Исследовательская работа. Лукоморье.
проект

Светлана Геннадьевна Гаврильченко

Исследовательская работа. Лукоморье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лукоморье22.13 КБ
Файл Никита489.4 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение    «Сосьвинская СОШ»      

                                                 Тема:

 «У Лукоморья или загадочные звери А.С.Пушкина»

                        Автор: Кукушкин Никита, ученик 5 класса.

Куратор: педагог дополнительного образования Гаврильченко            

                                Светлана Геннадьевна.

                                                    2018г.

                                                  п. Сосьва.

                   Тема моей  исследовательской работы:          

                                      «Путешествие в Лукоморье».

     Эта тема выбрана нами  не случайно. С самого раннего детства мы были знакомы с творчеством А.С. Пушкина :в детском саду с удовольствием слушал чудесные стихи . А вступление к  поэме «Руслан и Людмила» нам настолько понравилось, что мы решили сделать анализ небольшого отрывка.

   Мы решили оформить школьный двор своими поделками и с удовольствием   рисовали всех персонажей. Данная работа направлена на  поиски загадочной  и  сказочной стороны - Лукоморья. В ходе поиска я  ещё раз проработал  литературные источники, где упоминается Лукоморье. Также пользовался вспомогательным  материалом  по географии.  Обнаружил, что чудесное Лукоморье имеет конкретные географические координаты. Я думаю, что мне удалось достичь цели, потому что   получилось настоящее путешествие в Лукоморье.

                                        Немного истории…

     Уже в детские годы  Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские народные сказки. Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна.   Поэт записал со слов няни несколько  присказок, среди них была такая: „ По цепи ходит кот кругом – Не схожий ни с одним котом,  Направо сказочку мурлычет, Налево песнь мяучит он.  Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал. Так постепенно и рождались образы. 

.           Что же такое лукоморье и где оно находится?

       Во первых, давайте разберёмся, что же такое Лукоморье и где оно находится,  существует ли оно на самом деле?  Берем все словари,  какие есть у нас в библиотеке. Находим. Интересно, что слово лукоморье написано у А.С. Пушкина с маленькой буквы.  Значит, это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает?  В словаре современного русского языка я прочитал, что  лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

       В словаре  Ожегова даётся определение - Лукоморье это - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

      Таким образом,  русское слово «лукоморье» означает изгиб реки недалеко от её устья.

  В интернете мы нашли интереснейший материал  географа Александра Гваньини: «Область Лукоморья тянется длинной полосой подле Северного моря; её обитатели живут без всяких построек в лесах и полях…

    Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно, Лукоморье располагалось возле излучин Чёрного моря

       Мы также взяли в сельской библиотеке книгу  славянской мифологии.  Там нашли материал о Лукоморье — это  заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги. 

                       Кто населяет Лукоморье?

 Лукоморья - представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов, наполненную необыкновенным, волшебным.  Здесь много сказочных героев:  русалка, Баба Яга, есть страшный колдун, леший Объединяет всех говорящий кот, который сидит на цепи.

         В стихотворении говорится о  коте,  пришедшем из русских сказок. Он сидел на высоком столбе. Сказки сказывал да сон необоримый на людей напускал.

                « Там чудеса, там Леший бродит…».

       

 Берем словарь и находим кто такой леший?   Согласно поверьям, Лешие не столько вредят людям, сколько проказят, шутят, либо напустят в глаза туман, собьют с толку, и заблудившийся долго будет кружить по лесу на одном и том же месте, пока, наконец, натерпевшись страху, не выберется из чащи.

«…Русалка на ветвях сидит…»

   

 Очень интересен материал про русалку. . А почему Русалка сидит на дереве, а не плещется в водоёме, хотя она в воде обитает?

 Мы нашли материал о мистических существах. Оказывается, что гребень русалки сделан из рыбьей кости, а рыба в древности была символом  влаги. У той русалки у которой  есть  гребень, может жить в лесу, далеко от воды.

 Но чаще всего, выходя на берег, она взбирается на плакучую иву  или берёзку  и качается на ветвях,

 

«Следы  невиданных зверей…»

      Видимо, звери сюда на водопой приходят, потому что это сказочный лес. И звери в нём должны быть сказочные и волшебные.  

«Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»  

 Да, интересно, как же в неё входить, если ни окон, ни дверей не видно. А живёт  в той избушке Баба-Яга - Костяная нога. И, наверное, она на своей ступе влетает в избушку через трубу. Мы подняли все материалы и выяснили ,что Баба-Яга пришла  из финского фольклора .Означает –злая старуха.

 « Там лес и дол видений полны….»

   

Я представляю заколдованный лес. Рядом с молодой зелёной порослью стоят деревья- великаны. И лежат поваленные стволы, покрытые тёмным мхом. На деревьях повисли лишайники, как бороды.

          Словосочетание  «русский дух» 

 В народной сказке  отличается от значения, которое вкладывает  поэт.. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам.

              Во всей поэме  можно обнаружить и другие устаревшие слова из словаря С.И. Ожегова, нахожу :

Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

Невиданные(звери)- неизвестные,  которых  никто  не  видел.

Дол – долина,  равнина.

Витязь – воин,  богатырь.

Чредой (выходят) – идут  парами.

Пленяет – берет  в  плен.

Тужить – горевать,  кручиниться.

Поведаю – расскажу

         А.С. Пушкин использует устаревшие слова: дол, видений, брег, чредой.  Для чего?  Для того чтобы придать произведению волшебность, загадочность, торжественность.

           Эти устаревшие слова помогают яснее представить прошедшее время.

       Традиционная концовка у сказки такова:

                             И там я был, и мед я пил;
                             У моря видел дуб зеленый;
                             Под ним сидел, и кот ученый.                              Свои мне сказки говорил...

           Поэт не отрицает, что «по усам текло, а в рот не попало»). Он, наоборот, утверждает: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Почему? На мой взгляд, чтобы подчеркнуть достоверность всего сказанного.

            Пушкину было двадцать лет, когда он написал эту поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы. Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует!  

         На Крымском полуострове есть мыс, там находится монастырь На крутом берегу мыса стоит памятник, на котором написано, что здесь был Пушкин.

                             Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Спасибо всем кто помог мне в моей практической роботе:
-Учителю технологии Бахареву   Д.В.

 -Руководителю кружка «Рукоделие»  Гаврильченко С.Г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...