Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»
материал по теме

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»

А.И.Рычихин, педагог дополнительного образования МОУДОД «Дом детского творчества» г.Воркуты

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека,  так и для всего общества в целом.  Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда,  а обществу – профессионала высокого класса.  

В настоящее время значение профориентации неуклонно возрастает. Она должна способствовать не только выбору профессии, но и успешности ее возможной смены, мобильной переквалификации, адаптации и изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Все возрастающую конкуренцию на рынке труда могут выдержать только специалисты высокой квалификации.  Поэтому для каждого человека важна осведомленность о своих психофизиологических возможностях и ограничениях, о соответствии одной или нескольким конкретным профессиям,  о степени соответствия различным сферам деятельности в целом,  позволяющая прогнозировать успешность карьерного роста.

Я убежден, что начинать работу по профориентации обучающихся необходимо не в старших классах, а в самом начале школьной деятельности ребенка. Весть зачастую школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве.

В условиях перехода РФ к профильному обучению профориентация учащихся должна составлять суть функционирования и развития учреждения системы дополнительного образования детей. В муниципальной программе развития общего и дополнительного образования предусмотрены мероприятия по расширению системы  предпрофильного и профильного обучения в том числе и за счет учреждений дополнительного образования.

Однако, на данном этапе развития системы дополнительного образования как фактора профориентации обучающихся, наблюдаются некоторые противоречия, такие, как недостаточное количество специально разработанных программ профориентации обучающихся на уровне учреждения, несогласованность действий между школой и учреждениями дополнительного образования в осуществлении профессиональной ориентации школьников, недостаточность работы по этому направлению в младшем звене.

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Школьное образование все дети получают примерно в одинаковом объеме, определяемом государственным образовательным стандартом. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно.

В объединениях технической направленности имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. Именно в данной направленности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям.

Участие в разного рода массовых мероприятиях позволяет сформировать положительную эмоциональную установку воспитанников на выбор возможной профессии.

Правильный выбор профессии важен не только с позиций определения жизненных планов молодого человека,  но и с точки зрения развития общества в целом.  Профессиональное самоопределение длится в течение всей жизни:  человек выбирает профессию,  проходя стадии проб,  выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее, порой, меняет саму профессию или специальности внутри нее, в зависимости от изменений в мире профессий, в самом себе, от отношения к труду.

По моему мнению, большую помощь ребенку могло бы оказать создание индивидуального маршрута перспективного профессионального самоопределения, реализация которого может быть возложена на учреждения дополнительного образования детей как личностно-ориентированной гибкой, открытой системы.

Как говорится в пословице: «Труд человека кормит». И я с этим согласен, потому что труд — основа всей жизни человека. А вот какова будет эта основа у маленького человечка, зависит от того, как мы – взрослые – сможем подготовить его к одному из самых главных решений его жизни – выбору профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"

В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности"

Изменение социально-экономического устройства нашего общества, становление рыночных отношений, определили новые подходы к образованию и его субъектам. Сегодня образовательное учреждение рассматриваютс...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся

Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека,  так и для всего общества в целом.  Только работа в соответствии со своими способностя...

План работы по теме «Дополнительное образование как ресурс профориентации обучающихся»

Данный методический материал можно использовать как план работы в учрежденях дополнительного образования по направлению деятельности: профориентация....