Как организовать проведение диагностики?
статья

Осепян Анна Карленовна

Как организовать проведение диагностики?

 

Итак, Вы уже знаете про диагностику обучающихся всё! У Вас есть план проведения вводной диагностики и рабочие материалы для проведения промежуточной и итоговой диагностики. Что остается сделать? Только организовать сам процесс диагностики. Как?

В первую очередь разработаем необходимые для диагностики документы.

Вам нужно сделать следующее:

1. Разработайте свое Положение о диагностике результативности освоения образовательной про граммы учащимися, которое регламентирует этот процесс на уровне объединения. Перенесите из По ложения о диагностике результативности освоения образовательной программы учащимися Вашего учреждения то, что оно Вас обязывает сделать. Остальное допишите сами, теперь для вас это не соста вит труда!

Это Положение будет являться Приложением к Вашей образовательной программе.

Стандартное Положение включает в себя следующие элементы:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
    • Что такое аттестация;
    • Цель диагностики
    • Задачи диагностики (укажем здесь то, что именно будем проверять: теоретические знания, умения, навыки, воспитанность и т.д.);
    • Принципы, на основании которых проводится диагностика обучающихся (научность, адекватность возрасту и этапу обучения, открытость/закрытость результатов диагностики для детей и родите лей и т.п.);
    • Функции диагностики (учебные, воспитательные, развивающие и т.д.);
    • Виды диагностики (вводная, промежуточная, итоговая);
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ :
    • Сколько раз в год проходит диагностика обучающихся;
    • В какие сроки проходит аттестация;
    • Как проводится (будет ли присутствовать аттестационная комиссия (и как будет формироваться в этом случае) или Вы проведете диагностику самостоятельно);
    • Формы проведения диагностики по каждому виду и году обучения (Например, вводная диагностика обучающихся — беседа, промежуточная — выставка, итоговая — защита проекта и т.п.)
    • Формы оценки по каждому виду диагностики и году обучения (балльная система, система уровней, рейтинг и т.д.);
    • Критерии результативности обучения (как правило, их задает учреждение);
    • Форма фиксации результатов (зачетный лист, диагностическая карта, протокол, журнал, портфолио и т.п.);
    • Что проводится по результатам диагностики   (перевод на следующий уровень, оставление дляповторного обучения и т.д.)
    • Анализ итогов диагностики (количественные и качественные показатели).
  • 2. Напишите Программу диагностики.

Вы уже знаете, что в связи с отсутствием в дополнительном образовании стандартов, Программа диагностики результативности обучающихся определяется педагогом самостоятельно на основании содержания его образовательной Программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Мы предлагаем Вам написать Программу по диагностике результативности освоения обучающимися обра зовательных программ, которая состоит из трех частей, а две из них Вы уже написали! Проверим:

  1. К каждой теме образовательной Программы, которая подлежит проверке, составьте список контрольных вопросов для теоретических тем и список заданий для практических. Так Вы показываете, что именно должны проверить.
  2. Соберите разработанные Вами материалы по формам проведения диагностики. Если Вы выбралитестирование в качестве формы проведения диагностики результативности обучающихся, то ранее уже составляли тест и «ключ» к нему. Если выбранная Вами форма была концертом, значит, у вас уже есть приблизительный сценарий или план его проведения. Вы все это уже сделали раньше. Просто соберите все эти материалы вместе и приложите к Вашей Программе диагностики.
  3. А теперь добавьте к Программе все материалы по методике проверки теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков. Самое главное, чтобы Ваша методика показывала, КАК выводятся результаты диагностики. Для этого Вы изучали и выбирали подходящие для Вашего объе динения параметры, критерии и систему оценки, формы фиксирования результатов.

Итак, теперь у Вас чёткий план (программа) действий по диагностике результативности обучаю щихся Вашего объединения, разработаны и собраны все документы, Вы полностью готовы организо вать и провести эту процедуру!

Поздравляем!


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_provedenie_diagnostiki.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга.

Как организовать проведение диагностики?

(повторим всё, что узнали, и зафиксируем в документах)

Осепян Анна Карленовна

Учитель внеурочной деятельности,

педагог дополнительного образования

Итак, Вы уже знаете про диагностику обучающихся всё! У Вас есть план проведения вводной диагностики и рабочие материалы для проведения промежуточной и итоговой диагностики. Что остается сделать? Только организовать сам процесс диагностики. Как?

В первую очередь разработаем необходимые для диагностики документы.

Вам нужно сделать следующее:

1. Разработайте свое Положение о диагностике результативности освоения образовательной про граммы учащимися, которое регламентирует этот процесс на уровне объединения. Перенесите из По ложения о диагностике результативности освоения образовательной программы учащимися Вашего учреждения то, что оно Вас обязывает сделать. Остальное допишите сами, теперь для вас это не соста вит труда!

Это Положение будет являться Приложением к Вашей образовательной программе.

Стандартное Положение включает в себя следующие элементы:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
  1. Что такое аттестация;
  2. Цель диагностики
  3. Задачи диагностики (укажем здесь то, что именно будем проверять: теоретические знания, умения, навыки, воспитанность и т.д.);
  4. Принципы, на основании которых проводится диагностика обучающихся (научность, адекватность возрасту и этапу обучения, открытость/закрытость результатов диагностики для детей и родите лей и т.п.);
  5. Функции диагностики (учебные, воспитательные, развивающие и т.д.);
  6. Виды диагностики (вводная, промежуточная, итоговая);
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКИ :
  1. Сколько раз в год проходит диагностика обучающихся;
  2. В какие сроки проходит аттестация;
  3. Как проводится (будет ли присутствовать аттестационная комиссия (и как будет формироваться в этом случае) или Вы проведете диагностику самостоятельно);
  4. Формы проведения диагностики по каждому виду и году обучения (Например, вводная диагностика обучающихся — беседа, промежуточная — выставка, итоговая — защита проекта и т.п.)
  5. Формы оценки по каждому виду диагностики и году обучения (балльная система, система уровней, рейтинг и т.д.);
  6. Критерии результативности обучения (как правило, их задает учреждение);
  7. Форма фиксации результатов (зачетный лист, диагностическая карта, протокол, журнал, портфолио и т.п.);
  8. Что проводится по результатам диагностики   (перевод на следующий уровень, оставление дляповторного обучения и т.д.)
  9. Анализ итогов диагностики (количественные и качественные показатели).

2. Напишите Программу диагностики.

Вы уже знаете, что в связи с отсутствием в дополнительном образовании стандартов, Программа диагностики результативности обучающихся определяется педагогом самостоятельно на основании содержания его образовательной Программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Мы предлагаем Вам написать Программу по диагностике результативности освоения обучающимися обра зовательных программ, которая состоит из трех частей, а две из них Вы уже написали! Проверим:

  1. К каждой теме образовательной Программы, которая подлежит проверке, составьте список контрольных вопросов для теоретических тем и список заданий для практических. Так Вы показываете, что именно должны проверить.
  2. Соберите разработанные Вами материалы по формам проведения диагностики. Если Вы выбралитестирование в качестве формы проведения диагностики результативности обучающихся, то ранее уже составляли тест и «ключ» к нему. Если выбранная Вами форма была концертом, значит, у вас уже есть приблизительный сценарий или план его проведения. Вы все это уже сделали раньше. Просто соберите все эти материалы вместе и приложите к Вашей Программе диагностики.
  3. А теперь добавьте к Программе все материалы по методике проверки теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков. Самое главное, чтобы Ваша методика показывала, КАК выводятся результаты диагностики. Для этого Вы изучали и выбирали подходящие для Вашего объе динения параметры, критерии и систему оценки, формы фиксирования результатов.

Итак, теперь у Вас чёткий план (программа) действий по диагностике результативности обучаю щихся Вашего объединения, разработаны и собраны все документы, Вы полностью готовы организо вать и провести эту процедуру!

Поздравляем!


Приложение № 1

Федеральный закон № 2737ФЗ «Об образовании в РФ»

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

  1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельностьв осуществлении образовательной, научной, административной, финансовоэкономической деятель ности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федераль ным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образова тельной организации.
  2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебнометодического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным про граммам.
  3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
  1. разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  2. материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещенийв соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственны ми требованиями, образовательными стандартами;
  3. предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходованиифинансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  4. установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;
  5. прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное неустановлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  6. разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
  7. разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательнойорганизации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  8. прием обучающихся в образовательную организацию;
  9. определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования орга низациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
  10. осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  11. индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а такжехранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
  12. использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  13. проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценкикачества образования;
  14. обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
  15. создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социальнопсихологического тестирования обучающихся в целях раннего выяв ления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установ ленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу дарственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования;

  1. создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
  2. приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
  3. утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148ФЗ;
  4. содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  5. организация научнометодической работы, в том числе организация и проведение научных иметодических конференций, семинаров;
  6. обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети “Интернет”;
  7. иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческуюдеятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образователь ные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
  2. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность,деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образова тельной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
  3. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
  1. обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качестваподготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, ме тодов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способнос тям, интересам и потребностям обучающихся;
  2. создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоро вье обучающихся, работников образовательной организации;
  3. соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Рос сийской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учеб ным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, ра ботников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образо вание и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об адми нистративных правонарушениях.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

  1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее  локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
  2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросаморганизации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего конт роля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчис ления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и пре кращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (за конными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
  3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работниковобразовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, предста вительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым зако нодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
  4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работниковобразовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, тру довым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не при меняются и подлежат отмене образовательной организацией.

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

  1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
  2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебнымпредметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежу точной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
  3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
  4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образова ния, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспе чить контроль за своевременностью ее ликвидации.
  5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время бо лезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
  6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
  7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
  8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
  9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных пред ставителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образо вательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комис сии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
  10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
  11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполне нию учебного плана.

Литература

Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.

Список литературы, рекомендуемой к изучению по вопросам аттестации учащихся в дополнительном образовании детей

  1. Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
  2. Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программнометодических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2003. – № 3.
  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.
  4. Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.
  5. Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методическихматериалов). М., 2008.
  6. Джумангалиева Н.В., Клыкова Н.П. Процедура организации итоговой аттестации обучающихся/Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта, Кайгородцева М.В.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
  7. Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ». Статьи 28, 30, 58
  8. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научнометодический аспект). – Ярославль: Б.и., 2000.
  9. Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.
  10. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений // Внешкольник. – 2003. – № 4.
  11. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования //Внешкольник. – 2007. – № 2.
  12. Кленова Н.И., Буйлова Л.М. Методика определения результатов образовательной деятельностидетей // Дополнительное образование. – 2004.  №12.
  13. Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников //Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
  14. Кравченко О.Г. Рейтинговая система оценки достижений в детском объединении по изодеятельности // Внешкольник. – 2007. – № 4.
  15. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях //Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.06.2002 г. № 3015433/16.
  16. Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения // Дополнительное образование. – 2002. – № 12.
  17. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 11.
  18. Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2001. – № 2.
  19. Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. – 2004. – № 2.
  20. Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество» Сб. № 4 / Ред.сост. З.А. Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005.
  21. Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
  22. Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе«Обучение, развитие, игра» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 6.
  23. Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. –2005. – № 8.
  24. Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценкиобучающихся // Дополнительное образование и воспитание. – 2007– № 8.
  25. Ямилева С.Т. Карта интеллектуального творческого потенциала личности // Дополнительноеобразование. – 2004. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать работу в группах

Памятка  для  учителя...

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

как организовать и провести урок-исследование

данный материал содержит подробную информацию о том, как организовать и провести урок-исследование...

«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...

Как организовать работу в малых группах на примере проведения урока литературы в 5-ом классе

Задание для работы в малых группах спланировано для 5 класса, в классе 20 человек.Тема урока: «И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Образ Герасима».Тема задания: дать характеристику образа Герасима; показа...

Как организовать дискуссию с предварительной работой в малых группах на примере проведения урока литературы в 7-ом классе

1. Тема урока: «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей».2. Тема дискуссии: «Как мы поняли смысл легенды о Данко?»3. Что проводилось (какая методика использовалась)? Диску...

Статья классного руководителя "Организовать или помочь? Помочь организовать!"

Статья посвящена родителям девятиклассников и учителям, работающим в 9-х классах...