Методика проведения историко-краеведческой игры «Петербургский калейдоскоп»
методическая разработка

"Петербургский калейдоскоп" - это командная историко-краеведческая игра для младших школьников. В ходе мероприятия команды получают различные задания. Задания включают: творческие задания, интеллектуальные вопросы, решение ребусов и кроссвордов, задания-викторины и т.д. Все задания объединены общей темой «История и культура Санкт-Петербурга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_peterburgskiy_kaleydoskop.docx672.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

историко-краеведческой

игры

«Петербургский калейдоскоп»

Составители:

Клишина Елена Петровна

Санкт-Петербург

2020

Игра рассчитана на детей в возрасте 9-11 лет, учащихся общеобразовательных учебных заведений. Проводится в форме командной игры в закрытом помещении. Оптимальное количество участников команды – 5-6 человек, максимальное количество команд – 6 команд.

Цель игры:

Стимулирование интереса учащихся к истории родного края, формирование у учащихся познавательного интереса к изучению исторического и культурного наследия страны и города; развитие умения учащихся общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща; развитие творческих способностей учащихся.

Задачи игры:

- развитие интереса обучающихся к истории родного города;

- расширение исторических знаний и представлений учащихся;

- расширение форм и методов работы педагогов в экскурсионно-просветительской и образовательной деятельности.

Условия проведения игры:

             Игра является командной. В ходе мероприятия команды получают различные задания. Задания могут включать: творческие задания, интеллектуальные вопросы, решение ребусов и кроссвордов, задания-викторины и т.д. Все задания объединены общей темой «История и культура Санкт-Петербурга».

За удачно выполненные задания команды получают определенное количество баллов.

Обязательным условием проведения игры является принцип равных условий, т.е. все команды получают на каждом этапе игры задания одной степени сложности.

Победитель и призеры выявляются в конце игры простым подсчетом голосов.

Критерии оценки:

  • Творческие конкурсы — 1-20 баллов;
  • Интеллектуальные вопросы – 1-12 баллов;
  • Викторины, кроссворды, ребусы – 1 балл за каждый правильный ответ.

.

Необходимое оборудование:

             Игра проводится в закрытом помещении – лучше всего подходит актовый зал, способный вместить 6 столов для участников игры /команд/, стол для членов жюри и места для сопровождающих и зрителей, а также место для размещения экрана.

Требуется ноутбук, проектор с экраном, колонки.

Украшение зала на усмотрение организаторов.

Все команды требуется обеспечить бумагой, ручками, фломастерами.

Предварительная подготовка участников:

Игра рассчитана на средний уровень общих знаний и умений учащихся 3их классов общеобразовательных учебных заведений. При подготовке необходимо обновить знания учащихся по архитектуре и культуре города: географическое положение и показатели реки Нева, основные даты из истории Петербурга, архитектурные особенности основных достопримечательностей Петербурга, русские писатели и поэты, чьё имя связано с Петербургом и их произведения.

! ВНИМАНИЕ: Каждая команда должна подготовить краткое – не более 1 минуты, – приветствие. Приветствие должно включать: название команды, девиз команды, эмблему команды. Надо выбрать капитана и подготовить эмблему к началу игры.

Сценарий игры «Петербургский калейдоскоп»:

  1. Приветствие   10 минут.

Команды заняли свои места за столами. Звучит гимн Петербурга.

Входит ведущий и представляется, объявляет о начале игры. Представляет членов жюри.

Команды выходят по очереди на сцену, и идет представление команд /домашнее задание/.

Тайминг: 1 минута на каждую команду.

Требования: представить название, девиз команды, эмблему команды с кратким объяснением.

Оценка: максимум 3 балла.

  1. Разминка   5 минут.

Ребусы, см. Приложение № 1.

Каждая команда получает лист с ребусами, где зашифрованы основные достопримечательности Санкт-Петербурга, понятия по архитектуре и культуре, связанные с Санкт-Петербургом.

Тайминг: 2 минуты.

Требование: разгадать максимальное количество ребусов.

Оценка: 1 решенный ребус = 1 балл.

  1. Петербург в буквах. Конкурс капитанов.

Командный конкурс и конкурс капитанов проводится параллельно.  10 минут.

Команде: Составить максимальное количество слов из слова «Достопримечательность».

Капитану: Вставить пропущенные буквы в словах, см. Приложение № 2.

Тайминг: 3 минуты.

Требование: составить максимальное количество слов/вставить буквы.

Оценка: 1 слово = 1/2 балла, Конкурс капитанов: без ошибок 5 баллов, 2 ошибки 4 балла, 4 ошибки 3 балла, 6 ошибок 2 балла, 8 ошибок 1 балл, более 8 ошибок 0 баллов.

  1. Петербург в цифрах   10 минут.

Задачи, см. Приложение № 3. Каждая команда получает лист с математическими задачами.

Тайминг: 3 минуты.

Требование: решить максимальное количество задач.

Оценка: 1 задача = 2 балла.

Физкультминутка            3 минуты.

  1. Петербург в словах     7 минут.

Раздаточный материал, см. Приложение № 4. Каждая команда получает фотографии памятников писателям и поэтам в Петербурге и листочки с литературными цитатами.

Тайминг: 3 минуты.

Требование: определить кому памятник и автора цитаты и «соединить» фото памятника и страничку с цитатой.

Оценка: 1 правильный ответ = 3 балла.

  1. Петербург в картинках     15 минут.

Каждая команда должна за 2 минуты нарисовать любую достопримечательность Петербурга /или её часть, например флюгер на шпиле Адмиралтейства/.

Цель – представить свой рисунок командам противника.

Тайминг: 2 минуты.

Далее ведущий собирает все рисунки и по одному показывает командам.

Требование: определить какая достопримечательность изображена на рисунке.

Оценка: команде, отгадавшей первой = 5 баллов, команде-автору рисунка при условии, что картинка разгадана = 5 баллов, дополнительно 1 балл команде, которая даст краткую характеристику объекту.

  1. Подсчет баллов, подведение итогов, награждение победителей.

Приложение № 1

Разминка. D:\ДДЮТ\Ребус Колокольня.jpg

D:\ДДЮТ\Ребус Фонтанка.jpg

          1.   _____________________________                                 2.   ___________________________

D:\ДДЮТ\Ребус Сенат.jpgD:\ДДЮТ\Ребус Шпиль.jpg

   3.   _____________________                              4.   ___________________________

D:\ДДЮТ\Ребус Растрелли.jpg

                                      5.   ___________________________

D:\ДДЮТ\Ребус Канал Грибоедова.jpg

                                 

                         6.   _________________________________________________________

Приложение№ 2

Петербург в буквах.

Гор…жанин, п…шеходная д…ро…ка, св…тофор, п…р…крёсток, фундам…н…, …едный вса…ник, За…чий остров, Тро…цкий мо…т, наб…ре…ная, р…шётка, арх…тектор, Ленингра…ский з…опарк, …имний дв…рец.

Приложение№ 3

Петербург в цифрах.

Задача № 1.

Корабли, отправляясь в Великий Новгород из Варяжского моря, должны пройти по двум рекам – Нева и Волхов. Длина реки Нева.74 км, длина реки Волхов на 150 км больше, чем длина реки Нева. Сколько всего километров должны пройти корабли по рекам до Новгорода?

Задача № 2.

Входя в Неву, каждый корабль видит золотые купола и шпили Петербурга. Самый высокий – на колокольне Петропавловского собора, его высота 122 с половиной метра. Шпиль Адмиралтейства на 48 м ниже шпиля Петропавловского собора, а купола Смольного собора на 20 м выше шпиля Адмиралтейства. Какова высота Смольного?

Задача № 3.

Для строительства нового собора в Петербурге было привезено 320 камней большого размера, 1230 камней среднего размера и 10804 камня маленького размера. Это составило только половину необходимого материала для строительства. Сколько всего камней потребуется, чтобы в Петербурге построили новый собор?

Приложение № 4

pampush_b.jpg (750×1000)

https://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/106500037.jpg

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4134/135135391.1b/0_9e19c_e83b12f_L.jpeg.jpgD:\ДДЮТ\Крылов.jpgСанкт-Петербург_ Памятные доски. Даниил Хармс

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

      Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

      Про день Бородина!»

Несчастная кошка порезала лапу -

Сидит, и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге -

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки -

Пленять своим искусством свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов «Вятская изба»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению «Вятская изба» - историко-краеведческая игра для учащихся 5-6 классов....

Историко-краеведческая игра "Память"

Методическая разработка историко-краеведческого ориентирования на местности. используются карты парка с нанесенными объектами, которые команды отыскивают и выполняют задания, заключенные в маршрутных ...

Историко-краеведческая игра «Памятники истории и культуры Пестречинского района».

А.С. Пушкин писал:                       Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищуЛюбовь к родному пепелищу,Любовь к род...

Методика проведения ситуационно-ролевой игры

Данный материал может быть использован в работе педагогов-организаторов, а так же воспитателей, педагогов-психологов....

Сценарий проведения историко-краеведческого квеста «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

В ходе квеста командам предстоит выполнить 6 «Боевых» заданий и повторить подвиг разведчиков.За каждое верно выполненное задание команда получает букву. В итоге из букв нужно сложить слово...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении историко-краеведческого квеста «Сокровища Подмосковья», в рамках деятельности РДШ

Цель: формирование чувства патриотизма и любви к Родине посредством расширения знаний участников игры об историко-культурном наследии Подмосковья.Задачи:• развитие интереса у учащихся к истории р...