Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся
статья

Алсаева Зинаида Иннокентьевна

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека,  так и для всего общества в целом.  Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда,  а обществу ­– профессионала высокого класса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

Алсаева Зинаида Иннокентьевна,  педагог дополнительного образования МУДО «Иволгинский районный центр дополнительного образования»

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека

«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию
 не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»

(А.Апшерони)

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека,  так и для всего общества в целом.  Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда,  а обществу – профессионала высокого класса.  

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

Еще в конце 1980-х годов, в совершенно иных социально-экономических условиях, ученые говорили о том, что «необходимо как можно раньше начинать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися по формированию у них профессиональных интересов и мотивов выбора. Правильный выбор профессии предполагает сочетание трех факторов: мотивация, способность и необходимость - и может выражаться формулой -

хочу + могу + надо = выбираю.

Профессиональное определение личности обусловливают:

социальная направленность, определяющая отношение человека к действительности: потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, мотивы поведения;

индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, навыков, умений, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека);

особенности психических процессов (ощущение, восприятие, представления, мышление, воображение, воля, эмоции);

физиологические и биологические особенности человека (характеристики нервной системы, физическая сила, выносливость и др.).

Фактически школа, по определению, в значительной степени должна обеспечивать первые два компонента. Направленная на это работа должна проводиться на всех уроках общеобразовательных дисциплин, трудового обучения и во внеучебное время. Вместе с тем необходимо обеспечить учащимся также и возможность объективной оценки их психологических и физиологических особенностей, а затем на этой основе формировать осознанное отношение к своему профессиональному будущему.

Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.

В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся, в старших классах школы. Поэтому крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности.

Я убеждена, что начинать работу по профориентации обучающихся необходимо не в старших классах, а в самом начале школьной деятельности ребенка. Весть зачастую школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве.

В условиях перехода РФ к профильному обучению профориентация учащихся должна составлять суть функционирования и развития учреждения системы дополнительного образования детей. В муниципальной программе развития общего и дополнительного образования предусмотрены мероприятия по расширению системы  предпрофильного и профильного обучения в том числе и за счет учреждений дополнительного образования.

Однако, на данном этапе развития системы дополнительного образования как фактора профориентации обучающихся, наблюдаются некоторые противоречия, такие, как недостаточное количество специально разработанных программ профориентации обучающихся на уровне учреждения, несогласованность действий между школой и учреждениями дополнительного образования в осуществлении профессиональной ориентации школьников, недостаточность работы по этому направлению в младшем звене.

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно.

Правильный выбор профессии важен не только с позиций определения жизненных планов молодого человека,  но и с точки зрения развития общества в целом.  Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни:  человек выбирает профессию,  проходя стадии проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее, порой, меняет саму профессию или специальности внутри нее, в зависимости от изменений в мире профессий, в самом себе, от отношения к труду.

По моему мнению, большую помощь ребенку могло бы оказать создание индивидуального маршрута перспективного профессионального самоопределения, реализация которого может быть возложена на учреждения дополнительного образования детей как личностно-ориентированной гибкой, открытой системы.

Познакомиться с работой теле- и радиоведущих, режиссеров и звукооператоров, работой в кадре, основами записи и монтажа обучающиеся детской студии школьного телевидения. В ноябре прошлого года они принимали участие в совместном проекте телевизионной программы «School Tv"» как авторы новостных роликов, тематических сюжетов.

Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.  

Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами человеческой деятельности в науке, искусстве, спорте и пр.  сферах миропознания.

Участие в разного рода массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор возможной профессии.

Как говорится в пословице: «Труд человека кормит». И я с этим согласна, потому что труд — основа всей жизни человека. А вот какова будет эта основа у маленького человечка, зависит от того, как мы – взрослые – сможем подготовить его к одному из самых главных решений его жизни – выбору профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»...

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности"

Изменение социально-экономического устройства нашего общества, становление рыночных отношений, определили новые подходы к образованию и его субъектам. Сегодня образовательное учреждение рассматриваютс...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

План работы по теме «Дополнительное образование как ресурс профориентации обучающихся»

Данный методический материал можно использовать как план работы в учрежденях дополнительного образования по направлению деятельности: профориентация....