Психолого-педагогические особенности одаренности обучающихся старшей возрастной категории.
статья

Жанна Игоревна Малеева

Выступление на семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_maleeva.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малеева Ж.И.              

Психолого-педагогические особенности одаренности  

обучающихся  старшей  возрастной категории.

       При работе с одаренным ребенком личность педагога является ведущим фактором обучения. По мнению некоторых исследователей, педагог, работающий с одарёнными детьми должен обладать определёнными качествами.   Это такие качества как: заинтересованность и умение заинтересовать, знание своего предмета, находчивость, способность к прогнозированию и анализу, настойчивость и требовательность  к результатам, как собственной деятельности, так и деятельности детей, логическое мышление, коммуникабельность, изобретательность, разносторонность.

       Жажда ребёнка к познанию нового, его исследовательская активность должны быть связаны со стремлением педагога к самосовершенствованию, с желанием ответить на все интересующие его воспитанника вопросы. Развивать, поддерживать потребности ребёнка в познавательной, творческой деятельности, в самореализации (это самое важное для одарённого ребёнка)- вот задачи, которые должен ставить перед собой педагог. На занятиях я использую приёмы рефлексивного и интерактивного подходов, включающих в себя использование форм и методов активного обучения (тренингов, организационно-деятельностных игр, моделирования, исследовательской работы, дискуссий) позволяющие разнообразить процесс обучения. Работая с воспитанниками старшей возрастной категории, я выделяю для себя формирование у своих обучающихся следующих компетенций:

Мыслительные способности – умение решать свои проблемы самостоятельно, не надеясь на то, что их решит кто-то другой;

Заинтересованность – выполнение работы качественно с творческим и оригинальным подходом, повышение самооценки и потенциала ребёнка;

 

Практическая польза – использование выполненной работы,

применение полученных умений в жизни, умение преодолевать трудности, развитие жизнестойкости и трудолюбия;

 Социальные навыки – толерантность, улаживание отношений между детьми разных национальностей, нахождение общего компромисса,        

 самообладание, сочувствие, уважение друг к другу. Воспитание нравственно-эстетических качеств.

Результат проявляется в достижениях детей,  например:  Презентация

       Важно уметь согласовывать свои действия с действиями родителей, консультировать их о создании соответствующего психологического климата в семье с целью повышения самооценки ребёнка, уверенности в своих силах при необходимости. Для этого педагогу необходима теоретическая и практическая психолого-педагогическая подготовка, ознакомление с основными методами обучения и развития одарённых детей. Каждый ребёнок индивидуален, так как у каждого  свой характер, свои привычки и увлечения, взгляды и интересы, но при системном развитии основного увлечения  обучающегося, любой может стать одарённым. И задача педагога не ломать взгляды детей, опираясь на свой жизненный опыт, а направлять и развивать их, задействовать неиспользованный потенциал ребенка.

Одаренный ребенок отличается большим стремлением и желанием, активностью и работоспособностью. Ему необходима поддержка и некоторое руководство взрослого, как более опытного человека.

Учиться любить, уважать, понимать своих учеников и видеть в них личности, учиться следить за собой - это подчас сложно, но необходимо. Без требовательности к себе, без стремления к самообразованию нет педагога. Тем более педагога для работы с одаренными детьми. Такой педагог должен  не только учить, но и уметь учиться у своих учеников, не бояться, что в какой-то момент они будут лучше его. Ненавязчиво раскрывая талант ребенка, педагог должен показать, что создавая себя, необходимо проявлять свою неординарность.  Педагог  обязан научить  детей мыслить объемно, нестандартно,   находить не одно решение, отстаивая свое мнение.  

Творческий педагог - это исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей и развивающей среды. Педагогу, работающему с одаренными детьми, необходимо развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей своей педагогической деятельности. Важно, чтобы это самосовершенствование осуществлялось не только в предметной области, но и в духовном аспекте. Какой бы высокой квалификацией в области преподаваемого предмета не обладал бы педагог, он не будет творческим педагогом, если он не любит детей и не умеет выстраивать конструктивные отношения с коллегами, родителями и с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними.

Одаренные дети являются уникальным явлением в современном социальном мире, поэтому для полноценного построения образовательного процесса, так важно знать их психолого-педагогические особенности....

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....

«Организация психолого-педагогической поддержки родителей с учётом возрастных категорий несовершеннолетних»

Выступление педагога-психолога МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области Захаровой Г.Ю. на видео конференции 23.10.18 г. Северо-Западного Округа Кировской области...

Применение психолого – педагогических, в том числе инклюзивных технологий, необходимых для адресной работы с различными категориями учащихся

В профессиональном стандарте педагога указано на функцию «Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными ...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...