Доклад "Анализ построения крупной формы (О.Ридинг "Концерт соль мажор" 1 часть)"
учебно-методический материал

Липарчук Елена Ивановна

В данной работе рассмотрен анализ крупной формы на примере 1 части "Концерта" О.Ридинга соль мажор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kr.formy_.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

г.Нижневартовск

Анализ произведения крупной формы

О. Ридинг «Концерт соль мажор 1 часть»

                                              Выполнила: Липарчук Елена Ивановна

преподаватель высшей категории по классу скрипки

 

г. Нижневартовск

Оскар Ридинг родился в 1840 году в Северной Германии. Умер в 1918 году. Из его творчества нам известны три концерта, написанные для скрипки и фортепиано: это «Концерт си минор», «Концерт ре мажор» и «Концерт соль мажор». Эти концерты стали классикой педагогического репертуара скрипичной школы. В данной работе мы рассмотрим и проанализируем лишь первую часть «Концерта соль мажор».

Первая часть «Концерта «соль мажор» написана в форме сонатного аллегро. Сонатное аллегро - это   музыкальная форма, состоящая из трех основных разделов: первая часть - экспозиция, вторая часть – разработка, третья часть -  реприза.    Сонатная форма достигла своих вершин в позднем творчестве й. Гайдна, В.А. Моцарта, а позднее – Л.В. Бетховена.  

Первая часть концерта О. Ридинга так же состоит из трех частей. Концерт начинается со вступления фортепиано (8 тактов), в основе которого лежит главная партия.   В экспозиции прослеживаются четыре основных партии: главная, связующая, побочная и заключительная.  

   Главная партия состоит из двух предложений. Первое предложение певучего характера (8 тактов). Второе предложение (семнадцатый такт) имеет активный характер, состоит из семи тактов.

    Связующая партия (24 такт) состоит из неполных девяти тактов. В ней происходит модуляция в тональность «ре мажор», которая является доминантовой по отношению к главной тональности «соль мажор».  Она не делится на фразы и исполняется на одном дыхании.

    В девятом такте (из - за такта) начинается побочная партия. Она имеет трехчастную форму. Первая часть побочной партии состоит из 8 тактов. Она написана в тональности «ре мажор», имеет волевой характер, тем самым является контрастной по отношению к главной партии. Вторая часть побочной партии начинается в тональности «си минор», затем происходит отклонение в тональность «ре мажор». Она звучит на протяжении 8 тактов (начинается из-за такта, см. 40 такт), певучая по характеру. С 48 такта (из-за такта) начинается повторение (точная реприза) первой части побочной партии.      

    Заключительная партия написана в тональности «ре мажор» (см. цифру 56). Эта партия является утверждающей. В ней на протяжении шести тактов утверждается тональность «ре мажор».    

    С цифры 64 после небольшой связки в партии фортепиано, в которой происходит отклонение в тональность «си минор», начинается вторая часть сонатного аллегро – разработка.    Она основана на интонациях главной партии. Разработка состоит из семнадцати неполных тактов. Первая фраза состоит из четырех тактов, вторая- тоже из четырех (см.  68 такт), третья фраза  (см. 72 такт)– из неполных 11 тактов.  В разработке происходит модуляция в тональность «соль мажор». (см. 82 такт).

     С неполного 82 такта начинается реприза, но она является неточной. Вместо главной партии звучит побочная партия. Связующая и заключительная партии тоже отсутствуют.    Побочная партия на фразы не делится.

     С неполного 90 такта начинается кода.   Она звучит на протяжении 12 тактов и завершает Концерт.

 Таким образом, Оскар Ридинг в своем произведении отступает от классической формы сонатного аллегро.   В разработке не сталкиваются  главная и побочная партии. Основной драматизм достигается трехкратным проведением главной партии. В репризе нет главной, связующей и заключительной партий. Лишь в экспозиции автор придерживается классической формы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»

«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»  из  «Детского   альбома» ...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Работа над крупной формой в ДМШ (на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До-мажор)

Открытый урок "Работа над крупной формой в ДМШ" посвящен развитию и совершенствованию навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...