Технологическая карта к уроку на тему: "ШАХ ДВОЙНОЙ ШАХ .ОТКРЫТЫЙ ШАХ"
материал

Балян Наира Сергеевна

Технологическая карта к уроку на тему: "ШАХ ДВОЙНОЙ ШАХ .ОТКРЫТЫЙ ШАХ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

                                           

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.А. Бухтуева» г. Кызыла Республики Тыва

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 59/3. т.(8-394-22)-2-40-01, 2-40-05, 2-47-67

Сопроводительная информация: 

  1. Фамилия, имя, отчество учителя       Балян Наира Сергеевна
  2. Школа, город                                       г.КЫЗЫЛ , МБОУ СОШ №1
  3. Внеурочное занятие                            «Шахматная школа»
  4. Класс                                                   2 класс
  5. Форма проведения:                            внеурочное занятие
  6. Тема урока                                           Шах .Двойной. Открытый шах                                      
  7. Технологическая  карта открытого урока

                                       

                               Цели занятия:

  • Закрепление изученных тем: названия всех фигур, их ходы, их место в начальном положении;
  • Король. Ход короля. Взятие;
  • Шах. 3 способа защиты от шаха;
  • Знакомство с открытым шахом и двойным шахом.
  • Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы;
  • Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре.

          Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности;

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

  • Демонстрационная доска;
  • Наборы шахматных фигур;
  • Комплекты учебников  И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть 1 год обучения;

Словарь:

Шах, двойной шах, открытый шах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, Все, кто собрался в этом кабинете! Здравствуйте, ребята! Вы наверное разволновались, увидев гостей? Я тоже немного волнуюсь, но хочу сказать:

-Не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь партнеру по лицу, пожмите руки партнеру по плечу.

- Покажите свои знания и примените умения в поиске правильных ответов и решений! В добрый путь!

1.Работать будем командами.

2.Посмотрите на карточку, лежащую на середине стола.

3.Определите свой номер, партнера по лицу и партнера по плечу. В дальнейшем нам эти знания понадобятся.

2. Актуализация знаний.

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся на экскурсию. А куда можно отправиться на экскурсию?  А вот в какую страну отправимся мы вы узнаете отгадав загадку.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки. (Шахматная страна)

Но перед путешествием для начала мы должны пройти подготовку и  для начала вспомним героев этой страны.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

  • Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

  • Самая главная шахматная фигура (король)
  • Как ходит пешка? Каково отличие пешки от других фигур?(ХОДИТ ПРЯМО, БЬЁТ ПО ДИАГОНАЛИ; МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ ФИГУРОЙ)

Повторение  пройденного материала.

  • Работа на интерактивной доске: (соединить вопрос и ответ, появляются буквы Ш А Х)
  • А) Какая страна Родина шахмат? Индия
  • В) Назови среди фигур   фигуру которая ходит по одному правилу, а бьет по другому. Пешка
  • Г) Шахматная фигура, которая соединяет свойства ладьи и  слона. Ферзь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Итак, назовите тему нашего урока? Предположите, какие цели мы можем достигнуть на уроке?

Изучение нового материала.

- Может быть уже кто – то знает  что такое шах?

- Шах – это нападение на неприятельского короля. Какими фигурами можно объявить шах?

Учитель ставит на одно из  угловых полей белого ферзя, а на другое – чёрного короля. Если на вражеского короля напал ферзь, значит, мы объявили шах ферзём, если ладья—это шах ладьёй, т.е. шах можно поставить  любой фигурой, кроме короля.

Игра «Объяви шах каждой из фигур» с.33 на двух демонстрационных досках

Кто объявляет Шах (фигура которая нападает)

Может ли король оставаться под шахом? (Оставаться под шахом король не может.)

Какими способами можно защититься от шаха?

Спастись от шаха можно тремя способами:

1) Король уходит из-под шаха.

2) Берется атакующая фигура (Конечно, если это возможно).

 3) Короля закрывает другая фигура (Это защита не годится при шахе конём и пешкой)

Рассмотрение всех трёх способов на доске и в учебниках с. 30:

  1. Король уходит из-под шаха.
  2. Взятие атакующей  фигуры.
  3. Короля закрывает другая фигура.

Еще раз что такое шах: Шах – это нападение на неприятельского короля. Кто объявляет Шах (фигура которая нападает)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

На демонстративных досках создать положения для: дать открытый шах, дать двойной шах.

Вызвать к дем.доске ученикаКартинки по запросу открытый шах картинка

Ход белых. Ты сейчас собираешься поставить шах черному королю (нет), а какой будет твой ход? (атаковать слона)

Что получилось в итоге? (ШаХ)

Вот такая ситуация в шахматах носит название ОТКРЫТОГО(ВСКРЫТОГО) ШАХА

Обычно шах объявляет фигура, которая делает ход. Но случается и такое положение, когда ход делает одна фигура, а шах дает другая фигура, которая находится как бы в засаде. Это открытый шах.

Рассмотрим другую ситуацию

Случается и такое положение, когда белые делают один ход, а шах королю объявляют сразу две фигуры. Это двойной шах. Картинки по запросу двойной шах картинка

Термины вывесить на доску

ФИЗКУЛЬТМИНУТКАМикс-фриз-груп.(Под музыку дети смешиваются, когда музыка останавливается они замирают на месте и объединяются в группы ,количество участников которых зависит от ответа)

- сколько слонов в шахматах (4)

-На сколько клеток ходит конь(3)

- на сколько клеток может пойти пешка первый раз (2)

- сколько клеток на шахматном поле (68)

Закрепление изученного материала.

Работа в группах. (Релли   Робин)

(Работа в паре.С партнером по плечу, потом с партнером по лицу)

 Рассмотреть ситуации:Открытый шах или Двойной шах.с.39 и с.41 (1234)

Работа на индивидуальных досках.

у каждого ученика на инд.доске разложен фрагмент партии с. 41 №5 и №6

Задание : Объявить двойной шах черному королю.

Итог урока:

--Что нового узнали на уроке?

--Что значит дать открытый шах?

--Двойной шах?

Игровая практика.

Работа в парах. Игра на индивидуальных досках всеми фигурами.

– А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми фигурами.

Перед началом партии предлагает повторить правила поведения за шахматной доской.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Играть нужно молча, не спеша.

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, менять ход нельзя.

5. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

6.Нельзя мешать партнеру думать.

7. Нельзя подсказывать игрокам.

8. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

9. Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие шахматисты мира потерпели много поражений.

10. По окончании партии нужно обязательно пожать партнеру руку.

                        Все садятся и играют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку по теме:" Скифы" для учащихся 5 класса

Технологическая карта для учащихся по теме: "Скифы"....

технологическая карта к уроку № 3по теме "Причастие"

Предлагаю технологическую карту по теме "Причастие" (урок № 3) . По таким картам очень лего и удобно готовить конспект уроков. Уроки получаются очень насыщенными. Ребята добывают всю информацию самост...

Технологическая карта к уроку по теме "Железо и его соединения"

Технологическая карта рекомендована для использования на уроке химии в 11 классе (профильный уровень) по теме "Железо и его соединения". Технологическая карта содержит описание и задания к следующим о...

Технологическая карта к уроку по теме "Клиньевые юбки"

Технологическая карта к уроку по теме "Клиньевые юбки. Расчет и построение".Презентацию к уроку можно посмотреть здесь http://nsportal.ru/node/466097...

Технологическая карта фрагмента урока по теме "Великие открытия"

Материал описывает технику применения шестиугольников на практике....

конспект урока и технологическая карта к уроку по теме "Hobby" 5 класс УМК "Rainbow English"

Тема урока: Hobby.Цель: Развивать навыки устной речи. На основе изученного материала провести опрос и составить диаграмму по полученной информации.Задачи:Образовательная: активизировать навыки употреб...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...