Методическая разработка открытого занятия по народному танцу (3 год обучения)
методическая разработка

Перевозникова Лидия Ефимовна

Тема: «Пляска – один из основных жанров казачьего танца»

Цель занятия: познакомить детей с основным жанром казачьего танца – пляска.

Задачи:

1. ОБУЧАЮЩИЕ:

- формирование навыков правильного и выразительного движения в области казачьего танца;

- формирование навыков красивой осанки;

- расширение уровня знаний.                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого занятия по народному танцу

(3 год обучения)

Тема: «Пляска – один из основных жанров казачьего танца»

Автор-составитель:

 Перевозникова Л.Е.,

        педагог   дополнительного

        образования, руководитель

        Образцового        хореографического

        ансамбля «Ивушка»

        п. Каменск, 2018 г.

                                                                     

                           

Конспект открытого занятия по хореографии

Тема: «Пляска – один из основных жанров казачьего танца»

Цель занятия: познакомить детей с основным жанром казачьего танца – пляска.

Задачи:

1. ОБУЧАЮЩИЕ:

- формирование навыков правильного и выразительного движения в области казачьего танца;

- формирование навыков красивой осанки;

- расширение уровня знаний.                          

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

- обучение детей приёмам самостоятельной и коллективной работы;

- самоконтроля и взаимоконтроля;

- организация поиска новых познавательных ориентиров;

- развитие творческого мышления;

- улучшение моторико - двигательной и логической памяти;

- обобщить и реализовать полученные знания в практической деятельности.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

- воспитание бережного отношения к наследию прошлого;

- формирование общей культуры личности ребёнка;

- воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре казачества.

План занятия

Вводная часть

- приглашение детей в зал;

- поклон;

- историческая справка о казачьей пляске.

Основная часть занятия:

- экзерсис у станка;

- ходы и движения по кругу на середине;

- комбинации разученных движений;

- казачья пляска и ее виды;

- просмотр профессионального  казачьего коллектива «Славяне».

Заключительная часть занятия:

- исполнение казачьей пляски под песню «Лебедь Белая»;

- подведение итогов;

- поклон (благодарим друг друга – аплодисменты).

Необходимое оборудование:

 - баян

- компьютер

- Интернет - ресурсы

Описание занятия

                                                                               

Дети под музыку входят в хореографический класс. Поклон.

Педагог

Дети, тема нашего открытого занятия «Пляска – один из основных жанров казачьего танца». Окунемся немного в историю.

Период конца XX – начала XXI века ознаменовался возрождением казачества. Цель концепции государственной политики в отношении российского казачества возрождение и развитие духовно-культурных основ, сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей.

Танцевальная этнокультура казачества,  исполнительские традиции,  представляет самобытное, яркое явление.

 Казачий танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории казачества, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие казачьему характеру.

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с основным видом казачьего танца – пляской. Пляска является одним из основных жанров народного танца. Это наиболее распространенный и любимый вид танца казачества. Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют национальный колорит и отражают отдельные черты характера русского человека.

Пляской можно выражать различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и  т. д.   Пляска – это, прежде всего радость, сила, здоровье, это выход энергии пляшущего человека.

Дети, скажите, для того чтобы овладеть искусством народного танца, техникой и выразительностью движений, что необходимо делать?

Воспитанники

Нужно делать специальные упражнения – экзерсис у станка и на середине класса.

Дети исполняют экзерсис народного танца у станка и выходят на середину класса.

- Plie

- Battemetnts tendus

- Battemetnts tendus jetes

- Подготовка к веревочке

- Rond de jambe par terre

- Battements foundus

- Дробная комбинация

- Flic-flac

- Par tortie

- Battements developpe

- Grand battemеnts jetes

Дети выходят на середину класса и выполняют ходы и движения по кругу и на середине, различные комбинации из разученных движений.

1. Основной шаг                                  11. Дробная дорожка

2. Шаг с притопом                            12. Простой ключ

3. Скользящий шаг                            13. Дробь с продвижением в сторону

4. Шаг на ребро каблука                  14. Молоточки и моталочка

5. Мелкий на полупальцах                 15. Верёвочка (подготовка)

6. Переменный шаг                           16. Верёвочка (с продвижением назад)

7. Тройной шаг        

8. Гармошка                                                              

9. Припадание                                                        

10. Шаг-бег

 Педагог

 А теперь давайте поговорим о казачьей пляске. Прежде чем приступать к изучению казачьих плясок, надо изучить положения и позиции рук характерные для казачьих плясок, различные движения, своеобразные жесты, особенности манеры исполнения. Для того чтобы лучше знать культуру казачества, надо знакомиться с традициями, обычаями, культурой и историей, посещать музеи, концерты, театры.

Сейчас я хочу у вас спросить, какие разновидности русской пляски вам знакомы?

Воспитанники

Одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая пляска.

Педагог

Все правильно. В казачьем сословии так же существует много видов плясок. Остановимся на наиболее распространенных, устоявшихся, имеющих вековые исполнительские традиции и прочно вошедших в быт казаков.

А теперь скажите, что такое одиночная пляска?

Воспитанники

Это когда танцует один человек парень или девушка, мужчина или женщина.

Педагог

        Правильно. Сейчас мы дадим точную характеристику сольной пляске.

Диана

Сольная пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению. Каждый исполнитель, внося в одиночную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполняется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

Педагог

А теперь подумайте и скажите, что такое парная пляска?

Воспитанники

Это когда танцует пара, парень с девушкой или мужчина с женщиной.

Педагог

Правильно. Сейчас Алёна  расскажет о парной пляске.

Алёна

Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Чаще всего это свадебные пляски, которые исполнялись молодыми на второй день свадьбы. Содержание парной пляски – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных.

В казачьих хуторах в начале XX в. среди молодежи становятся популярными молодежные вечера. Обычно для таких вечеров снимали просторную комнату, договариваясь с хозяйкой об оплате. Там устраивали игры и танцы. Чаще других танцевали «Барыню», «Вальс» и «Парочку».  «Парочка» - это что-то вроде «Русской». Кавалер выходил на середину комнаты и кланялся сидящей с краю девушке. Протанцевав 2-3 мин., девушка садилась на место, а парень приглашал следующую девушку. И так продолжалось до тех пор, пока кавалер не перетанцует со всеми девушками. Очень популярными были на таких вечерах состязания на лучшего танцора. В таких состязаниях принимали участие самые лучшие плясуны. Тому танцору, который побеждал, то есть перетанцовывал другого, доставался самый лучший приз. Его подходили и целовали все присутствующие девушки.

Педагог

А сейчас хорошо подумайте и скажите, как называется такое состязание плясунов?

Воспитанники

Это перепляс.

Педагог

Правильно. Сейчас Настя  расскажет подробнее о переплясе.

Настя

Перепляс - это состязание в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений. В основе исполнения перепляса лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения.

Перепляс прочно вошел в репертуар самодеятельных и профессиональных коллективов. На сцене можно видеть много разновидностей перепляса. Есть переплясы, исполняемые одними парнями, или одними девушками, но бывают и смешанные переплясы. При этом задача и характер исполнения народного парного перепляса сохраняются.

Педагог

А сейчас мы с вами узнаем более подробно о массовом плясе.

Вика

В массовом плясе нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Все исполнители без исключения пляшут темпераментно, лихо, с большим увлечением. У каждого исполнителя массового пляса есть своя задача – не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса, не дожидаясь его окончания в любой момент. Массовый пляс возникал на различных празднествах и гуляниях и был связан с различными событиями: встречей весны, проводов зимы, свадьбой, удачной охотой. Массовый пляс часто можно увидеть и в наше время на массовых гуляниях, свадьбах и т. д.

Педагог

Что же такое групповая пляска? Об этом нам расскажет Ира.

Ира

Групповая пляска имеет определенное количество участников. Различные фигуры и перестроения должны быть четко отработаны исполнителями. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками. Исполняются групповые пляски под популярные в народе песни и плясовые мелодии.

Групповые пляски очень разнообразно представлены как в самодеятельных, так ив профессиональных хореографических коллективах. Каждая область, каждая местность выносит на суд зрителей обработанную с учетом сцены свою традиционную самобытную пляску. Перенесенные на сценическую площадку, эти пляски доставляют радость и эстетическое наслаждение зрителю. Изучая казачьи пляски, мы бережно сохраняем самобытность, манеру исполнения, больше познаем жизнь, обряды и обычаи казачьего народа.

(Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент профессионального  казачьего коллектива «Славяне»).

Педагог

Мы с вами познакомились с основными видами пляски. И сейчас я приглашаю всех детей  разучить небольшой казачий этюд.

Разучивание казачьего этюда на мелодию казачьей песни «Варенька».

В заключение нашего занятия  мы покажем казачью девичью пляску.

Педагог

Подведем итог нашего занятия.

С какими видами плясок вы познакомились?

(дети называют)

Дети исполняют поклон и под музыку выходят из класса.