КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " СЛОВО О КУЛИКОВОМ ПОЛЕ!"
план-конспект

Антонова Юлия Алексеевна

ТИП ЗАНЯТИЯ-КОМБИНИРОВАННЫЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КИРЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

   МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

                         

                                             

Конспект занятия по теме:

«Слово о Куликовом поле»

Педагог дополнительного образования

Антонова Ю.А.

Объединение «Краеведение»

 программа «Краеведение»

2018 год


Тема занятия: «Слово о Куликовом поле»

Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к изучению родного края, к краеведению.

Цель: Изучение Дня Воинской славы России – битвы на Куликовом поле 1380 г. раскрыть величие подъема русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать более глубокое представление о событиях 1380 г., их предпосылках, этапах, значении.
  • Способствовать расширению кругозора детей через изучение истории родного края.

Развивающие:

  • Развивать интерес детей к истории родного края, героическому прошлому родного края.
  • Формировать умения учащихся самостоятельно  определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установлении причин победы русского народа в куликовской битве.
  • Зажечь «доблесть в молодых сердцах стихом праведным».

Воспитательные:

  • Продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
  • Создание благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка.

Место проведения: МКУДО «Киреевский детский (подростковый) центр»

Ожидаемые результаты: учащиеся должны иметь глубокое представление о событиях 1380 года, знать причины победы русского народа в Куликовской битве.

Оборудование и материалы: мультимедийные проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, песня «Куликово поле» автора М. Калинкина, песня «Князь», презентация «Слово о Куликовом поле», презентация-кроссворд «Куликовская битва», выставка книг и детских рисунков, альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Методы обучения:

Наглядные: демонстрация вооружений русского воина, подготовки и хода Куликовской битвы 1380 года через компьютерную презентацию.

Словесные: беседа, рассказ, чтение документов.

Практические: закрепление теоретических знаний о Куликовской битве через работу по составлению карты-схемы «Куликовская битва 1380г.».

Подготовительная работа

Подготовка костюма русского воина 14 века, изучение учащимися роли Д. Донского.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. Вступительное слово педагога.
  2. Повторение раннее изученного материала.
  3. Изучение нового материала.
  1. Куликово поле сегодня (презентация «Слово о Куликовом поле»).
  1. Практическая работа. Составление карты-схемы «Куликовская битва 1380г.».
  2. Подведение итогов занятия (рефлекторная беседа, презентация-кроссворд «Куликовская битва»).
  3. Домашнее задание.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог: Добрый день! Тема занятия сегодня «Слово о Куликовом поле ». Куликовская битва (8 сентября 1380 года) на территории Тульского края определена российским государством сегодня как День Воинской славы России. вы знаете, что Куликовская битва – это героическое сражение русских войск с монголо-татарами. Мы с вами продолжаем изучать тему «Путешествие в прошлое Тульского края». Летопись 1552 года».

  1. Повторение раннее изученного материала

Педагог: Далее мы с вами ответим на следующие вопросы темы:

  1. Назовите дальнейшее племя, которое жило на территории Тульского края. (вятичи)
  2. Назовите занятия вятичей. (ответы)
  3. Назовите святилище вятичей. (Дедославль)
  4. В какой летописи упоминается город Дедославль? («Повесть временных лет», летописец Нестор)
  5. В каком году образовался город Дедославль? (1146)
  6. Какова важнейшая задача Дедославля? (охрана южных подступов к Москве)

Дедославль три раза был сожжён монголо-татарами. Последняя битва состоялась в 1552 году на реке Шиворонь. Но сначало было Куликовское сражение.

  1. Изучение нового материала
  1. Куликово поле сегодня

Использование презентации «Слово о Куликовом поле» (слайд 1)

Звучит первый куплет песни «Куликово поле»

Педагог: Эпиграфом нашего занятия служат слова «И вечный бой! Покой нам только снится…». С момента Куликовской битвы прошло более шести столетий. Но память о ней не остывает. Одно из ключевых событий отечественной истории по-прежнему волнует умы и сердца тех, кому небезразличны судьбы России. Давайте поговорим о том, что же такое Родина?


(слайд 2) Почему наши сердца до сих пор бьются в унисон с Куликовым полем? Почему даже теперь, когда 634 года отделяет нас от события, которое стало отправной точкой в истории создания нашего государства,  за два дня сентября на Куликовом поле побывало около 40 тысяч человек из 40 регионов России?

(слайд 3) Что заставляет всех нас ежегодно приезжать сюда на военно-спортивные игры, фестивали, отмечать на Куликовом поле День России и торжественно провожать призывников в ряды Российской Армии? Есть в России места, при посещении которых русский человек не может остаться равнодушным. Одно из них — Куликово поле. Уже седьмой век живет у народа память о Куликовом поле. А хранили её летописцы, переписчики и иконописцы. И сегодня Куликово поле предоставляет нам уникальную возможность прикоснуться к истокам отечественной истории.

 (слайд 4)  Победа на Куликовом поле неразрывно связана с именем великого князя Дмитрия Ивановича, прозванного в народе Донским. И обратился Дмитрий Иванович к своему народу…

Обращение Д. Донского

В роли Д. Донского выступает учащийся: «Радостно ли нам, братья сложить головы свои за православную веру христианскую, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божие церкви, да не будут жены наши и дети уведены в плен, да не будем мы вечно страдать от поганых»

(слайд 5) Первым шагом Дмитрия, который впоследствии привел его на Куликово поле, стало строительство в 1367-68 годах в Москве белокаменной крепости. Ни один из городов северо-восточной Руси в то время каменных крепостей не имел, и ордынцы восприняли возведение каменных московских стен как открытый вызов.

 (слайд 6)  Большие изменения в этот период происходят и в Орде, где за 25 лет сменилось более двадцати ханов. В результате междинастических смут реальная власть оказалась у темника Мамая, который стал фактическим правителем Золотой Орды и даже сумел частично восстановить ее военное могущество. Противостояние Орды и Руси нарастало.


(
слайд 7) В августе 1378 года в набег на Русь пошел воевода Мамая Бегич. На встречу ему вышел с полками князь Дмитрий. В рязанской земле на берегу речки Вожа рати встретились. Бой был коротким и яростным. Впервые за полтора века ордынцы потерпели крупное поражение и почувствовали возросшую мощь Руси.

Узнав о поражении Бегича на реке Воже, Мамай начал сбор всех сил, которые находились в тот момент в его распоряжении. Как только Дмитрий узнал о готовившемся нашествии Мамая, он разослал гонцов во все стороны собирать войско. Повеление его было исполнено с редким усердием: целые города вооружились в несколько дней; ратники тысячами стремились отовсюду к столице.

Стук оружия не умолкал в городе, и народ с умилением смотрел на бодрых воинов, готовых умереть за отечество и Веру. Казалось, что Россияне пробудились от глубокого сна: долговременный ужас имени Татарского, исчез в их сердце. Летописцы говорят, что Димитрию было предсказано кровопролитие ужасное, но победа.

(слайд 8) Единственной силой, которая могла всколыхнуть всю Русь и поднять ее на борьбу с ордынцами, была православная церковь. Во многом благодаря помощи церкви удалось собрать практически из всех русских княжеств громадное войско, подобного которому Русь до того не знала.

(
слайд 9) Более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды войска Дмитрия. 

(
слайд 10) Поединок икона Пересвета и богатыря Челубея. Оба воина начали битву, поразили друг друга копьями. Погибли и дали начало битве.

Рассказ педагога о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия.

(слайд 11) Князь Дмитрий расположил русские войска таким образом, что их флаги прикрывались естественными рубежами реки Смолка и оврага Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный ими удар во фланг и в тыл врага. В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк. Только что взошло солнце, рассеялся осенний туман, и русские увидели врага. Все войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал в руках крепкую палицу. Опираясь на копье, зорко вглядываясь вдаль старый дружинник. Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа.

(слайд 12 – звучит песня «Князь») В Куликовской битве погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина или около 60% командного состава, около 100 тыс. русских воинов, т.е. 2/3 сражавшихся,  и 150 тыс. татар.


(
слайд 13)  Куликовская битва имела огромное историческое значение в борьбе русского народа за освобождение от монголо-татарского ига. Она показала возросшее стремление русских земель к независимости и подняла роль Москвы как центра их объединения. Хотя победа в Куликовской битве еще не привела к ликвидации монголо-татарского ига, однако на Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сокрушительный удар, который ускорил ее последующий распад.  

В 1848-1850 годах на Куликовом поле установлен памятник. Эпоха Куликовской битвы — не только точка отсчета рождающейся политической самостоятельности России, но тот водораздел, после которого в душах наших предков идея объединения возобладала над эгоистическим стремлением к самоизоляции и желанием торжества собственных интересов.

(
слайд 14) Армия Дмитрия Донского, как и армия Мамая, была многонациональной. Сражение на Куликовом поле не было, естественно, столкновением двух народов. Его значение не в победе одной национальной армии над другой, а в торжестве созидательной силы Руси, исповедующей нравственные начала Православия над разбойничьей силой Орды, основанной на насилии и философии хищного зверя. Более того, на Куликовом поле закладывалась та традиция национальной терпимости, которая помогла впоследствии московским царям образовать величайшее государство.


(
слайд 15) Историческое значение битвы велико.

  1. Практическая работа

Составление учащимися карты-схемы «Куликовская битва 1380г.» с использованием альбомов, карандашей, фломастеров.

  1. Подведение итогов занятия

Учащиеся отвечают на вопросы (слайд 16)

Рефлекторная беседа:

  1. Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом монголо-татарской орды. Давайте выделим основные причины победы русских войск в 1380 году. (ответы)
  2. Что вам понравилось в действиях русских князей и войска? (ответы)

Использование презентации-кроссворда «Куликовская битва».

 

Педагог: Русь не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало много испытаний. Но наш народ находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранил веру и надежду на лучшее будущее.

Обращается внимание на выставку книг и рисунков учащихся.

  1. Домашнее задание

Подготовиться к автобусной экскурсии на Куликово поле. Дорисовать карту-схему «Куликовская битва 1380г.».

Используемая литература:

Гейсман П.А. История военного времени искусства в средние и новые века (VI-XVIII столетия). – изд. 2-е. СПб., 1907. С. 88-102

Летописная повесть о Куликовской битве // Библиотека литературы Древней Руси. – том 6, издательство: Наука, 2004г.

Ашурков, В.Н. На поле Куликовом / В.Н. Ашурков. – Тула: Известия, 1968. – С.82.

Ветер времени над полем Куликовым: сборник произведений Тульских поэтов и прозаиков. – Тула: Гриф и К, 2005.

Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины / под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: изд-во МГУ, 1983.

Куликово поле: возрождение памяти / под ред. А.Н. Наумова. – Тула: Гриф и К, 2000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворд «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА» педагог доп. образования Антонова Ю.А.

Слайд 2

Н Е П Р Я Д В А О Л Е Г Река – граница Куликова поля К У Л И К О В О А Р А Б С Е Р Г И Й Д М И Т Р И Й Ч Рязанский князь Поле, где в 1380 г. произошло сражение Монгольский богатырь Основатель Троице-Сергеева монастыря, благословил Дмитрия на сражение Русский князь, получивший прозвище Донской О нем говорили, что он свиреп очень и ратник велик

Слайд 3

МОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Слова-предметы"

Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы)....

проектно-исследовательская работа "Куликово поле - поле ратной славы"

Проект   посвящен  теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагических дней, когда на долю советских воинов выпало нелегкое ис...

проектно-исследовательская работа "Куликово поле - поле ратной славы"

Проект  я решила посвятить очень серьезной теме, можно сказать даже памятной теме, теме двух войн которые стали суровым испытанием для русского народа. Более 70 лет отделяет нас от трагических дн...

презентация "Слово о Куликовом поле"

Презентация содержит материалы о героических событиях Куликовской битвы 1380 г....

Конспект урока по истории Отечества "Битва на Куликовом поле" 7 кл.

Конспект урока по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....

Конспект занятия "Слова действия"

Закрепления знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи....