Отечества в лицах, событиях, фактах, явлениях и понятиях. И да, это на обложке среди выдающихся людей нашей родины Путин, вы не ошиблись. Почему это вас так удивляет? История России была бы неполной без этого, безусловно, яркого и выдающегося человека. А что там о нём написано, вы можете узнать, познакомившись с соответствующей словарной статьёй. Я обязательно дам вам поработать с этой книгой.

- А эта энциклопедия посвящена животным. Огромные яркие иллюстрации, которые привлекли ваше внимание, пока я устанавливала книгу на выставку, не могли не вызвать интерес. И хотя энциклопедий о животных и природе довольно много (я вижу у вас на партах издания Альфреда Брема и Жана Анри Фабра и другие) мне хотелось представить вам это замечательное издание Энциклопедия животных. – М.: РОССА, 2011.  В ней много интересных познавательных статей о самых разнообразных и удивительных животных всего мира. Пользоваться этой энциклопедией легко и удобно, а качество полиграфии выше всяких похвал. Вы обязательно пообщаетесь с этим изданием.

- Следующая книга, глядя на обложку которой Рома сразу сказал: «Я его знаю, это Ломоносов!», - это строго говоря не энциклопедия, а научно-популярное издание: Степанов Ю.Г. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. Но посмотрите на него – здесь вы встретите карты, схемы, рисунки, фотографии, архивные документы… Вот, например, фрагмент рукописи стихотворения Ломоносова «Хвалить хочю Атрид…» 1738г., написанной самим автором. Нет, здесь нет опечатки и Ломоносов не был безграмотным, просто слово «хочю» написано в соответствии с правилами, существовавшими в русском языке три века назад. За прошедшие столетия наш язык несколько изменился, сейчас вы уже не встретите букв «ер» и «ять», которые здесь видите в изобилии, поменялись и многие правила. Эта книга подробно расскажет нам о великом учёном России, который три века назад заложил основы российской науки во многих отраслях знаний.

- Вам она ничего не напоминает? (На предыдущих занятиях мы знакомились с Лермонтовской энциклопедией, это издание о Ломоносове похоже на персональную энциклопедию).

- Ну и я не могла обойти вниманием вот эту книгу с золотым обрезом – Русская культура: с древнейших времён до наших дней/ автор текста В.М. Соловьёв, составитель Н.В. Астахова. – М.: РООССА, 2013.  Она даёт нам редкую возможность войти в удивительный мир русской культуры, познакомиться с памятниками фольклора, литературы, зодчества, яркими страницами истории театра, кино, живописи… Узнаёте? Да, это Блок. Помните, Юля читала нам «Девушка пела в церковном хоре…». А это великолепие Фельдмаршальского зала Зимнего дворца в Петербурге. Возьмите в руки эту книгу (только не уроните, она очень тяжёлая!), полистайте, почитайте, «прикоснитесь» к русской культуре!

3. Самостоятельное чтение-рассматривание энциклопедий (как с выставки, так и принесённых детьми).

- А сейчас я дам вам немного времени, чтобы погрузиться в волшебный мир энциклопедий. Выберите себе книгу по душе, можно взять с выставки, можно поменяться принесёнными из дома энциклопедиями. «Добудьте» новое знание.

4. Беседа по итогам самостоятельного чтения-рассматривания.

- Поделитесь «добытым» знанием. Расскажите, с какой словарной статьёй вы познакомились, что нового узнали. Не забудьте указать, какую энциклопедию вы выбрали и почему.

(Выслушиваем 3-4 учеников)

5. Представление собственных энциклопедий.

- Кто из вас хочет рассказать нам об энциклопедии, с которой дружит? Я вижу, многие из вас принесли сегодня в класс «своих друзей и помощников». Познакомьте нас с ними.

(Выступления ребят)

6. Знакомство с ориентировочным аппаратом энциклопедий.

- Давайте вспомним, как ориентироваться внутри энциклопедии. Что нам поможет быстро отыскать нужную статью?

Тематический указатель.

Именной указатель.

Географический указатель.

Словник.

7. Пополнение новыми статьями «Большой энциклопедии шестиклассника».

- И ещё одна важная работа ждёт нас сегодня. По сложившейся традиции вы пополните «Большую энциклопедию шестиклассника» новыми словарными статьями.  Какие статьи вы приготовили к сегодняшнему дню?

Словарные статьи

Солнце

Астрономия

Геммология

Архитектура

Рефлексия

Рефлексия

Стадия оценки и размышления.

- Итак, наше занятие подошло к концу.

- Какие вопросы вы хотите задать мне или своим товарищам?

- Я предлагаю подвести итог сегодняшней работы, заполнив табличку (1-2 мин.)

+ (плюс)

-  (минус)

И (интересно)

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

- Прочитайте, что у вас получилось.

-Молодцы! Я благодарю всех вас за активную работу и желаю дальнейших успехов в овладении премудростью знаний, накопленных человечеством. Как знать, может быть кому-то из вас суждено в будущем вписать свою страницу в энциклопедию мирового знания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В 9 КЛАССЕ

Любой урок будет для детей результативным, если заинтересовать их формой проведения. Данный урок вобрал в себя как традиционные, так и редко встречающие формы и методы проведения уроков трудового обуч...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...

Конспект открытого занятия для обучающихся с ОВЗ младших классов на тему:"Злючка-колючка ёжик и пушистый зайка"

Занятие разработано для обучающихся с ОВЗ младших классов с целью развития навыков бесконфликтного общения и эмпатии....

Конспект открытого урока-путешествия по предмету география 8 класс «Евразия –материк на котором мы живём!»

Обучающая: формировать представление о географическом положении и особенностях материка Евразия; создать условия для формирования у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познаватель...

Конспект открытого занятия по строительному делу в 6 классе. Свойство цвета. Виды цветового спектра, применение водных колеров.

Цель:  закрепить знания о водных колерах, их составе, применении.Коррекционно-образовательные: ·         расширить знания обучающихся по технологии ...