Мои выступления
учебно-методическое пособие

Андреева Наталья Валерьяновна

Тема: Мотивация детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_detey_vystuplenie_na_pedsovete_oktyabr.docx188.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация детей  – как основополагающий фактор успеха в театрализованной деятельности

Театрализованная  деятельность – это  самый распространенный вид детского  творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное  наслаждение.

Мотивация  -  как  основополагающий   фактор   успеха   в   театрализованной   деятельности.

«Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков
восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу»                               В.А. Сухомлинский

Театрализованная  деятельность  – кладовая для решения многих педагогических задач.
Главное преимущество театрализованной деятельности –возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной  сфер.

Театрализованная  деятельность – это  самый распространенный вид детского  творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное  наслаждение.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей, а также мотивации школьников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого сказочного персонажа. Поэтому в зоне театрализованной деятельности заложены разные этапы.

I этап.    Подготовительный. 

  Рекламная  акция.(Оповещение на общешкольной линейке о предстоящей  подготовке к мероприятию). Перечисление необходимых сказочных персонажей, требования и меры поощрения.

              Методическая  работа в группе.

II этап.    

         «Давайте  обсудим»  (Встреча  желающих).

Идет  обсуждение, на  котором  ставится цель перед учащимися, четко  прописывается задача для успешного проведения спектакля, Знакомство со сценарием. Выразительное  чтение, создание эмоционального  настроения.

Беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
На этом же этапе обсуждается подробно и мера поощрения (стимулирование) детей.

Это может быть:  

- билеты на благотворительный концерт;

- поездки, экскурсии, организованные  спонсорами;

- выступления перед другими аудиториями (воинская часть)

- иные предпочтения ребенка;

- обязательно похвала и награждение на школьной линейке.

III этап.     Кастинг  желающих

Для организации  детской театрализованной  деятельности нужны атрибуты, формирующие у детей  определенные  умения и навыки, стимулирующие детское творчество и побуждающее к импровизации.

1  задание.  (выбор персонажа, сказочного образа, умение себя показать). На этом этапе детям предлагается по желанию выбрать положительный или отрицательный персонаж, воплотиться в него и попытаться максимально   точно  изобразить его так, чтобы окружающие смогли угадать: о ком идет речь.

2 задание:

По очереди дети достают из Новогоднего мешка головные уборы сказочных персонажей, при помощи которых должны пофантазировать, создать образ сказочного героя, передать его настроение, показать принадлежность (к положительному или отрицательному). Таким образом,  при помощи самих детей, отбираются наиболее успешные и талантливые актеры для участия в представлении. Если даже у ребенка есть желание, но не совсем чётко, получается, передать образ сказочного персонажа – не беда, в ходе репетиций и индивидуальных занятий отрабатываются навыки мастерства, осуществляются приемы по контролю над волевой сферой, оказывается помощь для раскрытия внутреннего потенциала.

IV  этап    Репетиция  «Я могу». (распределение ролей).

Возвращение к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Во время репетиций  по мере возможности на каждого сказочного персонажа отводится по два актёра. С целью выбрать «лучшего», задача которого выучить текст и максимально четко передать образ героя. Это является и подстраховкой в случае, если  кто-то  заболеет, передумает или откажется. Такой способ для наших детей является мотивацией, так  как  каждый хочет показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои способности, при этом появляется дух соперничества.

V этап   . Итог представления.

После показа дети сами указывают на ошибки друг друга, бурно обсуждают, делятся впечатлениями и уже на перспективу высказывают свое мнение – кого стоит в следующий раз брать и на кого можно положиться (ссылаются на опыт других участников).

Вся работа строится на сотрудничестве со взрослыми, с детьми. Основной задачей является самовыражение  личности с учетом  индивидуальных особенностей.

Используемый материал:

Е.П.Ильин «Мотивация и мотивы»

Родители часто сталкиваются с такой проблемой, как неожиданный отказ ребенка продолжать обучение в музыкальной школе. Казалось бы, и талант есть, и энтузиазм неподдельный был, а потом все вдруг прекращается на третьем-четвертом году обучения, и ребенок на полном серьезе заявляет: «Все, с меня хватит, больше не хочу!». Как быть с этим? Я – Родитель ищет ответ вместе с педагогами Школы искусств МакSим.

Лия Матиссэн, преподаватель по вокалу, не видит смысла заставлять ребенка заниматься тем, к чему у него не лежит душа.

«Если ребенок хочет бросить школу, у него на это могут быть самые неожиданные причины, - поясняет педагог. – Может быть, кто-то сказал ему, что «в музыкалке только маменькины сынки учатся» или «ботаники», или «соседка Наташа тоже бросила», или просто сверстники гуляют, а ты занимаешься…»

Что делать в этом случае?

1. Узнайте истинную причину

Если речь зашла о том, что ребенок всерьез собирается бросить «музыкалку», нужно для начала выяснить, какая причина в действительности стоит за этим решением. И если окажется, что ребенку больше нравится заниматься рисованием, или что он влюбился в гимнастику, то резоннее отдать его в художественную или спортивную школу. А если вопрос в «тяжести занятий» или просто «надоело», тогда, возможно, поможет сценотерапия.

2. Устраивайте домашние прослушивания

Чем больше и успешнее ребенок выступает на сцене, возможно, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к этому виду деятельности. Это и называется «сценотерапия».

Он чувствует признание, которого ему не хватает в обычной жизни, и отсюда появляется иногда даже чисто спортивный интерес к занятиям. Чем больше увеличивается сложность занятий, тем больше ребенок входит во вкус.

3. Приучайте ребенка к сцене

Одной из причин отказа ребенка от занятий может быть стеснительность и страх публичных выступлений. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене.

Для начала важно, чтобы ребенок чаще приходил на концерты и внимательно следил за тем, что происходит.

Затем можно постепенно учить его двигаться и взаимодействовать на сцене с другими детьми.

Если ваш ребенок занимается фортепиано, но боится выступать, то вы можете отдать его на дополнительные занятия по вокалу или актерскому мастерству:

«Я позволяю детям делать все, что угодно, оставляю большие проигрыши, чтобы они попробовали похлопать в такт музыке, потанцевать. Это сложная задача. Она решается в течение длительного времени, вплоть до года. Но нет ничего невозможного, если ребенок получает удовольствие от процесса», – рассказывает Дмитрий Попов.

4. Сходите на урок и понаблюдайте за преподавателем

Одно неосторожное слово может раз и навсегда отбить желание заниматься. Вот она – мотивация к творчеству. Мотивировать нужно своей любовью, считают педагоги школы МакSим.

Не стоит на занятиях говорить ребенку: «У тебя не получается». Преподаватель должен сначала похвалить, а потом – указать на недочеты: «Мне нравится, все супер, но вот здесь то-то, то-то и то-то нужно доработать». В большинстве случаев мотивацию заниматься вызывает у ребенка именно такое отношение педагога.

5. Оцените мотивацию педагога

Сидеть на одном месте по два-три часа в день у инструмента довольно трудно даже спокойному ребенку. Но задача педагога именно в том, чтобы «зажечь» детей своей творческой энергией.

«Ощущение любимого дела всегда должно присутствовать, – убежден Дмитрий Нестеров. – Тогда о терпении как таковом речи идти не будет. Важно, чтобы педагогу самому нравилось то, чем он занимается. И ребенку также. При таком раскладе очень легко превратить учебу в игру – дети начинают получать удовольствие от обучения. Конечно, важно делать перерывы».

6. Найдите ребенку «шефа» из старшей группы

Педагог по вокалу Дмитрий Попов делится с родителями маленькой хитростью: дети гораздо охотнее воспринимают руководство старшего ребенка, чем руководство взрослого: «Занятия лучше начинать в группе, где уже есть другие поющие дети. Я часто присоединяю начинающих малышей к более старшим под «шефство». Дело в том, что маленькие дети воспринимают себе подобных значительно лучше, чем преподавателей. В итоге выходит, что преподавание через старшего ученика бывает эффективнее, чем напрямую от педагога».

https://myslide.ru/documents_4/503296f6b73566bcfedbf7557bd8008b/img16.jpg

https://mega-talant.com/uploads/files/175885/80672/85837_images/13.jpg

«Мотивация и развитие учащихся в театральном объединении в дополнительном образовании».

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача,
чем приневолить.
К.Д. Ушинский


1. Мотивация учащихся в УДО.
Как известно, для социализации и индивидуализации детей школьного возраста наряду с учебной деятельностью, существенно важными являются и игровая, коммуникативная, и профессионально ориентированная деятельности. По этой причине мы оказались перед необходимостью найти такой вид мотивации, который был бы общим для различных видов деятельности и различных типов образовательной среды. Общим для всех видов деятельности в школьном возрасте является субъективное переживание успеха или неудачи. Такое переживание («проживание») успеха или неудачи носит одновременно ситуативный и личностный характер и постоянно сопровождает процесс развития школьника. Поэтому интересующий нас тип мотивации имеет в своей основе идею достижения, и представлен в психологии таким феноменом, как «мотивация достижения».
По моему мнению, моделью образовательной среды, наиболее адекватной для проявления мотивации достижения как исследуемого феномена может служить образовательная среда учреждения дополнительного образования детей, куда дети школьного возраста приходят добровольно для удовлетворения потребности в освоении социально значимых видов деятельности. Действительно, именно для дополнительного образования характерно наряду с разнообразием направлений учебной деятельности также сочетание игровой, учебной, коммуникативной деятельности в полипредметной и разновозрастной образовательной среде.
Добровольная учебная деятельность, сопровождающееся успешным и продуктивным «проживанием», переживанием себя в учебных и творческих достижениях позволяет создать предпосылки интеграции социализации и индивидуализации личности, что в результате выражается в ее самоопределении и развитии. Личность понимается здесь не как сумма качеств, а как система мотивационно-смысловых отношений к окружающему миру (Б. А. Сосновский, 1991).
Неотъемлемой частью образовательной среды учреждения дополнительного образования является ориентация на участие детей в различных мероприятиях (соревнованиях, концертах, фестивалях, выставках и т.п.). Поэтому одним из важнейших критериев оценки деятельности учреждения дополнительного образования в настоящее время служит количество призовых мест, занимаемых его учащимися и коллективами в указанных мероприятиях. Психологическим аспектом этой стороны деятельности учреждения дополнительного образования является ориентация образовательной среды на актуализацию потребности ее субъектов в признании и на создание возможности для реализации этой потребности.
Из этого следует, что наибольшие достижения обеспечивают типы образовательной среды, образующие зону активного проявления и развития творческого потенциала; и что в качестве психологического критерия для экспертной оценки социализирующего эффекта образовательной среды учреждения дополнительного образования может выступить мотивация достижения.
Воспринимают образовательную среду как «творческую» главным образом учащиеся младшей и старшей возрастной групп. При этом если для учащихся младшего возраста (8-9 лет) такая оценка может объясняться своеобразным «эффектом новизны», поскольку чаще всего именно в этом возрасте дети приходят на занятия в учреждении дополнительного образования, то для старшей возрастной группы оценка образовательной среды как творческой отражает контраст с привычной школьной средой и возросшим интересом к будущей профессиональной деятельности. В средней возрастной группе (особенно в возрастной когорте 12 лет) наиболее высока потребность в «безмятежной» среде и отвержение «карьерной» среды, что связано, по-видимому, с переходом к общению как ведущему типу деятельности.
В МБОУ ДОД ДДТ «Контакт» проводились экспериментальные исследования мотивации достижения учащихся учреждения дополнительного образования, которые позволили сделать следующие выводы:
1. Мотивация учащихся может рассматриваться не только в качестве условия, но и как показатель социализирующего влияния образовательной среды.
2. Дополнительное образование способствует развитию мотивации, причем наиболее интенсивно этот процесс идет в возрасте 8-9 лет и в «активной» образовательной среде, способствующей проявлению и развития творческих способностей.
3. Показатели мотивации достижения учащихся учреждения дополнительного образования достоверно превышают аналогичные показатели учащихся общеобразовательной школы, не получающих дополнительного образования.
4. Между уровнем мотивации учащихся УДО и внешними показателями их реальных достижений имеется достоверная связь. Выявлены достоверные различия между группами учащихся учреждения дополнительного образования, получивших и не получивших подкрепление социальным успехом (дипломы, грамоты, и т.п.).

2. Развитие учащихся в театральном объединении УДО.
Одним из способов усвоения общих социальных и культурных норм, приобщения к отечественной и мировой культуре и развития творческих способностей у ребенка являются занятия театральным искусством.
Занятия театром развивают ум и душу человека, учат его творчеству и терпимости, способствуют обогащению новыми знаниями. В театре всегда в той или иной форме осуждается зло, а побеждает доброта и человечность.
Поэтому можно сказать, что через театральное искусство человек приобщается к духовным и культурным ценностям, как своего сообщества, так и всего человечества.
Занятия театральным искусством играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Театр - это синтез различных видов искусства, соединяющий в себе литературу, живопись, музыку, танец. Таким образом, занятия в театральном объединении знакомят ребят со многими видами искусства, причем не только по отдельности, но и в синтезе искусств, когда они органично соединяются в один великий жанр - театр.
Театр - искусство коллективное, объединяющее работу не только актеров и режиссеров, но и драматургов, музыкантов, работников сцены и многих других. Следовательно, приобщаясь к театру, дети учатся коллективным творческим взаимоотношениям: взаимопониманию, взаимодействию и взаимопомощи.
Также отмечу, что, являясь искусством синтетическим, то есть включающим в себя различные виды искусства. Дети овладевают навыками анализа художественного произведения из любой области творчества, будь то литература, живопись, музыка и др. Это формирует эстетическое мировоззрение, учит отличать истинно ценные произведения от ложных. Безусловно, это произойдет только, если руководит студией опытный, профессиональный, чуткий и ответственный педагог.
Актерское мастерство для детей является превосходной возможностью не только развить навыки сценического действия, но и углубиться в мотивации действий людей, подтолкнет к психологическому анализу поведения человека в различных жизненных ситуациях. Согласитесь, незаменимое качество для успешного человека.
Занятия в театральной студии формируют лидерские качества, которые способствуют успешной жизнедеятельности в будущем. Это происходит из-за того, что на протяжении обучения, ребенку приходится преодолевать различные трудности как физического, так и психоэмоционального характера. Дети, занимающиеся театром, смелее проявляют себя при необходимости публичного выступления вне стен студии, они более раскрепощены и лишены различного рода зажимов.
Также следует учитывать, что театр для детей является не просто видом творческой деятельности, но и местом общения со сверстниками. Занятия в театральной студии помогают сгладить многие последствия переходного возраста, при условии, что коллективом руководит грамотный специалист, который уделяет большое внимание воспитательной деятельности.
В любом случае, остаются еще и такие прикладные навыки, как хорошо поставленный голос, грамотная речь, физическая развитость, чувство ритма и, в некоторой степени, музыкальность. И это далеко не весь багаж умений и навыков, которые получит ваш ребенок, занимаясь в театральной студии.
Находясь благодаря совместным заданиям и репетициям в постоянном контакте с другими студийцами, ребенок получает возможность найти точки соприкосновения и научиться ладить с ребятами не только своего возраста, с которыми его сближают общие интересы помимо театра, но и с ребятами постарше и младше. Научиться приспосабливаться к незнакомому, непривычному стилю мышления и восприятия, уважать своего товарища независимо от его возраста или способностей, приходить к совместному творческому решению – задачи, конечно же сложные, но их решению также во многом способствует разновозрастный творческий коллектив.

3. Заключение.
Одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед образованием является необходимость создания системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, предусматривающего непрерывное образование человека в течение всей его жизни. В связи с этим особую актуальность приобретают теоретические и практические проблемы мотивации личности к познанию и творчеству.

Список литературы
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, № 9,1997. С. 6 8.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дисс. канд. пед. наук: М., 1998.
4. Боденко JI.A. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде. Дисс. канд. пед. наук: -М., 1999
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
6. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972
7. 9. Божович Л.И. Избранные психологические труды (под ред. Д.И.Фельдштейна) М., 1995
8. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...