ДООП "Спортивный туризм"
рабочая программа (5 класс)

Шухлина Людмила Александровна

Программа реализуется в дистанционном режиме обучения  и ориентирует обучающихся на самостоятельную работу, направленную на развитие физических способностей своего тела, умения ориентироваться на местности,  используя   элементы туристической деятельности в летний период времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ДООП "Спортивный туризм"154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

Кувандыкский городской округ Оренбургской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского

городского округа Оренбургской области»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Спортивный привал»

туристско- краеведческой  направленности

форма обучения: дистанционная

                    Возраст: 6,5-15 лет.

                               Срок реализации: 1 месяц.

                               Разработчик программы:

                                                               Махкамов А.А.

                                                               педагог дополнительного образования

 

Кувандык, 2020 год


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1

Направленность программы

2

1.1.2.

Уровень освоения программы

2

1.1.3.

Актуальность программы

2

1.1.4.

Отличительная особенность программы

2

1.1.5.

Адресат программы

3

1.1.6.

Объем и срок освоения программы

3

1.1.7.

Формы обучения

3

1.1.8.

Особенности организации образовательного процесса

3

1.1.9.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

3

1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4

1.3.1.

Учебный план

5

1.3.2.

Содержание учебного плана

5

1.4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

7

2.2

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7

2.3

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

7

2.4

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8

2.5

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

10

2.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11

I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Туризм – не только средство физического и прикладного воспитания: велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Нельзя недооценить и то, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, приключениям и романтике.

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят, устанавливает отношения сотрудничества, взаимопонимания. 

1.1.1 Направленность программы

   Программа  «Спортивный  туризм» имеет туристско- краеведческую  направленность и предусматривает формирование у   учащихся  первоначальных  знаний о технике и тактике туризма, ориентирования на местности, общей спортивно- оздоровительной физической подготовке.

Программа реализуется в дистанционном режиме обучения в рамках проекта «Мобильное дополнительное образование» и ориентирует обучающихся на самостоятельную работу, направленную на развитие физических способностей своего тела, умения ориентироваться на местности,  используя   элементы туристической деятельности в летний период времени.

1.1.2 Уровень освоения программы

Уровень освоения программы  – общекультурный (ознакомительный), предполагает получение учащимися первоначальных знаний и умений  в области  спортивного туризма.

1.1.3 Актуальность программы

Актуальность программы заключается в использовании туристско-краеведческой деятельности как эффективного средства профилактики эмоциональных и физических нарушений здоровья современных подростков

   Туристско-краеведческая  деятельность  позволяет    организовать  не  только

активный  отдых  детей,  но  и  закрепить  двигательные  навыки,  развивить

физические качества, закалить организм и познавать природу и культуру родного края  в летний период времени.

     Дистанционная форма обучения по программе  дает возможность  наибольшего охвата учащихся дальних сел Кувандыкского городского округа  данным видом деятельности в рамках реализации проекта «Мобильное дополнительное образование»

1.1.4 Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы от  имеющихся в дополнительном образовании по данному направлению являются:

   Целевая установка: Программа предусматривает работу с детьми, с разными физическими данными. Данная программа не  ставит цель подготовки туриста-спортсмена, она направлена, прежде всего, на укрепление здоровья и воспитание    личности средствами туризма.

Обучение по данной программе предусматривает формирование туристских навыков в условиях  дистанционного обучения.

       Форма обучения.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельную работу, направленную на развитие физических способностей, умению ориентироваться на местности, формированию  у   учащихся  первоначальных  знаний о технике и тактике туризма  посредством  изучения  тем по спортивному туризму в дистанционном режиме обучения.

1.1.5 Адресат программы

По программе  «Спортивный туризм» могут заниматься все желающие дети и подростки  сел  Кувандыкского городского округа, проявляющие интерес к данному виду творчества, участвующие в проекте «Мобильное дополнительное образование».

Возраст учащихся от 6,5 до 15 лет. Количество детей  в группе  неограниченно.

1.1.6 Срок освоения программы

Программа реализуется в объеме  8 часов. Срок освоения программы- 1 месяц (период летних каникул).

1.1.7 Формы обучения

Форма обучения  - заочная (дистанционное обучение).

Занятия  проводятся со всей группой посредством мессенджеров: WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте».

1.1.8  Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в разновозрастных группах и содержат сменный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения.

Формой организации  проведения занятий является  веб -занятие  -дистанционные теоретические занятия, практикумы, проводимых с помощью средств Интернета.

Учащиеся за время обучения  получают первоначальные знания, умения и навыки по туризму. Образовательный процесс направлен на формирование мотивации детей на занятия туризмом и краеведением.

1.1.8   Режим занятий, периодичность и продолжительность занятия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия  25 мин., с учетом норм проведения занятий в дистанционном режиме обучения.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: развитие ценностно-ориентационной, физических сфер личности детей и подростков средствами туризма и  краеведения.

Задачи:

Обучающие:

 - создать условия для привития интереса к  занятиям туризмом;  

- обеспечить приобретение обучающимися знаний по основам здорового образа жизни;

- научитьпервоначальным умениям и навыкам спортивного туризма;

- Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- развивать физическое и психическое здоровье учащихся;

Воспитывающие:

- формировать здоровый образ жизни;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;

1.3.Содержание программы

1.3.1 Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Мессенджер

Всего

Теория

Практика

1

 Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Техника безопасности на занятиях. Виды спортивного туризма. Понятие «Дистанция»

1

1

-

Анкетирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

2

 Знакомство с техникой пешеходной дистанции. Прохождение этапов 1- 2 класса на соревнованиях.

1

0,5

0,5

тестирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

3

Узлы для прохождения пешеходной дистанции. Вязка простейших узлов по регламенту.

1

0,5

0,5

тестирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

4

Изучение водного туризма. Виды водного туризма. Виды транспорта в водном туризме. Водный поход.

1

0,5

0,5

тестирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

5

Велосипедный туризм. Виды соревнований и устройство велосипеда.

1

0,5

0,5

тестирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

6

Снаряжение для похода. Установка и сборка палатки. Бивак.

1

0,5

0,5

тестирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

7

Спортивное ориентирование как отдельный вид спорта. Виды ориентирования. Условные знаки ориентирования.

1

0,5

0,5

тестирование

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

8

Итоговое занятие.

Спортивный туризм в Кувандыкском городском округе.

1

0,5

0,5

Итоговый тест

WhatsApp, Viber, группа  «В Контакте»

Содержание образовательной программы

 1. Вводное занятие

Знакомство   с учащимися (создание группы «В контакте»). Правила   поведения   на   занятии. Комплектование групп. Режим работы. Правила по технике безопасности. Виды спортивного туризма. Понятие «Дистанция»

Тема 2. Техника пешеходной дистанции.

 Теория: знакомство с элементами этапов 1- 2 класса на соревнованиях.

Практика: Просмотр видеоролика «Техника пешеходного туризма»

 Прохождение  теста по технике пешеходного туризма.

Тема 3. Узлы для прохождения пешеходной дистанции.

  Теория.     Виды узлов.

 Практика: Просмотр видеоролика «Узлы на пешеходной дистанции»

Вязка простейших узлов: встречный, прямой, проводник восьмерка и баррелл. Прохождение  теста по видам узлов.

Тема 4. Изучение водного туризма.

Теория: Виды водного туризма. Виды водного транспорта.

Практика: Просмотр видеоролика «Водный поход».

Прохождение теста по водному туризму.

Тема 5.  Велосипедный туризм.

Теория: Виды соревнований по велотуризму.  

Практика: Просмотр видеоролика «Устройство велосипеда».

 Прохождение  теста по  теме «Велосипедный туризм»

Тема 6. Снаряжение.

Теория.   Снаряжение для похода. Командное и личное снаряжение.

Практика: Просмотр видеоролика «Идем в поход». Просмотр видеоролика «Установка палатки».

Прохождение теста по теме.

Тема 7. Спортивное ориентирование.

Теория: Виды спортивного ориентирования.  

Практика: Просмотр видеоролика «Спортивное ориентирование». Изучить условные знаки. Прохождение теста по теме.

Тема 8. Итоговое занятие. Спортивный туризм в Кувандыкском городском округе.

Теория: Виды спортивного туризма в Кувандыкском городском округе. Виды экскурсионного туризма в Кувандыкском городском округе.

Практика: Просмотр видеоролика «РОСТ приглашает».

Прохождение  итогового тест «Спортивный туризм»

 

2. Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Тема занятия

Задания

Ссылки на информационные ресурсы

Форма контроля

1

Вводное занятие.

Знакомство   с учащимися (создание группы «В контакте»). Правила   поведения   на   занятии. Комплектование групп. Режим работы. Правила по технике безопасности. Виды спортивного туризма. Понятие «Дистанция»

Группа «В контакте»

WhatsApp, Viber

Анкетирование

2

Техника пешеходной дистанции

1.Знакомство с техническими элементами (просмотр видеоролика в группе «В контакте»)

2.Пройти тест по технике пешеходного туризма.

https://youtu.be/XaKcpzH34Cs 

тестирование

3

Узлы для прохождения пешеходной дистанции.

1. Виды узлов.

2.  Просмотр видеоролика по вязке туристских узлов.

3. Вяжем простейшие узлы: прямой, встречный, проводник восьмерка и баррелл.

4. Пройти тест по вязке туристских узлов.

https://youtu.be/VqbsKMY-aJs 

тестирование

4

Изучение водного туризма.

1.Виды соревнований по велотуризму.

2. Просмотр видеоролика «Устройство велосипеда».

3. Пройти тест по теме.

https://youtu.be/ko80mH1Ko6g

тестирование

5

Велосипедный туризм.

1.Знакомство с элементом танца«footwork» (просмотр видеоролика в группе «В контакте»)

2. Разогрев мышц ног, рук, спины.

3. Разучивание элемента танца«footwork» (см видео по ссылке»

https://youtu.be/cjz_OdFaScU 

тестирование

6

Снаряжение.

1. Снаряжение для похода. Командное и личное снаряжение.

2. Просмотр видеоролика «Собираемся в поход»

3. Просмотр видеоролика «Установка палатки»

4. Пройти тест по теме

https://youtu.be/9v3vWXj1mJs

https://youtu.be/IvSgdtP7G6o 

тестирование

7

Спортивное ориентирование

1.Виды спортивного ориентирования

2. Просмотр видеоролика про спортивное ориентирование

3. Изучение условных знаков в спортивном ориентировании

4. Пройти тест по теме.

https://youtu.be/4ehJiAoxoms

тестирование

8

Итоговое занятие. Спортивный туризм в Кувандыкском городском округе

1. Туристское объединение «РОСТ».

2. Просмотр видеоролика про т.о. «РОСТ»

3. Просмотр видеоролика «Путешествие по долине счастья»

3. Пойти итоговый тест по спортивному туризму.

https://youtu.be/vzO903xsqpA

https://youtu.be/xpkbCfdekYk

Итоговое тестирование

2.2 Условия реализации программы

Информационное обеспечение

Видео материалы (Обучающее видео по спортивному туризму, фильмы)

2.3 Формы аттестации/контроля

Способы проверки результативности

Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое общение с обучающимися в группе «В контакте». Это позволяет  определить степень самостоятельности обучающихся и их интереса к занятиям. Используются методы опроса, анализа полученных данных.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

К формам отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе относятся: фото, видеоотчет, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

К формам предъявления и демонстрации образовательных результатов относятся: в конце периода обучения  тестирование по основным темам программы.

2.4 Оценочные материалы

Программа предусматривает входящую, промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения учащихся.

В начале обучения проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего периода обучения. Итоговая аттестация проводится в конце срока обучения и предполагает зачёт в тестирования.

2.5 Методические материалы

Разнообразие форм организации занятий подбирается  в соответствии с основными этапами обучения.

-На этапе изучения нового материала используется объяснение, показ, демонстрация.

-На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа.

-На этапе повторения изученного материала –опрос , анализ работ.

На этапе проверки полученных знаний – тестирование.

2.6  Список литературы

2.6.1 Интернет ресурсы

1.  http://turcentrrf.ru/

2. http://www.tmmoscow.ru/

3. http://oren-orient.narod.ru/

4.  http://www.tssr.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...