Необходимый инновационный комплекс навыков и умений работы концертмейстера в системе дополнительного образования
учебно-методический материал по теме

Сопко Людмила Васильевна

Материал предназначен для концертмейстеров ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_po_kontsertmeysterstvu.docx128.95 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Контрольная работа

 на тему:

«Необходимый  инновационный комплекс навыков и умений работы концертмейстера в системе дополнительного образования.

                                                               Выполнил: слушатель курсов

    повышения  квалификации ЗабГУ

                                                               Сопко Людмила Васильевна.

г. Чита 2018

Содержание.

 1.Введение.

 2.Основная часть.

2.1.Специфика работы концертмейстера хореографии;

2.2. Комплекс навыков и умений, необходимых концертмейстеру в работе.

3. Возможности и перспективы развития педагога – музыканта в системе дополнительного образования;

3.1.Группа компетенций, актуальных в рамках профессиональной деятельности концертмейстера.

4. Инновационная деятельность концертмейстера.

5. Заключение.

6. Используемая литература.

  1. Введение.

            Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства и образования. Данный вид деятельности по праву относится и к музыкальной педагогике, поскольку по определению концертмейстер, в отличие от аккомпаниатора, должен уметь осуществлять при необходимости педагогические функции, помогать  солисту осваивать его партию, объяснять ансамблевые задачи.

       Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в   учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности, от домашнего музицирования  до музыкального исполнительства.

       Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры,  как правило,  были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.

       Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.

  Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.

   Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

  Поэтому очень важно, чтобы концертмейстер не только художественно исполнял музыку, но и доносил ее содержание.

            Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Концертмейстер должен так продумать   музыкальное оформление урока, чтобы научить детей слышать музыкальную фразу, разбираться в характере произведения, динамике, ритмическом рисунке. У детей формируются первичные эстетические оценки. Для занятий в классе хореографии нужно подбирать такой музыкальный материал, на котором будет формироваться музыкальная культура, развивается музыкальный слух и музыкальная культура.   Концертмейстер должен представлять на занятиях ту музыку, которую создали великие композиторы–хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян и другие

2. Основная часть

2.1 Специфика работы концертмейстера

   Работа концертмейстера имеет ряд объективных трудностей. Например, то, что  ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих  школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Нужно обладать большим багажом музыкальных произведений, овладеть репертуаром разных возрастных категорий. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться в работе, изучать новые примеры для оформления занятий.

    В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

  • Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий
  • Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
  • Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров. 

  Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф.

   Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). Но именно от концертмейстера зависит эмоциональный фон урока, от того, какую музыку он предложит.

   В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

  • Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
  • Развитие  музыкальности  танцевальных  движений;    
  • Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
  • Развитие умения эмоционально воспринимать музыку, повышения интереса к ней;
  • Развитие музыкального кругозора учащихся.

2.2. Комплекс навыков и умений, необходимых концертмейстеру в работе.

       Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

       Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного.

     Перечислю, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в школе искусств.

  1. В первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
  2. Владение навыками игры в ансамбле; умение транспонировать в пределах терции  текст  средней      трудности.

  Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

       Мобильность,  быстрота и активность реакции также очень важны  для профессиональной деятельности концертмейстера. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое  волнение и нервное напряжение ребят перед эстрадным выступлением.

  Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

       Стремление разобраться в специфике хореографического аккомпанемента, побудило  меня обобщить и поделиться мыслями о профессии концертмейстера хореографии, о той роли и задачах, какие  приходиться осуществлять в танцевальном коллективе.

  Концертмейстеров именно хореографии  в нашем регионе не готовят ни в одном учебном заведении. А  ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.

Играть сопровождение к занятиям классического танца труднее вдвойне, концертмейстеру приходится быть постоянно на виду. Необходимо показать владение инструментом, владение звуком, в зависимости от характера движения, также максимально точно переложить музыку на исполняемое движение, создать единый чуткий ансамбль. Еще сложнее, когда танцуют дети. Надо научить их слушать сильные и слабые доли, где-то подождать исполнителей, дать им возможность «вздохнуть» перед броском ноги или прыжком. Сделать это нужно умело, чтобы не пострадал темп и ритм мелодии. 

  Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой. Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке.

  Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать 4т, 8т, 16т, 32т и т.д.

   В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

- импровизационный;

- приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

   Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нем не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:

- умеет сочинять несложные мелодии;

- умеет выразительно гармонизовать сочиненную мелодию;

- умеет сделать фактурные преобразования;

- умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;

- провести смену размера (а может и темпа), не нарушая законов стиля и т.п.

  Работа концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики.

  Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.

  Во-первых, необходимо овладеть  танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demiplie, Grandsplie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battementstendus (Battementstendusjetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит отведение и приведение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.

  Во-вторых, необходимо знать, как то, или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в  том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.

  Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» - обязательные в каждом музыкальном отрывке. Вот здесь  и будут востребованы импровизационные навыки концертмейстера хореографии. Вступление составляет два-четыре такта, в зависимости от размера и темпа произведения. Подобно дирижеру хора, который показывает хору ауфтакт, пианист также «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения.  Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в  темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения. Во время исполнения учитываются разные физические способности воспитанников. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения, ведь в каждом классе дети по-разному усваивают материал, необходимо брать темп исполнения соответствующее четкому исполнению движений.

  Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

         Что  формирует хорошего аккомпаниатора:

1. Аккомпанировать все и при любой возможности; 

2. Развивать себя неустанно умственно, эстетически, морально

3. Развивать интерес к чтению, искусству, размышлению;

4. Быть дисциплинированным, обязательным и пунктуальным.

3. Возможности и перспективы развития педагога – музыканта в системе дополнительного образования.

    Работа концертмейстера школы искусств отнюдь не замыкается на непосредственной его обязанности - помощи учащимся довести работу над произведением до концертного исполнения. Он наряду с другими педагогами выполняет свои обязанности посредством основных направлений деятельности образовательного учреждения.

       Педагогическая деятельность – это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи, требует индивидуального, творческого отношения. Сложность профессии заключается в том, что этот труд, по существу, устремлен в будущее, а его результаты проявляются не сразу. Настоящий педагог должен многое знать и уметь. Он должен быть увлеченным, любить детей и свое дело. Современный педагог стремиться удовлетворить ожидания ребенка в его поиске через создание новых объединений по интересам, привлечение новых педагогических технологий. Воспитанники ценят эрудицию, увлеченность, профессиональное мастерство, артистизм педагога. Соответствовать этому нелегко, но это путь к самосовершенствованию.

       В современном дополнительном образовании открываются новые возможности, перспективы развития не только детей, но и самих педагогов. Не составляют исключение и концертмейстеры.

    В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог». При этом следует подчеркнуть, что именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества концертмейстера в приобщении воспитанников к музыкальному искусству.

3.1.. Группа компетенций, актуальных в рамках профессиональной деятельности концертмейстера

    Рассмотрим группу компетенций, актуальных в рамках профессиональной деятельности концертмейстера:

1. Психолого-педагогическая компетентность.

Этот вид компетентности включает в себя необходимость знания возрастных этапов в жизни человека, а также управлять процессами профессионально-личностной деятельности. Эти умения помогут концертмейстеру правильно подобрать музыкальный материал, методы и формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому возрастному этапу.

2. Научно-исследовательская компетентность.

    Научно-исследовательская деятельность дает умение анализировать, диагностировать и производить оценку получаемых результатов. Она взаимосвязана с методической компетентностью, умение находить и внедрять в практику современные учебно-информационные технологии в сотворчестве с педагогом, с которым работает концертмейстер.

       Научно-исследовательская, методическая работа у концертмейстера осуществляется в нескольких направлениях:

работа над темой самообразования, накопление музыкального репертуара, изучение педагогического опыта коллег, знакомство с научной литературой, подготовка публикаций, методических рекомендаций;

участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических советах по пропаганде собственного педагогического опыта посредством  открытых занятий, мастер-классов, выступлений.

3. Педагогическая компетентность.

    Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования. Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке, учит самой музыке, побуждая обучаемых к творческим поискам наиболее выразительных способов передачи художественного образа. Тем самым он:

формирует духовно-нравственную личность, осознающую ценность музыкальной культуры;

реализует образовательные программы, участвует в конкурсах, фестивалях различных уровней, организации и проведении досуговых программ учреждения.

4. Компетентность в сфере технических средств обучения. Концертмейстер, участвуя в различных видах деятельности в учреждениях дополнительного образования, создает фонограммы, музыкальное оформление мероприятий. На помощь здесь приходят технические средства, компьютерные технологии: медиасредства, обучающие программы, интернет.

5. Профессионально-исполнительская компетентность.

       Сохранить исполнительскую форму – это важно. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении – свидетельство профессионально-исполнительской компетенции концертмейстера. Сюда входят: чтение с листа, транспонирование, аккомпанирование, художественно-образное мышление, опыт сценического поведения.

        В современных условиях психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и транспонирования. В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления сценофобии, страха перед повторением ошибок. И важность такой помощи трудно переоценить, особенно при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным влияниям окружающего мира. Как доказывает жизнь, наличие в команде профессионального психолога существенно влияет на спортивные достижения; шахматисты мирового уровня не мыслят свою деятельность без такой психологической помощи, которую в ансамбле часто оказывает пианист. Не менее ответственны, на первый взгляд мало заметные психологические функции концертмейстера в обычной классной работе.

    Таким образом, проведенный набор компетентностей определяет профессиональную целостность концертмейстера, позволяет ему наполнить новым содержанием процесс обучения. У концертмейстера-педагога открываются новые возможности и перспективы развития его творческого потенциала в учреждениях дополнительного образования.

    Каждый человек должен быть профессионалом своего дела, тогда он сможет принести пользу обществу. Личность концертмейстера-профессионала определяет судьбу музыки как основу развития музыкальных и интеллектуально-творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как формирует основные качества личности обучаемых, их мировоззрение, мышление, вкусы.

4. Инновационная деятельность концертмейстера.

  Хотелось бы уделить внимание еще одному немаловажному аспекту в работе концертмейстера – а именно инновационной деятельности. Это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.

  Современное развитие системы дополнительного образования детей предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс, что сказывается на повышении эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения. В этом случае инновационные процессы в рамках дополнительного образования детей выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности обучающегося. В современной образовательной ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения и воспитания важны для создания условий и реализации на практике личностно ориентированного подхода к образованию. Разработка и реализация инновационных продуктов в образовательном процессе способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности учащихся (познавательной, социальной и др.).

  В педагогической практике под инновациями понимается целенаправленное, осмысленное, определенное изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.)

  Главной особенностью инновационной деятельности в образовании выступает направленность инноваций на конкретную личность, на развитие личности, создание мотивации успеха в предметных областях.

Инновационный аспект деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования детей может быть выражен в следующих направлениях работы:

– реализация в деятельности концертмейстера информационно-коммуникативных технологий (имитационных, моделирующих, комплексных);

– реализация в деятельности концертмейстера современных образовательных технологий (метод решения конкретных ситуаций, игровые технологии, развивающие технологии);

– реализация в деятельности концертмейстера личностно ориентированного подхода к образованию через музыкальную деятельность, направленную на художественное, нравственное, эстетическое развитие ученика;

– совершенствование профессионализма концертмейстера как проявление его инновационной направленности в рамках учебно-воспитательного процесса (разработка музыкальных композиций, владение разными музыкальными инструментами и т. д.).

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках в детской школе искусств делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для обучающихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету.

В своей практике я пользуюсь различными современными инновационными технологиями. Например, записываю учебные аудио-пособия для урока классического танца, которые обучающиеся могут использовать дома. Данный аудио-сборник включает в себя музыкальный материал урока по классическому экзерсису у станка и на середине зала.

   В социальной сети od.com, создана группа для обучающихся хореографического отделения и их родителей,  это помогает оперативно оповещать о дополнительных репетициях, делиться фото и видео материалами наших мероприятий, обсуждать и оценивать их.

Во время концертов и классных родительских собраний  используем инновационные мультимедийные технологии (показ слайдов, фото и видео на большом экране), т. к. мультимедийные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, усиливают зрительное и слуховое восприятие.

Таким образом, можно сказать, что системное, комплексное сочетание всех проявлений  инновационной деятельности  концертмейстера учреждения дополнительного образования детей направлено на развитие личности обущающегося, раскрытие его способностей, обеспечение целостного педагогического процесса. А также стоить добавить, что применения инновационных методов работы требует постоянного саморазвития и повышения квалификации.

  1. Заключение.

            Работа концертмейстера в классе хореографии является специфичной и сложной. Она требует от пианиста виртуозного владения инструментом, знания основ хореографического искусства, умения чувствовать дыхание движения и подстраиваться под него, обладания чувством ритма и музыкальным «чутьем». Концертмейстер в классе хореографии должен уметь импровизировать, обладать приемами сочинения и подбора мелодий и аккомпанемента. Для этого ему необходимо обладать такими личностными качествами, как высокая работоспособность, быстрая реакция, умение найти решение в сложных ситуациях, выдержка и воля. Концертмейстер должен развивать память, быть внимательным, проявлять педагогический такт и чуткость к детям.

            Если говорить о специфике работы концертмейстера в детской школе искусств, то необходимо отметить, что она требует от него особого универсализма, мобильности, знания всех музыкальных инструментов, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей.

Труд концертмейстера особенный, часто во время выступлений он остается «в тени» солиста, поэтому заниматься концертмейстерским искусством может лишь тот музыкант, который горячо любит эту профессию. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».

6. Используемая литература.

1.Классический танец. Сост. Д. Ярмолович. -  С.-Пб.: Музыка, 1985. – 148с.

2.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. –2001. -No 2. –С. 38-40.

3.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие для

музыкальных факультетов, педвузов, М: Академия, 2002. –183 с.

4.Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная

гармония. Учебное пособие для педагогов детских музыкальных школ.

М.: «Престо», 1994. –46 с.

5.Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. Сост. И. Климкович, В. Малашева. -  М.: Музыка, 1969-1971.

6.Музыкальная хрестоматия современного бального танца. Сост. Л. Ладыгин, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979. – 230 с.

7.Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста хореографического класса  Итоги смотра методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства за 1995-96 учебный год. – Тамбов, 1997. – С. 110-112.

8.Хрестоматия музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца. Вып. 1-2.  Сост. Е. Муськина. – С.-Пб.: Музыка, 1998. – 260 с.

9.Шендерович Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. 206с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНСТРУКЦИЯ по заполнению журнала учёта работы объединения в системе дополнительного образования

Заполнение журнала является одним из важных моментов  работы педагога дополнительного образования. Журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования относится к учеб...

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей  образовательный процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...

Статья "Особенности работы концертмейстера в системе дополнительного образования"

Статья  может быть использована в работе концертмейстеров, педагогов доп. образования....

Авторский проект: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЖ

В данной статье рассматривается система дополнительного образовния по ОБЖ как фактор развития навыков безопасного поведения...

Статья по теме: "Формирование мотивации аффилиации и развития коммуникативных навыков учащихся в системе дополнительного образования"

Один из важных элементов образования и воспитания детей – система дополнительного образования. Именно здесь эффективнее всего реализуется индивидуальный подход к обучающимся, расширяются образов...