Интеллектуальная игра "Знатоки кулинарии"
методическая разработка (5 класс)

Белова Лариса Владимировна

Игра «Знатоки кулинарии» разработана для учащихся 5-6 классов и способствует формированию знакний и культуры питания подростков. Игра может быть использовани в образовательном процессе или в ходе воспитательных мероприятий в образовательных организациях различных типов и видов.

Активное участие в разработке игры приняли учащиеся объединения «Нескучный разговор о здоровье».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_kulinarii.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Белова Лариса Владимировна,

педагог дополнительного образования, педагог - организатор

МБУ ДО «Эколого-биологический центр»,

г. Дзержинск Нижегородской области

Знатоки кулинарии

интеллектуальная  игра для учащихся 5-6 классов

Участники: учащиеся 5-6 классов, педагоги и родители.

Игровой замысел: в ситуации соревнования команд и личного участия каждого игрока активизировать мышление детей и показать применение знаний на практике.

Цель игры: формирование у подростков культуры питания и навыков здорового образа жизни.

Задачи игры:

  • способствовать формированию у подростков интереса и готовности к соблюдению правил здорового питания;
  • обобщить и закрепить знания подростков о здоровом питании;
  • развивать творческие способности подростков, их интерес к познавательной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки у подростков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками, педагогическими работниками и родителями.

Ожидаемые результаты: умение учащихся применять знания на практике, обогащение новыми знаниями, развитие творческих способностей подростков, приобретение опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми .

Комплектность игры: игровое поле, 11 конвертов с вопросами, карточки со словами, частушки, фишки с баллами, фишки 60 штук, бэйджи: «ВЕДУЩИЙ», «ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ».

Подготовительный этап:

в начале игры с помощью жеребьёвки, счёта или по согласию игроков выбираются «ВЕДУЩИЙ», который зачитывает вопросы, даёт задания и выдаёт фишки с баллами; «ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ», который отслеживает время и ведёт подсчёт баллов у игроков и игроки.

   

  В эту игру можно играть как индивидуально, так и командами, где число участников 4-5 человек.

Ход игры

    Игровое поле разделено по цвету на две части. На синем поле сгруппированы вопросы с 1 по 6 темы Программы, на красном поле – вопросы с 7 по 11 темы  (Приложение 1). В каждой теме по 4 вопроса, которые оцениваются в 5, 10, 15, 20 баллов. В одном из четырёх вопросов спрятан «Кот  в мешке». Это значит, что там могут быть не только вопросы по теме, но и задания: показать пантомиму, разгадать загадки, ребусы, спеть песню и т.д.

    Начало игры определяется игроками по взаимному согласию или жеребьёвке. Игрок выбирает тему и баллы из Приложения 1, например: «Режим питания – 15 баллов». Ведущий зачитывает вопрос, соответствующей выбранной теме и баллам из Приложения 2. Если игрок ответил правильно, ведущий выдаёт фишку с соответствующим баллом. Игрок продолжает игру дальше.

Правила игры

  • Баллы начисляются за правильные ответы и быстроту, отвечать на вопрос нужно в течение 10 секунд.
  • При неправильном ответе право на ответ переходит к другому игроку, поднявшему руку первым.
  • Если все игроки не ответили на вопрос, тогда ведущий зачитывает правильный ответ.
  • Игрок, выбравший задание «Кот в мешке», отдаёт его любому из соперников.
  • Отсутствие ответа на задание «Кот в мешке» или невыполнение задания, приравнивается к неправильному ответу.
  • Во время игры соблюдается уважительное отношение к участникам игры.
  • Стоимость финального раунда определяет для себя каждый игрок, исходя из набранной в предыдущих раундах суммы баллов.
  • На протяжении всей игры «ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ» отслеживает время и ведёт подсчёт баллов у игроков.
  • Победителем игры становится игрок (команда), набравший наибольшую сумму баллов.

Варианты игры

  1. Большая игра – состоит из 3-х раундов. В первом раунде задаются вопросы из синего игрового поля (с 1 по 6 темы). Продолжительность первого раунда – 20 минут. Во втором раунде задаются вопросы из красного поля (с 7 по 11 темы). Второй раунд длится 15 минут. В финальном раунде методом поочерёдного исключения игроками из предложенных ведущим тем, выбирается одна тема, из которой ведущий задаёт последний (финальный) вопрос.
  2. Малая игра – вопросы задаются выборочно из синего или красного игрового поля. Продолжительность игры устанавливается  по  согласию игроков.
  3. Педагогические работники могут использовать данную игру для проверки полученных знаний  после изучения очередной темы или по итогам освоения всей Программы.

Литература

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов – Кострома, РЦ НИТ «Эврика - М», 1999 г.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания: Блокнот/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
  4. Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. – М.: Олма – Пресс, 2007.
  5. Панфилова Л.А. Анатомия и физиология: Учебное пособие. – М.: ТЕРРА, 2000.

  1. Уроки здоровья и ОБЖ: Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу: шестой год обучения/ Министерство образования Нижегородской области, НИРО; (авторы разработчики Гладышева О.С., Алексеева Е.В., Абросимова И.Ю.) – Н.Новгород: НИРО, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

ЗНАТОКИ КУЛИНАРИИ

Тема

Баллы

1. Здоровье – это здорово

5

15

10

20

2. Продукты разные нужны, блюда разные важны

10

5

20

15

3. Режим питания

15

20

5

10

4. Энергия пищи

20

15

10

5

5. Где и как мы едим

10

20

5

15

6. Ты покупатель

15

5

20

10

7. Ты готовишь себе и друзьям

5

10

15

20

8. Кухни разных народов

10

5

20

15

9. Кулинарная история

15

20

5

10

10. Как питались на Руси и в России

20

15

10

5

11. Необычное «кулинарное путешествие»

10

20

5

15

приложение 2.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «ЗНАТОКИ КУЛИНАРИИ»  

Тема

Балл

Вопрос

Ответ

1.Здоровье – это              здорово

5

От каких факторов зависит наше здоровье?

 Наследственность - 25%,  Условия жизни (экология и медицина) - 25%,  Образ жизни – 50%

10

«Кот в мешке» - закончите фразу древнегреческого философа:

«Мы живём не для того, чтобы есть…»

«…а едим для того, чтобы жить».

                                          Сократ

15

Какие три ценности наиболее важные помогут человеку стать счастливым: богатство, ум, смелость, здоровье, радость, везение, честность, доброта?

                   

Здоровье, богатство, ум.

(здоровье должно быть в числе трёх ценностей)

20

Какие привычки человека мешают здоровью?

Несобранность, привычка поздно ложиться спать, привычка проводить много времени за компьютером.

2.Продукты разные нужны, блюда разные важны

5

Кому больше нужно употреблять белков с пищей, взрослому или подростку

 (из расчёта на 1кг. веса)?

Так как подросток растёт, белков ему нужно больше, потому что белок является строительным материалом для организма.

10

Почему жители Севера питаются в основном мясной пищей (особенно жирной), а южане больше употребляют растительную пищу?

Жители Севера теряют много тепла, т.к. окружающий воздух холодный. Для возмещения затраченной энергии они употребляют в пищу мясо и жиры, которые обладают наибольшей калорийностью.

15

«Кот в мешке» - задорно пропеть частушки.

Частушки прилагаются (Приложение 3). Можно придумать самим.

20

Почему гонщикам на велосипедах и бегунам  дают во время прохождения  дальних дистанций очень сладкий чай или кофе?

     Сахар очень быстро усваивается организмом,

  в короткое время выделяется большое количество энергии; кроме того, чай и кофе оказывают стимулирующее действие.

 

3.Режим питания

3.Режим питания

5

Сколько раз в день нужно употреблять пищу?

 Рекомендуется 3 - 4 кратный приём пищи, т.к. пища покидает желудок в среднем через 4 часа.

15

«Кот в мешке» - составьте из слов на карточках за 1 мин  высказывание древнегреческого философа.

«Не ешь много, не ешь мало. Ешь умеренно»

                                                       Аристотель

Карточки прилагаются (Приложение 3).

20

Почему есть нужно в определённое время?

Еда в одно и тоже  время вызывает образование условного рефлекса к приёму пищи: ко времени обеда или завтрака происходит усиленное выделение пищевых соков, что ведёт к лучшему усвоению пищи.

20

Почему полезно выпивать стакан воды перед едой?

Потому что вода даёт толчок к работе желудка. Она раздражает желудочные железы и повышает аппетит.

4.Энергия пищи

5

Чем является пища для человека?

Не только строительным материалом, но и энергией.

15

«Холод не терпит голод». Почему?

Затраты энергии на согревание организма больше, поэтому хочется есть.

10

«Кот в мешке» - покажите в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы  или «муки творчества»:

- шеф - повара;                          - художника;

- композитора;                          - скульптора.

 

20

От чего зависит потребность энергии?    

                   

             От вида деятельности человека.

5.Где и как мы едим

10

Какие продукты возьмёте в поход?

Соберите рюкзак с помощью карточек с названиями продуктов.

     Следует учитывать следующее: калорийность, быстрота и несложность приготовления продуктов, сохранность продуктов в течение всего  похода, удобная упаковка. Карточки прилагаются (Приложение 3).

5

 Рассмотрите рисунок (стр. 39 Программы), найдите 4 ошибки, которые допустили ребята в походе.

  1. Ягоды и грибы находятся в одной корзине
  2. Мальчик кушает ягоды прямо из корзины
  3. Рыба лежит на песке
  4. Костёр горит  очень сильно и не обложен камнями, необходимо развести его на песке.  

15

Какие из перечисленных признаков могут свидетельствовать о том, что продукты не стоит использовать в пищу?

1.Изменились вид и запах знакомого продукта.

2.Консервная банка, в которой находятся       продукты, помялась.

3.На овощах появились пятна.

4.Надорвался пакет с крупой.

5.Срок годности просрочен.

6.На продуктах появилась плесень.

Все признаки свидетельствуют о том, что продукты не стоит использовать в пищу.

20

«Кот в мешке».  Как человек обедает, зависит от воспитания и от обстановки, в которой проходит обед. Покажите, как обедают:

- моряки на корабле, попавшие в бурю;

- королевская семья во дворце;

- космонавты на орбитальной станции.

Показывать можно как индивидуально, так и в группе.

6. Ты покупатель

5

Какие сооружения в 18 веке назывались торжищами?

 Торговые лавки, представляющие собой помосты на сваях, которые располагались в специальных местах в городе, где шла торговля.

10

Согласны ли вы с этими правилами вежливого покупателя?

1. Покупатель подходит к прилавку, за которым в этот момент не оказалось продавца и громко кричит: «Эй, есть здесь кто-нибудь?»

2. Покупатель стоит в кассе, чтобы оплатить свой товар и вдруг вспомнил, что забыл купить пакет молока. Он предупреждает соседей по очереди о том, что отойдёт, чтобы взять молоко.

3. Покупатель опаздывает на тренировку, а в магазине большая очередь. Он проходит вперёд и просит позволения у покупателей и продавца купить товар вне очереди, объясняя причину.            

Согласны с правилами пункты 2 и 3.

В первом пункте следует подойти к соседнему прилавку и вежливо поинтересоваться, скоро ли подойдёт продавец.

15

«Кот в мешке» - произнести скороговорку:

 Вы слыхали про покупку?

 Про какую,  про покупку?

 Про покупку, про покупку,

 про покупочку мою!

20

Расшифруйте комбинацию цифр  штрих – кода на товарах?

1.Код страны происхождения товара.

2.Код предприятия-изготовителя.

3.Блок идентификации товара.

4.Контрольная цифра.

7.Ты готовишь себе и друзьям

10

«Кухня-сердце дома». Кулинария – отрасль человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи.

 Как звали богиню в Древней Греции, покровительствующую поварскому искусству?

                                Кулина

5

Рассмотри внимательно рисунок

 (стр. 50 Программы).

Какие правила безопасности нарушаются?

1. Слишком сильное пламя – убегающее из ковша молоко может залить пламя горелки.

2. Полотенце находится рядом с горящей горелкой.

3. Ножи и вилки стоят остриём вверх.

4. Кастрюля стоит на краю шкафа и может упасть.

5. В шкафу рядом с приправами находится средство бытовой химии.

20

Искусство повара - сродни лекарю и художнику. Как ты это понимаешь?

Лекарь, потому что правильно приготовленная пища оздоравливает  организм.

 Художник, потому что красиво оформленная еда повышает аппетит и улучшает настроение.

15

«Кот в мешке» - собрать загадку и найти отгадку.

Маленький, горький, луку брат (чеснок)

Что красно снаружи, бело внутри, с зелёным хохолком на голове? (редис)

Карточки прилагаются (Приложение 3).

8.Кухни разных народов

20

Для каждого человека самыми предпочтительными считаются блюда его традиционной культуры:

  • Кисломолочные продукты, мясо (сушёное, вяленое).
  • Морепродукты, сырая рыба.
  • Овощи, мясо, зелень.
  • Рыба, мясо (баранина), горячая похлёбка.
  • Щи, мясо, рыба, квас.

К каким странам соотносятся эти блюда (Россия, Казахстан, Япония, Исландия, Болгария)?

  • Кисломолочные продукты, мясо (сушёное, вяленое) – Казахстан.
  • Морепродукты, сырая рыба – Япония.
  • Овощи, мясо, зелень – Болгария.
  • Рыба, мясо (баранина), горячая похлёбка – Исландия.
  • Щи, мясо, рыба, квас – Россия.

5

«Кот в мешке» - национальное блюдо. Выбрать один правильный ответ из трёх вариантов. Что такое ботвинья?

- холодный зелёный суп с квасом;

- тушёная в сливочном масле ботва свёклы;

- яблочный пирог.

           Холодный зелёный суп с квасом.

10

  Традиционно в меню жителей Севера почти нет растительных продуктов (овощи, фрукты), зато много блюд из сырого мяса и рыбы. Откуда берут они витамины?

   Сырое мясо и рыба содержат витамины, а также ягоды и различные растения.

15

   Какой кулинарный праздник проводится зимой во Франции?

    В феврале во Франции проходит праздник лимонов. По улицам в эти дни проходят повозки, украшенные лимонами и апельсинами.

9.Кулинарная история

15

   В перечне продуктов и блюд найдите те, которые не могли быть на «столе» у первобытного человека: грибы, ягоды, ячменные лепёшки, клубни, водоросли, мясо, яйца птиц, варёные бобы, маллюски, орехи, рыба.

                 Ячменные лепёшки, варёные бобы.

10

Что является лучшей приправой к пище со времён древнегреческого философа Сократа?

                                      Голод

5

«Кот в мешке» - дать точный ответ строчками песни: - С чего начинается дружба?

            - Если долго топать, ехать и бежать

              по дорожке, то куда можно прийти?

- … ну а дружба начинается с улыбки.

 - …можно в Африку прийти.

20

    У каких народов могли оказаться на столе эти деликатесы: блюдо из соловьиных язычков; бык, внутри которого находилась овца, а в ней козлёнок, а в козлёнке – голубь; телёнка, из которого вылетали живые голуби.

В домах богатых жителей Афин,

 в Древней Греции.

10.Как питались на Руси и в России

20

   В приведённом перечне блюд найдите полезные и вкусные традиционные блюда русской кухни: омлет с ветчиной, плов, каша, вяленая рыба, голубцы, щи, фаршированная индейка, суп, кефир, кисель, вареники, морс.

                    Каша, щи, суп, морс

15

   «Каша – матушка, а хлеб – батюшка». Так говорили на Руси. Каша – одно из самых древних блюд русской кухни. А что означает слово «каша» в старорусском языке?

                    То же, что и «пир».

10

     Символом русского стола в 18 веке стал самовар. А каким символом была «братина» - один из самых древних видов посуды для питья?

    Символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников «братчинного» пира.

5

«Кот в мешке» - расшифруйте пословицу.

Для этого надо по порядку «собрать» буквы: от самой большой, до самой маленькой.

                 Щи да каша, пища наша.

                 См. Приложение 3.

11.Необычное кулинарное путешествие»

10

В Финляндии есть музей молока, в Голландии – сыра, в Германии – колбасы и огурцов. А какой музей представил бы кулинарию России?

                Музей каши, щей, киселей.

5

Приведите примеры картин, выполненных в жанре бытовой живописи и связанных с приготовлением или приёмом пищи.

Ян Вермеер «Девушка с молочником»,

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»

15

Какой композитор посвятил целое произведение напитку?

             И.С.Бах  «Кофейная кантата»

20

«Кот в мешке» -

            спеть песню о блюде или продукте

«Каравай», «Антошка», «Калинка - малинка».

Приложение 3

КОТ В МЕШКЕ

1. Расшифруй пословицу:     щанищадакаишашпа 

                                                                            (Щи да каша пища наша)

2. Пропеть частушки:

    Во саду ли, в огороде

    Яблоко висело,

    Я хотел его сорвать,

    Да уж птичка съела.

    А у груши на щеке

    Дырка появилась,

    Это гусеница к ней

    В гости заявилась.

    Во саду ли, в огороде

    Тыква загорала.

    И, смотри, с каким загаром

    Перед нами встала.

 3. Составить высказывание древнегреческого философа из отдельных слов, прилагаемых на карточках.  Контрольное время  1 мин.

                                                         «Не ешь много, не ешь мало. Ешь умеренно».

                                                                                                                    Аристотель

4. Собрать загадку из отдельных слов и найти отгадку:

            Маленький, горький, луку брат (чеснок)

            Что красно снаружи, бело внутри, с зелёным хохолком на голове? (редис)

5. Карточки для задания «Собери рюкзак»:

плавленый сыр,  бутерброд с сыром,  сухари,  мороженое,  шоколад,  яблоко, минеральная вода, бутерброд с колбасой, орехи, глазированный сырок, пирожное, чипсы, сок, апельсин, печенье.

(сухари,  яблоко, минеральная вода, орехи, сок, апельсин, печенье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

Открытое интегрированное мероприятие по ОБЖ и кулинарии. "Безопасная кулинария ", методическая разработка. Авторы: Потоцкая Софья Александровна; Фролова Ирина Валентиновна; Гольденштейн Ефим Яковлевич.

Методическая разработка викторины по Технологии (раздел "Кулинария") и Основам безопасности жизнедеятельности с подробным описанием заданий и вопросов. В  представленном материале учтены во...

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЛИНЫ - ЧАСТЬ РУССКОЙ КУЛИНАРИИ» (в рамках кружка по кулинарии)

Блины — часть русской национальной кухни. Мы начали изучение русской кухни с блинов. Блины — это натуральная и вкусная еда, разрешена для детей. Достаточно экономичное блюдо, доступно для приготовлен...