Дополнительная общеобразовательная программа " Музыкальная карусель"
рабочая программа (6 класс)

Грузденко Ирина Анатолиевна

Программа разработана обучению вокалу. «Музыкальная карусель» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению — досуговой; по форме организации — групповой; по времени реализации — двухгодичной.

Программа  является модифицированной, составлена на основе программ эстрадного коллектива «Глобус» под руководством педагога дополнительного образования Ольги Поляковой  (Москва), образовательной  программы «Студии эстрадного  вокала» Ю. А. Ядровской (2012г).

Новизна данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.  Эстрадное пение занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_karusel_2020.doc623.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«Утверждаю»

 директор МБУ ДО ДПШ г. Янаул

  ____________Д.Ф. Шамсутдинова

  «____» ____________ 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Музыкальная карусель»

Возраст обучающихся: 8- 12 лет

Срок реализации программы: 2 года

Принята на заседании педагогического совета

протокол № _____

от «___» __________2020г.

                                                                                      Составитель программы:

                                                                       Грузденко Ирина Анатолиевна,

                                                                                   педагог дополнительного образования

                                                           МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Янаул, 2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – эстрадное пение.

Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Именно творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.

Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.

Направленность программы

«Музыкальная карусель» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению — досуговой; по форме организации — групповой; по времени реализации — двухгодичной.

Программа  является модифицированной, составлена на основе программ эстрадного коллектива «Глобус» под руководством педагога дополнительного образования Ольги Поляковой  (Москва), образовательной  программы «Студии эстрадного  вокала» Ю. А. Ядровской (2012г).

Новизна данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.  Эстрадное пение занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес.

Педагогическая целесообразность программы

Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах  интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.          

Являясь частью системы дополнительного образования, программа  призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.

Цель программы: создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей  через жанр эстрадного вокала.

Задачи образовательной программы:

1. Обучающие:

 - научить основам эстрадного вокала, сценического движения;

- сформировать устойчивое вокальное дыхание, грамотную артикуляцию, основные вокальные приёмы;

- научить приёмам расширения диапазона голоса;

- сформировать вокально-ансамблевые навыки: пение без сопровождения,  петь в ансамбле согласованно;

-формировать  индивидуальные  способности: голос, слух, пластику, импровизационные данные;

- знакомить с основными вехами  истории эстрадных стилей и их особенностями, с творчеством звёзд мировой вокальной эстрады;

- научить работать со звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой.

2. Развивающие:

 - активизировать творческие способности обучающихся;

-  развить гармонический и мелодический слух;  

-  развить образное мышление и желание импровизировать;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- развить в учащемся эмоциональную  устойчивость к публичным выступлениям;

-  развить художественный и музыкальный вкус.

  3. Воспитательные:

 – приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

-  воспитать  самостоятельную творческую личность;

- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность   – высокие нравственные качества;

- сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий;

- привить воспитанникам стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания;

- воспитать эмоционально-волевую сферу;

- подготовить личность ребенка к социализации в обществе.

Отличительные особенности данной программы

Главное отличие образовательной программы вокальной студии «Музыкальная карусель» от  других программ в том, что воспитание юных вокалистов происходит на репертуаре,  который основан на русскоязычных песнях.  Песенный репертуар состоит из  песен советского периода и до песен современных авторов, джазовых композиций.  Для  привития художественного  вкуса и эталона звучания на занятиях педагог знакомит детей  с лучшими образцами вокальной музыки.

Помимо формирования практических навыков в области эстрадного вокала они приобретают навыки  работы с микрофоном, владение  сценическим движением. Содержание программы дополнено Стрельниковской дыхательной гимнастикой, музыкально-ритмическими упражнениями.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 8 до 12 лет.

Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей, что характерно для этого возраста. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Сроки реализации данной  образовательной программы – 2 года.

1 год обучения - от 8- 10 лет;

2 год обучения - от 10- 12 лет.

В процессе обучения используются следующие диагностические методы:  творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.

Дети приходят в студию с разным уровнем подготовки, темп освоения детьми образовательной программы различный, поэтому программа включает два уровня обучения:  

I уровень (стартовый) – 1 год обучения - освоение основ вокального творчества; сформирование начальных навыков исполнительского мастерства, интонирование; дети поют на дыхании сольно и в ансамбле без сопровождения и под фонограмму (-1); развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус (учащиеся пробуют себя в различных вокальных конкурсах).

II уровень (базовый) – 2 год обучения - учащиеся студии совершенствуют свои профессиональные навыки; выступают на концертных площадках различного масштаба, имеют опыт участия в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.

Обучение в студии проходит в форме групповых и индивидуальных занятий.  Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимую для певца эмоциональную  устойчивость к публичным выступлениям.

Формы занятий:

Основная форма обучения - учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:

- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;

-посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимися;

-творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими вокальными коллективами;

- концертные выступления и гастрольные поездки;

- запись фонограмм в студийных условиях.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный.

В постановке голоса  используются следующие основные формы занятий с учащимися:

- индивидуальные занятия (пение, обучение нотной грамоте)

-групповые занятия (пение в вокальном ансамбле).

Указанная программа определяет приоритеты развития художественно-эстетической направленности и общественную значимость творческой деятельности детей.

Режим занятий

Занятия проводятся : 2 раза в неделю.

Первый год обучения: по 2 академических часа.

Второй год обучения: по 45 минут.

Общее количество часов в год: 144ч (первый год обучения), 72ч (второй год обучения).

На основе диагностики скрытых потенциальных возможностей (проводится при помощи различных индивидуальных распевок, дыхательных упражнений, других методик позволяющих педагогу проследить за каждым учащимся в отдельности) определяются направления индивидуальной  работы с одаренными детьми по развитию вокальных способностей, подготовке к конкурсам и фестивалям.

Ожидаемые результаты освоения программы

В конце первого года обучения учащиеся будут знать о:

● сольном и ансамблевом пении;

● академической манере пения;

● чистоте интонации звучания;

● певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания.

В конце второго года обучения учащиеся будут знать о:

●строении голосового аппарата;

●жесткой и мягкой атаке;

●об охране голоса в предмутационный и мутационный периоды;

●средствах музыкальной  выразительности;

●гармоническом и мелодическом слухе, навыках, необходимых для профессиональной сценической деятельности (артистическая смелость, непосредственность и самостоятельность, потребность к певческой деятельности, настойчивость, выдержанность, целеустремлённость и трудолюбие).

К концу  первого года обучения учащиеся будут уметь:

● чисто интонировать, петь опертым звуком;  

● формировать гласные и произносить согласные звуки;

● петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

●  понимать дирижёрские жесты и следовать им;

●  понимать средства музыкальной выразительности.  

● петь под фонограмму в группе и соло.

К  концу  второго  года обучения учащиеся будут уметь:

● преодолевать мышечные зажимы;

● вести себя в коллективе.

●  соблюдать при пении певческую установку;

●  при содействии руководителя делать исполнительский анализ;

● пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём  диапазоне ровным по тембру звуком;

● петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;

●  уметь держаться на сцене;

● петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;

● уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;

●  уметь петь произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус.

Учащиеся смогут  решать следующие жизненно-практические задачи:

●работать в коллективе, в команде;

●заниматься самообразованием;

●поддерживать  художественно- эстетический  вкус.

        Способы проверки результатов освоения программы:

● педагогического наблюдения;

● проведения итоговых занятий, зачетов, обобщения, обсуждение результатов через: входную диагностику, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию.

        Формы контроля деятельности–   это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия учащихся объединения в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности.

       

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 года обучения

Наименование тем

Количество часов

Форма проверки

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Беседы по технике безопасности.

2

2

Устный опрос

2.

Вокально-тренировочные упражнения.    

2

4

6

зачёт

3.

Основы певческого дыхания.

2

4

6

тестирование

4.

Постановка голоса.

2

6

8

зачёт

5.

Постановка вокального дыхания.

2

6

8

зачёт

6.

Работа над репертуаром.

4

10

14

тестирование

7.

Пение учебно-тренировочного материала.

4

10

14

выступление

8.

Репертуарная практика.

2

10

12

выступление

9.

Работа с микрофоном.

2

8

10

зачёт

10.

Формирование музыкальной культуры.

4

6

10

тестирование

11.

Основы сценического движения.

2

10

12

Практическое занятие

12.

Сценическая практика.

2

10

12

зачёт

13.

Основы музыкальной грамоты.

2

4

6

тестирование

14.

Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

4

4

анализ

15.

Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

2

6

8

тестирование

16.

Концертная и конкурсная деятельность.

2

10

12

Отчётный концерт

Всего:

36ч

108ч

144ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1года обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство учащихся. Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).

Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

2. Вокально- тренировочные упражнения.

Основные вопросы: музыкальная терминология (legato, staccato, nonlegato, мarcato); понятие «твердая и мягкая атака звука»; резонирование.

Практическая работа: вокально-тренировочные упражнения направленные на: развитие подвижности голоса, намягкую и твердую атаку звука,   legato, staccatoмarcato,  развитие слуха, интонирование.

Будут знать: музыкальную терминологию.

Будут уметь: правильно интонировать.

3.Основы певческого дыхания.

Основные вопросы: понятие  нижнереберное, диафрагмальное  дыхание.

Практическая работа: дыхательные упражнения на развитие нижнереберного, диафрагмального  дыхания, тренировку мышц диафрагмы.

Будут знать: новые понятия нижнереберное, диафрагмальное  дыхание.

Будут уметь: выполнять упражнения на дыхание.

4.Постановка голоса.

Основные вопросы: Формирование  правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков.

Практическая работа:  Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен.  Выравнивание гласных, выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата.

Будут знать: певческая установка и навыки певческого дыхания.  Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала.

Будут уметь: ставить певческое дыхание.

5. Постановка вокального дыхания.

Основные вопросы: Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении.

Практическая работа: Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая свечка», « Кошечка», «Комарик» и др.

Будут знать: Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания.

Будут уметь: Проводить дыхательную гимнастику (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой).  

6. Работа над репертуаром.

Основные вопросы: анализ характера произведений, понятие средств музыкальной выразительности: динамика, темп, фразировка; работа над смысловым единством текста и музыки.

Практическая работа: работа над исполнением произведения с солистами, работа над созданием вокального и сценического образа исполняемого произведения; работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты,  пластику движений, репетиция, подготовка к концертному выступлению.

Будут знать: понятия средств музыкальной выразительности.

Будут уметь: входить в сценический образ исполняемого произведения.

Примерный рекомендуемый репертуар:

  1. «Как скучно взрослым быть»- сл. Мазан Ю.

2 .« Мама, будь всегда со мною рядом»- Чешегорова А.

3. « Шалунишки»- Колмагорова Ж.

4. « Я и солнышко»- Зарицкая Е.

  1. « Мама, мамочка»- Нужины И. и Н.
  2. « Мой кораблик, моя мечта»- Нужины И. и Н.
  3. «И снова мы на сцене»- Нужины И. и Н.
  4. « Доброго дня»- сл. Гвоздёв И., муз. Нужиных И. и Н.
  5. « Моя планета»- Непоседы
  6. « Новый год у ворот» Детская студия «Родники»
  7. « Это Новый год»Барбарики
  8.  «О,кей всё будет круто»сл. Р. Карапетьян
  9.  «Папа» Авт. Анастасия Трофимова, композитор Рустам Салахов
  10. « А мне бы петь» муз. Брендон Стоун, Дмитрий Геллер. Сл. М. Сапожникова
  11. « Какого цвета лето?» Барбарики
  12. « В каждом маленьком ребёнке» сл. Г.Остер, муз.Ш.Каллош
  13. « До чего дошёл прогресс» сл.Ю.Энтин, муз. Е.Крылатов
  14. « Мы - единое целое» Л.Лещенко

7. Пение учебно-тренировочного материала.

Основные вопросы: Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания.

Практическая работа: Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту (для ансамбля).

Будут знать: как развивать способность слушать свои ощущения. Контроль за собственным телом с помощью зеркала. Вокальные каноны.  Упражнения на развитие гармонического слуха.

Будут уметь: выполнять упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции.  Распевки  на дикцию: «Едет паровоз», «Василек», «Андрей-воробей». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти).

8.Репертуарная практика.

Основные вопросы: Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию.

Практическая работа: Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Пение песни по партиям.

Будут знать: художественную отработку звучания каждого из куплетов песни.

Будут уметь: доводить исполнение песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения.

9. Работа с микрофоном.

Основные вопросы: понятие «фонограмма минус 1», правила работы с микрофоном.

Практическая работа: работа с техническими средствами – микрофоном и звуковой установкой; работа с фонограммой.

Будут знать: о правилах пользования с микрофоном.

Будут уметь: правильно пользоваться микрофоном.

10.Формирование музыкальной культуры

Основные вопросы: беседы о композиторах (П.Чайковский,  М. Глинка,  А.Бородин, П.Мусоргский), беседы о разных жанрах в музыке (джаз, мюзикл, эстрада).

Практическая работа: просмотр отрывков из мюзиклов, из музыкальных фильмов, прослушивание классической музыки в современных обработках.

Будут знать: о жанрах музыки, о великих композиторах.

Будут уметь: выделять классическую музыку среди других жанров.

11.Основы сценического движения.

Основные вопросы:знакомство с движениями и характером исполнения современных и народных танцев.

Практическая работа: обмен идеями  различных  движений с учащимися,упражнения, направленные на отработку танцевальных движений в различных ритмических рисунках исполняемых музыкальных произведений.

Будут знать: о современных народных танцах.

Будут уметь: выполнять танцевальные движения различных ритмических рисунках исполняемых музыкальных произведений.

12.Сценическая  практика.

Основные вопросы: Эмоциональность при исполнении песни. Тема песни и её сценическое воплощение.

Практическая работа: создание эстрадного номера. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.

Этюды и упражнения, направленные на то, чтобы помочь начинающим эстрадным артистам осознать эмоциональную природу собственного «я», развить творческое воображение, фантазию.

Будут знать: о сценическом воплощении при исполнении песни.

Будут уметь: понимать смысл репертуарных песен.

13. Основы музыкальной грамоты.

Основные вопросы: Музыкальный звук. Основные характеристики музыкального звука. Учимся слушать звуки. Основные музыкальные жанры  - песня, танец, марш. Высота музыкального звука. Ритм и длительность звуков. Ноты. Нотная азбука. Хор. Унисон. Acapella.

Практическая работа: исполнение произведений разных жанров.

Будут знать: о музыкальном звуке и об основных музыкальных  жанрах.

Будут уметь: петь в унисон, аcapella.

14. Просмотр видеозаписей выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

15.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Примерный список произведений  для ознакомления с образцами вокальной музыки:

1. «Дождик» - муз.и сл. Н. Соловьева

2. «Веселый счет» - муз.и сл. К. Макарова

3. «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковский

4. «Веселые нотки» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова

5. «Новый год» - муз. А. Иевлев, сл. А. Фомина

6. «Как красива наша елка»

7. «Хомячок» - муз.и сл. Л. Абелян

8. «Ежик – весельчак» - муз.и сл. А Савина

9. «Наша бабушка» - муз. А. Кудряшов, сл. И. Яворская

10. «Музыкальный жук» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова

11. «Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева

12. «Манная каша» - муз.и сл. Л. Абелян

13. «Почемучки» - муз.и сл. Л. Туркиной

14. «Муравей» - муз. Л. Абелян и сл. В. Степанов

15. «Во поле береза стояла» - русская народная песня

16. «Как у наших, у ворот» - русская народная песня

17. «Мы догоним вас» - попевка - канон

18. «Спят усталые игрушки» - муз. А. Осторовский, сл. З. Петрова

19. «Наш край»  - муз. Д. Кабалевский, сл.А. Пришелец

20. «До свиданья, санки» - муз. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин

21. «Главный праздник» - муз. Н. Махамеджанова, сл. Н. Мазанов

16. Концертная и конкурсная деятельность.

Основные вопросы:  правила поведения на концертах, конкурсах.

Практическая работа: участие в учебных концертах, музыкальных конкурсах и фестивалях.

Будут знать: о правилах поведения на концертах и конкурсах.

Будут уметь: выступать перед малой и большой аудиторией.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2 года обучения

Наименование тем

Количество часов

Форма проверки

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Постановка голоса.

2

2

Устный опрос

2.

Закрепление навыков певческой установки  навыков дыхания. Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков.

2

2

зачёт

4.

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков.

1

1

2

тестирование

5.

Развитие дикции и артикуляции.

1

1

зачёт

6.

Сольное и ансамблевое пение.

1

1

2

выступление

7.

Пение учебно-тренировочного материала.

2

2

Отчётное выступление

8.

Развитие ритма.

1

1

зачёт

9.

Работа с микрофоном.

2

4

6

зачёт

10.

Работа над песенным репертуаром.

2

4

6

зачёт

11.

Обучение музыкальной грамоте.

1

1

2

тестирование

12.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

1

2

зачёт

13.

Сценическое движение.

1

1

2

выступление

14.

Сценическая практика.

1

1

2

зачёт

15.

Основы музыкальной грамоты.

2

2

тестирование

16.

Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

1

1

анализ

17.

Итоговое занятие.

1

1

Отчётное выступление

Всего:

15ч

21ч

36ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 года обучения

  1. Вводное занятие.

Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)

  1. Постановка голоса.

Основные вопросы: Певческая установка и навыки певческого дыхания.  «Зевок» - методический приём произвольного опускания гортани. Теория образования звука и работа вокального аппарата. Укрепление и развитие певческого диапазона. «Слушать и слышать себя».

Практическая работа: Упражнения на выявление тембровой окраски голоса. Пение в унисон упражнений и мелодий  разучиваемых песен.

Упражнения на разные виды голосоведения, на отработку ровного дыхания, на выравнивание гласных. Работа над голосом и мероприятия, направленные на здоровый образ жизни.

Будут знать: упражнения на отработку ровного дыхания.

Будут уметь: прорабатывать упражнения на развитие гармонического слуха. Каноны.

3. Постановка вокального дыхания.

Основные вопросы: Певческое дыхание и развитие всего организма. Длинные фразы - разумный, экономичный выдох. Вдох между фразами в быстром произведении. Вдох не должен нарушать смысл слова.

Практическая работа:Упражнения на  грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Снайпер», «Упрямая свечка», «Комарик», «Раздувание огня», «Кошечка» и др.

Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления вокального дыхания. Знакомство с навыками «цепного дыхания».

Будут знать: отработку правильного диафрагматического дыхания.

Будут уметь: работать над произнесением одной мысли на одном дыхании.

4. Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков:

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков
у учащихся.

Основные вопросы: Понятия о  концентрическом и фонетическом  методах обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.  

Практическая работа: Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня – закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедениеl egatoиnоnlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

Будут знать: о методах обучения пению.

Будут уметь:закреплять певческие навыки.

5. Развитие дикции и артикуляции.

Основные вопросы: Закрепление понятий о дикции и артикуляции. Повторение правил орфоэпии. Развитие артикуляционного аппарата. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционного аппарата.

Практическая работа: Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Формирование высокой и низкой певческой форманты. Контроль положения языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

Будут знать:как работает артикуляционный аппарат с мимикой и пантомимикой.

Будут уметь: произносить чёткий звук.

6. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Основные вопросы: Закрепление понятия о солистах, вокальных ансамблях  (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете и т.д.), хоровом пении. Повторение знаний об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

Практическая работа: организация занятий с певцами-солистами, воспроизведение голосом требований педагога, пение по фразам.

Будут знать: о сольном и ансамблевом пении.

Будут уметь: воспроизводить голосом требования педагога.

7. Пение учебно-тренировочного материала.

Основные вопросы: Распевание как эмоциональная настройка вокалиста. Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевания на дикцию, на развитие и укрепление певческого дыхания.

Практическая работа: Проработка упражнений с усложнением и ускорением.  Мышечный автоматизм и слуховой "контроль" поющего. Упражнения на переходы к многоголосию от унисона, через квинты к трезвучиям. Совершенствуем несложные элементы двухголосия – подголоски, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера” (для ансамбля). Упражнения на создание ритмического ансамбля (для ансамбля).

Будут знать: упражнения на развитие и укрепление ощущения резонаторов.

Будут уметь: правильно распеваться, снимать зажимы, выполнять упражнения с ускорением и усложнением.

8. Развитие чувства ритма.

Основные вопросы: Понятие о ритме. Классификация длительностей. Роль ритма в музыке.

Практическая работа: Ритмические упражнения с пением. Чтение не сложных вокальных упражнений с листа.

Будут знать: о ритме в музыке.

Будут уметь: читать с листа вокальные упражнения.

9. Работа с микрофоном.

Основные вопросы: Дикция и  правильное голосообразование. Практическая работа: Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен и запись выступления с последующим прослушиванием и просмотром записи. Скороговорки. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываем отдельные гласные и согласные звуки. Гласные - "носители" вокального звука. Упражнения на подачу звука.

Будут знать:о дикции и голосообразовании.

Будут уметь: петь с микрофоном упражнения и отрывков из песен.

10.Репертуарная практика.

Разнообразим репертуар: включаем произведения различные по форме, жанру, содержанию. Выбираем произведения, способствующие развитию и укреплению голоса. Усложняем репертуар: двухголосие; тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).

Технические  моменты репертуара. Разучиваем  произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «рецитации». Учимся распределять  дыхание во время сценического  движения.

Основные вопросы: Художественный этап в отработке репертуара - пение  осмысленное и одушевлённое (донести эмоции песни до сердца слушателя).

Практическая работа: Тренинг на эмоции и сценическую речь. Нарабатываем «специальное состояние», которое позволяет комфортней чувствовать себя в жизни, на сцене, отрабатываем навыки актёрского мастерства. Введение в сценическую репетиционную работу таких понятий, как идея, тема песни, предлагаемые обстоятельства, темпоритм.

Будут знать: правильно преподносить сценическую речь.

Будут уметь: распределять  дыхание во время сценического  движения.

11. Освоение музыкальной грамоты.

Основные вопросы: Повторение ранее пройденных знаний. Закрепление  учащимися основных музыкально – выразительными средств: мелодия, гармония, лад, темп, ритм, размер, динамика. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.  

Практическая работа:  Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото. Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Пение  попевок и упражнений во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности.

Будут знать: форму музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). 

Будут уметь: петь  попевки и упражнения во всех тональностях с названием звуков.

12. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Основные вопросы: Развитие вокального слуха. Развивать умение анализировать свое пение и пение профессиональных исполнителей. Способность слышать достоинства и недостатки. Развитие эстетического вкуса. Повышение творческого уровня учащихся.

Практическая работа: Прослушивание аудио- и видеозаписей. Обсуждение, анализ умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями,
афишами. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными
программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся.

Будут знать: об эстетическом вкусе.

Будут уметь: анализировать свое пение и пение профессиональных исполнителей.

13. Сценическая  практика.

Основные вопросы: Работа над эстрадным номером: развиваем умение раскрыть индивидуальность песни, выстроить драматургию номера. Этюды для тренировки  актёрской  природы в разнообразных сценических ситуациях. Учимся не только петь, но и красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене. Уметь сочетать пение с  простейшими танцевальными движениями. Вырабатываем осознанное ощущение пространства для грамотного и уверенного расположения ансамбля на сцене.

Практические вопросы: Грамотная работа с микрофонами. Костюмы, сценические атрибуты, декорации.

Будут знать: о грамотном оформлении своих действий на сцене.

Будут уметь: раскрывать индивидуальность песни.

14. Основы музыкальной грамоты.

Основные вопросы: Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Ритм и длительности звуков. Такт. Тактовая черта. Нотные ключи. Пауза. Темп. Метроном. Мажор и минор. Унисон. Типы голосов.

Практическая работа: Исполнение мажорных и минорных произведений.

Будут знать: о музыкальных и речевых интонациях.

Будут уметь: различать музыкальные интонации, определять такт, темп музыкальных произведений.

15. Просмотр видеозаписей выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

16. Итоговое занятие.

Основные вопросы: Повторение изученного теоретического материала. Подведение итогов за учебный год, знакомство  детей с планами на следующий учебный год, знакомство с музыкальным материалом, который будет использован в следующем  учебном году.

Практическая работа:  Проведение  итогового  тестирования детей. Повторение репертуарного материала.

Будут знать: о навыках, необходимых для профессиональной сценической деятельности.

Будут уметь: петь произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус.

Примерный репертуарный список:

1. «Осень наступила» - муз.и сл. С. Насауленко

2. «Зеленые ботинки» - муз. С. Гаврилов, сл. Р. Алдонин

3.  «Индийский слон» - муз. А. Иевлев, сл. К. Кубилинскас

4. «Про варенье» - муз. В. Богатырев, сл. В. Жук

5. «Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я. Аким

6. «До, ре, ми, фа, соль…» - муз. А. Островский, сл. З. Петрова

7. «Две капельки» - муз. Е. Зарицкая, сл. М. Пляцковский

8. «Где был Иванушка» - русская народная песня

9. «Перепелочка» - белорусская народная песня

10. «Скок, скок, поскок» - русская народная песня (канон)

11. «Вместе весело шагать» - муз. И. Шаинский, сл. М. Матусовский

12. «Паровоз – букашка»  - муз. А. Ермолов, сл. А. Морозов

13. «Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлев

14. «Моя Россия» - муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева

15. «Простая песенка» - муз. В. Дементьев, сл. В. Семернин

16. «Пешки – ложки» - муз. Ю. Турнянский, сл. В. Приходько

17.  «Мамочка» - муз. В. Канищев, сл. Л. Афлятунова

18. «Веселая песенка» - муз. А. Ермолов, сл. В. Борисов

19. «Что такое Родина» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова

20. «Катюша» - муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский

Примерный репертуарный список:

1. «Самый добрый человек» - муз.и сл. А. Ермолов

2. «Наши судьбы» - муз. В. Михайлов, сл. Т. Мухаметшина

3. «Та – ба – да – ба – да» - муз. А. Моцарт – Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин

4. «Мама» - муз.и сл. С. Поплавский

5. «Солнечные зайчики» - муз. А. Ермолов, сл. А. Бочковская

6. «Будем вместе» - муз. А. Ермолов, сл. И. Гуляева

7. «Весенняя песня» - муз. И – С. Бах, русский текст И. Гинзберг

8. «Слава солнцу, слава миру» - муз. А. Мозарт (канон)

9. «В сыром бору, тропина» - русская народная песня, обр. А. Гречанинова

10. «Конь» - муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганов

11. «Росы – росыньки» - муз.и сл. О. Полякова

12. «Новогодняя считалочка» - муз. А. Ермолов, сл.

13. «Если мы будем дружить» - муз.и сл. А. Ермолов

14. «Ангел летает» - муз. А. Хвойницкий, И. Мороко, сл. Н. Подгурбунский, И. Хвойницкий

15. «Ровесницы» - муз. Ю. Чичков, сл. М. Пляцковский

16. «Мир без войны» - муз.и сл. Е. Комар

17. «Светит солнышко» - муз. А. Ермолов, сл. В. Орлов

18. «Солнечные зайчики» - муз. А. Ермолов, сл. А. Бочковская

19. «Здравствуй, утро!» - муз. А. Ермолов, сл. С. Золотухин

20. «Дай мне руку» - муз.и сл. Ж. Колмогорова

21. «Парус детства» - муз. О. Юдахина, сл. В. Вагнер

22. «Перемена» - муз.и сл. Е. и В. Шмаковы

23. «Детство» - муз.и сл. А. Петряшева

Примерный репертуарный список:

1. «Хорошее настроение»

2. «Будем вместе» - муз. А. Ермолов, сл. И. Гуляева

3. «Гимн музыке» - муз. А. Ермолов, сл. С. Пярнянен

4. «Дружба» - В. Сидоров, сл. А. Шмульяна

5. «Первая любовь» - муз. А. Ермолов

6. «Новый день» - муз. А. Ермолов, сл. А. Бочковская

7. «Среди долины ровные» - русская народная песня

8. «Венецианская ночь» - муз. М. Глинка, сл. И. Козлов

9. «Воет ветер» - муз. М. Глинка, сл. В. Забеллы

10. «Милое лето» - муз. Дворжак – Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин

11. «Старый рояль» - муз. М. Минков, сл. А. Иванов

12. «Надежда» - муз. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравов

13. «Будь веселей» - муз.и сл. А. Морозова

14. «Ромашки для Наташки» - муз.и сл. Ю. Верижников

15. «Парус мечты» - муз. А. Церпята, сл. А. Гринько и О. Жук

16. «Обязательно будем жизнь» - муз. Е. Зарицкая, сл. И. Шевчук

17. «Моя Россия» - муз.и сл. И и Н. Нужины

18. «Весна Победы» - муз. Н. и И. Нужины, сл. Н. Белянин

19. «Сон дождя» - муз. О. Наумов, сл. В. Рощин и Е. Карамушка (Из мюзикла «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки»)

20. «Поднимись, Россия!» - муз.и сл. В. Ударцев

21. «Надежда есть» - муз.и сл. Ж. Колмогорова

22. «Океан мечты» - муз. А. Ермолов, сл. В. Борисов

23. «Голуби» - муз.и сл. С. Трофимов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Используются следующие группы форм организации обучения:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, коллективная, групповая, индивидуальная.
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
  • по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как  творческую, самостоятельную, студийную деятельность детей. Используются: методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, сценарии концертов, игровых программ, проектов, развивающие и дидактические презентации: дидактические и психологические игры и упражнения, идактические материалы.

Педагогические технологии:

В программе применяются следующие педагогические технологии:

- здоровьесберегающие;

-  технологии проектной деятельности;

-  информационно-коммуникационные;

- личностно-ориентированные;

-  игровые.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Ноутбук.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7. Нотный материал, подборка репертуара.

8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3, USB.

9. Записи выступлений, концертов.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

1.Нормативные документы:

1)  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

     2) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6) Устав МБУ ДО ДПШ г.Янаул.

2. Литература для педагога:

     1) Васильева, О.В. Школа пения. Часть 1. – «Семнадцать вокализов» / О.В. Васильева. - М.: РиС, 2015. - 52 c.

     2) Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика –   Ростов-на-Дону Феникс 2015.

     3) Лысенко, Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В. Пак, Л.В. Рогожина и др. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 72 c.

3. Литература для обучающихся:

1)Пособие/книга "Гарина З.: Голос. Музыкальная грамота для вокалистов", автором которой является Гарина З., 2015.

     2) Пособие/книга "Романова Л.: Школа эстрадного вокала, 2016.

  1. Интернет - ресурсы:

1) https://ale07.ru/music/notes/song/chorus/posobia_vokal.htm

     2) http://aperock.ucoz.ru/load/vokal/24

     3)https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-  obrazovanie/library/2013/11/02/programma-po-estradnomu-vokalu

4)https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-obucheniya-vokalu-v-vokalnom-kruzhke-poyuschie-druzya-738927.html.

5)http://harmony.arts.mos.ru/Щапово%20Авторская%20программа%20по%20эстрадному%20вокалу.pdf

6)http://открытыйурок.рф/статьи/575087/

7)https://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-po-vokalu-754629.html        8)http://www.uchmet.ru/library/material/133652/.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Дом пионеров и школьников г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

                               Согласовано

зам. директора по УВР

  ____________________

Э.Ф. Хайретдинова

                   «Утверждаю»

                    Директор

____________________

Д.Ф. Шамсутдинова

Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

« Музыкальная карусель»

     Место реализации: МБУ ДО ДПШ г. Янаул

                                                                                                 Срок реализации: 1 год

                                                                                              Год обучения: первый

                                                                                                         Возраст учащихся: 8 -10 лет

                                                                                                    Составитель: педагог ДО

                                                                                                                Грузденко Ирина Анатолиевна

Янаул, 2020

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Дата проведения занятия

Корректировка даты

Причина корректировки

всего

теория

практика

Вводное занятие. Беседы по технике безопасности.

Входная диагностика.

2

2

Лекция, тестовая

Вокально-тренировочные упражнения.    

2

1

1

Практическое занятие

Упражнения на развитие вокальных навыков.

2

2

Практическое занятие

Разноуровневые упражнения  на выявление вокальных данных.

2

1

1

Беседа, тестовая

Основы певческого дыхания.

2

1

1

Лекция, практическое занятие

Упражнения на постановку певческого дыхания.

2

1

1

Практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Постановка голоса.

2

1

1

Самостоятельная работа, лекция

Упражнения на постановку голоса.

2

1

1

Практическое занятие, лекция

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Постановка вокального дыхания.

2

1

1

Лекция, практическое занятие

Упражнения на развитие вокального дыхания.

2

1

1

Тестовая, практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Работа над репертуаром.

2

1

1

Беседа, практическое занятие

Разбор песенного репертуара. Разучивание песни «Доброго дня ».

2

1

1

Беседа, практическое занятие

Разучивание песни «Шалунишки ».

2

1

1

Практическое занятие

Разучивание песни « Мама, мамочка».

2

1

1

Практическое занятие

Разучивание песни Мама будь всегда со мною рядом

2

2

Практическое занятие

Разучивание песни « Моя планета».

2

2

Практическое занятие

Разучивание песни «Мы - единое целое».

2

2

Практическое занятие

Зачётное занятие.

2

1

1

Зачётная, постановочное занятие

Пение учебно-тренировочного материала. Разучивание песни « Новый год у ворот».

2

1

1

Практическое занятие, лекция

Разучивание песни

«Это Новый год».

2

1

1

Практическое занятие

Разучивание песни

«Здравствуй, Дед Мороз»».

2

1

1

Практическое занятие


Повторение изученных песен.

2

1

1

Практическое занятие

Разучивание песни. «Как скучно быть взрослым».

2

2

Практическое занятие

Разучивание песни. «Белым снегом».

2

2

Практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Постановочное занятие

Репертуарная практика.

2

1

1

Беседа, тестовая

Повторение изученных песен. Промежуточная аттестация.

2

1

1

Игровая

Слушание песен, современных исполнителей. Анализ.

2

2

Тестовая, беседа

Интонационные трудности разучиваемых песен.

2

2

Беседа

Разучивание песни «Я и солнышко». Пение песен по партиям.

2

2

Практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Зачётное

Работа с микрофоном. Просмотр видеозаписей.

2

1

1

Практическое занятие, лекция

Понятие «фонограмма минус 1», правила работы с микрофоном.

2

1

1

Лекция, практическое занятие

Работа с фонограммой.

2

2

Практическое занятие

Работа с техническими средствами – микрофоном и звуковой установкой.

2

2

Беседа, практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Формирование музыкальной культуры. Беседа о композиторах.

2

1

1

Беседа

Просмотр отрывков из мюзиклов, из музыкальных фильмов, прослушивание классической музыки в современных обработках.

2

1

1

Практическое занятие

Классическая музыка. Тестирование.

2

1

1

Лекция, тестовая

Жанры музыки.

2

1

1

Лекция, тестовая

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Основы сценического движения. Знакомство с характером исполнения современных танцев.

2

1

1

Лекция, тестовая

Знакомство с характером и движениями народных танцев.

2

1

1

Лекция, практическое занятие

Обмен идеями  различных  движений с учащимися.

2

2

Практическое занятие

Упражнения, направленные на отработку танцевальных движений исполняемых музыкальных произведений.

2

2

Практическое занятие

Просмотр отрывков из мюзиклов, из музыкальных фильмов.

2

2

Практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Постановочное занятие

Сценическая практика, этюды и упражнения.

2

1

1

Практическое занятие

Сценическое воплощение при исполнении песни.

2

1

1

Практическое занятие

Отработка выхода на сцену и ухода после выступления.

2

2

Практическое занятие

Создание эстрадного номера.

2

2

Постановочное занятие

Отработка сценического образа.

2

2

Практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Основы музыкальной грамоты.

2

1

1

Лекция, тестовая

Музыкальный звук. Основные характеристики музыкального звука.

2

1

1

Лекция, тестовая

Основные музыкальные жанры  - песня, танец, марш.

2

1

1

Лекция, тестовая

Ноты. Нотная азбука. Хор. Унисон. Acapella.

2

1

1

Лекция, тестовая

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

2

2

Практическое занятие

Анализ конкурсных выступлений.

2

2

Беседа, тестовая

Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки. Ознакомление с произведением «Дождик» - муз.и сл. Н. Соловьева.

2

1

1

Лекция, практическое занятие

Ознакомление с произведением «Веселые нотки» - муз. Е. Цыганкова, сл. О. Рахманова.

2

1

1

Лекция, практическое занятие

Ознакомление с произведением «Наша бабушка» - муз. А. Кудряшов, сл. И. Яворская

2

2

Лекция, практическое занятие

Ознакомление с произведением «Наш край».  

2

2

Лекция, практическое занятие

Зачётное занятие.

2

2

Зачётная

Концертная деятельность.

Правила поведения на концертах и конкурсах.

2

1

1

Лекция, тестовая

Подготовка к концерту. Репетиция.

2

1

1

Репетиционное занятие

Выступление перед малой аудиторией.

2

2

Занятие- концерт

Отчётное выступление. Итоговая аттестация.

2

2

Занятие- концерт,

тестовая

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Дом пионеров и школьников г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

                               Согласовано

зам. директора по УВР

  ____________________

Э.Ф. Хайретдинова

                   «Утверждаю»

                    Директор

____________________

Д.Ф. Шамсутдинова

Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

« Музыкальная карусель»

  Место реализации: МБУ ДО ДПШ г. Янаул

                                                                                                   Срок реализации: 1 год

                                                                                                Год обучения: второй

                                                                                                              Возраст учащихся: 10 -12 лет

                                                                                                      Составитель: педагог ДО

                                                                                                                  Грузденко Ирина Анатолиевна

Янаул, 2020

Наименование тем

Количество часов

Форма проверки

Дата проведения занятия

Корректировка даты

Причина корректировки

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

Входная диагностика.

1

1

Беседа

Тестирование

2.

Правила постановки  голоса.

1

1

Практическая работа

3.

Закрепление навыков певческой установки  навыков дыхания.

1

1

Зачёт

4.

Упражнения на развитие вокально-хоровых навыков.

1

1

Практическая работа

5.

Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков.

1

1

Тестирование

6.

Упражнения по закреплению певческих навыков.

1

1

Тестовая работа

7.

Развитие дикции и артикуляции.

1

1

Лекция

8.

Сольное пение.

1

1

Практическая работа

9.

Ансамблевое пение.

1

1

Практическая работа

10.

Пение учебно-тренировочного материала.

1

1

Отчётное выступление

11.

Повторение учебно- тренировочного материала.

1

1

Зачёт

12.

Развитие ритма.

1

1

Беседа

13.

Работа с микрофоном.

1

1

Практическая работа

14.

Просмотр выступлений звёзд эстрады.

1

1

Круглый стол

15.

Дикция и  правильное голосообразование.

1

1

Практическая работа

16.

Пение с микрофоном упражнений и отрывков из песен.

1

1

Самостоятельная работа

17.

Отработка отдельных гласных и согласных звуков.

1

1

Практическая работа

18.

Скороговорки. Артикуляционная гимнастика.

1

1

Практическая работа

19.

Работа над песенным репертуаром.

1

1

Зачёт

20.

Выбор произведений, способствующих развитию и укреплению голоса.

1

1

Беседа

21.

Распределение  дыхания во время сценического  движения.

1

1

Практическая работа

22.

Тренинг на эмоции и сценическую речь.

1

1

Занятие- тренинг

23.

Введение понятий, как идея, тема песни.

1

1

Лекция

24.

Пение учебного материала по партиям.

1

1

Практическая работа

25.

Обучение музыкальной грамоте.

1

1

Лекция

26.

Сценическое движение.

1

1

Зачёт

27.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

1

Викторина

28.

 Сценическое движение.

1

1

Выступление

29.

Культура поведения на сцене.

1

1

Самостоятельная работа

30.

Посещение концертов.

1

1

Экскурсия

31.

Сценическая практика.

1

1

Зачёт

32.

Работа над эстрадным номером.

1

1

Практическая работа

33.

Основы музыкальной грамоты. Интонации музыкальные и речевые.

1

1

Лекция

34.

Ритм и длительности звуков. Такт. Тактовая черта. Нотные ключи. Пауза. Темп. Метроном. Мажор и минор. Унисон. Типы голосов.

1

1

Лекция

35.

Просмотр видеозаписи выступлений детей на  Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

1

1

Анализ

36.

Итоговое занятие.

Итоговая аттестация.

1

1

Отчётное выступление

Тестирование

Всего:

15ч

21ч

36ч

                                                                         

Входная  диагностика

Объединение «Музыкальная карусель»

Форма проведения: входная  диагностика - зачёт

Структура проверочная  работы:  зачёт состоит из 2х разделов:

Часть А (вопросы 1-12) – теоретический материал;

Часть В – практический материал - слушание исполнения ранее изученной песни.

Задания:

 Часть А

              1. Как называется главная песня страны:

 а) герб.

 б) гимн.

 в) патриотическая песнь.

 г) песня о Родине.

2. Как одним словом называются пианино и рояль?

        3. Коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, называется:

                                             О   .   .   .   .   .   Р

               4.Соедини стрелками слова и составь правильные пары: 

                  Композитор                      Краски

                   Художник                        Слова

                    Поэт                                 Звуки

         5. Назовите композитора, автора Гимна России:

 а) М. П. Мусоргский

 б) С. С. Прокофьев.

 в) А. Александров.

 г) Д. Б. Кабалевский

 6. Балет - это?

 а) музыкальный спектакль, где все герои танцуют.

б) музыкальный спектакль, где все герои поют.

 7.  Темп – это:

 а) скорость исполнения

 б) окраска звука

 в) высота звучания

8. Что музыка выражает:    

 а) Настроения, чувства

 б) Предметы, действия, явления.

9. Мимика лица при пении:

а) глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены

б ) мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах

в) мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка

10. Насколько громко нужно петь?

 а) Петь громко, выразительно

 б) Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука

 в) Петь тихо, ласково, беречь голос

Что необходимо певцу?

а) хороший слух

б) хороший нюх

в) хорошее зрение

г) хороший аппетит

Как правильно брать вдох перед началом пения?

а) Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку.

б) Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудную клетку не поднимать.

в) Набрать немного воздуха, подняв плечи.

Часть В

  Исполнить  ранее изученную песню без музыкального сопровождения.

Промежуточная аттестация

Форма проведения: промежуточная  аттестация - зачёт

Структура проверочной  работы:  зачёт проводится в виде тестовой работы из 10 вопросов с выбором ответа.

Критерии оценки:

Оценивается каждое задание. По сумме баллов выводится средний балл.

От 3 до 5 правильных ответов оценивается как 1 балл - слабый уровень;

От 5 до 8 правильных ответов - 2 балла - средний уровень;

От 10 до 12 правильных ответов - 3 балла - высокий уровень.

Задание 1. В каком ладу написана пьеса П.Чайковского «Осенняя песнь»?

А) мажор;

Б) минор;

В) два ответа верны.

Задание 2. Какое время года любил поэт А.Пушкин?

А) весна;

Б) лето;

В) осень.

Задание 3. Какой музыкальный лад стихотворения А.Пушкина «Зимняя

дорога»?

А) мажор;

Б) минор;

В) два ответа верны.

Задание 4. Как звали няню А.Пушкина?

А) Раиса Дмитриевна Пушкина;

Б) Альбина Александровна Иванова;

В) Арина Родионовна Яковлева.

Задание 5. Кто написал оперу «Сказка о царе Салтане…» на стихи А.Пушкина?

А) М. Мусоргский;

Б) Н. Римский - Корсаков;

В) П. Чайковский

Задание 6. Кто написал оперу «Борис Годунов»?

А) М. Мусоргский;

Б) Н. Римский – Корсаков;

В) П. Чайковский.

Задание 7. Кто сочинил романс «Венецианская ночь»?

А) М. Глинка;

Б) М. Мусоргский;

В) П. Чайковский.

Задание 8. Что такое романс?

А) сольная пьеса с инструментальным сопровождением;

Б) инструментальная пьеса с выразительной песенной мелодией;

В) два ответа верны.

Задание 9. Сколько исполнителей входит в состав дуэта?

А) два;

Б) три;

В) много.

Задание 10. Какие музыкальные инструменты считаются символом русского

народа?

А) балалайка, гармонь;

Б) рожок, свирель;

В) гитара, фортепиано.

Итоговая аттестация

Форма проведения: итоговая аттестация - зачёт

Структура проверочной  работы:  зачёт состоит из 2-х разделов:

Часть А (вопросы 1-10) – теоретический материал;

Часть В – практический материал - слушание исполнения ранее изученной песни.

Критерии оценки:

Оценивается каждое задание. По сумме баллов выводится средний балл.

Часть А

От 3 до 5 правильных ответов оценивается как 1 балл - слабый уровень

От 5 до 8 правильных ответов - 2 балла - средний уровень

От 8 до 10 правильных ответов - 3 балла - высокий уровень

Часть В

1 балл – ребенок не интонирует мелодию.

2 балла – ребенок интонирует мелодию частично, или с помощью педагога.

3 балла – ребенок самостоятельно интонирует мелодию.

Часть А

  1. Слово вокал переводится, как…

А) пение

Б) голос

В) музыка

  1. Ансамбль – это…

А) группа спортсменов

Б) группа певцов

В) группа плавцов

  1. Исполнение forte это - :

А) громко

Б) тихо

В) весело

  1. Плавное, связное исполнение – это :

А) non legato

Б) staccato

В) legato

  1. Скорость исполнения музыкального произведения это - :

А) тембр

Б) темп

В) динамика

  1. Тембр – это:

А) скорость исполнения

Б) индивидуальная окраска звука

В) высота звука

  1. Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов называется:

А) метром

Б) музыкальным строем

В) ритмом

  1. временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса это - :

А) такт

Б) пауза   В) мелизм

  1. Такт в музыкальном произведении это :

А) расстояние (количество долей) между двумя сильными долями.

Б) культурное исполнение произведения

В) скорость исполнения произведения

   

10.     Насколько громко нужно петь?

 А) Петь громко, выразительно

 Б) Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звуков)

 В) Петь тихо, ласково, беречь голос

Часть В

  Исполнить  ранее изученную песню без музыкального сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Ансамбль" (2014-15 уч. г.)

Программа по комплексному обучению в студии эстетического развития "Ника" по предмету ансамбль для учащихся 3-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Общее фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 3-4 классов студии эстетическогг развития "Ника" (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальный знайка. Фортепиано" (2014-15 уч. г.)

Программа для учащихся 3-4 кл. студии "Ника"  (комплексное обучение)....

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)

Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная ритмика" (2013-2014 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня для обучающихся дошкольного возраста и 1 класса...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Музыкальная карусель»

Актуальность данной программы в том, что ребенок имеет в этом возрасте потребность в игровой деятельности, через которую осуществляется общее музыкальное развитие – это  развитие  музы...