Час общения «Счастливый человек – это солнце».
методическая разработка (7 класс)

Богданова Татьяна Николаевна

Формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivyy_chelovek_-_eto_solntse.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование мероприятия: «Счастливый человек – это солнце».

Направление: час общения.

Временной интервал: 30 мин.

Категория участников: 13 -16 лет.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общении  друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников, воспитывать культуру общения, самовоспитание личности детей.

 Задачи:

• Формировать у детей этические представления, знания о категориях добра и зла;

•Развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формировать умение работать сообща;

•Способствовать развитию самопознания  через создания условий для самовыражения.

Оборудование:  карточки с заданием для работы в мини группах.

 

                                        Ход мероприятия:

1.Организационный момент.            

 Если хмуримся с утра,

 Нам  поможет доброта

 Ну-ка, дети, соберитесь

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 

(Звучит песня  «Улыбка»). 

 Воспитатель. - Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых  делах . Доброта. Какое старое слово! Люди спорят о том, нужна  доброта или нет? Легко или трудно быть добрым? Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Вы знаете,  какими недружелюбными  и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами каждый захочет разговаривать.

Воспитатель. - Доброта... Что означает это слово?                   

(Объяснение детей, как они понимают это слово)

Воспитатель. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

Воспитатель. - В толковом словаре Сергея Ожегова отмечены качества, определяющие доброту.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Песня    

У. -Как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей).

Воспитатель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.  

                  Добрые сердца                                                  

                  Добрые слова

                  Добрые  мысли

                  Добрые дела

Сердце само по себе не может быть добрым, ему надо помогать.

Так заботьтесь о своём сердце, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами,   добрыми мыслями и делами.

Воспитатель. - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта.    

Мы знаем, что ласковое, доброе слово душу согревает.

Представьте, что Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой Земле засияло ярко-ярко. Для этого ребята первого ряда  нарисуют нам на этом листе солнце. Неслучайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.

Пока они рисуют, я раздам разные слова (20 слов):

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • умеет прощать обиды  
  • Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям или напишите свои слова и наклеить их как лучи.

Вот теперь замечательное солнышко получилось. Прочитаем слова, которые сейчас получились.

Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не вредить ей.

Я прочитаю вам небольшой рассказ Ю.Бондарева.

Что вы можете сказать о поступке мальчика?

ОТЧАЯНИЕ
Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки. Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:

- Что ты наделал? За что же ты голубя?

 И мальчик ответил испуганно и тихо:

- Он не может летать без ног.

- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..

Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, готовый уже заплакать, повел его к дому.

         В квартире был один отец,плохо выбритый, скрипнул протезом, и подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.

- Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?”

- Так что мы можем сказать о поступке мальчика? - А о поступке отца?


Воспитатель: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?

Вывод:  Не бойтесь врагов – они в худшем случае могут  сделать тебе больно. Не бойтесь друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойтесь равнодушных – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существует на Земле предательство и убийство.

Есть слова, которые характеризуют плохие качества характера человека

- А сейчас давайте  подберем к ним слова с противоположным  значением:

Плохо - хорошо 
Зло – добро                                                                   

Война - мир
Жадность- щедрость 
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

 - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

 - Значит не только слова должны быть добрыми , но и дела.  

- Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела».

 - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в природе? (ответы детей)

Спешите, ребята, их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь.

Ведь недаром народ придумал много пословиц о доброте.              

Какие пословицы и поговорки вы знаете?  

- Как вы понимаете смысл пословиц?             

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Игра «Собери пословицу».

-  А сейчас мы должны собрать пословицы.                                 

- Ребята, вы много читаете сказок и знаете наверняка, что добро всегда побеждает зло.

Я буду называть сказочного героя, а вы показываете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба-яга, Золушка,  Морозко,  Мальвина, кот Леопольд)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

                                                                                                  

   

 Он не отвечал на зло злом, всегда забывал о зле.

-А почему он часто улыбается?

Он добрый.

-Каким человека делает доброта? (красивым)

Кто помнит песню кота Леопольда?

Какие важные слова в ней? (Если добрый ты - это хорошо, а когда наоборот – плохо.)

 

                                                                                         

     А чтобы жить дружно и всегда иметь много друзей,  нужно обладать хорошими качествами.

 Я хотела бы вас познакомить с этими качествами. Давайте вместе подумаем, попытаемся составить из простых слов сложные.

На доске            ДОБРО             

душа

желать

нрав

порядок

сердце

совесть

Как вы понимаете? Читают и объясняют получившиеся слова.   

Основа всех этих слов «добро».

- Добродушный (Добрый и мягкий по характеру)

- Доброжелательность  (Желающий добра)

- Добронравный  (Отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом)

- Добропорядочный  (Приличный, достойный одобрения, порядочный)

Добросердечный  (Обладает добрым сердцем, ласковый)

- Добросовестный  (Честно выполняет свои обязанности)

Воспитатель: - Для чего нужно обладать такими качествами?

(чтобы жить дружно, не ссориться) 

 Беседа о вежливых словах.

 - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (добрые слова)

Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)


  Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.              

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Закройте глаза, (включаю музыку) нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте много добрых слов. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и уходя взяли с собой.

Посмотрите, а это мой волшебный цветок добра, я его представила таким.

А частичку своего тепла я даю вам – мой цветок добра, он на магнитной основе. Я надеюсь, что глядя на этот цветок вы будите больше делать добрых дел и совершать только хорошие поступки.

 Ведь делать добро – это здорово. Мне с вами было очень приятно работать сегодня.

Подведение итога Игра   

Воспитатель.  Я прочитаю стихотворение, а вы доскажите подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... 
(“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... 
(“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... 
(“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... 
(“Спасибо!”) 
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... 
(“Прости, пожалуйста!”)
И в Степановке, и в Дании говорят, прощаясь: ... 
(“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… 
(Доброго здоровья.)

Вывод воспитателямного тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Всего вам доброго!                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Проект будущего: счастливый человек"

Классный час на эту тему можно провести среди учащихся 5-7 классов.  Его цель: формирование жизненных приоритетов, стремления к саморазвитию....

Человек, поклоняющийся Солнцу (презентация)

В презентации представлен материал о выдающемся климатологе Николае Петровиче Русине....

"Я. Мы. Счастливый человек"

Классный час для учащихся 5 класса на сполчение коллектива. Содержит конспект и презентацию....

Здоровый человек - счастливый человек

Здоровьесберегающий подход представляет собой рассмотрение основных фундаментальных вопросов, связанных со здоровьем человека. ...

Родительское собрание "Успешный ребенок" из цикла собраний "Жизненный путь счастливого человека"

Родительское собрание «Успешный ребенок»Холопова Екатерина СергеевнаМОУ «СОШ» с. КорткеросУчитель английского языкаЗА ОСНОВУ ВЗЯТА РАБОТА БОЙКО НАТАЛЬИ ЛЕОНИДОВНЫ "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБИРАНИЕ "УСПЕШНЫЙ РЕБ...

Классный час «Я счастливый человек, потому что живу, не зная ужасов войны…»

Данное мероприятие относится к духовно-нравственному воспитанию детей в школе. Патриотическое воспитание всегда занимает важное место в ВР.Данный классный час отвечает всем параметрам развития у детей...

План – конспект урока по теме «Человек цвета Солнца»

Тема «Русская культура  начала 19 века»Учебник: профильный  «История России. Конец 17-19 век» Буганов В.И., Зырянов П.Н., Сахаров А.Н. М.,«Просвещение», 2011 г....