План-конспект методической части РМО
материал

Шаронова Ольга Алексеевна

Материал предназначен для работников системы дополнительного образования. В нём приводится описание большого количества подходов, применимых в системе дополнительного образования. Содержится несколько методических приёмов, позволяющих актуализировать имеющийся запас знаний по педагогическим понятиям, необходимым для понимания описания и различий педагогических подходов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: Шаронова Ольга Алексеевна методист МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»» Управление образования администрации городского округа город Выкса МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»» г. Выкса 2019г. РМО «Педагогические подходы к организации дополнительного образования»

Слайд 2

Организационные вопросы Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень Работа в группах Теоретическая разминка Выберите эпиграф для каждого участника группы Выберите и передайте в группу слева цитату или афоризм как пожелание к их работе Послание от соседней группы прикрепите к листу для акварели на своём рабочем столе

Слайд 3

Притча «Всё в твоих руках» “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Слайд 4

Актуальная проблема Задание Оценка опыта Подумайте, и изобразите, какой вы видите личность своего ученика в ближайшем будущем. Или иными словами, каким должен стать ваш ученик, чтобы обеспечить вам достойное будущее. Изобразить можно схематично, можно словами указать качества, способности, навыки. А теперь передайте свой лист соседней группе справа. Напишите на обороте собирательного портрета будущего какими педагогическими средствами этого можно достигнуть.

Слайд 5

Педагогические феномены Задание Актуализация базового опыта 2.Вспомните интуитивное определение некоторых педагогических феноменов: Приём Метод Методология Цель Задача Методика Технология Форма

Слайд 6

Педагогические феномены Актуализация базового опыта Методический приём- элемент , деталь метода обучения, его составная часть или отдельный шаг в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, взаимодействуют . (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 .) Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский ). Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, в другом смысле употребляется как совокупность методов, применяемых в науке. Цель -результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с к - рыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты пед . процесса

Слайд 7

Педагогические феномены Актуализация базового опыта Задача -это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике Методика -совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. Технология -набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно- воспитательного процесса. Форма - способ существования учебно- воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания; связана, прежде всего, с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления

Слайд 8

Педагогические феномены Актуализация базового опыта Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Обогащение базового опыта Подход — это определенная позиция по отношению к какой- либо проблеме или явлению. .В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое и (или) логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приемов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа. Подход отражает, в той или иной мере, оформленную концептуализацию педагогической реальности. Иное название педагогического подхода- методологический принцип.

Слайд 9

Педагогические подходы Акмеологический Аксиологический Амбивалентный Антропологический Возрастной Герменевтический Деятельностный Индивидуальный Культурологический Личностный Парадигмальный Психотерапевтический Этнопедагогический Системный Синергетический Социализирующий Средовой Формирующий Целостный Развивающий Компетентностный Поисковый … Задание Актуализация базового опыта Выберите из представленных подходов те, которые вам неизвестны (новы)\известны Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования педагогической практики; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности; 3) приемы и методы построения педагогического процесса.

Слайд 10

Педагогические подходы «Типология подходов в педагогике пока окончательно не сформирована. Хорошо это или плохо? Вероятно, педагогика сейчас находится на этапе формирования множества подходов, и это хорошо. Чем больше материала для анализа, тем более велика вероятность формирования точной схемы» С. А. Крупник Аксиологический подход В современных научно-педагогических исследованиях аксиологический подход рассматривается как методология, определяющая образование как ценностное самоопределение личности через понимание смысла, целей и ресурсов собственной жизни. Основу содержания образования составляет иерархия ценностей – социальных, государственных, личных. Обобщение исследований в сфере дополнительного образования детей позволяет констатировать, что реализация аксиологического подхода осуществляется через создание определенной нравственно эмоциональной атмосферы, особой среды общения, а также организацию индивидуальной и коллективной творческой деятельности. .

Слайд 11

Педагогические подходы Культурологический ( культуросообразный ) подход В современных научно-педагогических исследованиях культурологический подход рассматривается как методология, представляющая человека как уникальный мир культуры, а его образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культур. Анализ исследований в дополнительном образовании детей позволяет констатировать, что культурологический подход в данной образовательной сфере реализуется через включение достижений культуры (культурных ценностей) в содержание образовательного процесса, создание условий для культурной деятельности детей. .

Слайд 12

Педагогические подходы Антропологический подход В современных научно-педагогических исследованиях антропологический подход рассматривается как методология, признающая целостность человека в неделимости его духовной (культурной), социальной и телесной (природной) сущности, а образование – как творческую и ответственную реализацию человеком своей природы. Обобщение исследований проблем дополнительного образования детей позволяет констатировать, что реализация антропологического подхода в данной образовательной сфере происходит через организацию работы с детьми в согласовании с общими законами и динамикой развития природы, общества и личности на основе деятельностной активности (самодеятельности) .

Слайд 13

Педагогические подходы Акмеологический подход В современных научно-педагогических исследованиях акмеологический подход рассматривается как методология, обосновывающая значимость каждого этапа становления личности ребенка в достижении будущего макроакме (вершины в развитии человека). Исследователь проблем дополнительного образования детей Л. Г. Логинова считает, что в данной сфере акмеологический подход может быть реализован «в различных вариантах поддержки личностного становления каждого ребенка или подростка (педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической, психологической, реабилитационной, методической и др.)» .

Слайд 14

Педагогические подходы Полисубъектный (диалогический) подход В современных научно-педагогических исследованиях полисубъектный подход рассматривается как методология, обосновывающая организацию образовательного процесса как опыта деятельности в демократически организованном процессе обучения двух равноправных субъектов – ребенка и педагога. Исследователь проблем дополнительного образования детей Н. А. Соколова считает, что только в данной образовательной сфере полисубъектный подход может быть реализован в полной мере, поскольку «взаимоотношения педагога и ребенка не имеют другой основы, кроме добровольной и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной познавательной, творческой деятельности». .

Слайд 15

Педагогические подходы Гуманитарный подход В современных научно-педагогических исследованиях гуманитарный подход рассматривается как методология, рассматривающая образование как процесс формирования гуманитарного мышления ребенка, происходящий через обращение мысли ребенка к человеческим ценностям, через общение с искусством. Приоритетной образовательной сферой, обеспечивающей большие возможности ребенка общаться с искусством, Л. Я. Шамес рассматривает дополнительное образование детей. Процесс гуманитаризации в условиях дополнительного образования детей, по мнению автора, пронизывает весь воспитательный процесс: гуманитаризация образования в сочетании с гуманным обращением с ребенком способствует формированию «в результате интеллигентного, нравственного честного человека с развитой культурой чувств и высоким уровнем интеллекта». .

Слайд 16

Педагогические подходы Конвенциальный (конвенциональный) подход Автором конвенциального подхода в дополнительном образовании детей является В. П. Голованов, который ввел его в научный обиход в 2009 г. Конвенциальный подход понимается автором как «определение содержания деятельности в сфере дополнительного образования детей, создание условий для развития интереса ребенка в пространстве свободного времени и выстраивание системы отношений ребенок – взрослый с позиций основных положений Конвенции ООН о правах ребенка». Признавая защиту прав ребенка в качестве концептуальной позиции конвенциального подхода, в принципиальном плане под защитой прав ребенка автор понимает «создание таких условий для позитивной социализации, в которой он сможет в полной мере играть свою позитивную социальную роль».

Слайд 17

Педагогические подходы Социокультурный подход В современных научно-педагогических исследованиях социокультурный подход рассматривается как методология, формирующая представления об образовании, с одной стороны, как о социокультурном пространстве, с другой – как части более широкого социокультурного пространства. В социокультурном пространстве ребенок активно включается в культурные связи общества, формирует собственное социальное (ролевое) поведение. Обобщая исследования проблем дополнительного образования детей позволяет констатировать, что реализация социокультурного подхода в данной образовательной сфере осуществляется через преемственность содержания различных видов образования с учетом развития личностного сознания обучающихся и многообразия форм их жизнедеятельности.

Слайд 18

Педагогические подходы Многоуровневый подход В современных научно-педагогических исследованиях многоуровневый подход рассматривается как методология, обосновывающая образование как непрерывный процесс, включающий несколько уровней, на каждом из которых решаются определенные образовательные задачи. Исследователи дополнительного образования детей в контексте многоуровневого подхода обосновали представление о данной образовательной сфере как многоуровневой социально педагогической системе, которая (во взаимодействии с основным образованием) создает условия для непрерывного индивидуализированного образовательного пути ребенка в выбранной им области деятельности (от уровня общего интереса до уровня профессионально ориентированной деятельности).

Слайд 19

Педагогические подходы Задание Интеграция новых знаний и базового опыта Подытоживая свою работу над собирательным портретом будущего, укажите какой педагогический подход будет использоваться для воспитания личности вашего учащегося.

Слайд 20

Педагогические выводы Выбирая одно из двух, никто и не задумывается, что это будет... третье. М. Камакин Чаще всего деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благодаря ей формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации своей работы.

Слайд 21

Информация – это могущество. А иногда, если времени в обрез, еще и скорость. » Стивен Кинг Тема в источниках информации 1. https://moluch.ru/archive/17/1674/s://moluch.ru/archive/17/1674 2. zaochnik.com/ spravochnik / pedagogika / metody - issledovanija -v- pedagogike / suschestvujuschie-podhody-pedagogiki / 3. https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-sredi-sovremennyh- p edagogicheskih-podhodov-v-sisteme-obschego-obrazovaniya 4. https://studme.org/103400/pedagogika/mnogoobrazie_sovremennyh_podhodov_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti

Слайд 22

Спасибо за внимание ! E-mail ; sdtt.82@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии "Части Мирового океана"

План -конспект урока "Части Мирового океана"...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.

План- конспект урока с использованием ЭОР  "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....

"Образование в Великобритании". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.

Материал подготовлен для студентов 4 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Преподавание в начальных классах"согласно требованиям к аттестации педагогических работников...

"Внешность, одежда, личностные качества повара". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.

Материал подготовлен для студентов 1 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Технология продукции общественного питания" согласно требованиям к аттестации педагогических...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

план-конспект урока: Лист – часть побега. Значение листа для растения.

урок биологии  по теме "Лист – часть побега. Значение листа для растения" предназначен для использования в 5-6 классах....

План-конспект фрагмента основной части занятия для освоения обучающимися избранного вида деятельности

План-конспект фрагмента основной части занятия для освоения обучающимися избранного вида деятельности...