Методическая разработка конспекта конкурсного занятия «Я приглашаю вас в свой мир» (Оркестр народных инструментов)
методическая разработка

Занятие «Я приглашаю вас в свой мир» проводилось на городском конкурсе педагогического мастерства "Сердце отдаю детям" в г. Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konkursnogo_zanyatiya_hachatryan.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга в 2016-2017 учебном году

Номинация «Сердце отдаю детям»

Конкурсное задание «Открытое занятие «Я приглашаю вас в свой мир»

Информационная карта занятия

  1. Фамилия, имя, отчество участника: Хачатрян Сергей Гамлетович

  1. Образовательное учреждение: ГБУ ДО Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

  1. Подноминация: Художественная

  1. Цель занятия: Познакомить учащихся с миром оркестра

  1. Основные задачи занятия:
  • Обучающие:

Познакомить с понятием «оркестр», видами оркестра, разновидностями оркестровых инструментов;

Учить исполнять свою оркестровую партию, следуя указаниям дирижера;

Организовать совместную творческую деятельность.

  • Развивающие:

Развитие мотивации к совместному музицированию в оркестре;

Развитие музыкальных способностей, внимания, интереса к миру музыки, расширение кругозора.

  • Воспитательные:

Воспитание музыкальной культуры и умения работать в коллективе.

  1. Эффективные формы и методы занятия: словесный, наглядный, практический

7. Инновационные педагогические технологии, собственные оригинальные методики, используемые на занятии: информационно-компьютерные технологии, авторская партитура

8. Основные содержательные блоки занятия и их значение:

1. Организационный этап – приветствие, знакомство

2. Вводный этап - сообщение темы занятия

3. Основной этап: - знакомство с инструментами

 - знакомство с видами оркестров

 - знакомство с дирижёрским жестом

 - практическая работа (распределение по партиям, настройка инструментов, разучивание произведения)

4. Подведение итогов занятия. Рефлексия

9. Планируемый результат занятия: вызвать у учащихся интерес к оркестровому исполнению

  1. Дополнительные сведения о занятии: для участников оркестра была создана авторская партитура разучиваемого произведения

Раздел

Время

Содержание

1

Вход

1:30

Здравствуйте ребята, проходите. Пожалуйста, положите ваши инструменты на парты и присаживайтесь на стулья

2

Знакомство

1:30

Кто-то из вас уже знаком друг с другом, а кого-то видите впервые. Для начала нам всем нужно познакомиться.

Меня зовут Хачатрян Сергей Гамлетович – я дирижёр, также умею играть на аккордеоне и фортепиано. Как тебя зовут? На каком инструменте умеешь играть?

Знакомство детей.

Мы с вами познакомились и сегодня я приглашаю вас в свой мир, мир Оркестра народных инструментов.

3

Показ инструментов из состава оркестра

0:20

0:130:14

Посмотрите на инструменты перед вами. Многие из вас умеют играть на одном из этих инструментов. А все ли из нас знают, как они звучат?

Каждый музыкальный инструмент, как и человек, обладает своим неповторимым голосом с характерной для него окраской звука, которую ещё называют тембром.

И сейчас вы услышите аудиозапись звучания голоса этих инструментов и нужно будет узнать, какой именно инструмент будет звучать

Дети отгадывают.

Кто у нас играет на этом инструменте?

А как же извлекать звук? Как рождается звук?

Показ инструментов

Все эти инструменты имеют свои разновидности и с одним из таких инструментов я вас сегодня познакомлю.

Что это?  Одна из разновидностей балалайки - это Балалайка контрабас. (взять БК и сыграть несколько нот)

А давным-давно на Руси, когда ещё не изобрели, ни балалайку, ни домру, играли на том, что было под рукой. И даже на строительных инструментах. Это Пила.

Пила не простая, а двуручная. И мастерам нужно было объединиться, чтобы работать на ней.

4

Оркестр – коллектив

(видео)

0’39

0’25

0’42

0’36

Мы услышали голос каждого инструмента в отдельности. Отдельно звучайщий голос – это солист. Скажите, а как называется коллектив, когда много голосов звучат одновременно? Если говорить о голосе человека, то много голосов – это хор, а много инструментов – оркестр (ансамбль – меньшее количество исполнителей (обычно до 10) и нет деления на группы (партии) играющие в унисон.

Что же такое Оркестр?

А в толковом словаре Владимира Ивановича Даля ОРКЕСТР это - «полное собрание музыкантов, для совместной игры…»

Оркестр это, в первую очередь, дружный слаженный коллектив. Совместно исполняющий музыкальные инструментальные произведения.

Могут ли артисты оркестра сами решить какое произведение им сейчас исполнять? Когда начать играть, а когда закончить? Громко играть, или тихо?

Дирижёр – от франц. diriger «направлять». Он помогает музыкантам во время исполнения.

Как же он это делает? Дирижёр во время концерта не может говорить в голос, как мы сейчас с вами, дирижёр разговаривает с артистами на языке жестов. Дирижёрский жест. Чем он направляет? (палочка, руки) Палочка похожа на указку.

Вот мы говорим, оркестр. А какие виды оркестров вы знаете? Может быть вы даже ходили на оркестровые концерты? Давайте посмотрим видеозаписи выступлений различных оркестров.

Ответы детей

Видеозапись:

(симфонический оркестр, духовой оркестр, оркестр баянистов-аккордеонистов, оркестр русских народных инструментов)

При просмотре видеофрагментов обратите внимание, какие инструменты вы увидите, наверняка многие вам знакомы.

Видео 1: Джоаккино Россини - Увертюра к опере Севильский

Цирюльник (фрагмент) (0:39)

Что же это за оркестр? Симфонический оркестр. (составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных)

Исполнял: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Какие инструменты вы узнали? (скрипки, виолончели, контрабасы, тромбоны, литавры, большой барабан…)

Видео 2: Валерий Халилов – Andante cantabile (медленно и певуче)

для духового оркестра (фрагмент) (0:25)

Какой оркестр? Духовой оркестр.

Исполнял: Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации.

Какие инструменты вы узнали? (трубы, гобой, флейта, фагот, саксофон, туба)\

Видео 3: Арам Хачатурян – Танец с саблями из балета «Гаяне» (фрагмент) (0:42)

Какой оркестр? Оркестр баянистов-аккордеонистов. Такой состав не очень часто встречается. Он называется однородным.

Иногда, оркестр состоит только из одного, или двух видов родственных инструментов.

Исполнял: Санкт-петербургский Оркестр баянистов-аккордеонистов им. Павла Смирнова

Видео 4: РНП «Светит месяц» (фрагмент) (0:36)

Оркестр русских народных инструментов

Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК

Оркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек (это основные инструменты), а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Что же отличает эти оркестры друг от друга? Состав исполнителей – инструменты.

А что объединяет? Дирижёр, большой коллектив.

ИСТОРИЯ ОРКЕСТРА!

Знаете ли вы, кто является основателем ОРНИ ?

Первый коллектив был создан в 1887 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», а 20 марта 1888 года состоялось первое выступление, ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов. После успешных концертов в России и за рубежом оркестр получил название «Великорусский оркестр»

Так что, ровно через, месяц ОРНИ исполняется 129 лет.

Мы посмотрели, как выступают профессиональные оркестры, пора и нам начать

репетицию оркестра.

5

Распределение детей по партиям Расставляем стулья по группам (партиям)

Пора начать репетировать.

В оркестре музыканты, играющие на одинаковых инструментах, образуют группы, которые называются оркестровыми партиями.

Итак, проверим состав нашего оркестра. Партия балалаек, партия домр, аккордеонов, А тем ребятам, у которых с собой нет инструментов, я предлагаю на сегодняшнем занятии поиграть на шумовых ударных инструментах, которые также часто входят в состав оркестра – партия ударных)

Расставляем стулья по инструментам (по партиям)

Домристка садится одна. Сегодня в составе нашего коллектива много исполнителей на балалайке и всего один исполнитель на домре. Как же могут поступить остальные музыканты, чтобы не оставить в одиночестве своего коллегу?

Помочь и усилить его партию своими инструментами – тем более родственными.

6

Раздача инструментов

3

Итак, мы подготовили рабочее место для музыканта в каждой партии.

Чего же нам не хватает, чтобы начать репетировать?

(инструментов)

Конечно. Те, кто пришёл со своими инструментами, пожалуйста возьмите их и садитесь на своё место, а для ребят, играющих сегодня на ударных я сам раздам инструменты (раздать шумовые инструменты)

7

Раздача нот, расстановка пюпитров

Пока дети садятся пюпитры (расставить пюпитры = 6 шт.), это название, в переводе с французского языка, означает «подставка для нот»

9

Настройка Разучивание произведения

7

Перед тем как начать играть, скажите, какая особенность есть у струнных инструментов, в отличие, например, от аккордеона? Что обязательно нужно делать домристу и балалаечнику, перед игрой?

Настроить инструмент

Обратите внимание на размер и ключевые знаки.

Вы видите эти партии впервые, поэтому для начала будем читать с листа.

10

Концертное исполнение

Артисты оркестра репетируют для того, чтобы выступать на сцене и показывать своё искусство публике, пришедшей на концерт.

Сейчас мы с вами разобрали маленькую песню и, на мой взгляд, у нас получилось хорошо.

Теперь представим, что мы сейчас будем выступать на концерте. Концерт – это очень ответственное событие для музыканта.

Так, проверим: Инструменты – есть, ноты – есть, музыканты в сборе, но всё ли есть у музыкантов, чтобы достойно выглядеть на сцене? (в это момент надевать на себя бабочку).

Концертная одежда (раздать мальчикам бабочки, девочкам платки)

(Пока раздаю, попросить проверить строй)

Выступление.

11

Подведение итогов

Интересно ли вам было сегодня в МИРЕ оркестра?

Что особенно запомнилось?

Вспомним, с какими же видами оркестра мы сегодня познакомились? Какие инструменты увидели?

К какому виду оркестров относится наш оркестр?

Наверно, вам было не так уж просто на первой репетиции оркестра, но мы все вместе справились. От игры каждого зависит общий результат.

Нашими совместными усилиями сегодня родился (мы вместе создали) новый оркестр русских народных инструментов.

Благодарю вас за репетицию, мне с вами было очень интересно работать.

Желаю вам обязательно продолжать свой творческих путь и не бояться трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

План-конспект открытого занятия «Я приглашаю Вас в свой мир…»

В плане-конспекте представлен материал по проведению занятия для детей 8-9 лет, целью которого является знакомство с керамикой через создание керамического панно «Ваза с цветами» в стиле стимпанк....

Методическая разработка : Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Мы идём в цирк».

(Формирование лексико – грамматического строя и развитие связной речи) ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Конспект интегрированного занятия для учащихся 1 класса Тема: «Путешествие в сказку КОЛОБОК»

Данное занятие  предназначен для обучающихся 1 класса, является занятием-обобщения знаний, умений и навыков сформированных у обучающихся за год. Педагогический процесс, построенный на принципах и...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...