Дополнительная общеразвивающая программа "Эстрадный хор"
рабочая программа

Чепель Анна Григорьевна

Аннотация к программе по учебному предмету «Эстрадный хор»

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся в детской эстрадной школе. 

Особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память; воспитывает художественный вкус. Хоровое эстрадное пение  помогает детям познавать культуру эстрадной песни, ее многогранность и разнообразие, вариативность исполнения в составе эстрадного хора. Элементы хореографии помогают развивать технику вокального дыхания, а движения во время исполнения вокального произведения помогают подчеркнуть нюансы в песне.

Актуальность программы  заключается в том, что в настоящее время  велика значимость в комплексной подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность участия в конкурсах и фестивалях.

        Детский эстрадный хор существует второй год и за этот, сравнительно недолгий период, коллектив показал хорошие результаты.

В феврале 2017 года хор участвовал в Городском фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусств – 2017» (диплом Лауреата I степени) (диплом прилагается). В марте 2017 года Детский эстрадный хор принял участие в IV Московском открытом детско-юношеском фестивале – конкурсе пения на иностранных языках «ФаСиЛя» с песней «Rag mop» (диплом Лауреата II степени) (диплом прилагается).

Детский эстрадный хор принимает активное участие в концертах общеобразовательной школы.

Сводный хор в составе Детского эстрадного хора, а также хора педагогов общеобразовательной школы принимал участие в Благотворительном концерте «Маленький принц» с произведением Чарльза Дженкинса «Adiemus» в апреле 2017 года (видео прилагается).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estradnyy_hor_vtoroy_klass_dlya_konkursa.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495) 642-60-96;

email:2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2120

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2120

___________________Шурухина А.Н

Приказ № 37 от 31.08.2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Эстрадный хор»

                        Направленность: Художественная

Уровень:

Возраст обучающихся:  7-11 лет

Срок реализации: 8 лет

                                                                                                Составитель:

Довгаленок Ирина Валентиновна

Педагог дополнительного образования                                  

                                                                      Чепель Анна Григорьевна

Веденьева Дарья Михайловна

                                                                   

г. Москва

2017

Пояснительная записка

Хоровое пение в системе предметов Детской эстрадной школы занимает важное место, так как способствует развитию  художественного вкуса детей,  расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.

Задача руководителя хорового класса -  привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Особенностью данной программы является синтез движения и музыки, формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память; воспитывает художественный вкус.

Актуальность программы  заключается в том, что в настоящее время  велика значимость в комплексной подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого коллектива, а, следовательно, результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года планируется: зачет (в первом полугодии), экзамен (в конце учебного года).

Хоровое пение с элементами хореографии как учебная дисциплина в Детской эстрадной школе имеет ряд определенных целей и задач:

Цель программы:

Развитие вокально-хореографических, музыкально-творческих способностей обучающихся через приобщение к различным видам танцевальных и вокальных направлений в детской эстрадной школе, комплексное эстетическое развитие личности ребенка посредством углубленного изучения основ эстрадного вокального искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

- научить двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;

- научить управлять дыханием и пением во время движения.

-научить координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности движений.

Развивающие:

- развить познавательную, эстетическую, нравственную культуру поведения обучающихся через приобщение к хореографическому искусству;

- развить коммуникативные способности;

- развить координацию вокальных мышц;

- развить навыки ансамблевого пения.

Воспитательные:

- формировать духовные ценности, приобщать к нравственным идеалам;

- введение обучающихся в мир традиционной культуры России и народов мира;

- воспитать культуру движения.

Программа помогает раскрыть возможности и творческие способности каждого ребенка, приобщает к ценностям общечеловеческой культуры.

Основные направления работы в хоровом классе (с элементами хореографии)

1. Певческая установка и дыхание

2. Звуковедение, дикция

3. Ансамбль и строй

4. Формирование исполнительских навыков

5. Развитие хореографических навыков

Формы реализации задач хорового класса

- коллективное пение;

- сводные репетиции;

- концертные выступления;

- просветительская деятельность;

- участие в творческих конкурсах и фестивалях;

Учет успеваемости

Контроль за уровнем хорового репертуара осуществляется руководителем в форме индивидуального опроса на занятиях, в форме концертных выступлений всего коллектива, а так же в форме зачета по хоровым партиям. Зачет проводится 1-2 раза в четверть. Обучающиеся на зачете поют индивидуально или в ансамбле (дуэтом или трио).

Требования к зачету по хоровым партиям

- знание всего изучаемого репертуара;

- владение навыком пения без сопровождения;

- выполнение всех требований преподавателя к исполняемому произведению.

Учебная нагрузка по дисциплине «Эстрадный хор» (с элементами хореографии) на хоровом отделении составляет 4 часа в неделю: один раз - 2 часа (урок проходит совместно с хореографом); один раз – 2 часа (без хореографа, с концертмейстером).

Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности

2

2

2. Основы вокального и хореографического искусства

2.1. Певческое дыхание в движении

6

6

2.2. Вокал и хореография

4

4

3. Развитие певческих навыков

3.1. Хор

12

12

3.2. Хоровые навыки

20

20

3.3. Вокальная техника

4

4

4. Виды, типы сценического движения

4.1. Соотношение движения и пения

20

20

4.2. Ритм

15

5

10

4.3. Слабая доля

15

15

5. Развитие мелодического слуха

15

15

6. Дыхание, опора дыхания

15

15

7. Дикция и артикуляция

10

10

8. Отчетные мероприятия

4

4

Итого

142

21

121

Основная цель — формировать у детей творческие способности через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость, а главное, укрепляет здоровье и является профилактикой заболеваний: опорно-двигательной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем жизненно важных для развития здорового молодого поколения. Занятия хореографией активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус обучающегося.

Благодаря систематическому хореографическому и вокальному образованию обучающиеся  приобретают общую эстетическую культуру, а так же развитие танцевальных и музыкальных способностей.

На занятиях основными задачами являются так же:

-развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического);

-развитие чувства ритма, темпа, музыкальной формы; 

-развитие навыков работы в хоре: одновременно начинать и заканчивать пение, делать вдох перед началом пения и между фразами;

-развитие дыхательного аппарата;

-развитие артикуляции.

Нужно уделять огромное внимание охране голоса ребенка, не перегружать его голосовой аппарат, добиваться спокойного, не форсированного звучания.

Необходимо также продолжать выполнение таких задач как:

-формирование певческой позиции, характерной для эстрадной манеры;

-формирование четкой артикуляции, правильного звукопроизношения;

-развитие более сложных навыков работы в хоре (двухголосие, подголоски, сложные ритмические рисунки и другие ансамблевые навыки).

-подготовка учеников к сценической работе.

Предполагаемые результаты:

По окончанию учебного года обучающиеся смогут знать и уметь:

- выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами и характером музыки;

- следить за правильным  положением рук, корпуса, ног и головы во время движения;

- выполнять основные элементы танца: движения, шаги, прыжки, хореографические комбинации, переходы и рисунки в усложнённых вариантах;

- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических  упражнений;

- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки,

- уметь определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.

Обучающиеся, прошедшие обучение по данной программе, должны получить общие сведения об искусстве танца, его особенностях, представление о выразительности танцевальных движений в ходе исполнения песни, которые отражают внутренний мир человека.

Занятия обучающихся вокалом и параллельно хореографией дают хороший результат развития чувства ритма. Но это задача не из легких, поэтому требует большей самоотдачи обучающегося. Работа над соединением этих двух видов искусства начинается с первого урока и продолжается на протяжении всего процесса обучения.

Формы контроля:

Основная форма контроля на занятиях – прослушивание. Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой и опросов по пройденному материалу, сочетается с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определенным разделам программы.

Хорошей проверкой результатов работы является проведение открытых уроков и отчетного итогового мероприятия в конце учебного года, которые выявляют творческий рост учащихся и возможность перехода к более сложному этапу обучения.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректированные

1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности

2

4.09.2017

2-4

Основы вокального и хореографического искусства

Постановка корпуса. Основные позиции рук и ног.

6

6.09.2017

11.09.2017

13.09.2017

5-6

Певческое дыхание

Разучивание основных движений. Demi plies.

4

18.09.2017

20.09.2017

7-8

Основы вокального искусства

Разучивание основных движений. Battements tendus

4

25.09.2017 27.09.2017

9-13

Развитие певческих навыков

-диапазон

Разучивание основных движений. Battements tendus jetés

10

2.10.2017

4.10.2017

9.10.2017

11.10.2017

16.10.2017

14-18

Хоровые навыки

Унисон

Разучивание основных движений.Passe

10

18.10.2017

23.10.2017

25.10.2017

30.10.2017

1.11.2017

19-21

Вокальная техника

Разучивание основных танцевальных элементов. Шаги.

6

8.11.2017

13.11.2017

15.11.2017

22-25

Развитие чувства ритма. Ритмический рисунок.

Разучивание основных танцевальных элементов. Шаги.

8

20.11.2017

22.11.2017

27.11.2017

29.11.2017

26-29

Развитие хоровых навыков. Элементы двухголосия.

Разучивание основных танцевальных элементов. Шаги.

8

4.12.2017

6.12.2017

11.12.2017

13.12.2017

30-31

Ансамблевые навыки.

Разучивание основных танцевальных элементов. Шаги.

4

18.12.2017

20.12.2017

32-33

34

Развитие чувства ритма. Размер

Зачет

Разучивание основных танцевальных элементов. Шаги.

2

2

25.12.2017

27.12.2017

35-42

Хоровые навыки.

Двухголосие. Подголоски.

Разучивание основных танцевальных элементов. Повороты.

16

10.01.2018

15.01.2018

17.01.2018

22.01.2018

24.01.2018

29.01.2018

31.01.2018

5.02.2018

43-47

Развитие чувства ритма. Ритмический рисунок.

Разучивание основных танцевальных элементов. Повороты.

10

7.02.2018

12.02.2018

14.02.2018

19.02.1018

21.02.2018

48-52

Развитие гармонического слуха

Разучивание основных танцевальных элементов. Прыжки.

10

26.02.2018

28.02.2018

5.03.2018

7.03.2018

12.03.2018

53

Развитие чувства ритма. Ритмический рисунок

2

14.03.2018

54-57

Дыхание. Цепное дыхание в хоре.

Разучивание основных танцевальных элементов. Прыжки.

8

19.03.2018

21.03.2018

26.03.2018

28.03.2018

58-60

Дикция и артикуляция

Разучивание основных танцевальных элементов. Бег.

6

2.04.2018

4.04.2018

9.04.2018

61-64

Ритмический рисунок. Слабая доля.

Разучивание материала.

8

11.04.2018

16.04.2018

18.04.2018

23.04.2018

65-68

Развитие мелодического и гармонического слуха

Разучивание материала

8

25.04.2018

2.05.2018

7.05.2018

14.05.2018

69-71

Ансамблевые навыки.

Канон. Элементы трехголосия.

Разучивание материала.

6

16.05.2018

21.05.2018

23.05.2018

72-74

Развитие чувства ритма. Размер.

Подготовка к экзамену.

Экзамен

4

28.05.2018

30.05.2018

Методическое обеспечение программы

При работе над реализацией данной программы используются следующие методы обучения

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж)

-практические (упражнения, разучивание песен, партий, отрабатывание технических приемов пения)

-наглядный (показ, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов)

Условия реализации данной программы:

Для реализации данной программы  педагогу необходимы следующее оборудование и технические средства:

-фортепиано или синтезатор

-CD проигрыватель

-микрофоны

-звукоусиливающая аппаратура

-качественные фонограммы (-1)

-видео и аудиотека  

Используемая литература:

- Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»

 РнД 2006

- Иванова А. П. «Искусство пения» М. 2006

- Сет Риггс «Как стать звездой» М. 2005

- Плужников К. И. «Механика пения» Спб 2006

- «Театр, где играют дети», под редакцией А. Б. Никитиной М. 2001

-Кудрявцева Т. С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой и другие нетрадиционные практики» М. 2006

- Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» М. 2004

- Токарева Н. Г. «Петь легко» Программа обучения эстрадному вокалу в эстрадно-музыкальном театре.

Учебно- тематический план

Хор подготовительного класса

Диапазон:   «ре» 1 октавы -  «до» 2 октавы

Цель–дисциплинированное участие в коллективном музицировании.

В задачи подготовительного периода обучении входит формирование следующих умений и навыков :

- спокойно стоять и сидеть во время пения;

- реагировать на основные дирижерские жесты ;

- одновременно начинать и заканчивать пение;

- слушать друг друга во время пения;

Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем «дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.

Примерные вокальные упражнения

1. Речевые скороговорки,  интонируемые  на одном звуке;

2.Имитационные упражнения  («крик» чаек,   «страшная сказка»,  «скрип» и т.д.).

3. Дикционные упражнения

4. упражнение на плавное соединение звуков.

Все упражнения на занятиях  в подготовительном классе  должны выполняться в игровой ,свободной форме и иметь яркую эмоциональную насыщенность.

Примерный репертуар

  1. Бел.нар. песня  Сел комарик на дубочек
  2. Герчик. У волка день рожденья
  3. Калиников. Тень – тень
  4. Русская нар. Песня.  Как у наших у ворот.
  5. С. Соснин. П. Синявский . Перепляс.
  6. Струве . Маленькая мама
  7. Чешская нар . песня . Гусята
  8. Чувашская нар. Песня.  Уття»,   « Нянине-паппине.
  9.   Г. Эрнесакс. Волгина.  Паровоз

Младший хор

Диапазон : «до» 1 октавы – «ре»( «ми») 2 октавы . Хор делится на две хоровые партии.

Основные задачи:

- Фиксирование внимания детей на певческом дыхании

 - выработка навыков пения на «опоре2 , цепном дыхании;

- выработка навыков пения без сопровождения;

- гибко откликаться на жест дирижера;

 -выработка навыков пения по нотам;

 В репертуар младшего хора вводятся более сложные произведения по музыкальному языку, штрихам,  с музыкальным сопровождением, имеющим самостоятельное развитие, произведения acapella.  Большое значение на этом этапе приобретает распевание. Вокальные распевки занимают значительное по важности,  но небольшое по времени,  место на занятиях по хоровому пению. Выравнивание регистров ,расширение диапазона , выявление тембров, укрепление дыхательной мускулатуры – лишь часть вокально- хорового «арсенала»,  который отрабатывается на распеваниях. Вокальные упражнения в младшем хоре строятся на материале гамм 2 –х голосных канонов.

Вокально- хоровые навыки

Певческая установка и дыхание.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Работа над  формированием исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерный репертуар

Аренский. Комар

Аренский. Расскажи, мотылек

Бах. За рекою старый дом

Бетховен. Малиновка

Брамс. Колыбельная

И. Гайдн.  Мы дружим с музыкой

Гречанинов. Про теленочка

             Призыв весны

             Дон-дон

            Маки-маковочки

Е. Зарицкая. Где зимуют зяблики

В. Калинников.  Мишка

Н. Казаков. Колыбельная

Кюи. Майский день

А. Пахмутова. Жили были

Римский-Корсаков. Белка (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Русская нар. Песня. Как по морю

                                  По ягоды

                                  Цветики

                                  Рыбка-окунечек

В. Салихова. Пирен анне

Чайковский. Мой садик

            Осень

Щукин. Маленький кузнечик

Старший хор

Хор делится на три хоровые партии  сопрано I , II, альт.

Диапазон : «си» малой октавы – «соль» второй октавы.

Задачи

- чистый и красивый унисон;

- точное интонирование;

- пение на ровном, наполненном дыхании;

- чистота строя в многоголосии;

- эмоциональная насыщенность хорового звучания;

- осмысленное прочтение текста;

Оптимальное звучание в старшем хоре:

- выявленные тембры хоровых партий;

 - нефорсированное пение;

- «теплые», «льющиеся» голоса на вибрато;

- свободное владение певческим диапазоном4

- владение амплитудой динамических оттенков;

Пение acapрella, трехголосное пение расширяют рамки репертуара. Акцентируется внимание на округлом певческом звуке, более гибком владении навыком «цепного»  дыхания.

 В распевках  активно используются 2- х и  3- х голосные упражнения, вокализы, вокализации фрагментов произведений из хорового репертуара. Старший хор  - завершающая стадия обучения в ДМШ . в конце года каждый хор представляет свою программу на отчетном концерте хорового отделения.

Вокально- хоровые навыки

Певческая установка и дыхание.

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.

Звуковедение и дикция.

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр.

Ансамбль и строй.

Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Работа над  формированием исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерный репертуар

Бетховен.  Весенний призыв

                 Восхваление природы человеком

Баневич. Земля детей

Бородин.  Улетай на крыльях ветра (хор из оперы «Князь Игорь»)

Глинка.Попутная песня (перел.В.Соколова)

                 Патриотическая песня

Славься (хор из оперы «Иван Сусанин»)

Гречанинов. Пчелка

Даргомыжский. Тише-тише (хор русалок из оперы «Русалка»)

Ипполитов-Иванов. Горные вершины

Кюи.  Весна

Коровицын.     Родина

Литовская нарю песня. Ой ты мой дубочек

Неизв. Автор. Негритянская колыбельная

Рахманинов «Славься»

«Ночка»

«Сосна»

Римский-Корсаков.  Хор птиц из оперы «Снегурочка»

Русские народные песни:   Во лузях (обр. В.Попова)

                                 Милый мой хоровод (обр. В.Попова)

                                  Пойду ль, выйду ль я (обр. В.Соколова)

                                  Как у нас во садочке (обр. В.Калинникова)

                                 Скворцы прилетели (обр. В.Калистратова)

Струве.   Дороги вдаль зовут

Струве. С. Есененин. С добрым утром

Тормис. Засуха

Чайковский.  Весна

       На море утушкакупалася (хор девушек из оперы «Опричник»)

Чесноков.  Несжатая полоса

   Зеленый шум

Чувашские нар. Песни. Илемле.Тарна.Лист березы

К. Шушарин. Зимний вальс

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • наличие контингента обучающихся  и профессиональных    специалистов в области хорового обучения детей;
  • профессиональный концертмейстер;
  • кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано);
  • музыкально – дидактический материал;
  • нотная библиотека;
  • фонотека;

Литература

При разработке рабочей программы использовалась следующая литература:

 Детский голос под ред.В. Шацкой .Москва, 1970

 Развитие голоса. Координация и тренинг. В. Емельянов. Санкт- Петербург, 1997

Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.    

      Москва,  1992

Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996

Поет детская хоровая студия «Веснянка». (составитель Л. Дуганова,  Л. Алдаков. Москва, 2002)

Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ ( составитель В. Попов. Москва, 1988 )

      Хоровой класс. Г. Струве. Москва, 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...