Взаимодействие дошкольного образования с семьей
статья

Шандр Ольга Владимировна

Взаимодействие дошкольного образования с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystviedoshkolnogo_obrazovaniya_s_semey.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольного образования с семьей.

В основе современных требований к взаимодействию детского сада и семьи лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.  В настоящее время требуются новые подходы к работе с родителями, установление иных отношений. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Все участники педагогического процесса - педагоги, дети и родители, сотрудники и руководители дошкольных образовательных учреждений имеют одинаковые права для участия в воспитательно-образовательном процессе.

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

     Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

      В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

      Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

   В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

   •    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  

   • обеспечить открытость дошкольного образования;

   • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

   • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

   • обеспечить вовлечение  семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе    посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и  поддержки образовательных инициатив семьи;

    Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

   1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой    новых форм работы с родителями.

   2.  Повышение педагогической культуры родителей.

   3.  Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

         Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

         Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

         Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

  - "Круглый стол" по любой теме;

   - диагностика, тесты, опрос на любые темы;

  - семейные спортивные встречи;

  - портфолио семейного успеха;

  - день открытых дверей;

  - сайт ДОУ.

           Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

  - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

  - Это учет индивидуальности ребенка.

  - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

  - Это укрепление внутрисемейных связей,

  - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

  - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

          Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

          При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

  - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

  - Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

  - Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

  - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

 Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

   - И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.        

Литература:

1.Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание.

2. Богословец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования: метод, пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Задачи программы:u     содействовать укреплению здоровья;u     формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и ...

Конспект открытого мероприятия «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей, имеющих нарушения речи»

В конспекте представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного  возраста, которая проходила в логопедической группе «Мальвина», на базе МБДОУ д/с №16 «...

Программа "Взаимодействие дошкольной организации и семьи в форме семейного клуба «Логопед и Я»"

Клуб – форма организации работы с родителями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы – неформальные объединения родителей для решения практи...

Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

МБДОУ «ЦРР - д/с «Золушка»Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности (из опыта работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста) Совр...

Новая ступень непрерывного образования во взаимодействии дополнительного и дошкольного образования

В настоящее время для реализации своих возможностей, учреждения дополнительного образования активно сотрудничают в основном с общеобразовательными школами. В данной статье представлен положительный оп...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...