"Организация аварийного бивака в условиях горного похода"
план-конспект

Вся техника туризма - это не что иное, как техника безопасности. Главный прием ее обеспечения в походе - соблюдение правил. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»

Организация аварийного бивака в условиях горного похода.

Разработка занятия

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

от _____________ № _______

Утверждено

Приказом директора

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

от _____________ № _______

Автор-составитель:

Кириченко Дмитрий Сергеевич,,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Юрга

2020


Автор-составитель: Кириченко Дмитрий Сергеевич,

                            педагог дополнительного образования

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

В методической разработке представлен конспект учебного занятия по теме «Организация аварийного бивака в условиях горного похода».


Содержание

Пояснительная записка

3

Конспект занятия

4

Список литературы

7

Приложение1

8

Приложение2

9


Пояснительная записка

Актуальность: Вся техника туризма - это не что иное, как техника безопасности. Главный прием ее обеспечения в походе - соблюдение правил передвижения. Весь поход - скорость движения, настроение в группе и качество прохождения препятствий зависит от обеспечения безопасности участников. Начинающий турист должен овладеть многими специальными умениями и навыками. Это, прежде всего, приобретение навыков подбора одежды и обуви, умения правильно уложить рюкзак и передвигаться с ним по тропе и без троп, установить палатку и обустроить бивак, наконец, научиться подчинять свои личные интересы интересам группы и многое другое.

Цель: изучение техники организации аварийного бивака в условиях горного похода

Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями организации бивака в горном походе.

          2. Закрепить умения учащихся при работе с палаткой.

          3. Воспитать чувство коллективизма.

Место проведения: МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»


Тема:    Организация аварийного бивака в условиях горного похода.

Цели:  изучение техники организации аварийного бивака в условиях горного похода

Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями организации бивака в горном походе.

          2. Закрепить умения учащихся при работе с палаткой.

          3. Воспитать чувство коллективизма.

Оборудование: Рюкзак, палатка, компасы, веревки, картинки с туристской темой, карточки с заданием,  секундомер, табличка с названием туристской команды.

 п/п

Содержание урока

Примечание

I.

II.

Организационный момент

- Здравствуйте ребята.  Меня зовут Дмитрий Сергеевич и сегодня занятие с вами буду проводить я.

Основная часть

- У нас сегодня новая тема. Организация аварийного бивака в условиях горного похода.

Ребята что за слово такое БИВАК.

Слово «бивак», или «бивуак», как и само слово «туризм», по происхождению  

французское.

 Раньше оно применялось для обозначения расположения

войск на отдыхе. Однако в русском языке это слово приобрело и второй смысл, напрямую использовав основное французское значение – «лагерь».

Биваком стали называть временное месторасположение путешественников,

лагерь туристов, альпинистов и т. д.

В горном походе существуют объективные и субъективные опасности. Но прежде что такое опасность.

Опасность-это факторы, обеспечивающие возможность возникновения сиуации при которой возможно происхождение НС.

Давайте назовём объективные опасности вызываемые различными особенностями гор:

1.Опасности горного рельефа.

2.Климатические факторы.

3.Высотные факторы.

4.Природные факторы.

Субъективные опасности:

1.Недостаток подготовки участников.

2.Поведение участников в конкретной ситуации.

Далее группам раздаются конверты с объективными и субъективными опасностями. 1гр.-должна назвать правильно объективные опасности, 2гр. Субъективные опасности.

(Работа групп)

Итак ребята, на «виртуальный» наш горный поход повлиял объективный  фактор непогода, начинается сильный дождь, ветер. И нам необходимо организовать аварийный бивак.

 Главные правила:

1. место для лагерной стоянки выбираем заблаговременно. За 1.5-2 часа до темноты.

2. место должно быть безопасным

3. вблизи от дров для костра и от чистой питьевой воды.

4. если есть необходимость ночевки на хребте, то безопаснее всего будет разбивка бивака на перегибе взлета и ступени.

5. главная задача при организации походного бивака: создание безопасной и удобной сферы обитания для жизни, работы, полноценного отдыха, тренировок и удовольствий на остановках. Место для бивака должно позволять быстро разместить участников группы, обеспечивать снабжение группы чистой водой и желательно топливом для костра. Обеспечить защиту от ветра и солнца и облегчить защиту от дождя и снега, без воздействия которых невозможно ощущение полного комфорта.

А теперь немного разомнёмся. Командам по очереди

Необходимо установить палатку и определить место, где будет костёр. Сложить костёр «колодец». После всем залезть в палатку. Секундомер останавливается после того, как последний участник залез в палатку. Смотрим правильность установки палатки и костра.

Определяем команду победителя!

Вручить сувенирные медали.

На этом наше занятие подошло к концу.

Спасибо, до свидания!

Раздаются по 1 конверту с заданием на группу.1-объективные. 2-субъективные. Выбирают правильные.

Палатку ставят к ветру глухой стороной

Костер подальше от палатки с учётом ветра.


Список литературы

1. Берман, А.Е. Юный турист [Текст]: учебное пособие / А.Е. Берман. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

2. Ганопольский, В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода [Текст]: методическое пособие / В.И. Ганопольский. – М.: ЦРИБ «Турист», 1990.

3. Гоголева, М.И. Основы медицинских знаний учащихся [Текст]: учебное пособие / М.И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991.

4. Константинов, Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Туристы-проводники [Текст]: методическое пособие / Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТК, 2000.

5. Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся [Текст]: методическое пособие / С.А. Кошельков. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

6. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристских походов [Текст]: методическое пособие / В.Ю. Попчиковский. – М.: Профиздат, 1997.

7. Рыжавский, Г.Я. Биваки [Текст]: учебное пособие для школ и внешкольных учреждений / Г.Я. Рыжавский. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

8. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Штюрмер. – М.: Физкультура и спорт, 1993.

9. Штюрмер, Ю.А. Охрана природы и туризма [Текст]: методическое пособие / Ю.А. Штюрмер. – М.: Физкультура и спорт, 1994.

10. Штюрмер, Ю.А. Профилактика туристского травматизма [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Штюрмер. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.


Приложение 1

Из предложенных вариантов выберите субъективные факторы опасности в горном походе

Горные реки

Недостаток знаний, умений и навыков

Переоценка своих или чужих знаний, умений и навыков

Недооценка опасности

Переоценка физической подготовки

Недостаточная схоженность группы

Психологическая несовместимость в группе (все – лидеры, никто не уступает)

Небрежность и невнимательность опытных людей

Расслабленность после сложной работы

Ледники

Склоны

Гребни

Непогода


Приложение 2

Из предложенных вариантов выберите объективные факторы опасности в горном походе

Горные реки

Травянистые склоны

Осыпи, морены

Ледники

Склоны

Гребни

Непогода

Переоценка физической подготовки

Недостаток знаний, умений и навыков

Небрежность и невнимательность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация питания в экстремальных условиях

Этот материал повествует об организации питания в автономном существовании...

Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества

Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальн...

Организация классного самоуправления как условие самореализации личности

Из опыта работы по организации самоуправления в классе....

Организация вокальной студии в условиях гуманитарной гимназии

Статья «Организация вокальной студии в условия гуманитарной гимназии» в сборнике материалов Всероссийской научно - практической конференции «45-е Евсевьевские чтения». Мордов. Гос. Пед. Ин-т. – Саранс...

Отчёт о горном походе II к.с. по Западному Кавказу (Архыз) в июле 2011 года

Отчёт о походе, созданный ребятами для участия в городских соревнованиях обучающихся Санкт-Петербурга по спортивному туризму "По здоровой стране".По итогам двух туров (письменного и устного) в номинац...