Как организовать проведение диагностики?
статья
Как организовать проведение диагностики?
Итак, Вы уже знаете про диагностику обучающихся всё! У Вас есть план проведения вводной диагностики и рабочие материалы для проведения промежуточной и итоговой диагностики. Что остается сделать? Только организовать сам процесс диагностики. Как?
В первую очередь разработаем необходимые для диагностики документы.
Вам нужно сделать следующее:
1. Разработайте свое Положение о диагностике результативности освоения образовательной про граммы учащимися, которое регламентирует этот процесс на уровне объединения. Перенесите из По ложения о диагностике результативности освоения образовательной программы учащимися Вашего учреждения то, что оно Вас обязывает сделать. Остальное допишите сами, теперь для вас это не соста вит труда!
Это Положение будет являться Приложением к Вашей образовательной программе.
Стандартное Положение включает в себя следующие элементы:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
- Что такое аттестация;
- Цель диагностики
- Задачи диагностики (укажем здесь то, что именно будем проверять: теоретические знания, умения, навыки, воспитанность и т.д.);
- Принципы, на основании которых проводится диагностика обучающихся (научность, адекватность возрасту и этапу обучения, открытость/закрытость результатов диагностики для детей и родите лей и т.п.);
- Функции диагностики (учебные, воспитательные, развивающие и т.д.);
- Виды диагностики (вводная, промежуточная, итоговая);
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ :
- Сколько раз в год проходит диагностика обучающихся;
- В какие сроки проходит аттестация;
- Как проводится (будет ли присутствовать аттестационная комиссия (и как будет формироваться в этом случае) или Вы проведете диагностику самостоятельно);
- Формы проведения диагностики по каждому виду и году обучения (Например, вводная диагностика обучающихся — беседа, промежуточная — выставка, итоговая — защита проекта и т.п.)
- Формы оценки по каждому виду диагностики и году обучения (балльная система, система уровней, рейтинг и т.д.);
- Критерии результативности обучения (как правило, их задает учреждение);
- Форма фиксации результатов (зачетный лист, диагностическая карта, протокол, журнал, портфолио и т.п.);
- Что проводится по результатам диагностики (перевод на следующий уровень, оставление дляповторного обучения и т.д.)
- Анализ итогов диагностики (количественные и качественные показатели).
- 2. Напишите Программу диагностики.
Вы уже знаете, что в связи с отсутствием в дополнительном образовании стандартов, Программа диагностики результативности обучающихся определяется педагогом самостоятельно на основании содержания его образовательной Программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Мы предлагаем Вам написать Программу по диагностике результативности освоения обучающимися обра зовательных программ, которая состоит из трех частей, а две из них Вы уже написали! Проверим:
- К каждой теме образовательной Программы, которая подлежит проверке, составьте список контрольных вопросов для теоретических тем и список заданий для практических. Так Вы показываете, что именно должны проверить.
- Соберите разработанные Вами материалы по формам проведения диагностики. Если Вы выбралитестирование в качестве формы проведения диагностики результативности обучающихся, то ранее уже составляли тест и «ключ» к нему. Если выбранная Вами форма была концертом, значит, у вас уже есть приблизительный сценарий или план его проведения. Вы все это уже сделали раньше. Просто соберите все эти материалы вместе и приложите к Вашей Программе диагностики.
- А теперь добавьте к Программе все материалы по методике проверки теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков. Самое главное, чтобы Ваша методика показывала, КАК выводятся результаты диагностики. Для этого Вы изучали и выбирали подходящие для Вашего объе динения параметры, критерии и систему оценки, формы фиксирования результатов.
Итак, теперь у Вас чёткий план (программа) действий по диагностике результативности обучаю щихся Вашего объединения, разработаны и собраны все документы, Вы полностью готовы организо вать и провести эту процедуру!
Поздравляем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organizovat_provedenie_diagnostiki.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга.
Как организовать проведение диагностики?
(повторим всё, что узнали, и зафиксируем в документах)
Осепян Анна Карленовна
Учитель внеурочной деятельности,
педагог дополнительного образования
Итак, Вы уже знаете про диагностику обучающихся всё! У Вас есть план проведения вводной диагностики и рабочие материалы для проведения промежуточной и итоговой диагностики. Что остается сделать? Только организовать сам процесс диагностики. Как?
В первую очередь разработаем необходимые для диагностики документы.
Вам нужно сделать следующее:
1. Разработайте свое Положение о диагностике результативности освоения образовательной про граммы учащимися, которое регламентирует этот процесс на уровне объединения. Перенесите из По ложения о диагностике результативности освоения образовательной программы учащимися Вашего учреждения то, что оно Вас обязывает сделать. Остальное допишите сами, теперь для вас это не соста вит труда!
Это Положение будет являться Приложением к Вашей образовательной программе.
Стандартное Положение включает в себя следующие элементы:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
- Что такое аттестация;
- Цель диагностики
- Задачи диагностики (укажем здесь то, что именно будем проверять: теоретические знания, умения, навыки, воспитанность и т.д.);
- Принципы, на основании которых проводится диагностика обучающихся (научность, адекватность возрасту и этапу обучения, открытость/закрытость результатов диагностики для детей и родите лей и т.п.);
- Функции диагностики (учебные, воспитательные, развивающие и т.д.);
- Виды диагностики (вводная, промежуточная, итоговая);
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ :
- Сколько раз в год проходит диагностика обучающихся;
- В какие сроки проходит аттестация;
- Как проводится (будет ли присутствовать аттестационная комиссия (и как будет формироваться в этом случае) или Вы проведете диагностику самостоятельно);
- Формы проведения диагностики по каждому виду и году обучения (Например, вводная диагностика обучающихся — беседа, промежуточная — выставка, итоговая — защита проекта и т.п.)
- Формы оценки по каждому виду диагностики и году обучения (балльная система, система уровней, рейтинг и т.д.);
- Критерии результативности обучения (как правило, их задает учреждение);
- Форма фиксации результатов (зачетный лист, диагностическая карта, протокол, журнал, портфолио и т.п.);
- Что проводится по результатам диагностики (перевод на следующий уровень, оставление дляповторного обучения и т.д.)
- Анализ итогов диагностики (количественные и качественные показатели).
2. Напишите Программу диагностики.
Вы уже знаете, что в связи с отсутствием в дополнительном образовании стандартов, Программа диагностики результативности обучающихся определяется педагогом самостоятельно на основании содержания его образовательной Программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Мы предлагаем Вам написать Программу по диагностике результативности освоения обучающимися обра зовательных программ, которая состоит из трех частей, а две из них Вы уже написали! Проверим:
- К каждой теме образовательной Программы, которая подлежит проверке, составьте список контрольных вопросов для теоретических тем и список заданий для практических. Так Вы показываете, что именно должны проверить.
- Соберите разработанные Вами материалы по формам проведения диагностики. Если Вы выбралитестирование в качестве формы проведения диагностики результативности обучающихся, то ранее уже составляли тест и «ключ» к нему. Если выбранная Вами форма была концертом, значит, у вас уже есть приблизительный сценарий или план его проведения. Вы все это уже сделали раньше. Просто соберите все эти материалы вместе и приложите к Вашей Программе диагностики.
- А теперь добавьте к Программе все материалы по методике проверки теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков. Самое главное, чтобы Ваша методика показывала, КАК выводятся результаты диагностики. Для этого Вы изучали и выбирали подходящие для Вашего объе динения параметры, критерии и систему оценки, формы фиксирования результатов.
Итак, теперь у Вас чёткий план (программа) действий по диагностике результативности обучаю щихся Вашего объединения, разработаны и собраны все документы, Вы полностью готовы организо вать и провести эту процедуру!
Поздравляем!
Приложение № 1
Федеральный закон № 2737ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельностьв осуществлении образовательной, научной, административной, финансовоэкономической деятель ности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федераль ным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образова тельной организации.
- Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебнометодического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным про граммам.
- К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
- материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещенийв соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственны ми требованиями, образовательными стандартами;
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходованиифинансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
- установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;
- прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное неустановлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
- разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
- разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательнойорганизации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
- прием обучающихся в образовательную организацию;
- определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования орга низациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,установление их форм, периодичности и порядка проведения;
- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а такжехранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
- проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценкикачества образования;
- обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) организация социальнопсихологического тестирования обучающихся в целях раннего выяв ления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установ ленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу дарственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования;
- создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
- приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
- утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148ФЗ;
- содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
- организация научнометодической работы, в том числе организация и проведение научных иметодических конференций, семинаров;
- обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети “Интернет”;
- иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческуюдеятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образователь ные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
- Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность,деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образова тельной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
- Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качестваподготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, ме тодов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способнос тям, интересам и потребностям обучающихся;
- создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоро вье обучающихся, работников образовательной организации;
- соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Рос сийской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учеб ным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, ра ботников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образо вание и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об адми нистративных правонарушениях.
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
- Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
- Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросаморганизации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего конт роля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчис ления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и пре кращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (за конными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
- При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работниковобразовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, предста вительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым зако нодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
- Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работниковобразовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, тру довым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не при меняются и подлежат отмене образовательной организацией.
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
- Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
- Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебнымпредметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежу точной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
- Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
- Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образова ния, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспе чить контроль за своевременностью ее ликвидации.
- Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время бо лезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
- Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
- Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
- Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
- Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных пред ставителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образо вательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комис сии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
- Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
- Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполне нию учебного плана.
Литература
Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.
Список литературы, рекомендуемой к изучению по вопросам аттестации учащихся в дополнительном образовании детей
- Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
- Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программнометодических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2003. – № 3.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.
- Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.
- Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методическихматериалов). М., 2008.
- Джумангалиева Н.В., Клыкова Н.П. Процедура организации итоговой аттестации обучающихся/Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта, Кайгородцева М.В.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
- Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ». Статьи 28, 30, 58
- Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научнометодический аспект). – Ярославль: Б.и., 2000.
- Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.
- Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений // Внешкольник. – 2003. – № 4.
- Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования //Внешкольник. – 2007. – № 2.
- Кленова Н.И., Буйлова Л.М. Методика определения результатов образовательной деятельностидетей // Дополнительное образование. – 2004. №12.
- Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников //Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
- Кравченко О.Г. Рейтинговая система оценки достижений в детском объединении по изодеятельности // Внешкольник. – 2007. – № 4.
- Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях //Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.06.2002 г. № 3015433/16.
- Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения // Дополнительное образование. – 2002. – № 12.
- Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 11.
- Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2001. – № 2.
- Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. – 2004. – № 2.
- Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество» Сб. № 4 / Ред.сост. З.А. Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005.
- Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
- Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе«Обучение, развитие, игра» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 6.
- Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. –2005. – № 8.
- Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценкиобучающихся // Дополнительное образование и воспитание. – 2007– № 8.
- Ямилева С.Т. Карта интеллектуального творческого потенциала личности // Дополнительноеобразование. – 2004. – № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как организовать работу в группах
Памятка для учителя...
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
как организовать и провести урок-исследование
данный материал содержит подробную информацию о том, как организовать и провести урок-исследование...
«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...
Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе
Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показа...
Как организовать дискуссию с предварительной работой в малых группах на примере проведения урока литературы в 7-ом классе
1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Диску...
Статья классного руководителя "Организовать или помочь? Помочь организовать!"
Статья посвящена родителям девятиклассников и учителям, работающим в 9-х классах...