МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Конспект интегрированного занятия для учащихся 1 класса Тема: «Путешествие в сказку КОЛОБОК»
план-конспект по теме

Найдёнова Юлия Владимировна

Данное занятие  предназначен для обучающихся 1 класса, является занятием-обобщения знаний, умений и навыков сформированных у обучающихся за год. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле через занятия через взаимное проникновение и обогащение. Актуальность проведения интегрированных занятий  1.Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности во всём её многообразии и единстве, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 2. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. 3. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности. 4. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов.

Цели интегрированной образовательной деятельности:

-знания должны носить познавательный характер (систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребёнка);

-овладение действиями или способами познания (для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты);

-способность выражать в речи умения или способы познания;

-развитие личностных качеств (любознательность, общительность, креативность, отзывчивость);

На таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, а также более плодотворным. Такая форма занятия позволяет учащимся быть успешным. Ребёнок фантазирует, познаёт, думает, улучшается процесс отработки поставленных звуков, обогащается словарный запас, а также развиваются коммуникативные навыки. Данное занятие  является интегрированным, так как его части объединены междисциплинарными связями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через интеграцию таких образовательных областей:

  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие;

Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают много видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в сказку Колобок.

Грамматическая: образование существительный с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лексическая: русская народная сказка «Колобок.

Тип занятия: «урок – обобщения»

Цель занятия:

 коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут:

- правильно выполнять артикуляционную, двигательную гимнастику;

- четко произносить поставленные звуки;

 -способны пересказывать сказку «Колобок» с использованием разной интонации;

Коррекционно - развивающие.

развивать ритмическую и интонационную сторону речи; - -развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

-обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;

-формировать умение  выражать свои мысли грамотно, точно, четко;

-закреплять четкое произношение  поставленных звуков в словах, предложениях;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

-совершенствовать грамматический строй речи учащихся;

развивать музыкальные и творческие способности детей;

Воспитательные:

-воспитание интерес к русской народной сказке; -воспитывать навыки самоконтроля за собственной речью;- воспитывать умение слышать и слушать товарища.

Планируемые результаты:

Личностные: Формировать положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самокоррекцию своей деятельности. Уметь правильно оценивать выполненные действия.

Коммуникативные: Вступать  в учебный диалог, отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: Воспроизводить по памяти, полученную ранее информацию.

Межпредметные связи:

Ритмика, русский язык, чтение, технология,

Ресурсы: основные, дополнительные

Оборудование: конспект  урока, игрушки (заяц, медведь, волк, лиса), зайчики на каждого ребёнка, мишка Игрушка (Колобок), подготовленная презентация к уроку, кубики с буквами, музыка (Сказочная мелодия, весёлая музыка, «Прыгаем как зайчики», «Ходим как мишки», для танца ), медальки в виде Колобка, картинки наклейки для оформления, материал для штриховки (волк, лиса, заяц, медвель), су-джок.

Форма организации занятия:

Подгрупповая

Список источников информации:

Детальный сценарий урока с описанием деятельности учителя и деятельности школьника

Этапы занятия

Содержание занятия.

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Деятельность

учителя

Формируемые базовые учебные действия

I. Орг. момент

Положительный настрой на занятие

Звучит музыка «Сказка»

-Сегодня у нас с вами необычное занятие.

-Мы отправимся путешествовать в сказку.

-А как называется эта сказка   и кто с нами будет путешествовать вы догадаетесь сами. -Послушайте загадку:

 На сметане мешен,

 На окошке стужён,

 Круглый бок, румяный бок

Покатился…..

-Молодцы. Мы сегодня отправляемся путешествовать в сказку «Колобок» слайд № 1

Давайте улыбнёмся друг-другу, подарим хорошее настроение и отправляемся путешествовать в сказку.

-Ребята, слово «КОЛОБОК» рассыпалось на буквы, вам необходимо отправится в болото, «спасти» буквы и собрать слово.

Дети входят в класс под музыку.

Дети отгадывают загадку.

Колобок

Улыбаются

Регулятивные: умение определять цель логопедического занятия с помощью логопеда, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь вести учебный диалог, отвечать на вопросы полным предложением.

II Основная часть

1.Звукобуквенный

анализ

Звучит музыка «Волшебный лес»

-Нам необходимо отправится по следам и в болоте найти нужные буквы.

-Давайте проверим, правильно ли вы собрали это слово

Прочитаем слово по слогам с слайд № 2

-Молодцы, произнесём все вместе это слово ещё раз. (Дети произносят хором. Обращаю внимание на артикуляцию звука Л).

-Сегодня на занятии вы должны показать, как красиво вы произносите звуки речи, и как умеете двигаться под музыку.

Дети под музыку идут медленно по следам и ищут буквы в сухом бассейне для того, чтобы составить слово КОЛОБОК.

КО-ЛО-БОК

Произносят по слогам с выделением звука [л]

 Познавательные: умение использовать полученные знания.

Регулятивные: работать по предложенной инструкции.

Коммуникативные: уметь вести учебный диалог, отвечать на поставленные вопросы.

2. Развитие координации движения рук

 -Жили были дед и бабка. Вот как-то просит старик: «Испеки мне бабка колобок….» -Сейчас мы с вами будем лепить колобка и выполнять гимнастику для ручек. Вспомним правило: «Будем с ручками дружить, будем чётко говорить».

 Слайд № 3

Месим, месим тесто

Сжимаем ручки в кулачки и разжимаем, поочередно двигая ими вверх-вниз – «месим тесто»

Есть в кастрюле место.

Разводим руки в стороны

Переваливай на бок -

Хлопаем в ладоши с поворотом вверх-вниз

Выйдет славный колобок!

Соединяем руки так, в круг

Тесто мы месили -

Поочередно двигаем кулачками вверх -вниз

Выбились из силы!

Тыльной стороной ладони проводим по лбу сначала одной, потом другой рукой – «вытираем пот»

-Поставили колобка в печку. А теперь давайте  достанем  из печки Колобка.

-Вот какой колобок у нас получился.

-Скажем какой получился колобок?

Дети выполняют разминку для ручек.

Из печки достаю колобка.

Кругленький, маленький, жёлтенький, румяненький, миленький, вкусненький

Регулятивные: работать по предложенной инструкции.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

3.Артикуляционная гимнастика для язычка.

Мы с вами знаем и ещё одно правило. Слайд № 4 «Будет наш язык стараться – будут все звуки получаться»

 Поэтому давайте выполним гимнастику для язычка.

а)на дыхание. Но сначала давайте остудим нашего колобка. Сделали трубочку, вдохнули, щёки не раздуваем, спинка прямая, затем выдохнули.

 б)арт. гимнастика с волком.

-Молодцы, вы очень хорошо выполнили гимнастику и волк пожмёт вам руку.

Выполняют дыхательную, артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Познавательные: умение использовать полученные знания.

Регулятивные: контролировать артикуляционные движения при помощи зеркала, оценивать правильность своих действий.

4. Обобщение приобретенных знаний. Автоматизация поставленных звуков, слоговой анализ слов, развитие речи

-Отгадайте, кого встретил колобок на своём пути.

-У каждого из вас  в руках «Волшебный мешок».

 -Вам необходимо отпустить ручку в мешок, ощупать предмет и догадаться, кто это? -Кто догадается, поднимите руку!

-Кто это? Слайд № 5. 

-Конечно, это заяц.

–А как ласково его назвать?

- А как мы назовём детёнышей у зайца?

- Давайте отстучим это слово кулачком по столу и разделим его на слоги .

-Сколько слогов? .

–Что сказал зайка колобку? А как он это сказал?

-Какой у него голосок?

–Кто попробует, сказать за зайку?

-А колобок ответил: Не ешь меня зайчик, мы тебе с ребятами песенку споём? Поможем колобку? Что показывает стрелка? Где язык? (Чистоговорки на звуки с-з).

Ритмичное упражнение «Прыгаем, как зайчики».

Катится колобок, катится, а навстречу ему…. Отгадайте, первый звук в названии этого животного, звук [В].

 –Кто это? Слайд № 6 

-Молодцы, это волк.

–А как ласково мы назовём волка? А как мы назовём детёнышей волка?

–Давайте отхлопаем это слово и узнаем сколько слогов

– Что сказал волк колобку? –Каким голосом?

–Давайте попробуем?

- А наш колобок ответил:

« Не ешь меня волк, мы тебе песенки споём.

- Споём, ребята?

-С каким звуком? Где находится язык?

Упражнение «Музыкальные ступеньки»

-Ребята, послушайте музыку и подумайте, как мы под неё пойдём. (муз. «Почему медведь зимой спит?»). 

-Кого встретил колобок на своём пути? (медведя);

 Слайд № 7

 -А как называют детёнышей у медведя? Разделим слово «медведь» на слоги, отстучим ножками по полу. Сколько слогов?

Что сказал медведь колобку?

- А каким голосом?

-Кто хочет попробовать? --Чтобы медведь не съел колобка, мы расскажем ему чистоговорки со звуками (ш – ж). Что показывает стрелка?

-А кто помнит, чем закончилась сказка?

-А давайте, в нашей сказке будет счастливый конец и мы попробуем спасти нашего колобка. А для этого надо рассказать лисе стихи. Но необходимо внимательно следить за язычком, не торопиться, и не волноваться)

-Ребята, а давайте покажем лисе как мы умеем танцевать. (Выполняют танец.)

Понравились лисе ваши стихи, не стала она колобка есть и убежала в лес.

А Колобок вернулся к бабушке и дедушке и пел им свою весёлую песенку.

Ребята, скажите, каких животных колобок встретил на своём пути? А где они живут? Это какие животные? Как мы их назовём? А каких животных вы знаете ещё?

Дети отгадывают, кто спрятался в мешке.

Заяц

Зайчик

Зайчата

Два

Колобок, колобок, я тебя съем.

Тоненький

Дети пробуют

Проговаривают чистоговорки со звуками с-з

У детей в руках зайчики. Дети выполнят движения под музыку.

Волк

Волчок

волчата.

ВОЛ-ЧА-ТА (три)

Колобок, колобок, я тебя съем.

Грубым

дети пробуют

со звуком [л]

язык за верхними зубами 

Дети припевают слог ЛА-ЛА-ЛА

Пробует 1 учащийся. Дети выполняют ходьбу под музыку.

Медвежата

Два

Басом

Дети пробуют

Язычок вверху).

Дети рассказывают стихи для лисы. (Держат лису в руках);

Личностные: проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные: сравнивать свой ответ, выполненную работу с образцом.

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Регулятивные: контролировать произношение звука, осуществлять контроль за собственной речью.

5. Развитие графомоторных навыков,мелкой моторики

Самомассаж при помощи су-джок.

-Давайте выполним упражнение для наших ручек. 

Ёжик
Ёжик-ёжик колкий, где твои иголки?
Вот они, вот они, вот они иголки.
Ёжик-ёжик колкий спрячь свои иголки!
Спрятались иголки!

-Теперь вы готовы выполнять задание.

-Вам необходимо по точкам обвести животных по контуру.

Выполняют самомассаж для рук.

Обводят животных по контуру.

Познавательные: умение использовать полученные знания.

Регулятивные: работать по предложенной инструкции, оценивать результат своей деятельности.

III Подведение итогов.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось занятие? Что мы сегодня повторили на занятии?

-Если вам понравилось на занятии и у вас все получалось, поставьте колобка на верхнюю лесенку, а если было скучно и что-то не получалось поставьте на любую другую

-Вы сегодня очень хорошо работали на уроке.

-Старались красиво говорить. -Красиво двигались под музыку. И поэтому мы вас награждаем вот такими медальками – колобками.

-А, чтобы, вы их не перепутали, и у каждого был свой Колобок, мы предлагаем вам их оформить. (Оформляют при помощи наклеек)

Всё окончилось прекрасно, Слайд 8

Подводят итоги.

Осуществляют рефлексию.

Хором произносят стихи 

Всем присутствующим ясно:

Колобок живёт – не тужит,

С дедом, с бабкой крепко дружит,

И во всё он молодец!

Вот и сказочки конец!!! (Хором)

Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:  адекватно оценивать свою работу на занятии, в тетради. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные: закреплять навыки рефлексии.

Учебно-дидактические комплекты к занятию

  1. Дыхательная и артикуляционная  гимнастика

Колобок

Из кусочка ваты скатайте шарик. Это колобок. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на колобка пытаясь «накормить лису». Вата должна оказаться между кубиками.

2. Арт.  Гимнастика. «Сказка про язычок».

-Жил-был язычок (показать).

-Жил он в домике (открыть рот и протянуть (а—а-а))

-Вокруг домика стоял заборчик («улыбка» (видны зубки) (и-и--и)

-В заборчике были воротики (губы в трубочке)(у-у-у--у)

- Воротики то открывались, то закрывались (улыбка-трубочка-улыбка-трубочка) 5 раз

- Решил язычок слепить лепёшку (Покусать кончик языка. Рот открыть, губы в улыбке. Положить широкий передней край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт до 5; следить, чтобы язык был не напряжён);

-Тесто выползает, язычок его обратно («Катушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки, за нижними зубами.)

-Положили тесто на подоконник, остывать. («Лепёшка»)

-Намазал лепёшку вкусным вареньем («Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю)

Съел лепёшку. Пошёл качаться на качелях. ( «Качели»  )

Широкий язык поднимается к носу, затем опускается к подбородку

Широкий  язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней

Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой)

Увидел горку, решил покататься. («Горка» язык за нижними зубками)

-Пошёл язычок в зоопарк и увидел там обезьянку и бегемотика (язык то за верхней губой, то за нижней) 5 раз

-Вернулся язычок домой, а дома его ждёт кошечка. Кошка голодная ей нужна налить молочка («Чашечка» Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть опущена; попытаться удерживать в таком положении)

-Кошка лакает («Иголочка»  узкий язык высунуть, затем убрать обратно, повторить)

-Решил язычок покататься на лошадке (поцокать языком по верхнему нёбу)

-Сначала скакал на старой лошадке (цокаем медленно), затем поскакал на молодой ((поцокать быстро)

3. Обводка по точкам «Звери нашего леса»

http://www.iz-bumagi-svoimi-rukami.ru/wp-content/uploads/2016/04/Raskraski-zhivotnyh-19-1024x754.jpghttp://www.iz-bumagi-svoimi-rukami.ru/wp-content/uploads/2016/04/Raskraski-zhivotnyh-19-1024x754.jpg

Raskraski-zhivotnyh-19-1024x754

4. Стихи для детей:

Бабка из муки в печи

Испекла не калачи,

Круглый он, румяный бок-

Это вкусный Колобок.

Прямо с полки, за порог...

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это - Колобок!

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался колобок.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Данное занятии организовано в виде игры-путешествие. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Цель этого краткого методического изложения — показать много вариантность организационных форм обучения, его развивающий характер и разнообразие методических приемов, используемых в каждой части занятия.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется  закрепление навыка чтения. Все это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

• развитию всех компонентов речи;

• формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

• развитию познавательных процессов;

• развитию творческих способностей детей;

• воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка,

его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в сказку К О Б Л О О К

Слайд 3

1. 2 . 3 . 4. 5 .

Слайд 4

«Будет наш язык стараться – будут все звуки получаться»

Слайд 5

СА-СА-СА -ЗВОНКА ОСА СУ-СУ-СУ – ВАЗУ Я НЕСУ СЫ-ЗЫ-СЫ- У ЗАЙЦА ЕСТЬ УСЫ СУ-ЗУ-СУ – Я ПАСУ КОЗУ СО-ЗО-СО – КАТИМ КОЛЕСО

Слайд 8

Вот и сказочки конец!!! Всем присутствующим ясно: Колобок живёт – не тужит, С дедом, с бабкой крепко дружит, И во всё он молодец !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 5 класса по теме "Семья"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме " Семья" +тех карта...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Методические разработки к уроку альтернативного чтения по теме: «Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят»».

Данная методическая разработка урока альтернативного чтения ориентирована на учащихся с ОВЗ....

КОНСПЕКТ интегрированного физкультурно-речевого занятия ТЕМА: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» для детей подготовительной группы

Занятие разработано для развития и совершенствования речи и двигательной активности дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие....