Технологическая карта к уроку на тему "МАТ"
материал

Балян Наира Сергеевна

Технологическая карта к уроку на тему "МАТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-tema_mat.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

2018 - 2019 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла Республики Тыва

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 59/3. т.(8-394-22)-2-40-01, 2-40-05, 2-47-67

Сопроводительная информация: 

  1. Фамилия, имя, отчество учителя       Балян Наира Сергеевна
  2. Школа, город                                       г.КЫЗЫЛ , МБОУ СОШ №1
  3. Внеурочное занятие                            «Шахматная школа»
  4. Класс                                                   2 класс
  5. Форма проведения:                            внеурочное занятие
  6. Тема урока                                          Мат

                                       Технологическая  карта открытого урока

Первый год обучения. (2-еклассы)

Класс: 2в

Тема: Мат (1 урок).

Цель: узнать, что такое мат и какими фигурами его можно поставить.

Задачи  

Предметные:

- закрепить изученные темы: названия всех фигур, их ходы, как ставить шах; научить ставить мат, используя пять способов (мат слоном, ферзем, ладьей, конем, пешкой); научить определять «мат или не мат» при выполнении дидактических заданий.        

Метапредметные:

- развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;

-  воспитывать интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.

 Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;умение думать, составлять план действий «в уме»;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в  шахматной партии;расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, учиться слушать и понимать речь других;

Тип занятия: урок постановки и решения учебной задачи.

Методы и технологии обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый, самостоятельная работа;
  • здоровьесберегающая, технологии системно-деятельностного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа
  • парная работа.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • Телевизор и ноутбук;
  • Комплекты учебников  И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть 1 год обучения;
  • Загадки, задачи на шахматную тему;

Этапы урока:

  1. Вводно-мотивационный этап.
  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний.

1) Шахматные загадки

2) «Волшебный мешочек».

3) Чтение шахматных терминов, повторение фигур и шаха.

II. Операционно-содержательный этап

1. Изучение нового материала.  Объяснение учителя на шахматной магнитной доске.

2.  Закрепление изученного материала.

III. Рефлексия.

этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Временной интервал

  1. Вводно-мотивационный этап.
  1. Оргмомент

Прозвенел долгожданный звонок.

Начинается урок!

Настроение каково?

ВОО!

  1. мин

2. Актуализация знаний.

Шахматные загадки: Слайд 1-4

Волшебный мешочек

- «Вы любите загадки?» Я вам приготовила несколько загадок.

1. На каких полях ничего не растёт?

2. Из названий каких шахматных фигур потерялась одна буква, если получились слова: сон, кроль, кон?

3. Не люди, не звери, не часы, а ходят?

ДА.

На шахматных

Слон, король, конь

Шахматные фигуры

- А теперь вас ждет  «Волшебный мешочек».

Ребёнок выбирает с закрытыми глазами фигурку и  называет шахматную фигуру.

Дети показывают  их ходы (горизонталь, вертикаль, диагональ)

Пешка, король, ферзь, слон,конь и ладья.

3 мин

3.Чтение шахматных терминов

- Еще одно задание.  

Читаем вместе: Король.Шах. Ферзь. Мат.- На какие две группы их можно разделить?

-Чем особенны эти фигуры?

- Что дает мягкий знак?

- Вторая группа?

- Вам знаком термин  Шах?  

- А что такое шах?

Первая группа: Король и ферзь – шахматные фигуры. Оба  заканчиваются на мягкий  знак.

 Ферзь- самая сильная фигура, а король –самая важная фигура. Без короля нет игры

Мягкость предыдущей согласной,  и  не обозначает звук.

Вторая (Шах и мат). Это шахматные позиции, положение на шахматной доске. В каждом слове по три буквы.

Да.

Нападение на короля. Угроза короля

2 мин

2 мин

- Рассмотрим позицию на шахматной доске (расставитьБелый Крd5 и Л h8, а  черныйКр а8).  Есть ли здесь шах?

- Кому угроза? (Мал.красный магнит поставить у короля)

- Кто объявил шах?  

- Можно ли защититься от шаха?  

- А как? (на магнит три способа защиты)- Попробуем Уйти!Магниты ставим на а7 и b7

- А можно королю уйти наb8?

- Да

- Черному королю

- Белая ладья на h8объявила шах по горизонталивлево  черному королю на а8

- Да.      

-Уйти, побить, закрыться.

- Нет, потому что он станет под шах

2 мин

- Cледующая позиция ( БелыйКрd5, Л h8,а  черный  Кра8,Cf6,)

Побить! Черный слон f6 побьет белую ладью на h8

2 мин

- Cледующая позиция ( БелыйКрd5, Л h8,а  черный  Кра8, Л b7)

закрыться! Черная ладья b7идет вверх по вертикали на b8)

1 мин

- какой термин вам ещё не знаком? Какую тему еще не проходили?

-сформулируйте тему урока. Какие задачи поставите перед собой  на данный урок?

Мат

Что такое мат? Какими фигурами поставить мат?

1 мин

Физминутка.

Я СМОТРЮ НА ПЕРВЫЙ РЯД,

ПО КРАЯМ ЛАДЬИ СТОЯТ.

РЯДОМ С НИМИ ДВА КОНЯ

ХИТРО СМОТРЯТ НА МЕНЯ.

МЕЖ КОНЕЙ ЗАКЛЮЧЕНЫ

НАШИ СЛАВНЫЕ СЛОНЫ.

И ЕЩЕ ДВА ПОЛЯ ЕСТЬ,

А НА НИХ КОРОЛЬ И ФЕРЗЬ.

А ТЕПЕРЬ БЕЗ СПЕШКИ

ИДУТ НА  МЕСТО ПЕШКИ.

1 мин

II. Операционно-содержательный момент.

1. Изучение нового материала

- ребята, к нам в гости пришла девочка. Она родилась в цветочке. Кто это?

- Поприветствуем ее. (На магнит дюймовочку).

- Из какой сказки?

- Кто автор?

- Дюймовочка принесла нам стихотворение.

(напрезенташке открыть стих)

Я вам его читаю, а вы продолжите.

В бой ты ведёшь деревянную рать,

Ну умеешь ли мат объявлять?

Мат – это шах, при котором, учти ты,

У короля никакой нет ……

- Значит, что такое мат? (на магнит  определение мата)

Дюймовочка

Дюймовочка

Ганс Христиан Андерсен

Защиты

Мат – это шах, от которого нет защиты.

2 мин

- А кто же может поставить мат? Король может поставить другому королю мат?

- А почему? Запомните, королем мат не ставят.

- Можно ли поставить мат ладьей? Давайте рассмотрим диаграмму, откроем учебник на стр.44(на шахм.магн.доске диаграмма мат ладьейБелыйКрb6 и Л h8,а  черный  Кра8) Похожую позицию мы с вами уже рассмотрели. Вспоминаем. (мал.красный магнит поставить у короля)

- А какие способы защиты вы знаете?

-  Куда может уйти король. На а7 не может, потому что два короля не могут стоять рядом. Также b7, на b8 также не можем уйти. (красные магниты)

-Может ли черный король побить нападающую белую ладью? А почему?

- А можем ли мы закрыться?

- Значит белая ладья на h8объявила мат по горизонтали влево черному королю на а8.    (пригласить ребенка чтоб ставил след.диаграмму)

Нет.

Мат – это нападение на короля, это угроза королю. А два короля не могут стоять рядом, не могут угрожать друг другу. Значит королем мат не ставят

Белая ладья на h8объявила шах влево по горизонтали черному королю на а8

 Уйти, побить, закрыться.

Нет.

Король ходит только на одно поле.

Нет. Фигур нет у нас.

2 мин

3 мин

2 мин

- Рассмотрим вторую диаграмму. Мат слоном. (Белый Крc2 и Cg7 и чёрный Крa1 и a2) угроза от белого чернопольного слона.

Покажите мат ферзём (Белые Крe6 и Ф f7черный Кр) ,

Покажите мат конем ( БелыеКрb6 и Кc7 и чёрный Крa8иКb8)

Мат пешкой (БелыеКрa6 иb7 и чёрный Крa8иCb8 )пешку поставьте под защиту другой фигуры, а то король ее побьет). Пешка объявляет шах и мат по диагонали.

Значит,что такое мат?  

МАТ - это шах, от которого нет защиты.

- Какими фигурами можно объявить мат?  

Всеми фигурами, кроме короля: ладьей, слоном, ферзем, конем и пешкой.  

2.Закрепление изученного материала.

-а теперь посмотрите на след.страницу 45. Дюймовочка просит помочь  узнать - получил ли мат черный Король. Работаем в учебниках в парах. Вы должны дать ответ – мат или не мат. И сказать от кого угроза.  

  1. Выполнение дидактических заданий  «Мат или не мат»,
  2. (6 диаграмм в презентации)

  1. диаграмма  №1   да. Белый ферзь на h1 объявил мат черному королю.  Черный король уйти не может, побить тоже не может и закрыться не может. Значит это мат
  2. №2  нет. У нас здесь шах. Белая ладья на h1 объявила шах черному королю. Черный король уходит на g2.

№3  да. Белая ладья на а1 объявила мат черному королю.

№4  нет. Белая ладья на а1 объявила шах черному королю. Черный слон f8 идет на а3 и закрывает своего короля от шаха. Мата нет

№ 5 да. Белый конь на f7 объявляет мат черному королю на h8. Уйти нельзя, побить нельзя и закрыться нечем.

№ 6 да. Двойная угроза от белой ладьи на е1 и белого ферзя на  g7. Уйти не может, побить и закрыться одновременно не может,  это мат.

4 мин

Физминутка. Покажи горизонталь, вертикаль, диагональ.-3 раза, глазками посмотрели направо, налево, закрыли глаза посчитали до 3-х , поморгали, посмотрели на тетради.

1мин

Работа в РТ стр. 17 (открытые )

-О чем мы сегодня говорили? Учитель читает задание, а рифму дети № 1. Показать, что в клетке   х (крестиком)  (написать на доске).

№ 2 прочитать задание. Расставь фигуры 1-ой диаграммы на демонстрационной доске.

      Запишем нотацию: 1.Л а8- а1 х (ладья а8 идет на а1 и ставит мат)              

2.Л b7-h7 х (ладья b8 идет на h7 и объявляет мат)              

Остальные задания выполните дома.

5мин

  1. Рефлексия.

-Что значит  поставить мат?

- Если поставлен мат, можно продолжать партию?

- Ребята, запомните, мат – это конец игры.

- Какие вы молодцы, Дюймовочкарада за вас. Она приготовила вам сюрприз. Ребята, откройте рабочую тетрадь самую последнюю страницу. Что там?

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- А как обозначается мат, каким знаком?

- Нарисуйте в белом кружочке обозначение мата – крестик.

Напасть на вражеского короля и когда  у него защиты.

Нет.

Цветочек

Мат.

Крестиком.

2 мин

-Еще о чем вы узнали на уроке?

- Какими фигурами ставят мат? сколько их?

Назовите их. У вас 5 лепесточков, нарисуйте обозначайте этих фигур.

 Какой буквой обозначается ферзь? Ф

Ладья – Л

Конь – К

Слон – С

Пешка – никак не обозначается, можете оставить пустой или написать слово пешка

- Скажите, какую цель мы поставили в начале урока?

- Мы это узнали?  

- Значит цель урока достигнута?

- Вы довольны уроком? Переверните цветочек и нарисуйте смайлик – свое отношение к уроку.  

Как ставят мат , какими фигурами ставят мат.

Всеми кроме короля. Пять.

Слон, ладья, ферзь, конь, пешка.

Ф

Л

К

С

Пешка

 Узнать, что такое мат, какими фигурами ставят мат.

Да

Да

Да

3 мин

Литература

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя,  Обнинск«Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник и рабочая тетрадь. «Шахматы»  «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год.Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"

Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...