Главные вкладки

    Конспект занятия по предмету «Искусство театра»
    план-конспект

    Карамушка Елена Викторовна

    Конспект занятия по предмету «Искусство театра»

                                                                                                             «Лицо – зеркало души.»

                                                                                                           Цицерон

    Тема: «Работа над созданием сценического образа. Мимика. Жесты и пластика»

    Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по предмету «Искусство театра»

                                                                                                             «Лицо – зеркало души.»

                                                                                                           Цицерон

    Тема: «Работа над созданием сценического образа. Мимика. Жесты и пластика»

    Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

    Задачи:

    1.Научиться работать в коллективе.

    2.Знакомство с элементами актерского мастерства.

    3.Развитие индивидуальных способностей.

    План проведения занятия:

    1. Введение в тему.

    2.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

    3. Индивидуальные этюды.

    4. Подведение итогов.

    5. Домашнее задание.

    Ход занятия.

    1.Введение в тему.

    Вопросы воспитанникам:

    1. «Как вы думаете, кто занимается как в профессиональном, так и в самодеятельном театральном коллективе – созданием сценического образа?»
    2. «С помощью, каких выразительных средств можно создать интересную и образную роль?»
    3. «Что вы знаете о системе Станиславского?»

    2.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

    1) Знакомство с определениями.

    МИМИКА -  (греч.подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.

    Типы мимики:

    1) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;

    2) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

    3) мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

    ЖЕСТЫ и  ПЛАСТИКА – это язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:

    a) как мимические жесты

    б) жесты головы, рук и ног

    в) походка

    г) различный поворот корпуса тела.

    2) Практическая работа.

    1 Задание.

    Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).

    Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом             трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.

    Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.

    ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.

    2 Задание.

    Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).

    Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).

    Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).

    ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.

    Примеры толкования некоторых жестов:

    Удивление. Приподнять плечи, руки слегка развести, ладони раскрыть.

    Клич. Ладони приложить «рупором» к приоткрытому рту, корпус направить в сторону посылаемого «звука».

    Благодарность. Сложенные вместе ладони прижать к груди, локти расставить в стороны, голову наклонить вперёд.

    Просьба. Правую или левую руку вытянуть вперёд с повёрнутой вверх ладонью. Тяжесть тела перенести на переднюю часть стоп. Шею и корпус направить вперёд.

    Отказ. Руку вытянуть вперёд с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернуть «от себя», корпус наклонить назад, голову повернуть в сторону.

    Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону.

    Приветствие. Правую руку поднять вверх, производить маховые движения кистью из стороны в сторону.

    3. Индивидуальные этюды.

    Актерский этюд можно назвать упражнением для развития наблюдательности и фантазии. Этюды помогают с легкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. На занятиях детям предлагаются несложные задания.

    1)Вопросы для воспитанников:

    a) «Что такое пластический этюд и чем он отличается от зарисовки?»

     б) «На что должен обратить внимание актер, прежде чем выйдет на сцену?»

    в) «Какие художественные средства можно использовать для создания образа персонажа?»

    2) Индивидуальные работы воспитанников. Показ одиночных пластических этюдов.

    5.Подведение итогов.

    Вопросы воспитанникам:

    a) «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»

    б) «Было ли что- то непонятное в работе над этюдом?»

    в) «Какие этюды вызвали сложность и почему?»

    Дать оценку сегодняшнему занятию:

    •        Удовлетворительно (рука на уровне пояса)

    •        Хорошо (рука на уровне головы)

    •        Отлично (рука выше головы)

    5.Домашнее задание.

    Для развития мимики дома нам понадобится зеркало. Встаньте напротив него, и постарайтесь расслабиться. Начните изображать различные состояния психики при помощи рта. Желательно сразу же на первых порах чередовать позитивные и негативные состояния, например доброта – злость – радость – насмешка – любовь – гнев, и так далее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Весёлые клоуны"

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Весёлые клоуны". рассчитан на возраст обучающихся 7-8 лет....

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Пушистые мохнатики"

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Пушистые мохнатики"...

    Конспект занятия по изобразительному искусству «Как говорит искусство. Цвет, ритм, композиция»

    Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога дополнительного образования ЦДТ «Царицыно»Верстовой Иванны Михайловны...

    Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".

    Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....

    Конспект занятия по изобразительному искусству "Новогодняя гирлянда"

    Конспект занятия по Декоративно-прикладному искусству на тему "Новогодняя гирлянда". Коллективная работа. Способ, показанный на занятии - модульный и очень вариативный. Позволяет сделать декор для офо...

    Конспект занятия "Этот волшебный мир театра"

    Конспект занятия "Этот волшебный мир театра" будет полезен  для педагогов, работающих с детьми  по театральному направлению, а так же  поможет провести мероприятия, посвященное Междунар...

    Конспект урока по предмету Искусство 8 класс (ФГОС). Тема: Художественный образ - стиль - язык

    Разработка урока для 8 класса по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой...