Программа дополнительного образования объединения «Патриот»
рабочая программа на тему

Санникова Антонина Ивановна

Цель рабочей программы:

 

- воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам, содействие духовно - нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_patriot.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Аннинская  средняя  общеобразовательная школа №6

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании НМС АШО

протокол № 1

от «26» августа 2014 г.                                                                                    

Утверждена     педагогическим советом школы

     протокол № 1

     от «27» августа 2014 г.                                                                                    

«Утверждаю»_________                                  

Директор школы

Л.Н. Гурова                                      

приказ № 44

от «27»  августа  2014 г.                                        

Программа дополнительного образования

объединения

«Патриот»

на 2014-2015 учебный год

                                                               Возраст: 13-14 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: учитель истории и обществознания

Санникова А.И.

п.г.т. Анна

2014 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 2

Количество часов в год – 70

Цель рабочей программы:

- воспитание патриотизма, формирование у молодёжи позитивных мировоззренческих взглядов, позиций по основным социальным, историческим, нравственным, политическим проблемам, содействие духовно - нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Задачи:

1. Утверждение в сознании школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к прошлому страны в целом и истории родного края в частности.

2. Формирование чёткой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению народу.

3. Получение учащимися необходимого объёма знаний в области истории родного края.

4. Приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям Отечества, малой Родины, родного дома;

5. Формирование навыков работы с музейными экспонатами;

6. Создание новой экспозиции «История избирательного права».

Основные направления и содержание деятельности.

     Используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

-практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами;

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения  детей в подгруппы.

Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.

С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

           В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке. 

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык  самостоятельной  работы. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев.

                                                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

                                Наименование тем

          Количество часов

 Теория

Практика

  Всего      

1

История Воронежского края в истории России

        2

2

2

«Воронежский край в Древности»

        2

2

4

3

Первые известия об Анне

        2

2

4

Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств

      2

2

5

Происхождение названия города Воронеж

       2

2

4

6

Наш поселок на ранних стадиях  развития

       2

2

7

Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке

       2

2

8

Воронеж и Воронежский край при Петре I

       2

2

4

9

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке

       2

2

4

10

Исторические памятники Анны

        2

4

6

11

Анна в XIX веке

        2

4

6

12

События начала ХХ века в истории Воронежского края

        2

2

4

13

Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года

        2

2

4

14

Наш поселок в период революции 1917 г.

        2

4

6

15

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства

        2

4

6

16

Аннинский район в период ВОВ

        2

4

6

17

Современный этап развития Воронежа и области

        2

4

6

Итого:

32

38

70

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ТЕХНОЛОГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти.

Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. – по выбору учителя). Подготовка детьми презентаций.

Тема 3. Первые известия об Анне.

Изучить источники о первых упоминаниях об Анне. В каком году появляются первые поселения в Анне.

Тема 4. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – окраина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в XIV–XV вв. «Белые пятна» в истории Воронежской земли.

Тема 5. Происхождение названия города Воронеж.

Рассмотреть различные точки зрения по поводу происхождения названия «Воронеж».

Тема 6. Наш поселок на ранних стадиях  развития.

Изучить историю развития нашего села в период расселения людей.

Тема 7. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.

Образование Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635–1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Посещение музея.

Тема 8. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи.

Тема 9. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII веке.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века.

 

Тема 10. Исторические памятники Анны.

Рассмотреть наши достопримечательности, историю создания памятников. Подготовка фотографий и рефератов.

         Тема 11. Анна в XIX веке.

Наше село в  XIX веке, хозяйственное развитие. Экскурсии в школьный музей.

Тема 12. События начала XX века в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Экскурсии в школьный музей. Подготовка рефератов.

Тема 13. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.

Тема 14. Наш поселок в период революции 1917 г.

История Анны в трагическое время в истории нашей страны.

Тема 15. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город. Экскурсии в музей.

Тема 16. Аннинский район в период ВОВ.

Вклад аннинцев в победу, участники, наши ветераны. Экскурсии в школьный музей.

 Тема 17. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

В результате посещения  кружка учащиеся должны

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
  • изученные виды исторических источников;

 уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.

Ожидаемые результаты:

Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:

  • становление личности учащегося как гражданина  России, готового встать на защиту Родины;
  •  воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
  •  создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
  • пополнение музея школы новыми экспонатами;

привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению  преемственности поколений.

Механизм реализации программы.

Программа реализуется через работу кружка «Патриот».

Поисково-исследовательская работа в музее предусматривает  приобретение  знаний  по  истории своего  народа,  родного  края,  содействует  углублению  чувства  патриотизма, любви  к  своей  Родине,  повышает  общий  культурный,  эстетический  и физический  уровень.  Историко-культурная  деятельность  становится источником  нравственного  опыта  воспитанников.  Обобщение   результатов деятельности происходит в форме написания рефератов и исследовательских работ по различным темам.

Календарно-тематическое планирование объединения «Патриот»

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Дата (план)

Дата        (факт)

Тема занятия

1

1.09

История Воронежского края в истории России.

2

8.09

Воронежский край в древности.

3

15.09

Подготовка презентаций по теме « Воронежский край в древности».

4

22.09

Первые известия об Анне.

5

29.09

 Подготовка докладов по теме: «Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств».

6

6.10

Происхождение названия города Воронежа.

7

13.10

Экскурсия в музей «Знакомство с музеем».

8

20.10

Наш поселок на ранних стадиях  развития.

9

27.10

Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII веке.

10

10.11

Воронеж и Воронежский край при Петре I.

11

17.11

Подготовка исследовательской работы на муниципальную краеведческую конференцию «Героями не рождаются, героями становятся».

12

24.11

Образование Воронежской губернии  и ее развитие в XVIII веке.

13

1.12

Работа с историческими источниками.

14

8.12

Памятники  Анны.

15

15.12

Подготовка фотографий  «Памятники  Анны».

16

22.12

Подготовка рефератов  «Памятники  Анны».

17

12.01

Анна в XIX веке.

18-19

19.01

26.01

Работа в музее.

20

2.02

События начала ХХ века в истории Воронежского края.

21

9.02

Подготовка докладов по теме: «События начала ХХ века в истории Воронежского края».

22

16.02

Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года.

23

2.03

Работа над сбором материала к экспозиции «Флора и фауна Аннинского района».

24

9.03

Сбор информации о событиях 1917 г.

25

16.03

Наш поселок в период революции 1917 г.

26

6.04

Подготовка исследовательской работы на муниципальную краеведческую конференцию.

27

13.04

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

28

20.04

Экскурсии в музей, 2-3 классы.

29

27.04

Сбор информации для школьного музея, работа с экспонатами музея.

30

4.05

Аннинский район в период ВОВ.

31

11.05

Экскурсии в музей, посвященные ВОВ, 2-3 классы.

32

18.05

Сбор информации для школьного музея, работа с экспонатами музея.

33

18.05

 Экскурсия в музей, посвященная Дню пионерии.

34

25.05

Современный этап развития Воронежа и области.

35

25.05

Подготовка исследовательских работ.

 

     

     

  Формы обучения и контроля: традиционные занятия,  проект, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы занятий.

   Виды и формы контроля:

 Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

 Формы контроля: устный, фронтальный и индивидуальный, подготовка самостоятельно проектов, презентаций.

  Условия реализации программы.

   ·     Информационно - методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

   ·     Школьный  музей.

   ·     Наличие материалов и инструментов (экспонаты школьного музея).

                             

                                                       

                               

                             

                                                            Учебно - методическое обеспечение

1.  Б.Я.Табачников, Ю.А.Савинков, А.В. Смирнов «Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ Воронеж, 2008.

2.  В.Тихомиров «История Черной земли с древнейших времен и до основания Воронежа».  Воронеж, 2009.

3.  В.И. Панова «История Воронежского края». Учебно-методическое пособие – Воронеж, 1997.

Материально-техническое обеспечение

1. Ноутбук ACER.

2. Мультимедийный  проектор NEC.

3. Экран  Screen Viewsа.


Список  членов объединения «Патриот»

№/№

п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

1

Коновалова Мария

7

2

Сидорова Юлия

7

3

Никитина Анастасия

7

4

Полухина Надежда

7

5

Тихонова Александра

7

6

Антонова Анастасия

8

7

Чепкасова Анастасия

8

8

Свиридова Ирина

8

9

Козлова Кристина

8

10

Фомина Ирина

8

11

Никитина София

8

12

Санникова Алина

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Программа военно-спортивного объединения "ПАТРИОТ"

Данный материал представляет собой программу военн-спортивного объединения "Патриот", для помощи при разработке программ кружков патриотической и оборонно-спортивной направленности. Содержит пояснител...

Рабочая программа дополнительного образования военно-патриотического объединения«Патриот»

Рабочая программа руководителя военно-патриотического кружка «Патриот» Дымченко В.В.   составлена на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ...

Программа школьного детского объединения "Патриот России"

  Настоящая программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности, ра...