Танцевально-игровая гимнастика с предметами (гимнастическая палка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка

Буянова Татьяна Викторовна

Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в том, что, развивая силу рук, ног, пресса, шлифуем координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие, укрепляем стопу, развиваем подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, силу мелких групп мышц плечевого пояса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx335.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»

Методическая разработка на тему

Танцевально-игровая гимнастика с предметами (гимнастическая палка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста

                    Подготовила

Педагог дополнительного образования:

                    Буянова Т.В.

г. Видное 2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Занимаясь с детьми дошкольного возраста пальчиковыми играми и понимая важность развития мелкой моторики, я решила несколько разнообразить занятия. И в этом случаи очень актуально использование спортивного предмета (в нашем коллективе театр танца «Гармония» мы используем и активно разрабатываем методику работы с гимнастической палкой). Занятие с предметом включают в себя упражнения, развивающие физические качества, двигательные умения и навыки, фантазию и положительно влияющие на все группы мышц.  Проведение таких занятий обогащает двигательный опыт воспитанников, позволяет применять эти упражнения в самостоятельной двигательной деятельности. Своеобразие упражнений с гимнастической палкой заключается в том, что фиксируются не только исходные и конечные положения рук, ног, туловища, но и путь движения палки. Это обеспечивает точность выполняемых движений с различной амплитудой, усиливает избирательное воздействие на различные группы мышц, позволяет точно развивать и совершенствовать координацию движений. Специальные подобранные и регулярно выполняемые упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения с палкой:

  • Служат для усиления деятельности мышц рук и плечевого пояса, увеличения амплитуды (размаха) движения при наклонах, поворотах, перешагиваниях;
  • Помогают детям овладеть точными направлениями движений рук (вверх, за спину и др.);
  • Создают конкретные представления о движениях и положениях рук по отношению к телу и полу (вперед-параллельно полу, к плечу-вдоль туловища и т.п.)

Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в том, что, развивая силу рук, ног, пресса, шлифуем координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие, укрепляем стопу, развиваем подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, силу мелких групп мышц плечевого пояса.

Первое, на что нужно обратить внимание - это выбор гимнастической палки. Дошкольникам удобнее пользоваться пластмассовой палкой не более 70 см.

Второе – безопасность на занятиях, правильная расстановка детей. Важно учитывать то, что дети не должны задевать друг друга гимнастическими палками. Для этого нужно расставлять детей в шахматном порядке.

Третье – виды хвата гимнастической палки.

Обучение разным хватам гимнастической палки. Для детей 5-7 лет я применяю такие виды хвата:

- хват сверху (ладошки смотрят вниз)

- хват снизу (ладошки смотрят вверх)

- обычный хват (руки на ширине плеч)

- узкий хват –палку держат двумя руками (кисти рук рядом)

- широкий хват (обеими прямыми руками, разведенными шире плеч.)

- смешанный хват (одна ладошка смотрит вверх, другая вниз)

Любая гимнастика всегда начинается с комплекса ОРУ.

Общеразвивающие упражнения – движения отдельными частями тела и туловищем или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным или умеренным мышечным напряжением. В подготовительной части занятий ОРУ проводятся для адаптации организма занимающихся к более сложной и интенсивной работе. В данных методических указаниях показаны ОРУ с гимнастической палкой.

Вот несколько основных упражнений, которые я использую в работе с предметом.

1.И. п. – основная стойка, палка за головой. 1. – Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться.

C:\Users\Таня\Desktop\img-59Kddn.png

2. -  И. п. – стойка ноги на ширине плеч, палку вниз – сзади ,1-3. – 3 пружинящих наклона вперед - к низу, палку назад 4 – И. п. Повторить 8- 10 раз.

C:\Users\Таня\Desktop\img-1E_jI5.png

3. – И. п. – стойка ноги врозь, стопы развернуты наружу, палку вверх 1 – полуприсед, палку наклонить вправо 2 – И. п. 3 – полуприсед, палку наклонить влево 4 – И. п.

C:\Users\Таня\Desktop\img-nCnAxi.png

4. - И. п. – ноги на ширине плеч, палка внизу хватом за концы. 1 – 3. – Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 8 - 10 раз.

5. - И. п. – основная стойка, палка внизу сзади. 1 – 2. – Наклониться вперед, положить палку на пол сзади. 3 – 4. – Выпрямиться. 5 – 6. Наклониться вперед, взять палку. 7 – 8. – И. п. Повторить 8 - 10 раз.

6. -  И. п. – ноги на ширине плеч, палка за спиной, правая рука вверху за палку хватом сверху, левая внизу за палку хватом снизу, согнуты в локтях. 1-2. – выпрямляется правая рука, левая сгибается. 3-4. – левая рука выпрямляется, правая сгибается. Повторить 10 раз с каждой руки.

7. - И. п. – сед, палку вниз 1 – наклон вперед, положить палку 2 – сед, руки за спину 3 – наклон вперед, взять палку 4 – И. п.

C:\Users\Таня\Desktop\img-0_KqMF.png

 Парные и групповые упражнения очень эмоциональны и дают большую нагрузку на организм. Их основа-совместные действия партнеров (захваты, поддержки, оказания сопротивления и т.д.), формирующие умение согласовывать свои действия с действиями партнера, ритмом и характером его движений.  Кроме того, во время выполнения таких движений воспитывается дисциплинированность, ответственность и чувство коллективизма.

8. - И. п. – стойка ноги врозь спиной друг к другу палку вверх, хватом на ширине плеч 1-2 – наклон назад 3-4 – И. п.

C:\Users\Таня\Desktop\img-cNvMx_.png

9. - И. п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, палку вперед обычным хватом 1 – поворот туловища налево (направо), палку вертикально вверх 2 – И. п.

C:\Users\Таня\Desktop\img-WvYmwx.png

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Каждый педагог, стремящийся наиболее полно и всесторонне передать знания о своем предмете учащимся, должен использовать в своей деятельности весь арсенал доступных педагогических технологий. И не только разработанные методики. Составление игровых технологий из отдельных элементов игры — забота каждого преподавателя.

Роль игры в современном учебном процессе достаточно велика. Определение роли игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игровых технологий. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Так же в своей работе я использую игры с палками, которые очень полюбились детям. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

«ОТРАЖЕНИЕ»

Педагог стоит лицом к детям, в руках палка. Перемещает и двигает предметом, показывая направление, которое дети, как глядя в зеркало должны повторять.

«РАЗРЕЗАНИЕ»

Дети делятся на две группы и встают в круг. У одного из детей в руках гимнастическая палка, которую он двигает в определенном, ровном направлении. А остальные дети должны, не делая резких движений (прыжков), пластически изворачиваться от столкновения с предметом.

«ПОДХВАТИ ПАЛКУ».

Дети стоят парами, лицом друг и другу на расстоянии 1—1,5 м. Каждый указательным пальцем удерживает в вертикальном положении гимнастическую палку, стоящую на полу. По сигналу педагога дети быстро меняются местами, стараясь схватить палку соперника, прежде чем она упадет. Игру повторяют 3—5 раз, постепенно удлиняя расстояние между палками. Участнику, умышленно наклонившему палку, засчитывается поражение в данной попытке. Победитель в каждой паре — тот, кому большее число раз удалось подхватить палку.

«КТО СИЛЬНЕЕ?».

Дети садятся друг против друга на пол, упираясь ступнями ног в ступни партнера, и берутся руками за гимнастическую палку. По сигналу каждый начинает тянуть палку на себя. Победитель тот, кто сумеет приподнять партнера большее число раз при 3—5 попытках.

ИГРО-РИТМ

И конечно же игры на чувство ритма являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей наших воспитанников, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. И здесь мы так же используем работу с предметом (гимнастическая палка). Основные упражнения на ритм, дети выполняют стоя по кругу. Здесь важно, чтобы ребенок не только мог слышать, но и видеть и наблюдать. Т.е. быть максимально сосредоточенным.

Ритмические импровизации.

Дети стоят полукругом. Педагог задает ритм ударом палкой по полу. По сигналу все дети стучат в заданном ритме, по сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу педагога дети стучат в одном ритме, затем педагог меняет ритм на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Кто справа?

Дети стоят по кругу. Палка находится в правой руке. По сигналу педагога под четкий ритм - На 1 – дети правой рукой переставляют палку тому, кто справа, при этом одновременно левой рукой берут палку соседа слева. На 2 – перехватывают палку правой рукой.

Слушай.

  • Дети стоят в кругу, 3 быстрых удара палкой, 3 удара ладонью по груди (повторяем 4 раза)
  • 1 удар палкой, один удар правой ногой - 1 удар палкой, один удар левой ногой (8 раз- 2 четверки)

Такие же ударно- ритмические движения можно делать с продвижением вперед.

Дети делятся на две колонны:

  •  2 быстрых шага, 1 удар палкой (темп: раз, два – раз)
  •  2 быстрых шага, 1 удар палкой и 2 два удара по груди (темп: раз, два, три-раз, два)

Роль игры в нашей работе поистине огромна. Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются на занятиях по хореографии. Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный и младший школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Данная методика направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей, способствует раскрепощению, помогает раскрыть актерские способности, что является важным моментом в работе нашего коллектива театр танца «Гармония», в котором дети принимают участие не только в танцевальных постановках, а также и в музыкально-литературных композициях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Разработка игрового занятия по информатике для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Предметы. Группы предметов".

Данная разработка представляет собою рабочую презентацию-тренажер по теме "Группы предметов", конспект занятия с детьми младшего школьного возраста или дошкольного возраста, свидетельство "Путешествен...

Комплексы коррекционно – оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Данные комплексы предназначены для коррекционной работы с детьми, имеющими лимитирующие звенья в физическом развитии и двигательной подготовленности....

Методическая разработка на тему Танцевально-игровая гимнастика с предметами для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическая разработка на тему  Танцевально-игровая гимнастика с предметами  для детей дошкольного и младшего школьного возраста...