Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Рукоделие"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа внеклассной работы кружка "Рукоделие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_rukodelie.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« МАНТУРОВСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«ПРИНЯТО»        «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете

Протокол № __                                                            «Мантуровская школа- интернат»

От ____20_______                         О.Л.Полякова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА КРУЖКА

«РУКОДЕЛИЕ»

Программа рассчитана на учащихся 4-9классов

Срок реализации – 1 год

                                                                                             Составила:

                                                                                             Руководитель кружка

                                                                                             Смирнова Е.В

                                                                              (учитель трудового обучения)

2020год

Пояснительная записка

Каждый из нас любит получать подарки. Но делать подарки ещё приятнее. Задумываясь над тем, что подарить любимым людям, мы стараемся угадать их желание и вкладываем в подарок свою душу. А если подарок изготовлен своими руками, то его хранят всю жизнь.

Дети не могут подарить маме на день рождения или 8 марта букет живых цветов, но они могут сделать своими руками цветы, игрушку или сувенир из различных материалов, например, из ткани, бисера или даже из бумаги.

Любое изделие, выполненное ребёнком – это его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени, желание сделать хорошо, оригинально и красиво, чтобы поделка понравилась его любимому близкому человеку.

Работа кружка «Рукоделие» направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке.

 На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, пяльцами, раскраивать по шаблону, конструировать изделия из лоскутков, приучаются планировать предстоящую работу, изготовлять панно, прихватки, сувениры, игрушки.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности.

Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а также является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.

Работа в кружке делится на 3 этапа:

1. работа с бумагой,

2. работа с бисером,

3. работа с тканью.

Цели программы:

расширить кругозор детей в направлении декоративно- прикладного искусства, сформировать у учащихся устойчивый интерес к рукоделию, способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса.

Основные задачи:

Образовательные:

-формировать у учащихся умение работать с различными видами материалов;

- познакомить учащихся с основными техниками работы с бумагой и плетения из бисера;

- совершенствовать умения и навыки шитья;

-учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности.

Развивающие:

 развивать творческие способности учащихся, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, формировать эстетический и   художественный вкус.

Коррекционные:

корригировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе трудовой деятельности, развивать мелкую моторику, умение планировать предстоящую работу, ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение работать в коллективе, добиваться качественного выполнения изделия и завершенности работы.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей. Годовой курс программы рассчитан на 153 часа (4,5 час в неделю). периодичность занятий - соответственно календарно-тематическому планированию, 3 раза в неделю.

Группа формируется из детей в возрасте 10-16 лет. Оптимальное количество – 12 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.

Руководитель кружка следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.

Материально- техническое обеспечение:

- Бумага цветная двусторонняя, картон цветной, цветная креповая бумага, клей ПВА, пластилин;

- бисер, бусинки, тонкая проволока, леска;

- ткани, мех, нитки швейные, вата, синтепон, пуговицы, ножницы.

Формы и методы работы:

  1. Объяснительно-иллюстрированный;
  2. Рассказ;
  3. Беседы;
  4. Работа с книгой;
  5. Демонстрация;
  6. Упражнение;
  7. Практические работы репродуктивного и творческого характера;
  8. Методы мотивации и стимулирования;
  9. Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль;
  10. Познавательная игра;
  11. Индивидуальная работа;
  12. Коллективно-творческая работа;
  13. Экскурсия;
  14. Оформление выставки.

Контрольная диагностика.

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.

На занятиях кружка используются разные виды контроля:

- Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный – фронтальная и индивидуальная беседа, выполнение дифференцированных практических занятий различных уровней сложности, решение кроссвордов, игровые формы контроля. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках прикладного творчества разного уровня.

- Итоговый -  итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческой группе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме, открытие и зачетные занятия, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

        

Ожидаемый результат:

В процессе реализации программы кружка «Рукоделие» дети должны:

  • знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
  • уметь работать с различными видами бумаги и ткани;
  • знать основы бисероплетения;
  • знать основные приемы шитья;
  • планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;
  • самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
  • уметь составлять простейшие композиции.

        У детей должно быть развито:

  • желание самостоятельно что–то создавать, творить;
  • мелкая моторика рук;

        У детей должно быть воспитано:

  • трудолюбие,
  • аккуратность,
  • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности,
  • чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд;
  • эстетическое чувство.

Структура занятия:

  1. Показ и объяснение педагога.
  2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
  3. Самостоятельная творческая работа детей.

Тематический план занятий

Тема

Кол-во

часов

Теорет.

Практич.

Вводное занятие.

1

1

Работа с бумагой -изготовление игрушек, открыток, панно в технике торцевания и бумагокручения.

35

4

31

Работа с бисером- изготовление плоских и объёмных игрушек, цветов.

        40,5

6

34,5

Изготовление мягких игрушек

40,5

5

35,5

Изготовление изделий из лоскута- прихватки, подушки, панно.

36

5

31

                                        Итого:

153

21

132

Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы:

Тема №1   Работа с бумагой -изготовление игрушек, открыток, панно в технике торцевания и бумагокручения. -35 часов.

Теория:

        Виды бумаги. Изучение техники торцевания. Торцевание на пластилине. Техника бумагокручения. Правила безопасного труда при работе с ножницами, клеем.

        Практика:

Изготовление поделок с применением техники торцевания: торцевание по пластелину - изготовлении игрушек-сувениров «Кактус», «Крокус»;   торцевание по бумаге - изготовление панно  «Разноцветный букет». Изготовление рамки для панно из бумаги. Украшение рамки в технике бумагокручения.

Тема № 2   Работа с бисером - изготовление плоских и объёмных игрушек, цветов- 40,5 часов.

                           Теория:

                    Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности. Знакомство с разными техниками плетения из бисера, демонстрация образцов. Изучение техники параллельного плетения.

                  Практика:

Изготовление плоских фигурок из бисера методом параллельного плетения:   стрекоза, ящерица, крокодил , бабочка, человечек, обезьянка, краб, скорпион, Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя ёлка, снежинки, цветы.

Тема №3 Изготовление мягких игрушек 40,5 часов.

                Теория: 

                  Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для изготовления мягких игрушек. Правила безопасной заботы с иглой, булавками и ножницами.  Виды ручных швов.

               Практика:

изготовление мягких игрушек из искусственного меха: зайчик, медвежонок,    котенок , собачки.

Темам № 4: Изготовление изделий из лоскута- прихватки, подушки, панно. 36 часов

          Теория: работа на швейной машине. Правила безопасной работы на швейной машине. Соединительные машинные швы. Изучение самых простых схем соединения тканей в стиле пэчворка.

Практика: изготовление прихваток по схеме «колодец», декоративной подушки, панно из лоскута.

Перспективное календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

Час.

Примечание

план

факт

1   Работа с бумагой -изготовление игрушек, открыток, панно в технике торцевания и бумагокручения. -36 часов.

1

Вводное занятие. Правила ТБ при работе в швейной мастерской.

2 час

Инструктаж по ТБ

2

Правила ТБ при работе с клеем и ножницами.

Торцевание по пластелину.

Выбор изделия, подготовка к практической работе.

1ч. 15мин

Инструктаж по ТБ

Практическая работа

3

Изготовление «кактуса» в технике торцевания

1ч. 15мин

Практическая работа

4

Изготовление «кактуса» в технике торцевания

2 час.

Практическая работа

5

Изготовление «кактуса» в технике торцевания

Окончательная отделка игрушки

1ч. 15мин

Практическая работа

6

Изготовление «крокуса» в технике торцевания

1ч. 15мин

Практическая работа

7

Изготовление «крокуса» в технике торцевания

2 час.

Практическая работа

8

Изготовление «крокуса» в технике торцевания

1ч. 15мин

Практическая работа

9

Изготовление «крокуса» в технике торцевания

1ч. 15мин

Практическая работа

10

Изготовление «крокуса» в технике торцевания

2 час.

Практическая работа

11

Окончательная отделка цветка

1ч. 15мин

Практическая работа

12

Выбор рисунка для панно в технике торцевания.

Перевод рисунка

1ч. 15мин

Практическая работа

13

Подбор бумаги по цвету для панно. Подготовка бумаги к работе.

2 час.

Практическая работа

14

Торцевание цветов панно.

1ч. 15мин

Практическая работа

15

Торцевание панно.

1ч. 15мин

Практическая работа

16

Торцевание панно.

2 час

Практическая работа

17

Торцевание панно.

1ч. 15мин

Практическая работа

18

Торцевание панно.

1ч. 15мин

Практическая работа

19

Торцевание панно

2 час

Практическая работа

20

Составление частей панно

1ч. 15мин

Практическая работа

21

Окончательная отделка панно

1ч. 15мин

Практическая работа

22

Изготовление рамки для панно

2 час

Практическая работа

23

Украшение рамки для панно в технике бумагокручения.

1ч. 15мин

Практическая работа

24

Окончательна отделка изделия

1ч. 15мин

Практическая работа

Работа с бисером- изготовление плоских и объёмных игрушек, цветов. - -40.5 час

1

Работа с бисером. Правила техники безопасности при работе с бисером

2 час

Инструктаж по ТБ

2

Техника параллельного плетения

1ч. 15мин

Практическая работа

3

Выполнение стрекозы из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

4

Выполнение бабочки из бисера

2 час

Практическая работа

5

Выполнение бабочки из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

6

Выполнение ящерицы из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

7

Выполнение человечка из бисера

2 час

Практическая работа

8

Выполнение человечка из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

9

Выполнение обезьянки из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

10

Выполнение обезьянки из бисера

2 час

Практическая работа

11

Выполнение часиков из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

12

Выполнение скорпиона из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

13

Выполнение скорпиона из бисера

2 час

Практическая работа

14

Выполнение скорпиона из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

15

Выполнение краба из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

16

Выполнение краба из бисера

2 час

Практическая работа

17

Выполнение краба из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

18

Выполнение новогодней ёлки из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

19

Выполнение Деда Мороза из бисера

2 час

Практическая работа

20

Выполнение Деда Мороза из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

21

Выполнение Снегурочки из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

22

Выполнение Снегурочки из бисера

2 час

Практическая работа

23

Выполнение снежинки из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

24

Выполнение снежинки из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

25

Выполнение снеговика из бисера

2 час

Практическая работа

26

Выполнение снеговика из бисера

1ч. 15мин

Практическая работа

27

Выполнение новогоднего панно

1ч. 15мин

Практическая работа

Изготовление мягких игрушек-40,5 час.

1

Виды материалов для изготовления мягкой игрушки.

Правила ТБ при работе с тканью

2 час

Инструктаж по ТБ

2

Инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки

1ч. 15мин

Практическая работа

3

Выбор изделия.

Раскрой деталей игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

4

Изготовление ушей игрушки.

2 час

Практическая работа

5

Соединение деталей головы игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

6

Соединение деталей головы игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

7

Соединение деталей туловища.

2 час

Практическая работа

8

Изготовление передних лап игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

9

Изготовление задних лап и соединение лап с туловищем.

1ч. 15мин

Практическая работа

10

Изготовление хвостика игрушки.

2 час

Практическая работа

11

Соединение головы с туловищем.

1ч. 15мин

Практическая работа

12

Оформление «мордочки» игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

13

Соединение всех деталей мягкой игрушки.

2 час

Практическая работа

14

Окончательная отделка.

1ч. 15мин

Практическая работа

15

Мягкая игрушка «Медвежонок». Подбор ткани и раскрой деталей игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

16

Изготовление ушей игрушки.

2 час

Практическая работа

17

Соединение деталей лба.

1ч. 15мин

Практическая работа

18

Соединение деталей головы.

1ч. 15мин

Практическая работа

19

Соединение деталей груди игрушки.

2 час

Практическая работа

20

Соединение деталей туловища.

1ч. 15мин

Практическая работа

21

Соединение головы с туловищем.

1ч. 15мин

Практическая работа

22

Набивка игрушки синтепоном.

2 час

Практическая работа

23

Оформление «мордочки» медвежонка. Окончательная отделка игрушки.

1ч. 15мин

Практическая работа

24

Изготовление игольницы. Раскрой деталей. Вышивка бисером.

1ч. 15мин

Практическая работа

25

Вышивка бисером.

2 час

Практическая работа

26

Соединение деталей игольницы.

1 ч. 15 мин

Практическая работа

27

Окончательная отделка игольницы.

1 ч. 15 мин

Практическая работа

Изготовление изделий из лоскута- прихватки, подушки, панно-36 час.

1

Работа на швейной машине.

Правила ТБ при работе в швейной мастерской

2 час

Инструктаж по ТБ

2

Соединительные машинные швы. Выполнение стачного шва на образце

1ч. 15мин

Практическая работа

3

Виды прихваток. Подбор лоскутков ткани для изготовления прихватки

1ч. 15мин

Практическая работа

4

Виды простых схем пэчворка

Изготовления схемы «колодец» на образце

2 час

Практическая работа

5

Изготовления схемы «колодец» на образце

1ч. 15мин

Практическая работа

6

Изготовление прихватки из лоскута

1ч. 15мин

Практическая работа

7

Окантовочный шов

2 час

Практическая работа

8

Окантовывание срезов прихватки

1ч. 15мин

Практическая работа

9

Окончательная отделка прихватки

1ч. 15мин

Практическая работа

10

Выбор рисунка наволочки декоративной подушки, составление схемы рисунка в натуральную величину.

2 час

Практическая работа

11

Подбор ткани, раскрой деталей декоративной подушки

1ч. 15мин

Практическая работа

12

Соединение деталей декоративной подушки

1ч. 15мин

Практическая работа

13

Соединение деталей декоративной подушки

2 час

Практическая работа

14

Соединение деталей декоративной подушки

1ч. 15мин

Практическая работа

15

Соединение деталей декоративной подушки

1ч. 15мин

Практическая работа

16

Набивка декоративной подушки синтепоном.

Окончательная отделка изделия.

2 час

Практическая работа

17

Выбор рисунка панно из лоскута.

Перевод рисунка на ткань.

1ч. 15мин

Практическая работа

18

Раскрой деталей панно из лоскута.

1ч. 15мин

Практическая работа

19

Намётывание деталей рисунка на основную ткань.

2 час

Практическая работа

20

Намётывание деталей рисунка на основную ткань.

1ч. 15мин

Практическая работа

21

Настрачивание зигзагом деталей рисунка панно

1ч. 15мин

Практическая работа

22

Настрачивание зигзагом деталей рисунка панно

2 час

Практическая работа

23

Обработка срезов панно окантовочным швом

1ч. 15мин

Практическая работа

24

Окончательная отделка изделия

1ч. 15мин

Практическая работа

Итого

153 час.

Литература:

1. З. Неботова, Т. Колонович «Мягкая игрушка» М.: «Эксмо», 2004 г.

2. И. Силецкая «Мягкая игрушка» М.: «Эксмо», 2004 г.

3. Войдинова Н.М. «Мягкая игрушка» М.: «Эксмо», 2005 г

4. Джелина Кадж «Мишки» М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006 г.

5. Калинич М., Савиных В. «Шитье из лоскута» М.: Полымя, 2000 г.

6. Ирина Костикова «Лоскутная техника. Шитье из полос.» М.: Культура и традиции, 2002 г.

7.Н. Гусева «Поделки из бисера». М.: АИГИС ПРЕСС, 2005 г.

СПИСОК ДЕТЕЙ  КРУЖКА

«РУКОДЕЛИЕ»

  1. Соколова Карина
  2. Степанова Оля
  3. Фролова Наташа
  4. Баранова Галя
  5. Дедюрина Настя
  6. Дорогина Оля
  7. Иванченко Анжелика
  8. Кузьмичёва Марианна
  9. Пяткина  Наташа
  10. Смирнова Наташа
  11. Соколова Соня
  12. Лебедев Миша
  13. Смирнов Паша
  14. Шигин Дима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...