Лев Семенович Выготский. Биография. Научная деятельность. Идеи педагогики и воспитания.
материал

Забродина Ольга Васильевна

Доклад для выступления на методическом объединении "Школа педагогического мастерства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лев Семенович Выготский.

Биография. Научная деятельность. Идеи педагогики и воспитания.

(выступление на «Школе педагогического мастерства»,

педагог дополнительного образования МКОУ ДО Таловского ДЮЦ Забродина О.В.)

(слайд №1)

Курт Левин, один из величайших психологов XX столетия, немецкий, а с 1933г. американский ученый: «Хотя я лично общался с Выготским лишь в течение двух недель, он оставил во мне неизгладимые следы. Я получил о нем впечатление как о совершенно необыкновенном человеке, преисполненном внутренней мягкости и вместе с тем полным действенной силы, и как об ученом исключительного ранга. Совершенно бесспорно, что он являлся творцом большого и очень продуктивного психологического направления...»

(слайд №2)

Т. А. Власова: «Нас всех поражала невиданная, редкостная работоспособность Льва Семеновича, которая граничила с полным забвением дня, ночи, заботы о себе, своем здоровье. Все это сочеталось с большой душевной деликатностью, с заботливостью и ровностью в отношениях. Он был всегда требователен к себе и к другим. Он бывал весел, блестяще остроумен, жизнерадостен... Он мог часами объяснять что-либо слабому, но добросовестно желавшему понять то или иное положение сотруднику, но в нем бурлил сдержанный гнев, когда перед ним выступала научная пошлость или конъюнктурщик, взобравшийся на гребень волны... Все, кто знал Льва Семеновича, не могут не отметить его необычайную скромность в поведении, в вопросах личного благополучия...».

(слайд №3)

Лев Семёнович Выготский родился в Белоруссии, в городе Орша, 17 ноября 1896 года. В еврейской многодетной семье. Его отец, Симхи Лейбович, выпускник Харьковского коммерческого училища, был купцом, а затем и финансистом. Мать будущего учёного, Цецилия Моисеевна, работала преподавателем. Детские годы мальчика прошли в Гомеле, там его отец имел должность помощника руководителя филиала одного крупного банка, так же Симхи Лейбович торговал лесом.

Лев Семёнович вместе со всеми своими братьями и сёстрами получал домашнее обучение. Педагогом у ребят был Соломон Апшиза, практиковавший метод обучения греческого философа Сократа, и был известен тем, что поддерживал идеи социал-демократов и имел революционные взгляды. Мировоззрение его преподавателя, и прогрессивные убеждения многих родственников Льва Семёновича, повлияли на его характер мальчика, и сыграли огромную роль при выборе будущей профессии и взглядов на жизнь.

В 1913 году, получив среднее образование, Лев Выготский решает продолжить обучение.

(слайд №4)

Он легко сдаёт вступительные испытания в Императорский Московский университет. В этом ему помогло знание языков. Юноша уверенно владел древнегреческим, латинским, английским и эсперанто. Но перед молодым человеком стал выбор факультета, он хотел стать и юристом, и культурологом и так же его привлекало врачебное дело. Но всё же после нескольких переводов и метаний он оканчивает историко-философский факультет, но уже в высшем учебном заведении им. А. Л. Шинявского. После окончания учёбы Выготский начинает свою преподавательскую деятельность, параллельно он пишет статьи для журналов.

В конце 1917 года, после окончания октябрьской революции, Выготский приезжает в Самару, но затем вернутся опять в Гомель.

В 1919-1923 годах он со своим двоюродным братом Давидом Выгодским преподавал в трудовой школе и педагогическом техникуме, он вёл литературу.

В 1920 году Лев Семёнович начинает применять экспериментальные методы по психологии в местном педагогическом техникуме. Эти методики он разработал для выступления на Всероссийском тематическом собрании, а затем он собрал все полученные результаты и опубликовал свой первый научный труд.

В 1922 году он возглавляет один из отделов издательства «Гомпечать». А в 1923-1924-х годах занимает должность литературного редактора в издательском отделе Гомельского губернского управления партийной и советской печати. Он издаёт сборник И. Г. Эренбурга и выпускает номер литературного журнала «Вереск».

В 1924 году Лев Семёнович перебирается жить в Москву. А немного позднее и перевозит свою всю семью. Его отец был назначен на должность управляющим Арбатским отделением Промышленного банка, на которой он и проработал до конца своей жизни.

В 1924 году у Выготского случилось значимое знакомство, он был представлен молодому учёному Александру Лурию. Они вместе организуют кружок, который занимался исследованием по психологии. Благодаря занимаемой должности руководителя исследовательского кружка он получил возможность посетить Германию и Великобританию.

(слайд №5)

Личная жизнь Выготского сложилась вполне удачно. Его супругой стала Роза Ноевна Смехова. Супруги прожили вместе 10 лет. 9 мая 1925 года у пары рождается первая дочь, которую молодые родители назвали Гита, а в 1930 году вторая Ася.

Став взрослыми обе дочери продолжили дело своего знаменитого родителя. Обе сделали карьеру в области психологии и дефектологии. В 1996 году Гита и Ася стали соавторами в издали книгу «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету». В ней они познакомили читателей с неопубликованными статьями отца, набросками и фотографиями, которые бережно хранились в домашнем архиве.

Несмотря на тяжёлую болезнь ему удаётся защитить диссертацию, без его личного присутствия, которая позднее станет книгой «Психология искусства». Он дополнит её разделом «Легкое дыхание» и ещё несколькими дополнениями. Благодаря этим трудам он станет старшим научным сотрудником, который приравнивался к статусу кандидата медицинских наук.

Во время болезни в 1925 году он будет писать заметки, которые издаст позднее под названием «Исторический смысл психологического кризиса». Именно в этой работе он даст определение сознанию человека, так как видел это он. Лев Семёнович резко раскритиковал анализ человеческого поведения при помощи простых понятий.

 (слайд №6)

В 1926 году создан экспериментальный дефектологический институт (ныне институт коррекционной педагогики)

В 1927 году Лев Семёнович значительно продвигается по карьерной лестнице, он назначается начальником Московской медико-педагогической станции, на место уволенного В.П.Кащенко, впоследствии станция приобретёт статус Российского экспериментального дефектологического института (ЭДИ). Толчком к этому назначению имело его работа, которую он опубликовал в этом году. Книга вышла под названием «Мышление и речь». Эту должность Выготский будет занимать вплоть до 1928 года, а затем покинет свою должность по собственному желанию, но будет работать внештатным консультантом и научным руководителем психологических лабораторий.

В 1930-х годах учёный развивает разные направления в педагогике, закладывая новую основу культурно-исторической теории, и получает диплом академии наук по психоневрологии.

Лев Семёнович за свою трудовую деятельность успел поработать в разных сферах и городах. Правительственные и образовательные учреждения есть в послужном списке учёного, он работал в исследовательских организациях Москвы, Ленинграда, Харькова и Ташкента. Ещё в 1934 году, во время работы в институте экспериментальной медицины он хотел там организовать сектор психологии, но своих планов не сумел осуществить, так как был госпитализирован. Самый активный творческий период Выготского пришелся на 1920-1930 годы. В это время он много читает своих лекций по психологии, неврологии, дефектологии.

Лев Семёнович проиграл в пятнадцатилетней борьбе с туберкулёзом. Болезнь, которой он заболел в юности была неизлечима. Ранней весной 1934 года, в связи с сильным приступом этой болезни его направили на излечение в санаторий «Сосновый бор».

Лев Семёнович уже в мае был направлен в больницу города Москвы, а 11 июня 1934 года учёный умер от туберкулёза. Урну с его прахом захоронили на Новодевичьем кладбище.

(слайд №7)

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И ИДЕИ Л.С.ВЫГОТСКОГО

  • Педология подростка
  • Мышление и речь (скачать)
  • Фашизм в психоневрологии
  • Психология искусства (скачать)
  • Сознание как проблема психологии поведения
  • Исторический смысл психологического кризиса
  • Проблема культурного развития ребёнка
  • Конкретная психология человека
  • Орудие и знак в развитии ребёнка
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок
  • История развития высших психических функций
  • Лекции по психологии
  • Проблема развития и распада высших психических функций

   

Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".

В психологии такой личностью стал Л. С. Выготский. Он строил теории развития сознательной личности ребенка "в обстановке всеобщей революции" и само его учение было "насквозь революционным".

Основные направления исследований Выготского

(слайд №8)

(слайд №9)

Л.С. Выготский был, прежде всего, психологом. Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Лев Семенович Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, он начал исследования и в этом направлении.

Лев Семенович считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Л.С. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Принципы воспитания детей по Выготскому.

(слайд №10)

      Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться, что возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Развитие и воспитание особых детей.

(слайд №11)

(слайд №12)

Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а  наоборот  в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании, он подчеркивал: «Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал – не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов».

Наряду с общими закономерностями Л.С. Выготский отмечал и своеобразие развития аномального ребенка, он указал на тот факт, что развитие нормального и аномального ребенка подчинено одним законам и проходит те же стадии, но стадии растянуты во времени и наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. Помимо нарушенных функций всегда имеются сохранные функции. Коррекционная работа должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших функций. Л.С. Выготский формулирует принцип коррекционной работы как принцип обходного пути.

 Теория зоны ближайшего развития.

(слайд №13)

Зона ближайшего развития – это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

Уровень актуального развития – это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).

Зона ближайшего развития – это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Налицо развитие в процессе обучения. Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития. Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта. Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;
  • от его возможностей;
  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

Психологические основы дошкольной педагогики.

(слайд №14)

Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для развития ребенка. Он  говорит об игре как о зоне ближайшего развития ребенка. «Игра источник развития и создает зону ближайшего развития… По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка», «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде собирает в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»

(слайд №15)

Так возникает внутренняя саморегуляция – важнейший фактор психологической готовности к школе.

Влияние общения на воспитание ребенка.

(слайд №16)

Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

Речь – это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.

С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.

Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.

(слайд №17)

Заслуги Л.С. Выготского в педологии.

(слайд №18)

Педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

(слайд №19)

В "Лекциях по педологии" Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Чем младше ребенок, тем выше темп его развития, тем больше изменений происходит в единицу времени.

2. Закон метаморфоза в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной от взрослого психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания.

(слайд №20)

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития. В своем развитии высшие психические функции проходят ряд стадий.

(слайд №21)

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснять, освоить)
  • Выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих  знаний.
  • Выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно  применять приобретенные знания.
  • Формирование умения контролировать свои действия.

Согласно теории Л.С. Выготского, «развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием». На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию  взаимоотношений педагогов и детей.

(слайд №22)

Заключение

Из выше изложенного можно сделать вывод, что мир искусства и внутренний мир гармонично сочетаются в этом великом человеке. На пути становления личности и на протяжении всей жизни Выготский смог остаться верным самому себе и своему делу. Его вклад в развитие психологии огромен и бесценен. Хочу отметить, что перечислила не все его заслуги, а лишь самые значимые. Многие идеи, высказанные Л.С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований, как в отечественной, так и в мировой психологии.

Идеи Выготского вошли в обязательный багаж психологов и педагогов по всему миру. Приемниками Льва Николаевича Выготского стали: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и другие ученые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания.

Международная научно-практическая педагогическая  конференция: " Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....

Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)

Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и са...

Идеи педагогики сотрудничества в деятельностном подходе при обучении математике в средней школе

В результате разработки и внедрения собственной системы деятельностного подхода в обучении на уроках математики на основе педагогического сотрудничества становится качественной подготовка учащихся, по...

Научная статья "Роль проектной деятельности в военно-патриотическом воспитании школьников"

Раскрывается роль проектной деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения на примере проекта "Великая отечественная война" в истории моей семьи. В проекте обозначены сильные...

Интегрированное изучение краеведения средствами экскурсионной деятельности /научный журнал "Вопросы педагогики", №10, 2016.

Краеведение - это просветительство. История и современная жизнь малой родины, Белгородчины, позволяют детального изучения и пропаганды всего, что связано с историей, литературой родного белгородского ...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Эстетическое воспитание школьников в современной системе образования. Коллективная творческая деятельность в педагогике.

Эстетическое воспитание человека является одной из актуальных проблем воспитания. Формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер личности взаимосвязано с духовной составляющей, т. к. развитие одно...