Методическая разработка по реализации проекта "Танец - душа народа"
методическая разработка

Комлева Татьяна  Сергеевна

В методической разработке представлена работа по проекту "Танец -душа народ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

по реализации проекта «Танец-душа народа»

Комлева Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"

         Проект «Танец - душа народа» реализуется в ЦВР «Академический» в студии танца «Глобус» с 2015 года в рамках ДООП «Танцевальный хоровод» художественной направленности для учащихся 9-14 лет.

Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального и современного. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Актуальность сохранения фольклорного наследия имеет большое значение. Проект «Танец- душа народа» в условиях полной урбанизации общества, в век высоких технологий позволяет оглянуться и окунуться в историю своего народа, его традиций и обычаев.

Цель проекта - пробуждение интереса к истокам национальной культуры и возрождение традиций через изучение фольклорной хореографии Карелии при постановке народно-сценического танца.

Задачи:

  • познакомить с истоками национальной культуры Карелии;
  • мотивировать учащихся к самостоятельному изучению истоков народной хореографии;
  • познакомить учащихся с образцами танцевального фольклора на примере народно-сценического танца Карелии;
  • выработать технику и манеру исполнения народно-сценического танца;
  • развивать физическую выносливость, дисциплинированность и умение работать в группе;
  • воспитывать уважительное отношение к традициям малых этнических групп.

Проект состоит из трех взаимосвязанных этапов. Каждый этап ориентирован на определенный образовательный результат.

I этап - «Ознакомительный»

Данный этап предусматривает изучение наследия народов Карелии. Мы с детьми и родителями выезжаем в город Петрозаводск и поселок Пряжа, где знакомимся и налаживаем новые интересные связи с Государственным ансамблем песни и танца «Кантеле», фольклорным ансамблем «Karjala», коренным населением и его обычаями.

Одним из методов педагогической работы на данном этапе я использую метод погружения, который служит для более глубокого изучения фольклорно-этнографического материала, помогает овладеть учащимся стилем и манерой исполнения народно-сценического танца, что в совокупности создает ощущение образа, своеобразного национального характера того или иного народа.

Для достижения результата первого этапа проекта я выбрала фольклорно-этнографические экспедиции, которые содержат компоненты коллективной творческой деятельности. Учащиеся на этом этапе занимаются сбором и обработкой ценной этнической информации.

По завершении первого этапа участники проекта приобретают учения и навыки обработки танцевального, фольклорного материала.

II этап - «Практический»

Этому этапу характерна интерпретация фольклорной хореографии в народно-сценический танец. Несложный лексический материал карельской хореографии, простой для запоминания рисунок танца позволяет реализовать принцип от простого к сложному. На данном этапе начинается постановочная работа, где я знакомлю детей с лексикой танца, отрабатываю элементы, объединяю их в комбинацию, и в итоге получается раскрытый народно-сценический танец.

Ведущей технологией на втором этапе является технология сотрудничества, которую я применяю на практике при изучении элементов и комбинаций народно-сценического танца, где педагог является партнером для учащегося, а учащийся является партнером для педагогов. При постановке танца совместно обсуждается его идея, образ и манера исполнения.

Технология сотрудничества включает в себя групповую и индивидуальную формы работы. При групповой форме работы группа может состоять из участников какого-либо одного танца или этюда. А индивидуальную форму работы я эффективно использую при подготовке солистов. На занятиях создаются условия, при которых способные учащиеся продвигаются по пути к собственному совершенству и учатся самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Такой подход способствует наиболее продуктивной работе при постановке народно-сценического танца. Ключевым аспектом технологии сотрудничества является партнерство педагога и учащихся, поэтому на занятиях царит атмосфера взаимопомощи и товарищества.

По завершению второго этапа участники проекта приобретают умения и навыки работать с партнерами, что обуславливает индивидуально-личностную динамику учащихся и педагога.

III этап- «Итоговый»

На третьем этапе главным аспектом является социально-значимая деятельность учащихся, направленная на вхождение участников образовательного процесса в социально-культурную среду современного общества. Основная задача на данном этапе - помочь подросткам определиться с выбором своего места в жизни. Для меня важно, чтобы они стали носителями духовной культуры и традиций , были нравственно стойкими, социально адаптированными, способными к саморазвитию и постоянному совершенствованию. С целью успешной социализации учащихся образцового детского коллектива «Глобус» проводится работа по двум направлениям: патриотическое и культурно - досуговое.

Основным в патриотическом направлении является организация выездов подростков в различные лагеря. Все мероприятия, проводимые во время выездов пронизаны единой темой «Через года, через века» посвященной Великой Отечественной войне. Подростки активно принимают участие в: квесте по территории «Эх, дороги…», конкурсе плакатов «Войны священные страницы», спортивном мероприятии «Вкус победы» и в интеллектуально-творческом конкурсе «Вахта памяти».

При организации ежегодных летних лагерных смен в Крыму, учащиеся выступают в военном клубе моряков и посещают музей военных кораблей в городе Севастополь.

Учащиеся являются активными участниками районного проекта «Летопись победы», который ежегодно проводится в конце апреля в Санкт-Петербурге, где студия танца «Глобус» исполняет номера на патриотические темы.

Культурно - досуговое направление происходит через знакомство учащихся с этническими  и культурными ценностями при посещении различных региональных культурологических учреждений. Ежегодно, в течение учебного года, мы выезжаем в разные уголки Карелии, знакомимся с ее архитектурой, достопримечательностями и традициями, а также посещаем мастер-классы Государственного ансамбля « Кантеле». Эта работа продолжается и в Санкт-Петербурге. Мы совместно с родителями и детьми ходим на концерты различных танцевальных коллективов таких, как: Государственный ансамбль танца России им. И.А. Моисеева, Государственный ансамбль «Березка», ансамбль танца Санкт-Петербурга «Россияночка», Государственный ансамбль «Гжель». Посещаем этнографические музеи.

Для третьего этапа характерно сотрудничество с творческими коллективами Санкт-Петербурга и разных регионов страны. Благодаря такому творческому сотрудничеству учащиеся учатся понимать красоту национальных культур, с уважением относятся к культурным различиям народов, а их творческие достижения говорят сами за себя: танец «Койкут» исполнялся на всероссийских фестивалях «Санкт-Петербург» и «Первый аккорд», где занял призовые места.

В 2015 году коллектив студии танца  «Глобус» принял участие во II всероссийском молодежном фестивале и концерте, посвященного 10-летию Санкт-Петербургского Дома национальностей, который проходил в БКЗ «Октябрьский». Это участие способствовало налаживанию телесных культурных связей с коллективами из разных регионов страны и зарубежья.

Главным результатом проекта является моя авторская модель формирования успешной личности учащихся, в которой представлены три основные вида деятельности: социально-культурная, художественно-выразительная и культурно-этнографическая, а также различные мероприятия, соответствующие каждому виду деятельности, в которых участники образовательного процесса принимают активное участие.

Подводя итоги реализации данного проекта, можно обозначить его результативность, которая предусматривается в достижении учащихся студии танца «Глобус». Это:

  • формирование гармонично-развитой личности, понимающей красоту национальных культур, с уважением относящейся к культурным различиям народов, обладающей культурой и физическим здоровьем, способной к самовыражению, самоактуализации и саморазвитию;
  • создание благоприятного климата, развитие в коллективе отношений дружбы и взаимопомощи;
  • важным показателем результативности обучения является выбор учащимися профессий связанных с педагогикой и хореографией.

   

Сегодня, когда очень выражен национальный вопрос и понятие «толерантность», необходимо с детства знакомить учащихся с наследием и истоками народного творчества, тогда вырастет достойное поколение молодежи, которое будет понимать и ценить красоту национальных культур, с уважением относится к культурному наследию различных народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"

Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и письменные сообщения, правильно и самостоятельно выражать свое мнение, использов...

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

Методическая разработка по изготовлению национального сувенира народов севера Ханты и Манси "Чирочки"

Методическая разработка содержит в себе последовательность изготовления сувенира "Чирочки"...

Методическая разработка "Экология природы - экология души"

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы - экология души»  (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать...

Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Методическая разработка урока-рефлексии "Дом души"

Занятие основано на использовании работы учащихся с мандалой, как средством коррекции психоэмоционального состояния...