Формирование художественного мышления детей в хореографическом классе
методическая разработка

Кашпык-оол Оксана Санчановна

Методический доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_esteticheski.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств имени Дамба Хуреш-оола

ДОКЛАД

«Воспитание художественного мышления детей в хореографическом классе»

                                                                                   

               

Преподаватель хореографии:    

        Кашпык-оол О.С.

Тээли 2019

План доклада:

  1. Значение хореографии в воспитании детей.
  2. Формирование художественного мышления детей.
  3. Раскрытия характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность.

         

         Хореографическое искусство  является одним из самых важных факторов формирования духовно богатой, гармонически развитой личности и с каждым годом приобретает все большую популярность. Благодаря регулярной системе занятий хореографическому искусству, воспитанию и образованию, учащиеся приобретают общую эстетически-художественную и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей позволяет более тонко осознать и понять профессиональное хореографическое искусство. У детей на занятиях в хореографическом коллективе развивается музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетически-художественного мышления будущих танцоров. Как нам всем известно, музыка и танец тесно связаны друг с другом.

 Цель хореографических занятий - научить детей  красиво и правильно двигаться в танцевальном номере. Необходимо расширять горизонты танцевально-музыкального развития исполнителей, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танцевальный номер должен явиться средством, способствующим закреплению танцевально-музыкальных впечатлений. Музыку слышат дети на уроке и в постановочной практике, которая должна быть доступной и эстетически-художественной, будь то народные музыки или произведения композиторов-классиков и современных авторов. Учащиеся во время занятий должны получить представления и впечатления о том, как танцевально-музыкальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила и грация. Только при таком глубоком восприятии хореографического искусства, раскрывается эстетически-художественное мышление у танцоров. Хореографическое искусство сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности.

     Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетически-художественного мышления у детей. Доступная и простая музыка будить фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясность, четкий ритмический рисунок - вот необходимые качества музыки для учащихся детского коллектива. Эстетически-художественное мышление как средство формирования личности - это способность эмоционально отзываться на «прекрасное», любить и ценить его. Все это «изящество» делает жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Такое мышление оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил великий русский педагог А.С. Макаренко, - и другое дело - привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью». Таким образом, целью эстетически-художественного мышления является формирование у подрастающих поколений идеала, который обобщает наиболее важные и существенные взгляды и представления детей хореографического коллектива об эстетике. А основной задачей такого мышления является формирование взглядов, суждений и вкусов, а также развитие творческих интересов и способностей у танцоров. Формирование эстетических суждений, взглядов и вкусов тесно связано с воспитанием «прекрасного» у детей в танцевальном коллективе. «Человек по своей натуре художник, - говорил А.М. Горький.- Он, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Танцоры должны стремиться быть не только созерцателем «возвышенного», но и уметь понимать и ценить его, а также активно вносить это «великолепие» в повседневную жизнь, делать ее эстетически выразительной и содержательной. Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования. Так как формирование эстетически-художественного мышления у детей в танцевальном коллективе происходит в процессе всей учебно-хореографической работы. Как нам показывает история хореографического искусства: путь к танцевальному творчеству идет через психологию и художественное раскрытие характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность танцоров. Музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ у танцоров - это яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Чтобы их развить - для начала необходимо обратить внимание на сам процесс музыкальности у учащихся не только как способность понять, но и глубоко пережить, почувствовать мелодию. Только тогда она надолго останется в эмоциональной памяти у детей и будет сказываться на их мироощущении и поведении. Сама музыка является душой танца. Она создает творческое настроение и эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность. Весь постановочный процесс хореографической работы способствует физическому развитию исполнителей, развитию их танцевальных способностей и эстетически-художественных мышлений. Задача танцевально-музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к танцу и потребность в нем, готовить учащихся становиться быть более чуткими слушателями и любителями танцевально-музыкального искусства, черпающих в этом искусстве вдохновение, радость, поддержку, а также пробуждать в детях «художников» и «творцов»]. Музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ у танцоров проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда они исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки. (Примеры из ритмики). В постановочном процессе этой работы учащихся надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы от: веселых, беззаботных, лиричных, нежных, до: энергичных, волевых. Сопоставление конкретного музыкально-танцевального характера помогает исполнителям сильнее и глубже переживать и четче выражать его, обогащает и организует яркий и эмоциональный мир. Одной из самых важных задач хореографа в постановочном процессе является создание образа посредствам музыки и движения. Успех работы заключается не в количестве пройденных упражнений, занятий, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Танцевально-музыкальные движения помогают воспитывать эстетически-художественное мышление в коллективе, совершенствовать и развивать способность творчески воплощать музыкально-танцевальный образ. Кроме того, каждое движение имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного технически-двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности сценического образа). Основой музыкально-танцевального образа является «мелодия». Дети на занятиях учатся вслушиваться, запоминать, двигаться, а также напевать ее про себя. В постановочных танцевальных номерах движения помогают обучающимся следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Для того чтобы учащиеся могли легко и непринужденно реагировать на музыку, надо воспитывать у них необходимые качества самого танцевального движения, дать им ряд технических навыков. Постановочный танец имеет большое эстетически-художественное и воспитательное значение, а также оказывает положительное влияние на развитие детей, на рост их общей культуры. Ведь в танцевальном номере проявляется характер и духовные качества. Красота и пластичность поз танцоров в постановке можно сравнить с живописью и скульптурой. Все это позволяет использовать хореографию композиции как средство эстетически-художественного мышления у исполнителей. Музыка и танец развивают яркую и эмоциональную сферу у детей хореографических коллективов. Если научные предметы сообщают им знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танцевальном номере явлениями окружающего мира. Например, танцевально-музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, яркостью неба и солнца. Такие эмоции могут быть вызваны музыкой, такой как «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние воды» С.В. Рахманинова и другие. Танец, поставленный на такую мелодию, вносит новые ассоциации - трепетности, нежности, хрупкости первых ростков, тянущихся к солнцу. А яркая и эмоциональная сфера танцоров наполняется чувством восторга, нежности, бережности и доброты, пережитая в танцевально-музыкальной практике детей, и оставляя след в их душах. Хореографическое искусство, близкое к «растительным» и «животным» формам танцевально-музыкальных движений природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Например: «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, где рассматривается драматургия конфликта человека и природы может стать воспитывающей основой для детей. Осмеяние и порицание может служить содержанием танцевально-музыкального образа, чтобы по признаку от «противного», позитивные чувства пробудить эстетически-художественную и нравственную реакцию на то или иное произведение или явление жизни. Танцоры всегда находятся в движении, изменении и развитии в физическом, нравственном отношениях и эстетически-художественном мышлении. И от того, какова атмосфера в танцевальном классе, будет зависеть развитие учащихся как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является педагог хореографического коллектива. Насколько ясно и эмоционально он воспринимает цели воспитания, задачи и развития детей сегодняшнего дня. Насколько его интересы, желания, помыслы становятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение учащихся. И насколько его педагогическая культура отвечает требованиям времени. Только богатство внутренней жизни педагога хореографического класса, его наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танцевальный номер, делает самые простые движения содержательными. Как часто богатство костюмов, программы выступлений заслоняют подлинную работу по обучению, развитию и воспитанию детей. Часто об успешной работе педагога судят по чисто внешним признакам его творческой деятельности, не учитывая и не замечая порой тех эстетически-художественных и нравственных издержек и цену успеха. Этот успех достигается подчас перегрузкой танцоров, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием коллектива не всегда оправданными средствами. Таким образом, формирование эстетически-художественного мышления учащихся является развитие творческих интересов и способностей в хореографическом искусстве.            

   Таким образом делаем вывод, что танцевально-музыкальные движения помогают воспитывать эстетически-художественное мышление у детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-танцевальный образ. А также, воспитание у танцоров способности к более глубокому восприятию танцевально-музыкальному искусству, развитие танцевально-музыкальных способностей, формирование эстетически-художественного мышления, вкуса и интересов.

                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтетические методы формирования художественного вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития начинающего исполнителя-музыканта

Педагог, задающий интеллектуальный тон своим воспитанникам, должен не назидая и не навязывая, а, рассуждая и рассказывая, расставить акценты в их еще не состоявшихся симпатиях...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...

процесс формирования пространственного мышления в 5 – 6 классах школы.

формирование пространственного мышления учащихся 5 – 6 классов посредством системы упражнений....

Статья. Формирование музыкально-художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения.

 Начало систематического обучения музыке в ДШИ является переломным моментом в музыкальном развитии ребенка. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание художествен...

Герменевтический подход на уроках музыки как средство формирования художественного мышления учащихся

Ключевым для герменевтики является понятие интерпретация. Это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого. Явление целостности в понимании приобретает особую актуальнос...